Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:52, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть проблемы рынка труда и систему государственного регулирования занятости в зарубежных странах и Республике Беларусь.
Реализация этой цели обусловила необходимость решения следующих задач:
– раскрыть сущность рынка труда как объекта государственного регулирования;
– рассмотреть механизм государственного регулирования рынка труда;
– проанализировать опыт государственного регулирования сферы занятости на рынке труда в зарубежных странах (на примере США и стран Европейского союза);
ВВЕДЕНИЕ ...………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА ……………………………….….5
1.1 Рынок труда как объект государственного регулирования…………….5
1.2 Механизм государственного регулирования рынка труда…………….12
2 МИРОВОЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА……………..19
2.1 Государственное регулирование занятости в США…………………...19
2.2 Опыт государственного регулирования рынка труда в странах
Европейского союза……………………………………………………..23
3 ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………..………...28
3.1 Тенденции развития и состояние рынка труда в Республике
Беларусь…………………………………………………………………..28
3.2 Основные направления государственного регулирования
занятости в Республике Беларусь………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
Источник:
таблица составлена основе данных Национального
статистического комитета Республики
Беларусь [8, с.113,
115]
Остается актуальной проблема женской и молодежной безработицы, несмотря на ее снижение (женская – с 23 тыс. человек на 1 января 2010 г. до 17,4 тыс. человек на 1 января 2011 г. и молодежная соответственно с 16,6 тыс. человек до 12,6 тыс. человек) [19, с. 27].
В общем составе состоящих на учете безработных на начало 2011 г. 40,2 % составляет молодежь в возрасте 16-29 лет. Анализ распределения безработных по продолжительности безработицы позволяет говорить о росте числа длительно безработных (свыше 1 года) – с 3,8 % в 1993 г. до 18,7 % в 1998 г. и снижении до 8,2 % в 2010 г. [19, с. 28]. Следует отметить, что их шансы на трудоустройство постоянно снижаются, так как рынок труда пополняется молодой рабочей силой, происходит быстрое моральное старение профессий.
Основной
характеристикой рынка труда
в Республике Беларусь является нестандартное
с точки зрения классической экономики
поведение предприятий (перенос
проблем рынка труда с макро-
на микроуровень). Именно предприятия
формируют запрос для рынка образовательных
услуг, поддерживают функционирующие
рабочие места и пропорции
занятости. Общее количество рабочих
мест и потребность в рабочей
силе задается не соображениями экономической
эффективности, а необходимостью выполнения
плановых заданий по увеличению выпуска
продукции, недопущению массовых увольнений.
Это значительно ослабляет
Таким
образом, профессионально-
3.2
Основные направления
государственного регулирования
занятости в Республике
Беларусь
В
Республике Беларусь государственное
регулирование занятости
•
обеспечение воспроизводства
• создание условий для достижения рациональной занятости населения;
•
обеспечение национальной экономики
рабочей силой необходимой
•
использование трудового
Концепцией Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года [21] предусматривается:
– создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
– обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих жизненно важных и перспективных предприятиях, создание новых, в том числе в частном секторе экономики; организация систем подготовки и переподготовки и т.п.;
–
постепенное приближение
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы [22] основными задачами государственной политики в социально-трудовой сфере являются повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.
Исходя из поставленных задач, определены следующие приоритетные направления политики занятости населения:
• создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг;
• стимулирование роста занятости в сфере услуг;
• создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда;
• повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;
• формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;
• создание системы социального страхования населения от безработицы.
Результатами достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения до 80 % к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 % от общей численности занятых в экономике.
Основная цель – не просто обеспечить граждан Республики Беларусь рабочими местами, а дать возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.
Основу государственного регулирования занятости в Республики Беларусь составляет Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» [23]. В соответствии со ст. 10 указанного Закона государство создает условия для полной занятости населения.
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на: обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, религиозных или политических убеждений; участия или неучастия в профессиональных союзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, если они не препятствуют выполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции или статуса работника, в реализации права на труд, означающего право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда; ориентацию системы образования для подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда; обеспечение обязательного государственного социального страхования от безработицы, предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным; содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости всеми соответствующими мерами (служба занятости, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации); предоставление дополнительных гарантий занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда; сокращение безработицы, предупреждение массовой безработицы; поощрение нанимателей, осуществляющих профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой высвобождения, впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности), а также нанимателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, в том числе для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики; участие профсоюзов и иных представительных органов, работников, уполномоченных в соответствии с законодательством представлять их интересы, а также государственных органов и нанимателей в разработке и реализации государственной политики в области содействия занятости населения; международное сотрудничество в решении проблем занятости населения.
Государство
в области содействия занятости
населения гарантирует
Государство
гарантирует безработным
Государство обеспечивает дополнительные гарантии в области содействия занятости населения следующим гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда: детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; родителям в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающим детей-инвалидов; инвалидам; освобожденным из мест лишения свободы; впервые ищущим работу в возрасте до 21 года; лицам предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях); ветеранам боевых действий на территории других государств; уволенным с военной службы, из органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в связи с окончанием срочной службы, ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам без права на пенсию; эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, за исключением прибывших в указанные зоны после 1 января 1990 года; иным гражданам, если это определено законами и актами Президента Республики Беларусь.
Дополнительные гарантии в области содействия занятости населения гражданам, обеспечиваются путем разработки и реализации целевых государственных программ содействия занятости населения, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
Порядок установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, определяется Правительством Республики Беларусь.
Государство
в соответствии с законодательством
о труде гарантирует
Государство
обеспечивает трудоустройство родителей,
которые обязаны возмещать
Органы
по труду, занятости и социальной
защите при получении судебного
постановления о
Местные
исполнительные и распорядительные
органы за счет собственных средств
могут предоставлять