Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:52, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть проблемы рынка труда и систему государственного регулирования занятости в зарубежных странах и Республике Беларусь.
Реализация этой цели обусловила необходимость решения следующих задач:
– раскрыть сущность рынка труда как объекта государственного регулирования;
– рассмотреть механизм государственного регулирования рынка труда;
– проанализировать опыт государственного регулирования сферы занятости на рынке труда в зарубежных странах (на примере США и стран Европейского союза);
ВВЕДЕНИЕ ...………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА ……………………………….….5
1.1 Рынок труда как объект государственного регулирования…………….5
1.2 Механизм государственного регулирования рынка труда…………….12
2 МИРОВОЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА……………..19
2.1 Государственное регулирование занятости в США…………………...19
2.2 Опыт государственного регулирования рынка труда в странах
Европейского союза……………………………………………………..23
3 ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………..………...28
3.1 Тенденции развития и состояние рынка труда в Республике
Беларусь…………………………………………………………………..28
3.2 Основные направления государственного регулирования
занятости в Республике Беларусь………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
Кроме
того, будут приниматься меры по
содействию в трудоустройстве целевых
групп населения, в частности, установление
нанимателям брони для приема
на работу, направление на профессиональную
подготовку, переподготовку и повышение
квалификации, оказание содействия в
организации
Дальнейшее
развитие получит система
Предусмотрены мероприятия по обеспечению занятости населения в сельской местности, в том числе по стимулированию безработных к переезду на новое место жительства и работы, вовлечению сельских жителей в предпринимательскую деятельность.
Несмотря на устойчивую тенденцию снижения безработицы в целом по республике и в малых городах, анализ состояния рынка труда малых городов по основным критериям свидетельствует о том, что наиболее сложная ситуация в 2011 году прогнозируется в 27 из 187 малых городов.
Государственной программой планируется реализация мероприятий по обеспечению занятости населения в малых городах и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы. На основе мониторинга рынка труда малых городов и предложений облисполкомов в Государственную программу включено 27 наиболее проблемных малых городов и 7 районов, в том числе: в Брестской области – Ганцевичский район, города Ганцевичи, Микашевичи Лунинецкого района, Иваново, г.п. Телеханы Ивацевичского района, р.п. Речица Столинского района; в Витебской области – Поставский и Лепельский районы, города Поставы, Лепель, Дубровно, Толочин, Барань Оршанского района; в Гомельской области – Речицкий и Рогачевский районы, города Василевичи Речицкого района, Рогачев, городские поселки Заречье Речицкого района и Уваровичи Буда-Кошелевского района; в Гродненской области – города Мосты, Волковыск, Новогрудок, Свислочь, Скидель, Слоним, г.п. Россь Волковысского района; в Минской области – города Вилейка, Березино, Копыль; в Могилевской области – Кировский и Краснопольский районы, город Кировск, городские поселки Краснополье и Белыничи.
Кроме того, в Государственной программе социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 29 марта 2010 г. № 161, предусмотрены меры по обеспечению занятости населения еще в 7 регионах: Лунинецком, Столинском и Пинском районах Брестской области, Житковичском, Мозырском, Петриковском и Наровлянском районах Гомельской области.
Продолжится
работа по совершенствованию
Планируется
также совершенствование работы
института социального
Дальнейшее развитие единой информационно-вычислительной системы государственной службы занятости населения позволит обеспечить функционирование автоматизированной информационной системы «Общереспубликанский банк вакансий» в сети Интернет.
Выполнение
мероприятий Государственной
– обеспечить трудоустройство на вновь созданные рабочие места 175 тыс. человек, в том числе 25,2 тыс. человек в малых городах, 17 тыс. – в сельской местности, 2,5 тыс. человек на рабочие места, созданные с использованием бюджетных ссуд;
– оказать содействие в трудоустройстве на постоянную работу 199,8 тыс. незанятых граждан, в том числе 128,1 тыс. безработных, из них в счет установленной брони 25 тыс. граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
– организовать оплачиваемые общественные работы (преимущественно на объектах социальной сферы) с участием в них 90,5 тыс. человек, в том числе 49,2 тыс. безработных;
– направить на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 24,7 тыс. безработных, в том числе не менее 45 % по заявкам нанимателей;
– оказать содействие в организации предпринимательской деятельности 3 тыс. безработным с предоставлением финансовой поддержки из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;
– оказать социальную поддержку 126 тыс. безработным в период поиска работы;
– повысить экономическую активность незанятого населения;
– сохранить контролируемую и управляемую ситуацию на рынке рабочей силы, повысить ее качество и конкурентоспособность;
–
повысить сбалансированность между спросом
и предложением рабочей силы по профессионально-
– снизить безработицу среди молодежи, женщин, населения, проживающего в сельской местности, а также лиц, которым государство предоставляет дополнительные гарантии в области содействия занятости населения;
–
стабилизировать ситуацию на рынке рабочей
силы в административно-
– обеспечить к концу 2011 года: численность населения, занятого в экономике, в пределах 4670-4720 тыс. человек, в том числе в Брестской области – 640,3-647,2 тыс. человек, Витебской – 573,6-579,7 тыс. человек, Гомельской – 667,2-674,3 тыс. человек, Гродненской – 509,1-514,6 тыс. человек, Минской – 674,7-681,9 тыс. человек, Могилевской области – 508,6-514 тыс. человек, по г. Минску – 1096,5-1108,3 тыс. человек;
– уровень регистрируемой безработицы по республике в размере 1,2-1,5 %, в том числе в Брестской области – 1,5 %, Витебской – 1,6, Гомельской – 1,4, Гродненской – 1,4, Минской – 1,2, Могилевской области – 1,5, по г. Минску – 0,5 %.
Таким образом, как следует из изложенного в третьей главе, главной задачей на рынке труда Республики Беларусь является сохранение контролируемой ситуации и удержание уровня регистрируемой безработицы в социально допустимых пределах.
В
Республике Беларусь государственное
регулирование занятости
Политика
занятости в Республике Беларусь
должна быть тесно взаимосвязана
с инвестиционной, налоговой и
финансово-кредитной политикой, размещением
производительных сил, научно-техническими
и социальными программами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования необходимо отметить следующие основополагающие теоретические положения и выводы.
Рынок труда – это динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования, обмена рабочей силы на жизненные средства и механизма его самореализации.
Состояние рынка труда определяется характером трех основных рыночных параметров: объемом, структурой спроса на трудовые ресурсы; объемом, структурой предложения трудовых ресурсов; уровнем цены рабочей силы (оплаты труда), динамикой параметров в анализируемом периоде.
Активная
деятельность государства на рынке
труда необходима и носит многоплановый
характер. Но, осуществляя ее, следует
учитывать, что, поскольку деятельность
государства ограничивает рыночный
механизм, характер ее противоречив. Деятельность
государства не должна приходить
в конфликт с экономической
В большинстве стран с рыночной экономикой наиболее приоритетными долгосрочными целями государственного регулирования занятости являются: достижение оптимального соотношения спроса и предложения рабочей силы и таким образом оптимального уровня безработицы, при котором экономические и социальные потери от незанятости – минимальные; сокращение продолжительности безработицы; снижение чрезмерно высокого уровня территориальной дифференциации состояния региональных рынков труда; обеспечение максимально полного соответствия размера оплаты труда и стоимости (цены) рабочей силы.
Для достижения поставленных целей государственные регулирующие органы используют различные методы воздействия на со стояние рынка труда, в составе которых различают две группы: административные, или прямые (создание новых рабочих мест, регулирование уровня заработной платы, организация помощи безработным и др.) и экономические, или косвенные (изменение процентных ставок банковских кредитов и налоговых ставок на доходы хозяйствующих субъектов).
На
уровень и особенности рынка
труда в различных странах
оказывают большое влияние
Обобщая
зарубежный опыт по регулированию рынка
труда, можно констатировать, что
не следует переоценивать роль государства
и связывать с усилением его
вмешательства в экономику
В
Республике Беларусь сложился очень
высокий уровень занятости, обусловленный
быстрыми темпами наращивания в
недавнем прошлом количества рабочих
мест, а также низким уровнем жизни
по сравнению с развитыми
Профессионально-
Главной
задачей на рынке труда Республики
Беларусь является сохранение контролируемой
ситуации и удержание уровня регистрируемой
безработицы в социально
В
Республике Беларусь государственное
регулирование занятости