Проблемы рынка труда и систему государственного регулирования занятости в зарубежных странах и Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть проблемы рынка труда и систему государственного регулирования занятости в зарубежных странах и Республике Беларусь.
Реализация этой цели обусловила необходимость решения следующих задач:
– раскрыть сущность рынка труда как объекта государственного регулирования;
– рассмотреть механизм государственного регулирования рынка труда;
– проанализировать опыт государственного регулирования сферы занятости на рынке труда в зарубежных странах (на примере США и стран Европейского союза);

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ...………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА ……………………………….….5
1.1 Рынок труда как объект государственного регулирования…………….5
1.2 Механизм государственного регулирования рынка труда…………….12

2 МИРОВОЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА……………..19
2.1 Государственное регулирование занятости в США…………………...19
2.2 Опыт государственного регулирования рынка труда в странах
Европейского союза……………………………………………………..23
3 ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………..………...28
3.1 Тенденции развития и состояние рынка труда в Республике
Беларусь…………………………………………………………………..28
3.2 Основные направления государственного регулирования
занятости в Республике Беларусь………………………………………37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование занятости.docx

— 153.56 Кб (Скачать)

      Отраслевая  структура американской рабочей  силы характеризуется дальнейшей ее урбанизацией, перераспределением из сферы материального в сферу  нематериального производства, расширением  занятости в быстро развивающихся  наукоемких отраслях.

      Уровень занятости в материальном производстве в совокупной занятости за последние 30 лет сократился с 33,2 % до 21,8 %, что  объясняется ростом численности  работающих в сфере услуг (за период с 1970 г. по 2006 г. – с 47,3 млн. до 114 млн. человек). Ни в одной другой стране мира занятость не распределяется с  таким огромным перевесом в пользу сферы услуг. Это свидетельствует прежде всего о высоком уровне производительности труда в экономике, особенно в обрабатывающей промышленности, и о принципиально новой роли сферы услуг в социально-экономическом развитии страны [7, с. 42].

      Впечатляют  изменения в образовательном  уровне американской рабочей силы. В 2006 г. около 85 % всего взрослого  населения США в возрасте 25 лет  и старше имело законченное среднее  образование, а приблизительно 28 % –  законченное высшее образование. Это  значительный качественный сдвиг по сравнению с 1970 г., когда среднее  образование имело менее 54 % населения  и лишь 10 % закончили университеты и колледжи. В 2005-2006 гг. в США было присвоено 48,5 докторских степеней (53 % – мужчинам, 47 % – женщинам) и 580 тыс. степеней магистра наук. На 2006 г. период обучения среднего американца превышал 13 лет, что на год больше продолжительности  обучения в средней школе. Таким  образом, по агрегированным показателям  американская рабочая сила является одной из наиболее образованных в  мире [7, с. 42].

      Важная  тенденция, заметно меняющая облик  рабочей силы США, – рост экономической  активности женщин, достигшей к началу XXI в. 60% (для сравнения: в середине 60-х гг. – 40 %, в 1940 г. – 28%). В 2006 г. женщины  составляли почти половину рабочей  силы страны (около 71 млн.) [10, с. 122].

      Несмотря  на общие позитивные характеристики, рынок труда США сталкивается с серьезными проблемами и противоречиями. Хотя уровень безработицы в среднем  по стране относительно невысокий, ее масштабы среди отдельных групп  рабочей силы весьма заметны. В частности  уровень безработицы среди представителей этнических меньшинств – испаноязычного населения и афроамериканцев  – существенно превышал в 2006 г. общенациональный уровень (4,5-8,4 % – среди темнокожих, 5 % – среди испаноязычных). При этом среди выходцев из Азии уровень безработицы в 2006 г. составил 3,2 %. Среди молодежи в возрасте 16-19 лет этот показатель превысил общенациональный уровень более чем в 3 раза (12,7 %) [7, с. 43].

      Сохраняется и даже увеличивается разрыв в  оплате труда среди работников разного  уровня квалификации. Если в конце 70-х гг. лица с высшим образованием зарабатывали в среднем на 38 % больше тех, кто имел только среднее образование, то в конце 90-х гг. этот разрыв увеличился до 71 %. Средненедельный реальный заработок у неимеющих аттестата средней школы упал с 462 долл. в 1979 г. до 337 долл. в 1999 г. Лица с высшим образованием за этот же период увеличили свои реальные недельные заработки с 758 долл. до 821 долл. С конца 70-х гг. разрыв в доходах высоко- и низкооплачиваемых работников в среднем возрос с 3,7 до 4,4 раз [7, с. 44].

      Другой  серьезной проблемой остается неравенство  в уровне образования и возможностях его получения среди различных  этнических групп. К началу XXI в. наибольший процент закончивших среднюю  школу был среди американцев  азиатского происхождения – более 90 %. Среднюю школу заканчивает  примерно одинаковое количество белых  и темнокожих американцев – 88% и 86% соответственно. Среди испаноязычного населения процент завершивших  среднее образование существенно  ниже – 62 %, что в немалой степени  связано с большой долей иммигрантов  из Латинской Америки, многие из которых  не окончили школу.

      Значительно хуже ситуация с получением высшего  образования среди представителей этнических меньшинств. Если среди белых в конце 90-х гг. в вузы поступали 70 % выпускников школ, то среди афроамериканцев – 60 %, среди испаноязычных – лишь 50 %. В значительной степени это обусловлено высокой стоимостью высшего образования в США: в начале 2000-х гг. высшее образование имели 44% американцев азиатского происхождения, 26,1% белых и только 16,5 % афроамериканцев и 10,6 % испаноязычных [7, с. 44].

      Уместно заметить, что несмотря на огромный прогресс, достигнутый в преодолении расовой и других форм дискриминации на рынке труда и на рабочем месте, это явление, тем не менее, существует. 

      2.2 Опыт государственного регулирования рынка труда в странах Европейского союза 

      В современных условиях развития европейский рынок труда представляет собой сложный социально-экономический механизм, который отражает многообразие связей, общественно-экономическую форму движения трудовых ресурсов, которая соответствует рыночной экономике.

      Рассмотрим  опыт государственное регулирование  рынка труда в странах Европейского союза (ЕС).

      Рынок рабочей силы Европейского союза  сейчас находится в сложном положении  из-за набирающих силу процессов старения населения и падения темпов естественного  прироста. Во многих отраслях европейской  экономики, особенно в сфере высших технологий, здравоохранения, коммунальных услуг и добывающих производств, ощущается нехватка рабочей силы. Вместе с тем и проблема высокого уровня безработицы до сих пор  остается одной из самых болезненных  для ЕС. Вполне понятно, что подобная ситуация приковывает внимание правительств стран – членов Евросоюза, заставляет их искать выходы из этой противоречивой ситуации. На саммите ЕС в марте 2008 г. обеспечение большей занятости и уменьшение уровня безработицы были вновь названы приоритетными задачами скоординированной европейской стратегии развития. Для выполнения этих задач национальные правительства и наднациональные органы ЕС создают правовые и организационные механизмы, совершенствуют экономические инструментарии регулирования рынка труда с учетом глобальных демографических и миграционных процессов.

      В условиях замедления темпов прироста населения, старения общества, ограничения  иммиграции характерной тенденцией для многих стран ЕС становится переход  от политики стимулирования спроса к  стимулированию предложения рабочей  силы. Смена концептуального подхода  регулирования занятости и рынка  труда в государствах Евросоюза  от стимулирования спроса к преимущественному  стимулированию предложения рабочей  силы потребовала изменений в  механизме государственного воздействия  на рынок труда. При переходе к  политике стимулирования предложения  правительства стран ЕС оказались  перед выбором между сокращением  налогов с целью повышения  деловой активности и увеличением  налогов для выполнения социальных обязательств государства. Эта дилемма  в большинстве стран была решена путем общего снижения налогов в  целях стимулирования деловой активности при одновременном ограничении  социальных (трансфертных) платежей [9, с. 109].

      Современная система стимулирования экономической  активности населения в странах  ЕС опирается на следующие стратегии:

      • активизацию поиска работы незанятым  трудоспособным населением, включающую экономические санкции к тем, кто занимается этим недостаточно активно (сокращение пособий по безработице);

      • более широкое привлечение к  труду женщин трудоспособного возраста, использование гибких форм занятости, надомной работы;

      • вовлечение в производство лиц, вышедших за официальные границы трудоспособного  возраста и не утративших способность  к труду;

      • совершенствование организации  труда и более эффективное  использование рабочего времени  на предприятии [10, с. 64].

      Во  многих странах ЕС национальные программы  занятости предполагают, в частности, следующие меры по стимулированию экономической  активности населения:

      • введение более жестких условий  и установление предельных сроков предоставления пособий по безработице, снижение нормы  выплаты пособий по отношению  к заработной плате (в Австрии, Бельгии, Великобритании, Испании, Нидерландах, Польше, Франции);

      • повышение официального пенсионного  возраста (в Австрии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Италии, Франции, Португалии);

      • сокращение числа лиц, имеющих право  на пенсионные пособия в полном объеме в связи с продлением необходимого трудового стажа (в присоединившихся к ЕС странах Центральной и  Восточной Европы) или увеличением  количества лет, в течение которых  работники должны осуществлять выплаты  в пенсионные фонды (в Ирландии);

      • ограничение практики досрочного выхода на пенсию работников моложе пенсионного  возраста (в Австрии, Бельгии, Великобритании, Дании, Греции, Италии, Нидерландах, Франции, странах Центральной и Восточной  Европы и Прибалтийских государствах);

      • усиление зависимости размера пенсий от величины и периода взносов  работников и работодателей в  пенсионные фонды (в странах Центральной  и Восточной Европы и большинстве  западноевропейских стран ЕС);

      • установление более жестких правил назначения пенсий по инвалидности (в  странах Центральной и Восточной  Европы и большинстве западноевропейских стран ЕС) и выплат по больничному  листу (в странах Центральной  и Восточной Европы и Прибалтийских  государствах) [10, с. 65].

      Эти меры направлены на решение двуединой  задачи:

      1) сократить бюджетные расходы  и таким образом уменьшить  дефицит государственных бюджетов;

      2) стимулировать рост экономической  активности населения, содействовать  увеличению предложения на рынках  труда и снижению уровня безработицы [9, с. 112].

      На  наднациональном уровне мониторинг и регулирование европейского рынка  труда осуществляется Комитетом  по занятости, в который входит представитель  Европейской комиссии и по два  представителя от каждой страны –  члена ЕС. Главный метод наднационального воздействия на рынок труда –  выработка общей стратегии по вопросам политики занятости и координация  политики занятости государств –  членов ЕС.

      Инструменты этой координации включают:

      • контроль состояния занятости в  странах – членах ЕС (мониторинг);

      • выявление удачных мер и сравнительный  анализ достигнутых результатов;

      • рекомендации отдельным государствам – членам ЕС в области занятости  и рационального использования  трудовых ресурсов;

      • финансовую поддержку национальным программам в области занятости [10, с. 65].

      Каждое  государство Евросоюза ежегодно подготавливает доклад о состоянии  национальных рынков труда и об основных мерах по реализации региональной политики занятости в свете установленных  общих ориентиров. В рамках единой процедуры контроля и отчета Европейский  совет и Европейская комиссия представляют общий годовой отчет  о положении на европейском рынке  труда. После заслушивания в Европейском  парламенте, в Экономическом и  социальном комитете, Комитете регионов и Комитете по занятости этот отчет  принимается квалифицированным  большинством. Европейский совет  может давать рекомендации отдельным  государствам ЕС в области занятости, инициировать меры по стимулированию межгосударственного сотрудничества в этой области, предлагать использование  передового опыта. С согласия Комиссии Совет может издавать директивы, касающиеся сферы занятости. Директивы  Совета в сфере занятости носят  рекомендательный характер и выполняют  функцию моральной мотивации  для разработки национальных планов и мер по регулированию рынка  труда в странах – членах ЕС с учетом согласованных европейских  норм.

      Главным институтом политики занятости Евросоюза  является Европейский социальный фонд (ЕСФ), основанный в 1960 г. Средства этого  фонда формируются из бюджета  ЕС. Годовые поступления в ЕСФ  из бюджета ЕС составляют около 10 млрд. евро. ЕСФ оказывает финансовую помощь преимущественно бедным регионам для  осуществления мероприятий по борьбе с безработицей, предоставляет субсидии, содействует развитию и адаптации  рынка труда к происходящим в  экономике структурным сдвигам. Основная часть средств ЕСФ направляется на развитие профессионального образования  и повышение квалификации, совершенствование  систем переподготовки кадров, содействие социальному и гендерному равенству  возможностей на рынке труда, а также  на создание новых рабочих мест. Примерно 3/4 ассигнований из средств  ЕСФ направляется на преодоление  безработицы среди молодежи.

Информация о работе Проблемы рынка труда и систему государственного регулирования занятости в зарубежных странах и Республике Беларусь