Проблемы рынка труда и систему государственного регулирования занятости в зарубежных странах и Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть проблемы рынка труда и систему государственного регулирования занятости в зарубежных странах и Республике Беларусь.
Реализация этой цели обусловила необходимость решения следующих задач:
– раскрыть сущность рынка труда как объекта государственного регулирования;
– рассмотреть механизм государственного регулирования рынка труда;
– проанализировать опыт государственного регулирования сферы занятости на рынке труда в зарубежных странах (на примере США и стран Европейского союза);

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ...………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА ……………………………….….5
1.1 Рынок труда как объект государственного регулирования…………….5
1.2 Механизм государственного регулирования рынка труда…………….12

2 МИРОВОЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА……………..19
2.1 Государственное регулирование занятости в США…………………...19
2.2 Опыт государственного регулирования рынка труда в странах
Европейского союза……………………………………………………..23
3 ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………..………...28
3.1 Тенденции развития и состояние рынка труда в Республике
Беларусь…………………………………………………………………..28
3.2 Основные направления государственного регулирования
занятости в Республике Беларусь………………………………………37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование занятости.docx

— 153.56 Кб (Скачать)

      ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ ...………………………………………………………………….3 

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

      РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА ……………………………….….5

    1.1 Рынок труда  как объект государственного  регулирования…………….5

    1.2 Механизм государственного регулирования рынка труда…………….12

                                                                                                                  

      2 МИРОВОЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА……………..19

      2.1 Государственное регулирование  занятости в США…………………...19

      2.2 Опыт государственного регулирования  рынка труда в странах

            Европейского союза……………………………………………………..23 

    3 ПРОБЛЕМЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

       ЗАНЯТОСТИ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………..………...28

    3.1 Тенденции  развития и состояние рынка  труда в Республике

          Беларусь…………………………………………………………………..28

    3.2 Основные  направления государственного регулирования 

          занятости в Республике Беларусь………………………………………37

     

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………49 

          СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...51 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Проводимые  в Республике Беларусь преобразования, направлены на формирование социально ориентированной рыночной экономики. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих достижение этой цели, является эффективное использование трудового потенциала страны. Для этого требуется формирование цивилизованного рынка труда (что предполагает его государственное регулирование), системы социальных гарантий занятости и развитого сектора социальных услуг, позволяющего подготовить человека к трудовой деятельности. Пока, к сожалению, приходится констатировать преобладание негативных тенденций в динамике количественных и качественных показателей трудового потенциала.

     Проблема  занятости – одна из наиболее острых социальных проблем, с которыми столкнулась наша республика, вступив на путь рыночного развития. Только по прошествии двадцати лет упорнейшей борьбы можно говорить об определенных успехах. Сегодня уровень безработицы составляет 0,7 % к экономически активному населению. За этим показателем стоит 33,1 тыс. безработных. С одной стороны, цифра, казалось бы, маленькая, но, с другой стороны, это население примерно 6 городов районного значения, насчитывающих порядка 10 тыс. жителей.

     Поэтому, не касаясь всех других аспектов проблемы занятости, понятны усилия и стремления государственной власти если не исключить, то в максимальной степени минимизировать последствия безработицы.

     Согласно  белорусскому закону о занятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

     В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в белорусском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий. Надо сохранять имеющиеся и создавать новые рабочие места, придерживаясь, прежде всего, принципов экономической целесообразности.

     Особого внимания заслуживает изучение зависимости  проблем занятости, с одной стороны, от динамики платежеспособного спроса предприятий и населения, с другой – способности производства адекватно реагировать на этот спрос. Предстоит глубокое реформирование на уровне предприятий, охватывающее всех занятых на них работников.

     Конечно, подобные трансформации могут происходить  безболезненно лишь при условии  сложившегося цивилизованного рынка  труда и свободного движения рабочей  силы. Основы такого рынка уже заложены: ликвидирована монополия государства  на использование рабочей силы, расширены  правовые возможности ее мобильности, возникли гибкие формы организации и оплаты труда, усилилась ее дифференциация. Тем не менее, очевидна неразвитость существующего рынка труда. Это можно объяснить общим экономическим спадом и слабостью конкуренции, ограниченностью финансовых ресурсов предприятий, отсутствием достаточных условий для трудовой территориальной миграции и т.д. Зачастую работник лишен возможности трудится в полную силу, не может предъявить и добиться реализации справедливых требований по поводу создания нормальных условий труда и его достойной оплаты.

      В связи с этим актуализировалась  необходимость изучения проблем  занятости с целью определения направлений государственного регулирования рынка труда.

      Цель курсовой работы – рассмотреть проблемы рынка труда и систему государственного регулирования занятости в зарубежных странах и Республике Беларусь.

      Реализация  этой цели обусловила необходимость  решения следующих задач:

      – раскрыть сущность рынка труда как объекта государственного регулирования;

      – рассмотреть механизм государственного регулирования рынка труда;

      – проанализировать опыт государственного регулирования сферы занятости  на рынке труда в зарубежных странах (на примере США и стран Европейского союза);

      – исследовать тенденции развития и состояние рынка труда в Республике Беларусь;

      – определить основные направления государственного регулирования занятости в Республике Беларусь.

      Объект  исследования – рынок труда.

     Предмет исследования – теоретические и практические аспекты регулирования занятости.

      При написании курсовой работы были изучены  работы белорусских и российских авторов, занимающихся исследованием  проблем рынка труда, в частности, А.М. Бабашкиной, Л.С. Боровика, Н.Н. Бусел, Е.В. Ванкевич,       В.П. Клавдиенко, А.Я. Коховца, Г.Ф. Красноженовой, В.В. Масленковой,      В.П. Орешина, Г. Соколовой, В. Супяна, А.Г. Шкель, Е.В. Ячной и др.

      Использованы  статистические данные Национального  статистического комитета Республики Беларусь.

      Методы  исследования – общенаучные (методы формальной и диалектической логики, системный подход, сравнительно-исторический метод) и специально-научные (критического анализа используемых источников, хронологический, экономико-математический, статистический).

      Курсовая  работа, изложенная на 52 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников из 25 наименований. 
 

     
  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА
 

    1.1 Рынок труда как  объект государственного  регулирования                                                                                                              

     Рынок труда занимает центральное место в составе совокупного рынка факторов производства – земли, труда и капитала, так как его функционирование позволяет вовлечь в производственные процессы материальные, финансовые, природные ресурсы, обеспечивая таким образом их хозяйственное взаимодействие. Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой и сравнительно небольшой опыт нашей страны показывают, что необходимость государственного регулирования рынка труда проявляется более остро в сравнении с рынками других видов ресурсов. Это обусловлено тем, что, во-первых, устранять отрицательные экономические последствия нарушений в механизме функционирования рынка труда гораздо сложнее, требуется для этого больше времени и средств, в чем частные предприниматели, как правило, непосредственно не заинтересованы. Во-вторых, сбои в механизме функционирования трудового рынка имеют не только экономические, но и непосредственно социальные отрицательные последствия [1, с. 147].

     Состояние рынка труда определяется характером трех основных рыночных параметров:

     1) объемом, структурой спроса на трудовые ресурсы;

     2) объемом, структурой предложения трудовых ресурсов;

     3) уровнем цены рабочей силы (оплаты труда), динамикой параметров в анализируемом периоде [2, с. 137].

     Анализ  целесообразно начинать с изучения спроса, поскольку этот элемент рынка инициирует движение рабочей силы и таким образом его функционирование. Объем совокупного спроса на рабочую силу состоит из двух составляющих: а) количества новых рабочих мест (вакансий) на момент расчета: б) количества занятых рабочих мест, должностей, для которых работодатели ищут замену (по различным причинам). Доля первой составляющей достигает более 80 % совокупного спроса, соответственно доля второй – около 20 %. Спрос на рабочую силу зависит в основном от количества свободных рабочих мест, вакансий на предприятиях, фирмах всех организационно-правовых форм в отраслях экономики и социальной сферы  [1, с. 148].

     В процессе анализа следует определить состав, объем, структуру спроса по профессионально-квалификационному, половозрастному и другим признакам, выявить тенденции динамики этих параметров (возможные сокращения, стабилизацию, рост количества рабочих мест и т.д.). Очень важно выявить все основные факторы новых (и существовавших ранее) тенденций для того, чтобы при создании регулирующего механизма разработать соответствующие инструменты управления этими факторами. Характер динамики спроса на рабочую силу определяется, прежде всего, характером экономической ситуации в стране.

     Значительное  влияние на объем и структуру  спроса оказывает научно-технический фактор. Повышение производительности труда в результате внедрения в производственно-хозяйственную деятельность научно-технических достижений относительно (т.е. в расчете на единицу производимой продукции, услуг) сокращает потребность в рабочей силе. Абсолютная потребность при этом может остаться неизменной или возрастать при увеличении масштабов производства. В смежных производствах потребность в рабочей силе увеличится, так как рост объема выпуска продукции в отраслях, осуществляющих внедрение научно-технических достижений, потребует увеличения масштабов выпуска продукции и в смежных производствах, для чего потребуется дополнительная рабочая сила.

     Для анализа состояния спроса используются соответствующие показатели, основные из которых следующие: общее количество свободных рабочих мест на конец и начало анализируемого периода, количество новых рабочих мест, созданных за анализируемый период, количество старых неукомплектованных рабочих мест, количество перепрофилируемых рабочих мест, объем совокупного спроса, стоимость (цена) создания одного рабочего места, показатели отраслевой, территориальной структур спроса и др.

     Второй  параметр рынка труда – предложение рабочей силы – относительно более консервативный элемент в сравнении с первым. Во-первых, для создания новой трудовой единицы определенной профессии, квалификации, с соответствующим уровнем опыта, навыков требуется значительно больше времени (от 10 до 15 лет) в сравнении с созданием одного нового рабочего места (не более 5 лет – средний срок строительства предприятия). Во-вторых, изменения в профессионально-квалификационных характеристиках трудовых ресурсов происходят, как правило, в результате изменений в производственно-хозяйственной деятельности, т.е. в сфере спроса на рабочую силу. Эти особенности необходимо учитывать при создании регулирующего механизма, в противном случае возникают несоответствия структуры предложения структуре спроса, запаздывание необходимых адекватных изменений в первой относительно второй [1, с. 150].

     Предложение рабочей силы на рынке труда образует часть экономически активного населения, в составе которой выделяют следующие группы:

     а) население, которое не занято, ищет работу;

     б) часть занятого населения, которая  не удовлетворена работой и подыскивает  другую;

Информация о работе Проблемы рынка труда и систему государственного регулирования занятости в зарубежных странах и Республике Беларусь