Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:52, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть проблемы рынка труда и систему государственного регулирования занятости в зарубежных странах и Республике Беларусь.
Реализация этой цели обусловила необходимость решения следующих задач:
– раскрыть сущность рынка труда как объекта государственного регулирования;
– рассмотреть механизм государственного регулирования рынка труда;
– проанализировать опыт государственного регулирования сферы занятости на рынке труда в зарубежных странах (на примере США и стран Европейского союза);
ВВЕДЕНИЕ ...………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА ……………………………….….5
1.1 Рынок труда как объект государственного регулирования…………….5
1.2 Механизм государственного регулирования рынка труда…………….12
2 МИРОВОЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА……………..19
2.1 Государственное регулирование занятости в США…………………...19
2.2 Опыт государственного регулирования рынка труда в странах
Европейского союза……………………………………………………..23
3 ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………..………...28
3.1 Тенденции развития и состояние рынка труда в Республике
Беларусь…………………………………………………………………..28
3.2 Основные направления государственного регулирования
занятости в Республике Беларусь………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
Отраслевая структура американской рабочей силы характеризуется дальнейшей ее урбанизацией, перераспределением из сферы материального в сферу нематериального производства, расширением занятости в быстро развивающихся наукоемких отраслях.
Уровень занятости в материальном производстве в совокупной занятости за последние 30 лет сократился с 33,2 % до 21,8 %, что объясняется ростом численности работающих в сфере услуг (за период с 1970 г. по 2006 г. – с 47,3 млн. до 114 млн. человек). Ни в одной другой стране мира занятость не распределяется с таким огромным перевесом в пользу сферы услуг. Это свидетельствует прежде всего о высоком уровне производительности труда в экономике, особенно в обрабатывающей промышленности, и о принципиально новой роли сферы услуг в социально-экономическом развитии страны [7, с. 42].
Впечатляют изменения в образовательном уровне американской рабочей силы. В 2006 г. около 85 % всего взрослого населения США в возрасте 25 лет и старше имело законченное среднее образование, а приблизительно 28 % – законченное высшее образование. Это значительный качественный сдвиг по сравнению с 1970 г., когда среднее образование имело менее 54 % населения и лишь 10 % закончили университеты и колледжи. В 2005-2006 гг. в США было присвоено 48,5 докторских степеней (53 % – мужчинам, 47 % – женщинам) и 580 тыс. степеней магистра наук. На 2006 г. период обучения среднего американца превышал 13 лет, что на год больше продолжительности обучения в средней школе. Таким образом, по агрегированным показателям американская рабочая сила является одной из наиболее образованных в мире [7, с. 42].
Важная тенденция, заметно меняющая облик рабочей силы США, – рост экономической активности женщин, достигшей к началу XXI в. 60% (для сравнения: в середине 60-х гг. – 40 %, в 1940 г. – 28%). В 2006 г. женщины составляли почти половину рабочей силы страны (около 71 млн.) [10, с. 122].
Несмотря
на общие позитивные характеристики,
рынок труда США сталкивается
с серьезными проблемами и противоречиями.
Хотя уровень безработицы в среднем
по стране относительно невысокий, ее
масштабы среди отдельных групп
рабочей силы весьма заметны. В частности
уровень безработицы среди
Сохраняется и даже увеличивается разрыв в оплате труда среди работников разного уровня квалификации. Если в конце 70-х гг. лица с высшим образованием зарабатывали в среднем на 38 % больше тех, кто имел только среднее образование, то в конце 90-х гг. этот разрыв увеличился до 71 %. Средненедельный реальный заработок у неимеющих аттестата средней школы упал с 462 долл. в 1979 г. до 337 долл. в 1999 г. Лица с высшим образованием за этот же период увеличили свои реальные недельные заработки с 758 долл. до 821 долл. С конца 70-х гг. разрыв в доходах высоко- и низкооплачиваемых работников в среднем возрос с 3,7 до 4,4 раз [7, с. 44].
Другой
серьезной проблемой остается неравенство
в уровне образования и возможностях
его получения среди различных
этнических групп. К началу XXI в. наибольший
процент закончивших среднюю
школу был среди американцев
азиатского происхождения – более
90 %. Среднюю школу заканчивает
примерно одинаковое количество белых
и темнокожих американцев – 88% и
86% соответственно. Среди испаноязычного
населения процент завершивших
среднее образование
Значительно
хуже ситуация с получением высшего
образования среди
Уместно
заметить, что несмотря на огромный прогресс,
достигнутый в преодолении расовой и других
форм дискриминации на рынке труда и на
рабочем месте, это явление, тем не менее,
существует.
2.2
Опыт государственного
регулирования рынка
труда в странах Европейского
союза
В современных условиях развития европейский рынок труда представляет собой сложный социально-экономический механизм, который отражает многообразие связей, общественно-экономическую форму движения трудовых ресурсов, которая соответствует рыночной экономике.
Рассмотрим
опыт государственное регулирование
рынка труда в странах
Рынок рабочей силы Европейского союза сейчас находится в сложном положении из-за набирающих силу процессов старения населения и падения темпов естественного прироста. Во многих отраслях европейской экономики, особенно в сфере высших технологий, здравоохранения, коммунальных услуг и добывающих производств, ощущается нехватка рабочей силы. Вместе с тем и проблема высокого уровня безработицы до сих пор остается одной из самых болезненных для ЕС. Вполне понятно, что подобная ситуация приковывает внимание правительств стран – членов Евросоюза, заставляет их искать выходы из этой противоречивой ситуации. На саммите ЕС в марте 2008 г. обеспечение большей занятости и уменьшение уровня безработицы были вновь названы приоритетными задачами скоординированной европейской стратегии развития. Для выполнения этих задач национальные правительства и наднациональные органы ЕС создают правовые и организационные механизмы, совершенствуют экономические инструментарии регулирования рынка труда с учетом глобальных демографических и миграционных процессов.
В
условиях замедления темпов прироста
населения, старения общества, ограничения
иммиграции характерной тенденцией
для многих стран ЕС становится переход
от политики стимулирования спроса к
стимулированию предложения рабочей
силы. Смена концептуального подхода
регулирования занятости и
Современная система стимулирования экономической активности населения в странах ЕС опирается на следующие стратегии:
• активизацию поиска работы незанятым трудоспособным населением, включающую экономические санкции к тем, кто занимается этим недостаточно активно (сокращение пособий по безработице);
• более широкое привлечение к труду женщин трудоспособного возраста, использование гибких форм занятости, надомной работы;
•
вовлечение в производство лиц, вышедших
за официальные границы
• совершенствование организации труда и более эффективное использование рабочего времени на предприятии [10, с. 64].
Во многих странах ЕС национальные программы занятости предполагают, в частности, следующие меры по стимулированию экономической активности населения:
• введение более жестких условий и установление предельных сроков предоставления пособий по безработице, снижение нормы выплаты пособий по отношению к заработной плате (в Австрии, Бельгии, Великобритании, Испании, Нидерландах, Польше, Франции);
• повышение официального пенсионного возраста (в Австрии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Италии, Франции, Португалии);
• сокращение числа лиц, имеющих право на пенсионные пособия в полном объеме в связи с продлением необходимого трудового стажа (в присоединившихся к ЕС странах Центральной и Восточной Европы) или увеличением количества лет, в течение которых работники должны осуществлять выплаты в пенсионные фонды (в Ирландии);
•
ограничение практики досрочного выхода
на пенсию работников моложе пенсионного
возраста (в Австрии, Бельгии, Великобритании,
Дании, Греции, Италии, Нидерландах, Франции,
странах Центральной и
• усиление зависимости размера пенсий от величины и периода взносов работников и работодателей в пенсионные фонды (в странах Центральной и Восточной Европы и большинстве западноевропейских стран ЕС);
•
установление более жестких правил
назначения пенсий по инвалидности (в
странах Центральной и
Эти меры направлены на решение двуединой задачи:
1)
сократить бюджетные расходы
и таким образом уменьшить
дефицит государственных
2)
стимулировать рост
На наднациональном уровне мониторинг и регулирование европейского рынка труда осуществляется Комитетом по занятости, в который входит представитель Европейской комиссии и по два представителя от каждой страны – члена ЕС. Главный метод наднационального воздействия на рынок труда – выработка общей стратегии по вопросам политики занятости и координация политики занятости государств – членов ЕС.
Инструменты этой координации включают:
• контроль состояния занятости в странах – членах ЕС (мониторинг);
•
выявление удачных мер и
• рекомендации отдельным государствам – членам ЕС в области занятости и рационального использования трудовых ресурсов;
• финансовую поддержку национальным программам в области занятости [10, с. 65].
Каждое
государство Евросоюза ежегодно
подготавливает доклад о состоянии
национальных рынков труда и об основных
мерах по реализации региональной политики
занятости в свете
Главным институтом политики занятости Евросоюза является Европейский социальный фонд (ЕСФ), основанный в 1960 г. Средства этого фонда формируются из бюджета ЕС. Годовые поступления в ЕСФ из бюджета ЕС составляют около 10 млрд. евро. ЕСФ оказывает финансовую помощь преимущественно бедным регионам для осуществления мероприятий по борьбе с безработицей, предоставляет субсидии, содействует развитию и адаптации рынка труда к происходящим в экономике структурным сдвигам. Основная часть средств ЕСФ направляется на развитие профессионального образования и повышение квалификации, совершенствование систем переподготовки кадров, содействие социальному и гендерному равенству возможностей на рынке труда, а также на создание новых рабочих мест. Примерно 3/4 ассигнований из средств ЕСФ направляется на преодоление безработицы среди молодежи.