Проблемы рынка труда и систему государственного регулирования занятости в зарубежных странах и Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть проблемы рынка труда и систему государственного регулирования занятости в зарубежных странах и Республике Беларусь.
Реализация этой цели обусловила необходимость решения следующих задач:
– раскрыть сущность рынка труда как объекта государственного регулирования;
– рассмотреть механизм государственного регулирования рынка труда;
– проанализировать опыт государственного регулирования сферы занятости на рынке труда в зарубежных странах (на примере США и стран Европейского союза);

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ...………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА ……………………………….….5
1.1 Рынок труда как объект государственного регулирования…………….5
1.2 Механизм государственного регулирования рынка труда…………….12

2 МИРОВОЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА……………..19
2.1 Государственное регулирование занятости в США…………………...19
2.2 Опыт государственного регулирования рынка труда в странах
Европейского союза……………………………………………………..23
3 ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………..………...28
3.1 Тенденции развития и состояние рынка труда в Республике
Беларусь…………………………………………………………………..28
3.2 Основные направления государственного регулирования
занятости в Республике Беларусь………………………………………37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование занятости.docx

— 153.56 Кб (Скачать)

     в) часть занятого населения, которая  ищет дополнительную (вторую) работу для увеличения своего дохода;

     г) часть занятого населения, которая  ищет работу из-за опасения (риска) потерять имеющуюся по различным причинам (неудовлетворенность работодателей результатами труда работников, наличие возможности банкротства предприятий и др.). Более 80 % объема предложения составляет доля первой группы [3, с. 63].

     Объем, состав, структура предложения зависят  от масштабов подготовки рабочих  кадров различных профессий, специальностей, в учебных заведениях страны всех организационно-правовых форм, уровней, типов. Возрастающее влияние в последующие годы оказывает на предложение миграционный фактор. Сильнодействующими факторами являются уровень оплаты, условия труда на предприятии, а также природно-климатические условия. Предложение может значительно изменяться в результате банкротства последующего закрытия предприятий, конверсионных процессов, происходящих в отраслях военно-промышленной) комплекса структурных изменений в экономике страны.

     Для анализа состояния предложения  рабочей силы используются соответствующие показатели, в составе которых различают две группы:

     1) абсолютные;

     2) относительные [4, с. 227].

     Основные  показатели первой группы следующие: численность официально зарегистрированных безработных, фактическая численность безработных, объем скрытой безработицы, длительность потери работы (средняя, максимальная, минимальная), численность безработных с различными сроками потерь работы (один месяц, три месяца, полгода, год, более года), численность безработных по регионам страны (крупным, средним, малым), численность экономически активного населения, численность трудоспособного населения и др.

     Наиболее  значимые показатели второй группы следующие: уровни регистрируемой и фактической безработицы, рассчитываемые как отношение соответственно численности зарегистрированных или фактических безработных к численности экономически активного (или трудоспособного) населения; удельный вес в общей численности безработных лиц, не имеющих работы в различные периоды времени и в их составе лиц, имеющих стаж безработицы более одного года; удельный вес в общей численности безработных лиц различных возрастов (молодежи, активного трудоспособного, предпенсионного и пенсионного возрастов); доля в общей численности незанятых лиц различных профессий и др. Относительные показатели позволяют сравнить масштабы безработицы на макроуровне с региональными уровнями, внутри страны между отдельными регионами (крупными, средними, малыми), а также с масштабами безработицы в других странах.

     Важное  значение для анализа имеют интегральные показатели состояния рынка труда, отражающие одновременно характер и спроса и предложения, соотношение этих параметров рынка. Один из наиболее распространенных интегральных показателей – коэффициент напряженности состояния рынка труда, рассчитываемый как отношение количества безработных (официально зарегистрированных или фактических) к количеству свободных рабочих мест, вакансий, позволяющий определить численность безработных в расчете на одно вакантное рабочее место [1, с. 151].

     На  основе информации, полученной в результате мониторинговых исследований, разрабатываются балансы спроса и предложения рабочей силы в масштабе страны, а также на региональном и местном уровнях. Это основные документы, в которых отражены реальное состояние общегосударственного, региональных и местных рынков, рыночные ресурсы и потребность в рабочей силе, их состав и структуры, Дли целей анализа, обоснования превентивных регулирующих мер целесообразно разрабатывать отчетные, плановые (ни период от 1 года до 5 лет) и прогнозные (на 5-10 и более лет) балансы. В практике государственного регулирования трудовых рынков используются традиционно разрабатываемые для нужд управления балансы трудовых ресурсов, в которых отражены не только рыночные спрос и предложение рабочей силы, но и та часть трудовых ресурсов, которая находится в сфере производственно-хозяйственной деятельности, т.е. за пределами рынка. Оба вида балансов взаимосвязаны, взаимодополняемы, так как рабочая сила перемещается из рыночной в сферу производственно-хозяйственной деятельности; имеет место и обратное движение.

     Роль  третьего параметра рынка труда  в механизме его функционирования проявляется в том, что уровень оплаты труда оказывает корректирующее влияние на спрос и на предложение; это фактор формирования соотношения (пропорции) спроса и предложения рабочей силы. Под влиянием этого фактора фактический объем предложения на рынке труда может быть значительно меньше наличного объема трудовых ресурсов и объема спроса на них, т.е. может иметь место дефицит рабочей силы: Может возникнуть и обратная ситуация, когда предложение превысит спрос в результате относительно высоких ставок оплаты труда [1, с. 153].

     Цена  трудовых ресурсов на рынке труда  имеет специфические особенности в сравнении с ценой материальных, финансовых, природных ресурсов на соответствующих рынках. Эти особенности необходимо учитывать при создании механизма регулирования с целью достижения его максимальной эффективности. Первая особенность проявляется в том, что уровень оплаты труда определяет уровень жизни работников, их семей и для значительной части населения является единственным источником существования. Поэтому этот уровень не может быть ниже определенной величины – прожиточного минимума работника и его семьи. Вторая особенность состоит в том, что продавец рабочей силы (потенциальный работник), как правило, находится в зависимом положении относительно ее покупателя (работодателя), находящегося в монопольном положении, и может диктовать продавцу свои условия найма, более выгодные для него, извлекая из этого дополнительную прибыль, экономически и социально неоправданную. Третья особенность проявляется в зависимости уровня цены рабочей силы не только от результативности трудовой деятельности работника, но и от факторов, действующих за пределами сферы производства: роста цен на потребительские товары, роста затрат на образование (общее и профессиональное), роста потребностей населения в результате действия закона возвышения потребностей и др. Четвертая особенность состоит в том, что после купли-продажи рабочей силы не происходит смены собственности на нее в отличие от других товаров, так как рабочая сила переходит не в собственность, а в распоряжение покупателя (работодателя) для использования ее в производстве продукции, услуг, и не навсегда, а на время труда. Собственником рабочей силы остается продавец ее – работник. Поэтому возникает возможность корректировки условий труда его оплаты. Перечисленные особенности определяют особую необходимость вмешательства государства, профсоюзных организаций в процессы ценообразования на трудовые ресурсы для достижения справедливых условий найма работников с экономических и социальных позиций [2, с. 144].

     Анализ  трудовых рынков должен быть комплексным, т.е. охватывать всю совокупность рынков, которая имеет трехуровневую структуру:

     1) национальный рынок;

     2) региональные рынки; 

     3) местные рынки [5, с. 124].

     Между рынками отдельных групп, внутри каждой возникают взаимосвязи, в результате чего формируется система трудовых рынков. Эта система должна развиваться, совершенствоваться, становиться все более адекватной требованиям сферы использования трудовых ресурсов. Одно из основных направлений и признаков развития системы – повышение ее гибкости, которое проявляется в усилении мобильности рабочей силы, территориальной, профессионально-квалификационной, отраслевой. Степень мобильности в большой мере определяет эффективность функционирования системы рынков, способность ее своевременно и в полном объеме удовлетворять потребностям экономики и социальной сферы в рабочей силе соответствующего качества. Так, территориальная мобильность позволяет нейтрализовать отрицательные последствия трудоизбыточности одних регионов и трудодефицитности других. Большое значение имеет также профессионально-квалификационная и отраслевая мобильность, так как при наличии излишков рабочей силы на большинстве российских предприятий существует одновременно дефицит работников различных специальностей, а структурная перестройка, конверсионные процессы требуют перераспределения работников одних отраслей в другие.

     В настоящее время масштабы территориальной  мобильности недостаточны. Ее развитию препятствуют трудности с приобретением жилья, высокая стоимость транспортных услуг при переезде на новое место жительства и работы; существуют также определенные административные ограничения переезда из одного региона в другой. Эти трудности могут быть устранены государственными регулирующими органами всех уровней различными методами, например посредством частичной (или полной) компенсации расходов на оплату транспортных услуг из фондов занятости, льготного кредитования приобретения жилья на новом месте работы, создания условий для продажи или обмена имеющейся жилой площади в короткие сроки, упрощения правил регистрации на новом месте жительства и др. Повышение профессионально- 
квалификационной, отраслевой мобильности может быть обеспечено посредством совершенствования системы профессионального обучения, переподготовки, повышения квалификации кадров. В процессе анализа очень важно выявить состояние региональных и местных рынков, определить регионы, в которых ситуация на рынке труда особенно неблагоприятная (с чрезмерно высокими уровнями трудоизбыточности или трудодефицитности, структурными перекосами соотношений спроса и предложения и т.д.), 
регионы относительно благополучные и регионы с наилучшими 
характеристиками основных параметров рынка труда. При анализе состояния региональных трудовых рынков очень важно выделить факторы, типичные для всех регионов страны, для многих регионов, и факторы специфические, действующие относительно рынков отдельных территорий, отражающие особенности экономики, социальной сферы, демографические, миграционные, природно-климатические и другие их отличия [5, с. 127].

       Результаты анализа позволяют  определить состав целей, а значит направленность механизма государственного регулирования системы трудовых рынков. Для повышения эффективности регулирующего механизма необходимо выделить долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные цели и в каждой группе выявить приоритетные. В большинстве стран с рыночной экономикой наиболее приоритетной долгосрочной целью является достижение оптимального соотношения спроса и предложения рабочей силы и таким образом оптимального уровня безработицы, при котором экономические и социальные потери от незанятости – минимальные. В экономической теории такой уровень получил название естественной нормы безработицы, отражающей объективную необходимость наличия определенного количества незанятого трудоспособного населения как условия нормального функционирования рыночной экономики. Мировой опыт выявил эту норму в пределах от 1 до 5 % экономически активного населения в зависимости от конкретных социально-экономических условий в каждой стране. При уровне безработицы ниже этой величины спрос на рабочую силу не может быть удовлетворен в полном объеме, т.е. возникает дефицит на рынке труда, вследствие чего замедляется экономическое, а затем и социальное развитие страны. Если фактический уровень незанятости превышает естественную норму, увеличиваются экономические потери вследствие неполного использования трудового потенциала страны и социальные потери (снижение жизненного уровня значительной части населения, профессионально-квалификационная, морально-психологическая деградация незанятых, ухудшение криминогенной ситуации в стране и т.п.). С увеличением разрыва между фактическим уровнем незанятости и естественной нормой рост экономических и социальных потерь ускоряется [1, с. 155].

     В большинстве стран мира фактический  уровень безработицы превышает  в большей или меньшей степени  естественную норму. Размеры превышения не остаются постоянными, они изменяются в зависимости от характера экономической ситуации в странах.

     Следующая по значимости цель – сокращение продолжительности безработицы. Актуальность сокращения продолжительности безработицы определяется тем, что с увеличением периода времени безработного состояния работников резко усиливаются процессы профессионально-квалификационной деградации их, т.е. снижается качество трудовых ресурсов, уменьшается трудовой потенциал страны. Вследствие этой же причины усиливаются также процессы социальной деградации, люмпенизации безработных работников, их семей, и таким образом усиливается социальная напряженность в обществе. Особенно актуальна эта проблема относительно незанятых работников активного трудового возраста, так как оплата их труда является, как правило, основным (а часто и единственным в современных условиях) источником существования, их семей [1, с. 156].

     Третья  цель – снижение чрезмерно высокого уровня территориальной дифференциации состояния региональных рынков mpyдa, приоритетное решение трудовых проблем в регионах, где ситуация на рынках труда кризисная или предкризисная, напряженная, нестабильная, предупреждение возникновения таких ситуаций в других регионах [1, с. 157].

     Очень важное направление государственного регулирования – повышение качества трудовых ресурсов, чтобы работники всех профессий, специальностей могли в полной мере выполнять функцию ускорителей научно-технического прогресса, были конкурентоспособными не только на внутренних рынках, но и относительно рабочей силы других стран, особенно развитых. Особое внимание государственные органы должны обратить на повышение конкурентоспособности наиболее уязвимых в этом отношении групп трудоспособного населения (лиц предпенсионного возраста, молодежи, инвалидов, женщин и др.).

     Следующая (четвертая) очень значимая цель –  обеспечение максимально полного соответствия размера оплаты труда и стоимости (цены) рабочей силы. Заниженный уровень оплаты труда имеет очень значимые отрицательные не только социальные (низкий жизненный уровень населения), но и экономические последствия. Это одна из основных причин замедления темпов научно-технического прогресса, так как дешевая рабочая сила не стимулирует хозяйствующих субъектов тратить средства на научно-технические исследования и внедрение их результатов в производство. Низкая заработная плата определяет низкий уровень платежеспособного спроса большинства населения, что препятствует развитию отраслей потребительского сектора (невозможность реализации ими произведенных продукций, услуг) [1, с. 158].

     Одна  из причин высокого уровня безработицы  во многих странах – структурные несоответствия спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному, половозрастному и другим признакам. Они возникают под влиянием различных причин: научно-технического прогресса, конверсионных процессов, изменений в отраслевой структуре страны и региональных экономик, демографических факторов и др.

     Состав  целей отражает необходимость решения  тех проблем, которые возникли в  процессе становления, развития системы трудовых рынков. Поэтому достижение максимальной адекватности структур спроса и предложения на рынках труда – необходимое направление их государственного регулирования. 

     1.2 Механизм государственного  регулирования рынка  труда 

Информация о работе Проблемы рынка труда и систему государственного регулирования занятости в зарубежных странах и Республике Беларусь