Проблемы рынка труда и систему государственного регулирования занятости в зарубежных странах и Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть проблемы рынка труда и систему государственного регулирования занятости в зарубежных странах и Республике Беларусь.
Реализация этой цели обусловила необходимость решения следующих задач:
– раскрыть сущность рынка труда как объекта государственного регулирования;
– рассмотреть механизм государственного регулирования рынка труда;
– проанализировать опыт государственного регулирования сферы занятости на рынке труда в зарубежных странах (на примере США и стран Европейского союза);

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ...………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА ……………………………….….5
1.1 Рынок труда как объект государственного регулирования…………….5
1.2 Механизм государственного регулирования рынка труда…………….12

2 МИРОВОЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА……………..19
2.1 Государственное регулирование занятости в США…………………...19
2.2 Опыт государственного регулирования рынка труда в странах
Европейского союза……………………………………………………..23
3 ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………..………...28
3.1 Тенденции развития и состояние рынка труда в Республике
Беларусь…………………………………………………………………..28
3.2 Основные направления государственного регулирования
занятости в Республике Беларусь………………………………………37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование занятости.docx

— 153.56 Кб (Скачать)
ign="justify">     В целях стимулирования нанимателей  к созданию в первую очередь высокопроизводительных и высокоэффективных рабочих  мест планируется оказание им финансовой поддержки в виде бюджетных ссуд из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты для трудоустройства на них граждан.

     Кроме того, будут приниматься меры по содействию в трудоустройстве целевых  групп населения, в частности, установление нанимателям брони для приема на работу, направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение  квалификации, оказание содействия в  организации предпринимательской  деятельности, трудоустройстве на рабочие  места в рамках организации временной  занятости безработной молодежи «Молодежная практика», привлечение на оплачиваемые общественные работы, адаптация к трудовой деятельности и тому подобное.

     Дальнейшее  развитие получит система трудоустройства  молодежи, а также профессионального  обучения и ориентации, прежде всего  в школьной среде, направленная на повышение  престижа рабочих профессий. Будет  совершенствоваться система содействия трудовой занятости учащихся и студентов  в свободное от учебы время.

     Предусмотрены мероприятия по обеспечению занятости  населения в сельской местности, в том числе по стимулированию безработных к переезду на новое  место жительства и работы, вовлечению сельских жителей в предпринимательскую  деятельность.

     Несмотря  на устойчивую тенденцию снижения безработицы  в целом по республике и в малых  городах, анализ состояния рынка  труда малых городов по основным критериям свидетельствует о  том, что наиболее сложная ситуация в 2011 году прогнозируется в 27 из 187 малых  городов.

     Государственной программой планируется реализация мероприятий по обеспечению занятости  населения в малых городах  и регионах с устойчиво высоким  уровнем безработицы. На основе мониторинга рынка труда малых городов и предложений облисполкомов в Государственную программу включено 27 наиболее проблемных малых городов и 7 районов, в том числе: в Брестской области – Ганцевичский район, города Ганцевичи, Микашевичи Лунинецкого района, Иваново, г.п. Телеханы Ивацевичского района, р.п. Речица Столинского района; в Витебской области – Поставский и Лепельский районы, города Поставы, Лепель, Дубровно, Толочин, Барань Оршанского района; в Гомельской области – Речицкий и Рогачевский районы, города Василевичи Речицкого района, Рогачев, городские поселки Заречье Речицкого района и Уваровичи Буда-Кошелевского района; в Гродненской области – города Мосты, Волковыск, Новогрудок, Свислочь, Скидель, Слоним, г.п. Россь Волковысского района; в Минской области – города Вилейка, Березино, Копыль; в Могилевской области – Кировский и Краснопольский районы, город Кировск, городские поселки Краснополье и Белыничи.

     Кроме того, в Государственной программе социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 29 марта 2010 г. № 161, предусмотрены меры по обеспечению занятости населения еще в 7 регионах: Лунинецком, Столинском и Пинском районах Брестской области, Житковичском, Мозырском, Петриковском и Наровлянском районах Гомельской области.

     Продолжится работа по совершенствованию законодательства в сфере занятости населения, направленного на повышение экономической  активности незанятого населения, стимулирование нанимателей, создающих рабочие  места, а также усиление социальной защиты граждан, потерявших работу в  результате модернизации производства или оптимизации численности  работников, граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке  труда.

     Планируется также совершенствование работы института социального партнерства  по содействию модернизации экономики  и обеспечению социальной поддержки  работников, высвобождаемых в связи  с реструктуризацией производств.

     Дальнейшее  развитие единой информационно-вычислительной системы государственной службы занятости населения позволит обеспечить функционирование автоматизированной информационной системы «Общереспубликанский банк вакансий» в сети Интернет.

     Выполнение  мероприятий Государственной программы  позволит:

     – обеспечить трудоустройство на вновь созданные рабочие места 175 тыс. человек, в том числе 25,2 тыс. человек в малых городах, 17 тыс. – в сельской местности, 2,5 тыс. человек на рабочие места, созданные с использованием бюджетных ссуд;

     – оказать содействие в трудоустройстве на постоянную работу 199,8 тыс. незанятых граждан, в том числе 128,1 тыс. безработных, из них в счет установленной брони 25 тыс. граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

     – организовать оплачиваемые общественные работы (преимущественно на объектах социальной сферы) с участием в них 90,5 тыс. человек, в том числе 49,2 тыс. безработных;

     – направить на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 24,7 тыс. безработных, в том числе не менее 45 % по заявкам нанимателей;

     – оказать содействие в организации предпринимательской деятельности 3 тыс. безработным с предоставлением финансовой поддержки из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;

     – оказать социальную поддержку 126 тыс. безработным в период поиска работы;

     – повысить экономическую активность незанятого населения;

     – сохранить контролируемую и управляемую ситуацию на рынке рабочей силы, повысить ее качество и конкурентоспособность;

     – повысить сбалансированность между спросом и предложением рабочей силы по профессионально-квалификационной и территориальной структуре;

     – снизить безработицу среди молодежи, женщин, населения, проживающего в сельской местности, а также лиц, которым государство предоставляет дополнительные гарантии в области содействия занятости населения;

     – стабилизировать ситуацию на рынке рабочей силы в административно-территориальных единицах с устойчиво высоким уровнем безработицы;

     – обеспечить к концу 2011 года: численность населения, занятого в экономике, в пределах 4670-4720 тыс. человек, в том числе в Брестской области – 640,3-647,2 тыс. человек, Витебской – 573,6-579,7 тыс. человек, Гомельской – 667,2-674,3 тыс. человек, Гродненской – 509,1-514,6 тыс. человек, Минской – 674,7-681,9 тыс. человек, Могилевской области – 508,6-514 тыс. человек, по г. Минску – 1096,5-1108,3 тыс. человек;

     – уровень регистрируемой безработицы по республике в размере 1,2-1,5 %, в том числе в Брестской области – 1,5 %, Витебской – 1,6, Гомельской – 1,4, Гродненской – 1,4, Минской – 1,2, Могилевской области – 1,5, по г. Минску – 0,5 %.

      Таким образом, как следует из изложенного  в третьей главе, главной задачей на рынке труда Республики Беларусь является сохранение контролируемой ситуации и удержание уровня регистрируемой безработицы в социально допустимых пределах.

      В Республике Беларусь государственное  регулирование занятости предполагает решение следующих основных задач: обеспечение воспроизводства населения  страны; создание условий для достижения рациональной занятости населения; обеспечение национальной экономики  рабочей силой необходимой квалификации и количеством, реально соответствующим  потребностям общества; использование  трудового потенциала и отдельных  групп населения (молодежи, женщин, лиц старшего трудоспособного возраста) с максимальной эффективностью.

      Политика  занятости в Республике Беларусь должна быть тесно взаимосвязана  с инвестиционной, налоговой и  финансово-кредитной политикой, размещением  производительных сил, научно-техническими и социальными программами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В результате проведенного исследования необходимо отметить следующие основополагающие теоретические положения и выводы.

     Рынок труда – это динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования, обмена рабочей силы на жизненные средства и механизма  его самореализации.

     Состояние рынка труда определяется характером трех основных рыночных параметров: объемом, структурой спроса на трудовые ресурсы; объемом, структурой предложения трудовых ресурсов; уровнем цены рабочей силы (оплаты труда), динамикой параметров в анализируемом периоде.

      Активная  деятельность государства на рынке  труда необходима и носит многоплановый  характер. Но, осуществляя ее, следует  учитывать, что, поскольку деятельность государства ограничивает рыночный механизм, характер ее противоречив. Деятельность государства не должна приходить  в конфликт с экономической эффективностью, а государственное вмешательство  в рыночный механизм должно быть минимально необходимым.

     В большинстве стран с рыночной экономикой наиболее приоритетными долгосрочными целями государственного регулирования занятости являются: достижение оптимального соотношения спроса и предложения рабочей силы и таким образом оптимального уровня безработицы, при котором экономические и социальные потери от незанятости – минимальные; сокращение продолжительности безработицы; снижение чрезмерно высокого уровня территориальной дифференциации состояния региональных рынков труда; обеспечение максимально полного соответствия размера оплаты труда и стоимости (цены) рабочей силы.

     Для достижения поставленных целей государственные регулирующие органы используют различные методы воздействия на со стояние рынка труда, в составе которых различают две группы: административные, или прямые (создание новых рабочих мест, регулирование уровня заработной платы, организация помощи безработным и др.) и экономические, или косвенные (изменение процентных ставок банковских кредитов и налоговых ставок на доходы хозяйствующих субъектов).

      На  уровень и особенности рынка  труда в различных странах  оказывают большое влияние сложившиеся  традиции в трудовой сфере и во взаимоотношениях с государством, национальный менталитет, развитие сферы образования  и многое другое. В связи с этим национальные рынки труда имеют  свои специфические особенности  функционирования.

      Обобщая зарубежный опыт по регулированию рынка  труда, можно констатировать, что  не следует переоценивать роль государства  и связывать с усилением его  вмешательства в экономику возможность  решения проблемы безработицы и  рациональной занятости. Вместе с тем  государственное регулирование, если оно правильно ориентировано, позволяет  смягчить остроту этих проблем, обеспечить адаптацию рыночной экономики к  изменяющимся внутренним и внешним обстоятельствам воспроизводства, способствует достижению как экономического, так и социального равновесия.

      В Республике Беларусь сложился очень  высокий уровень занятости, обусловленный  быстрыми темпами наращивания в  недавнем прошлом количества рабочих  мест, а также низким уровнем жизни  по сравнению с развитыми странами. Все эти особенности, характеризующие  рынок труда в Республике Беларусь, нужно иметь в виду в процессе проведения политики занятости.

      Профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда является одним из основных факторов снижения качества трудового потенциала в Республике Беларусь. Решение этой проблемы требует в первую очередь изменения структуры и повышения качества системы профессиональной подготовки кадров, ее увязки с реальными потребностями общественного производства. Не менее важная задача – обеспечение наиболее полной сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочих мест на локальных рынках труда с учетом перспектив социально-экономического развития регионов.

      Главной задачей на рынке труда Республики Беларусь является сохранение контролируемой ситуации и удержание уровня регистрируемой безработицы в социально допустимых пределах.

      В Республике Беларусь государственное  регулирование занятости предполагает решение следующих основных задач: обеспечение воспроизводства населения  страны; создание условий для достижения рациональной занятости населения; обеспечение национальной экономики  рабочей силой необходимой квалификации и количеством, реально соответствующим  потребностям общества; использование  трудового потенциала и отдельных  групп населения (молодежи, женщин, лиц старшего трудоспособного возраста) с максимальной эффективностью.

Информация о работе Проблемы рынка труда и систему государственного регулирования занятости в зарубежных странах и Республике Беларусь