Проблемы рынка труда и систему государственного регулирования занятости в зарубежных странах и Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть проблемы рынка труда и систему государственного регулирования занятости в зарубежных странах и Республике Беларусь.
Реализация этой цели обусловила необходимость решения следующих задач:
– раскрыть сущность рынка труда как объекта государственного регулирования;
– рассмотреть механизм государственного регулирования рынка труда;
– проанализировать опыт государственного регулирования сферы занятости на рынке труда в зарубежных странах (на примере США и стран Европейского союза);

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ...………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА ……………………………….….5
1.1 Рынок труда как объект государственного регулирования…………….5
1.2 Механизм государственного регулирования рынка труда…………….12

2 МИРОВОЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА……………..19
2.1 Государственное регулирование занятости в США…………………...19
2.2 Опыт государственного регулирования рынка труда в странах
Европейского союза……………………………………………………..23
3 ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………..………...28
3.1 Тенденции развития и состояние рынка труда в Республике
Беларусь…………………………………………………………………..28
3.2 Основные направления государственного регулирования
занятости в Республике Беларусь………………………………………37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование занятости.docx

— 153.56 Кб (Скачать)

      Источник: таблица составлена основе данных Национального  статистического комитета Республики Беларусь [8, с.113, 115] 

    Остается  актуальной проблема женской и молодежной безработицы, несмотря на ее снижение (женская – с 23 тыс. человек на 1 января 2010 г. до 17,4 тыс. человек на 1 января 2011 г. и молодежная соответственно с 16,6 тыс. человек до 12,6 тыс. человек) [19, с. 27].

      В общем составе состоящих на учете  безработных на начало 2011 г.      40,2 % составляет молодежь в возрасте 16-29 лет. Анализ распределения безработных по продолжительности безработицы позволяет говорить о росте числа длительно безработных (свыше 1 года) – с 3,8 % в 1993 г. до 18,7 % в 1998 г. и снижении до 8,2 % в 2010 г. [19, с. 28]. Следует отметить, что их шансы на трудоустройство постоянно снижаются, так как рынок труда пополняется молодой рабочей силой, происходит быстрое моральное старение профессий.

      Основной  характеристикой рынка труда  в Республике Беларусь является нестандартное  с точки зрения классической экономики  поведение предприятий (перенос  проблем рынка труда с макро- на микроуровень). Именно предприятия  формируют запрос для рынка образовательных  услуг, поддерживают функционирующие  рабочие места и пропорции  занятости. Общее количество рабочих  мест и потребность в рабочей  силе задается не соображениями экономической  эффективности, а необходимостью выполнения плановых заданий по увеличению выпуска  продукции, недопущению массовых увольнений. Это значительно ослабляет бюджетные  ограничения субъектов хозяйствования. Существенные коррективы вносят предприятия  в рыночный механизм зарплатообразования. К наиболее важным правомерно отнести результаты экономической деятельности организации и положение отрасли. На рынке труда такой механизм зарплатообразования действует следующим образом. Если работодатель варьирует надтарифной частью, обеспечивая безусловный рост только тарифной части оплаты труда, то фактическое снижение среднемесячной заработной платы за счет надтарифной части приводит не к высвобождению персонала, а к увольнениям по причине текучести (в основном по собственному желанию). Иными словами, рынок труда регулируется не уровнем занятости (безработицы), а ценой труда, т.е. показатели занятости и безработицы в этом случае более устойчивы, чем заработная плата. Безусловное требование повышения заработной платы приводит к тому, что на некоторых предприятиях она является «незаработанной», не оцененной с позиций рынка, так как не возмещается выручкой от реализации, а выплачивается за счет перспектив (в условиях убыточности организаций, роста остатков готовой продукции на складах). В этих условиях повышение ставки первого разряда приводит к сдвигу всей шкалы заработной платы вверх, и разрыв между равновесной ставкой и численностью занятых увеличивается. Поэтому внутри предприятий дифференциация оплаты труда не соответствует равновесной заработной плате на совокупном рынке труда – труд одинаковой сложности и квалификации оплачивается по-разному в зависимости от отраслевой принадлежности, положения предприятия на рынке в отрасли. Дифференциация и повышение заработной платы до приемлемого уровня достигается только благодаря надтарифной части оплаты труда. Поэтому «непрерывная эскалация государственных стандартов оплаты труда чревата дезорганизацией нормального функционирования рынка труда с непредсказуемыми социальными последствиями» [17, с. 25].

      Таким образом, профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда является одним из основных факторов снижения качества трудового потенциала в Республике Беларусь. Решение этой проблемы требует в первую очередь изменения структуры и повышения качества системы профессиональной подготовки кадров, ее увязки с реальными потребностями общественного производства. Не менее важная задача – обеспечение наиболее полной сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочих мест на локальных рынках труда с учетом перспектив социально-экономического развития регионов. 

      3.2 Основные направления государственного регулирования занятости в Республике Беларусь 

      В Республике Беларусь государственное  регулирование занятости предполагает решение следующих основных задач:

      • обеспечение воспроизводства населения  страны;

      • создание условий для достижения рациональной занятости населения;

      • обеспечение национальной экономики  рабочей силой необходимой квалификации и количеством, реально соответствующим  потребностям общества;

      • использование трудового потенциала и отдельных групп населения (молодежи, женщин, лиц старшего трудоспособного  возраста) с максимальной эффективностью [3, с. 61].

      Концепцией  Национальной стратегии устойчивого  социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года [21] предусматривается:

      – создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих  потребностей;

      – обеспечение рациональной занятости  населения на основе сохранения рабочих  мест на действующих жизненно важных и перспективных предприятиях, создание новых, в том числе в частном  секторе экономики; организация  систем подготовки и переподготовки и т.п.;

      – постепенное приближение минимальных  и фиксированных доходов к  бюджету прожиточного минимума (в  перспективе – к минимальному потребительскому бюджету) на основе опережающего, по сравнению с ростом цен, повышения  размеров минимальных социальных гарантий в области доходов.

      В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы [22] основными задачами государственной политики в социально-трудовой сфере являются повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.

     Исходя  из поставленных задач, определены следующие  приоритетные направления политики занятости населения:

     • создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг;

     • стимулирование роста занятости в сфере услуг;

     • создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда;

     • повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;

     • формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;

     • создание системы социального страхования населения от безработицы.

     Результатами  достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения  до 80 % к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 % от общей численности занятых в экономике.

     Основная  цель – не просто обеспечить граждан  Республики Беларусь рабочими местами, а дать возможность максимально  эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.

     Основу  государственного регулирования занятости  в Республики Беларусь составляет Закон  Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» [23]. В соответствии со ст. 10 указанного Закона государство создает условия для полной занятости населения.

     Государственная политика в области содействия занятости  населения направлена на: обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, религиозных или политических убеждений; участия или неучастия в профессиональных союзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, если они не препятствуют выполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции или статуса работника, в реализации права на труд, означающего право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда; ориентацию системы образования для подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда; обеспечение обязательного государственного социального страхования от безработицы, предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным; содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости всеми соответствующими мерами (служба занятости, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации); предоставление дополнительных гарантий занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда; сокращение безработицы, предупреждение массовой безработицы; поощрение нанимателей, осуществляющих профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой высвобождения, впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности), а также нанимателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, в том числе для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики; участие профсоюзов и иных представительных органов, работников, уполномоченных в соответствии с законодательством представлять их интересы, а также государственных органов и нанимателей в разработке и реализации государственной политики в области содействия занятости населения; международное сотрудничество в решении проблем занятости населения.

     Государство в области содействия занятости  населения гарантирует гражданам  право: на выбор профессии, рода занятий  и работы; охрану труда, в том числе  на здоровые и безопасные условия  труда, правовую защиту от необоснованных увольнения или отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством  о труде; бесплатное содействие в  подборе подходящей работы и трудоустройстве  в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой с учетом общественных потребностей [24, с. 43].

     Государство гарантирует безработным бесплатную профессиональную ориентацию, психологическую  поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития; выплату пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению  органов по труду, занятости и  социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении; компенсацию  в соответствии с законодательством  материальных затрат в связи с  направлением органами по труду, занятости  и социальной защите на работу (обучение) в другую местность; бесплатный медицинский  осмотр при приеме на работу и направлении  на обучение; возможность участия  в оплачиваемых общественных работах; содействие в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности.

     Государство обеспечивает дополнительные гарантии в области содействия занятости  населения следующим гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке  труда: детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; родителям в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающим детей-инвалидов; инвалидам; освобожденным из мест лишения свободы; впервые ищущим работу в возрасте до 21 года; лицам предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях); ветеранам боевых действий на территории других государств; уволенным с военной службы, из органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в связи с окончанием срочной службы, ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам без права на пенсию; эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, за исключением прибывших в указанные зоны после 1 января 1990 года; иным гражданам, если это определено законами и актами Президента Республики Беларусь.

     Дополнительные  гарантии в области содействия занятости  населения гражданам, обеспечиваются путем разработки и реализации целевых  государственных программ содействия занятости населения, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации  для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

     Порядок установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся  в социальной защите и не способных  на равных условиях конкурировать на рынке труда, определяется Правительством Республики Беларусь.

     Государство в соответствии с законодательством  о труде гарантирует предоставление первого рабочего места выпускникам  государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего  образования в дневной форме  получения образования за счет средств  республиканского и (или) местного бюджетов, лицам с особенностями психофизического развития, освоившим учебные программы  в общеобразовательных учреждениях  общего типа, лицам с особенностями  психофизического развития, освоившим  специальные учебные программы, а также военнослужащим срочной  военной службы, уволенным из Вооруженных  Сил или других войск и воинских формирований Республики Беларусь. Порядок  и условия предоставления первого  рабочего места указанным лицам  определяются Правительством Республики Беларусь          [24, с. 44].

     Государство обеспечивает трудоустройство родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном  обеспечении, и направлены по судебному  постановлению в органы по труду, занятости и социальной защите, путем  установления брони для приема их на работу.

     Органы  по труду, занятости и социальной защите при получении судебного  постановления о трудоустройстве  обязанного лица в течение трех рабочих  дней определяют одну или несколько  организаций для трудоустройства  обязанного лица таким образом, чтобы  заработная плата обязанного лица позволяла  обеспечить полное исполнение ежемесячных  обязательств по возмещению расходов по содержанию детей и за ним сохранялось  не менее 30 % заработной платы.

     Местные исполнительные и распорядительные органы за счет собственных средств  могут предоставлять дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся  в социальной защите и не способным  на равных условиях конкурировать на рынке труда.

Информация о работе Проблемы рынка труда и систему государственного регулирования занятости в зарубежных странах и Республике Беларусь