Проблемы рынка труда и систему государственного регулирования занятости в зарубежных странах и Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть проблемы рынка труда и систему государственного регулирования занятости в зарубежных странах и Республике Беларусь.
Реализация этой цели обусловила необходимость решения следующих задач:
– раскрыть сущность рынка труда как объекта государственного регулирования;
– рассмотреть механизм государственного регулирования рынка труда;
– проанализировать опыт государственного регулирования сферы занятости на рынке труда в зарубежных странах (на примере США и стран Европейского союза);

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ...………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА ……………………………….….5
1.1 Рынок труда как объект государственного регулирования…………….5
1.2 Механизм государственного регулирования рынка труда…………….12

2 МИРОВОЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА……………..19
2.1 Государственное регулирование занятости в США…………………...19
2.2 Опыт государственного регулирования рынка труда в странах
Европейского союза……………………………………………………..23
3 ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………..………...28
3.1 Тенденции развития и состояние рынка труда в Республике
Беларусь…………………………………………………………………..28
3.2 Основные направления государственного регулирования
занятости в Республике Беларусь………………………………………37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование занятости.docx

— 153.56 Кб (Скачать)

     Государственные органы, в том числе местные  исполнительные и распорядительные органы по месту нахождения организации, признаваемой банкротом, обязаны принимать  меры по созданию новых рабочих мест в связи с банкротством, а также  по трудоустройству работников данной организации.

     Для реализации государственной политики в области содействия занятости  населения и обеспечения гражданам  соответствующих гарантий создана государственная служба занятости населения. Деятельность государственной службы занятости населения направлена на оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда, разработку и реализацию государственной и других программ содействия занятости населения, содействие гражданам в поиске подходящей работы, а нанимателям – в подборе необходимых работников, организацию профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных, регистрацию граждан безработными и осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении, ведение учета свободных рабочих мест (вакансий) и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, оказание услуг по трудоустройству и профессиональной ориентации высвобождаемым работникам и незанятому населению, повышение экономической заинтересованности нанимателей в сохранении действующих и создании новых рабочих мест, содействие безработным в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности, организацию работы по переселению безработных и членов их семей в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы, содействие организации оплачиваемых общественных работ, организацию контроля за соблюдением законодательства о занятости населения, осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

     Работу  государственной службы занятости  населения возглавляет и организует Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. Для реализации государственной политики в области  содействия занятости населения  на местах в структуре соответствующих  местных исполнительных и распорядительных органов созданы комитеты по труду, занятости и социальной защите областных, Минского городского исполнительных комитетов, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов.

     Деятельность  государственной службы занятости  населения финансируется за счет средств государственного фонда  содействия занятости, предусмотренных  на эти цели. Порядок деятельности государственной службы занятости населения определяется положением об этой службе, утверждаемым Правительством Республики Беларусь. Органы государственной службы занятости населения координируют свою деятельность с деятельностью профсоюзов и нанимателей в пределах их компетенции.

     Услуги, связанные с содействием занятости  граждан, предоставляются органами государственной службы занятости  населения бесплатно.

     В целях содействия занятости населения  государство осуществляет:

     – разработку и реализацию мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на повышение эффективности  экономики, рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной  занятости, поощрение принятия нанимателями мер, способствующих сохранению действующих и созданию новых рабочих мест;

     – правовое регулирование в области  содействия занятости населения  на основе соблюдения прав граждан  и предоставления соответствующих  государственных гарантий, а также  совершенствование законодательства о занятости населения;

     – разработку и реализацию государственной  программы содействия занятости  населения, координацию ее с территориальными и отраслевыми программами содействия занятости населения;

     – развитие и совершенствование работы органов государственной службы занятости населения.

     В соответствии со ст. 12 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 года «О занятости населения Республики Беларусь» [23], а также основными положениями Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы [22], предусматривающими инновационное развитие и структурную перестройку экономики, переход на более высокий технологический уклад развития производства, развитие человеческого потенциала, предпринимательства и инициативы, устойчивое развитие регионов, и обеспечивает преемственность зарекомендовавших себя на практике активных мер по обеспечению занятости населения, разработана Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год [25].

     В Государственной программе определены основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов  государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных  Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов  по реализации государственной политики в области обеспечения занятости  населения.

     В 2011 году рынок труда республики будет  формироваться в условиях структурной  перестройки экономики и под  воздействием следующих факторов:

     – сокращение численности трудовых ресурсов;

     – наличие избыточной рабочей силы в ряде организаций при ее дефиците на региональных рынках труда;

     – дисбаланс между спросом и  предложением рабочих мест по профессионально-квалификационному  составу;

     – сохранение низкой конкурентоспособности  на рынке труда граждан, особо  нуждающихся в социальной защите, – инвалидов, молодежи, женщин, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, а также имеющих длительный перерыв в работе.

     Согласно  прогнозным расчетам в 2011 году в органах  по труду, занятости и социальной защите будет зарегистрировано 212,6 тыс. безработных (97,6 % по сравнению с 2010 годом).

     С учетом численности безработных, состоящих  на учете на конец 2010 года, общее  количество безработных, нуждающихся  в трудоустройстве, в 2011 году составит 262 тыс. человек (101,5 % по отношению к 2010 году). Уровень безработицы на конец 2011 года прогнозируется в пределах 1,2-1,5 %.

     Рынок труда будет пополняться за счет лиц, уволенных по причинам текучести  кадров, высвобождаемых в результате модернизации производства и оптимизации  численности работников, имеющих  длительный перерыв в работе, а  также выпускников учреждений, обеспечивающих получение общего базового и среднего образования.

     Целью Государственной программы является повышение эффективности использования  трудовых ресурсов и конкурентоспособности  рабочей силы на рынке труда в  условиях модернизации экономики республики.

     В рамках реализации Государственной  программы предполагается решение  следующих задач:

     – содействие нанимателям в структурной перестройке экономики и повышение эффективности занятости населения на основе модернизации рабочих мест;

     – вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан;

     – интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;

     – содействие безработным в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

     – повышение конкурентоспособности рабочей силы, снижение дисбаланса между спросом и предложением;

     – обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности;

     – совершенствование системы социальной защиты от безработицы;

     – обеспечение уровня регистрируемой безработицы в 2011 году в пределах 1,2-1,5 % от численности экономически активного населения.

     В условиях структурных изменений  национальной экономики и перехода на инновационный путь развития, а  также прогнозируемого уменьшения трудового потенциала страны приоритеты в политике занятости смещаются  в сторону повышения эффективности  использования трудовых ресурсов.

     В Государственной программе закладываются  основы такого повышения, а также  превентивные меры, направленные на снижение социальных издержек, связанных с  реструктуризацией организаций  и оптимизацией численности их работников.

     В Государственной программе предусматриваются  следующие приоритетные направления:

     • содействие нанимателям в структурной перестройке организаций в условиях модернизации рабочих мест, развитие новых форм работы с нанимателями;

     • стимулирование создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных наукоемких, высокотехнологичных, динамично развивающихся отраслях экономики и сфере востребованных услуг;

     • содействие безработным в развитии предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

     • стимулирование роста занятости в сфере услуг;

     • повышение сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы и ее конкурентоспособности на основе создания системы непрерывного профессионального обучения и стимулов для повышения квалификации персонала непосредственно на производстве, внедрение эффективных программ профессиональной ориентации молодежи;

     • повышение экономической активности незанятого населения;

     • создание благоприятных условий для повышения уровня занятости в регионах;

     • обеспечение занятости граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

     • совершенствование социальной защиты безработных;

     • совершенствование законодательства в сфере занятости населения.

     По  каждому из направлений Государственной  программы предусматривается реализация мероприятий выполнение которых будет способствовать достижению цели и решению ее задач.

     Для выявления потенциально избыточной численности организаций и разработки планов социально ответственной  их реструктуризации будет оказываться  помощь нанимателям в проведении кадровой диагностики своих организаций.

     В целях информирования населения  о возможностях трудоустройства  планируются проведение ярмарок  вакансий, дней организаций, создание в крупных организациях информационно-консультационных пунктов органов по труду, занятости  и социальной защите, организация работы телефонной «горячей линии».

     Значительно повысит оперативность предоставления гражданам сведений о наличии  свободных рабочих мест (вакансий) внедрение электронного обмена информацией  с нанимателями на базе существующих в республике сетей и каналов  связи. На официальном сайте Министерства труда и социальной защиты постоянно  будет актуализироваться перечень профессий, по которым наниматели испытывают острую потребность в кадрах.

     Для содействия в трудоустройстве незанятого населения республиканским органам  государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным  Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому устанавливаются задания по трудоустройству  граждан на вновь создаваемые  рабочие места.

Информация о работе Проблемы рынка труда и систему государственного регулирования занятости в зарубежных странах и Республике Беларусь