Проблема мотивации рыночного поведения фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 23:59, курсовая работа

Описание работы

На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.д. В отличие от часто встречающегося представления о том, что рыночная экономика является совершенно свободной, что производители - фирмы и крупные их объединения - могут назначать практически любые цены на свои товары, манипулируя потребителем для достижения наивысшего объема продаж или прибыли, современная рыночная экономика демонстрирует достаточно жесткие правила игры, характеризующиеся использованием методов и форм ценовой и неценовой конкуренции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Фирма, её сущность и характер деятельности в рыночной экономике…………...…………………………………….…….……5
Основные цели деятельности фирмы……………………...…5
Анализ рыночного поведения фирмы………………..………8
Мотивация деятельности фирмы в современных условиях………………………………………………………..…...18
Основные мотивы и стимулы работы фирмы в рыночной экономике……………………………………………………..18
Основные проблемы функционирования фирмы в рыночной экономике…………………………………………………..…21
Проблемы деятельности фирм в российской экономике и пути их решения……………………………………………...22
Заключение………………………………………………………….……28
Список использованной литературы……………………………………30

Работа содержит 1 файл

Курсовая Проблема мотивации рыночного поведения фирмы.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

 

Изучая деятельность фирм, экономическая наука обнаружила, что наиболее последовательно фирмы стремятся к достижению наивысшей экономической эффективности лишь в ситуации совершенной конкуренции.

Однородность  продукции  - это значит что продукция фирм в представлении покупателей взаимозаменяемы , то есть условия однородности продукции фактически означает, что разница в ценах есть единственная причина, по которой покупатель может предпочесть одного продавца другому.

Малые размеры  и многочисленность субъектов рынка - при совершенной конкуренции ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствие малости и многочисленности всех субъектов рынка. На рынке действует большое число мелких продавцов и покупателей, при этом совершаемые потребителем покупки (или продавцом продажи) настолько малы по сравнению с совокупным объемом рынка, что решение понизить или повысить их объемы не создает ни излишков, ни дефицитов. При совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены. Если продавцов много и товар у них одинаковый, то один продавец не сможет навязать покупателям более высокую цену на свой товар.

Отсутствие  барьеров – или свобода входить на рынок и покидать его значит, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой. Покупатели свободно меняют свои предпочтения при выборе товара, а продавцы легко переключают производство на выпуск более прибыльных продуктов.

Совершенная информация – последнее условие существования рынка совершенной конкуренции состоит в том, что информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно доступна для всех. У фирм есть возможность быстро и рационально реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов.

Поскольку в реальной жизни обнаружить совпадение всех этих условий возможно лишь в очень редких случаях, то большинство рынков работает в условиях несовершенной конкуренции. Но даже такая форма конкуренции все равно лучше, чем монополия. Конкуренция в большей мере, чем монополия, способствует достижению экономической эффективности на основе рационализации хозяйственной деятельности и использования достижений науки и техники.

Попробуем разобраться  в том, почему это именно так и  где пролегает граница между совершенной конкуренцией и монополией на примере.

Посмотрим, как действует фирма, попавшая на рынок совершенной конкуренции. Пусть это будет некая московская фирма, изготавливающая ксерокопии для заказчиков назовем ее,   «Суперкопия». Таких фирм множество, и в целом для них ситуация на рынке складывается вполне традиционно. Пример рис.2

 

Рисунок 2

 

Как мы видим, здесь взаимодействие рыночного спроса всех клиентов на ксерокопии (Dm — от англ. market demand) и рыночного предложения всех фирм (Sm — от англ. market supply — «рыночное предложение ») приводит, в конце концов, к формированию рыночного равновесия. Ему соответствуют равновесная цена Р\ и равновесное количество заказываемых ксерокопий Q\.

Но это видно только специалисту, который изучает весь рынок копировальных услуг. А в глазах владельца «Суперкопии» ситуация на рынке видится совершенно по-другому. Пример рис.3

Рисунок 3

 

Ведь его мастерская в силу своих производственных возможностей способна предоставить клиентам лишь малую часть (£),) общего объема ксерокопий (Q\), который готовы заказать все жители города при сложившейся на рынке этих услуг равновесной цене (Р\). Поэтому, с точки зрения хозяина «Суперкопии», спрос на его услуги абсолютно эластичен и как бы бесконечен. Именно в силу этого на рис. 3 кривая спроса для индивидуальной фирмы, действующей на рынке совершенной конкуренции (Д), имеет вид горизонтальной линии, предел которой мелкой фирме неведом.

Обратим внимание на три важных обстоятельства.

Во-первых, владелец «Суперкопии» не может повысить цену на свои услуги выше рыночной. Ему этого никто, конечно, не запрещает. Но поскольку клиенты хорошо знают, «почем сейчас берут за лист», то они просто перестанут обращаться в эту слишком дорогую мастерскую и будут заказывать ксерокопии на соседней улице — в фирме «Копия-люкс».

Во-вторых, владельцу «Суперкопии» нет смысла и понижать цену на свои услуги: ведь он и так изготавливает столько копий, сколько выдерживает его установка. А если ему не хватает клиентов в своем микрорайоне, то он может открыть пункты приема заказов в наиболее посещаемых магазинах или в метро.

В-третьих, владелец «Суперкопии», как  бы он ни варьировал объемы своей деятельности, не может повлиять на изменение общего уровня цен на своем рынке: его индивидуальное предложение составляет слишком малую долю общего предложения на рынке. Поэтому владелец «Суперкопии» с точки зрения экономической науки совершенный конкурент.

Совершенный конкурент — фирма, которая вынуждена продавать свои товары по цене, сложившейся на рынке, и не может повлиять на уровень этой цены, изменяя объемы своего предложения.

Точно такого же титула заслуживают  и все остальные копировальные мастерские города, образующие в совокупности рынок совершенной конкуренции при оказании копировальных услуг. Теперь представим себе, что на рынок копировальных услуг вторглась крупная фирма — настолько большая, что объемы ее операций способны изменить общую ситуацию на рынке (т. е. она существенно влияет на формирование общего рыночного предложения). Эта фирма (назовем ее «Копи-Арт») открыла свои фирменные пункты приема заказов по всему городу и предложила клиентам существенно более низкую цену. Что при этом произойдет на рынке, хорошо видно на рис. 4

 

 

                         Количество                                      Количество

Рисунок 4

 

Как мы видим, появление «Копи-Арт» первым делом привело к изменению вида кривой рыночного предложения: с положения Sm она сместилась вниз-вправо до положения S. В результате этого на рынке сложилась новая равновесная ситуация: равновесное количество услуг возросло с Q\ до Q, а равновесная цена снизилась с Р\ до Рп. И это сразу же скажется на положении владельца «Суперкопии».

Во-первых, чтобы удержать своих клиентов, ему придется тоже снизить цену на свои услуги до уровня Р. Во-вторых, он может столкнуться с ограничением спроса на свои услуги, если часть его заказов будет перехвачена новым лидером рынка.

В итоге на рынке копировальных услуг начнут действовать два типа фирм. И различаться они будут не просто масштабами деятельности. Куда важнее то, что они будут иметь дело с совершенно различными кривыми спроса. Как видно на рис. 4.б, кривая спроса Dpc (от англ. perfect competitor's demand) фирмы — совершенного конкурента (т. е. для «Суперкопии») сохранит свою форму. А вот несовершенный конкурент — гигант рынка фирма «Копи-Арт» — столкнется с тем, что спрос для него носит обычный рыночный характер (ему на рис. 4. б соответствует кривая Dic - от англ. imperfect competitor's demand). Это означает, что продать больший объем услуг (чем сложился при равновесной цене Рп, т. е. Qic) «Копи- Арт» сможет только при снижении цены.

Несовершенный конкурент - фирма, на долю которой приходится столь большая доля общего рыночного предложения, что, изменяя свои объемы продаж, она способна вызывать изменения равновесной цены на этом рынке.

Несовершенный конкурент - именно то зерно, из которого может вырасти монополист.

Монополист - фирма, которая является единственным продавцом на рынке и потому выбирает объем производства и цену продаж на основе кривой рыночного спроса.

Монопольный рынок нельзя назвать эффективным с точки  зрения общественного благосостояния. Правительства всех стран с рыночно - ориентированной экономикой стараются в какой-то мере смягчить негативные последствия деятельности монополий путём введения специальных налогов, контролирования цен, а также путём введения антимонопольных законов.

Монополистическая конкуренция - тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определённый контроль над продажной ценой товара (или услуги). На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и её конкурентами.

Кривая спроса, как она видится  отдельной монопольно - конкурентной фирме, имеет отрицательный наклон. Это объясняется следующим. Если товар данной фирмы отличается от товаров фирм-конкурентов особыми качественными характеристиками, которые нравятся определённой категории покупателей, тогда фирма может поднять цену своего товара без падения продаж до нуля, потому что достаточное число потребителей готово заплатить более высокую цену.

Таким образом, монополистическая  конкуренция похожа на ситуацию монополии  тем, что фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Одновременно она похожа и на совершенную конкуренцию, поскольку каждый товар продаётся многими фирмами и на рынке существуют достаточно свободный вход и выход.

В реальной жизни ситуации чистой (совершенной) монополии встречаются редко. Чаще мы имеем дело с различными видами менее полной монополизации рынков - монопольной конкуренцией, или олигополией.

Олигополия - наличие на рынке определённого товара нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть дифференцированным (например, автомобили, компьютеры), как при монополистической конкуренции, а может быть и стандартизированным (сталь, алюминий), как при совершенной конкуренции. В любом случае олигополистическая фирма обладает монопольной властью, т.е. может влиять на цену своей продукции.

Предположим, что на рынке  установилась цена. Если какая-либо фирма увеличивает цену на свою продукцию (и, причём, делает это в одностороннем порядке), тогда другие фирмы в отрасли не последуют её примеру. В результате этого она потеряет часть своей рыночной доли, поскольку покупатели переключаются на продукцию тех фирм, у которых относительно более низкие цены. Если же фирма, напротив, снизит цену, то это может спровоцировать снижение цен другими фирмами в отрасли, чтобы избежать потери доли рынка, которая может отойти фирме с более низкой ценой. Из-за того, что в этом случае конкуренты последуют за данной фирмой, спрос на её продукцию окажется менее эластичным.

Это объясняет, почему фирмы - олигополисты очень часто не склонны изменять цены на свою продукцию: изменение цены в данном случае просто приведёт к сокращению прибыли.

Стремящаяся максимизировать  прибыль фирма должна решать два  принципиально важных вопроса:

1) стоит ли ей продолжать свою деятельность?

2) если стоит, до каких пределов?

Фирме имеет смысл продолжать функционирование, если при достигнутом уровне производства ее доход превосходит переменные издержки.

 Фирме следует прекратить  производство, если суммарный доход  от продажи произведенного ею товара не превосходит переменных издержек (или хотя бы не равен им) — правило 1.

 До какого уровня  должна фирма расширять объемы  выпуска? Здравый смысл подсказывает, что если производство одной  дополнительной единицы товара  дает доход, превышающий издержки, связанные с изготовлением этой единицы товара, то фирме можно увеличивать объем продукции. Фирме нет необходимости расширять производство, если доход от продажи последней единицы продукции станет равным издержкам ее производства. Это равносильно следующему утверждению: если фирма решила продолжать производство, то она должна выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам — правило 2.

 Эти два правила  носят универсальный характер  и применимы к любой структуре  рынка.

Ценовая политика многих предприятий заключается в том, чтобы цена покрывала издержки и давала возможность получить нормальную прибыль. Важным изменением в ценовой политике руководителей является усиление ориентации на рыночные цены. Однако самое существенное - это невысокая доля директоров, которые старым контрагентам стараются повышать цены в меньшей степени, чем другим потребителям. Хотя практика ценовой дискриминации сохраняется, предприятия разными путями стараются сократить круг своих потребителей, ограничивая их число теми, которые являются надежными партнерами на перспективу, оказывают им услуги, совместно решают какие-либо производственные проблемы.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Мотивация  деятельности фирмы в современных  условиях

2.1. Основные  мотивы и стимулы работы фирмы  в рыночной экономике

 

Основной целью любой фирмы в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций на рынке (или его сегменте), рост или, по крайней мере, стабильное получение прибыли. Это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли, главным средством достижения которой выступает обеспечение высокой конкурентоспособности.

Рамки деятельности любой  фирмы задают рыночные механизмы. Но эти рамки — общие для всех фирм, вступающих на рынок. Между тем некоторые фирмы добиваются успеха, а их владельцы богатеют, тогда как другие фирмы еле сводят концы с концами, а то и разоряются. Причина столь различных результатов коммерческой деятельности — неодинаковое умение руководителей фирм адаптироваться к условиям, задаваемым рыночной средой, и выбрать правильную экономическую политику фирмы.

Информация о работе Проблема мотивации рыночного поведения фирмы