Проблемы рыночного равновесия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение проблемы рыночного равновесия.
Данная цель достигается путем решения следующих задач:
- изучение понятия и сущности рыночного равновесия;
- рассмотрение видов рыночного равновесия;
- изучение ценового механизма, влияющего на рыночное равновесие;
- рассмотрение условия стабильности и проблемы рыночного равновесия на примерах различных теоретических моделях;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I Общие положения рыночного равновесия ………..……….……...5
Исторические аспекты рыночного равновесия............................5
Теоретические основы рыночного равновесия: понятие, сущность и виды рыночного равновесия………………….………………...11
Глава II Анализ проблем рыночного равновесия и пути достижения рыночного равновесия на примерах экономических моделей………….19
2.1 Проблемы и пути достижения стабильности рыночного равновесия…………………………………………………………………….19
Глава III Рыночное равновесие в условиях экономического кризиса…...32
3.1 Потребительский рынок в России: современное состояние рыночного равновесия во время кризиса………………………….………32
Заключение………………………………..………………………………....39
Библиографический список…….………………………….…………..…...

Работа содержит 1 файл

Эк. теория Готовая.doc

— 351.00 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ 
 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Финансы и кредит» 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  предмету

«Экономическая теория»

на  тему: 

«Проблемы рыночного равновесия» 
 
 
 

                                            Выполнила студентка:

3 курса группы ФКЗд/35-1

Лунькова  Ольга

Владимировна 

                                            Руководитель:

Денисова  Светлана

Олеговна                                             
 
 
 

                                   Москва, 2009 г.

 
 

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава I Общие положения рыночного равновесия ………..……….……...5

    1. Исторические аспекты рыночного равновесия............................5
    2. Теоретические основы рыночного равновесия: понятие, сущность и виды рыночного равновесия………………….………………...11

         Глава II Анализ проблем рыночного равновесия и пути достижения рыночного равновесия на примерах экономических моделей………….19

         2.1 Проблемы и пути достижения стабильности рыночного равновесия…………………………………………………………………….19

         Глава III Рыночное равновесие в условиях экономического кризиса…...32

         3.1 Потребительский рынок в России: современное состояние рыночного равновесия во время кризиса………………………….………32     

Заключение………………………………..………………………………....39

Библиографический список…….………………………….…………..…...41

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Человеческие  потребности безграничны, а ресурсы  ограничены. Изучением проблемы использования  последних для наиболее полного  удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и занимается экономика. Однако ограниченность ресурсов не позволяет достигнуть идеального решения. Непреложным фактором является то, что совокупность всех наших материальных потребностей превышает производительные возможности всех имеющихся ресурсов.

     В условиях совершенной конкуренции на рынке постоянно встречаются продавец и покупатель, и таким образом при их столкновении определяется цена товара. При этом учитываются затраты продавца или производителя на производство, хранение, транспортировку товара, ценность и полезность этого товара для потребителя, а также многие другие факторы, влияющие на цену.

     «Предложение» и «спрос» ― два наиважнейших понятия экономики. Их можно рассматривать  отдельно, но на практике это два  неразрывных явления. Когда предложение  и спрос уравновешены, возникает рыночное равновесие.

     Как известно,   любая система стремится к достижению равновесного состояния и его сохранению. Это характерно и для микроэкономических систем, однако, поскольку их функционирование обеспечивается посредством деятельности людей, наделенных волей, сознанием и разнонаправленными интересами, равновесие не достигается стихийно и имеет специфические законы и условия.

     Рыночное  равновесие проявляется в количественном соответствии спроса и предложения  товаров, услуг и ресурсов и затрагивает интересы домохозяйств как поставщиков ресурсов и потребителей товаров и услуг и предприятий как потребителей ресурсов и производителей товаров и услуг. Другими словами, это оптимальная реализация совокупных экономических интересов в обществе.

     Тема рыночного равновесия на российских рынках на сегодня практически не актуальна, из-за кризиса в экономическом секторе.

     В настоящее время, на российских рынках не преобладает стабильность рыночного равновесия. Из-за возникшего кризиса, на рынках сокращается спрос на услуги общественного питания, а, следовательно,  сокращается объем выпуска продукции, персонала и заработных плат.

     Правительство принимает все возможные меры на поддержание спроса, но этого  не достаточно для стабильности рыночного  равновесия. В условиях кризиса достичь рыночного равновесия практически невозможно.

     Целью данной курсовой работы является изучение проблемы рыночного равновесия.

     Данная  цель достигается путем решения  следующих задач:

     - изучение понятия и сущности  рыночного равновесия;

     - рассмотрение видов рыночного равновесия;

     - изучение ценового механизма, влияющего на рыночное равновесие;

     - рассмотрение условия стабильности  и проблемы рыночного равновесия  на примерах различных теоретических  моделях;

     - взаимодействие спроса и предложения на современных этапах рынка.

     Учитывая  важность выбранной темы, я постаралась подробно изучить проблему рыночного равновесия, на примере российского потребительского рынка, а также на примерах экономических теорий.

     В процессе работы я изучила: труды  ведущих ученых в области экономики (Ядгарова Я.С., Автономова В., Левита Р.Я., Шмарловской Г.А. и других), материалы периодических изданий и дополнительные источники информации, отражающие суть данной проблемы на современном уровне.

 
 

     Глава I Общие положения рыночного равновесия

    1. Исторические аспекты рыночного равновесия

     Выяснение сущности товарно-денежных отношений, рынка, его структуры и инфраструктуры дает возможность раскрыть механизм рыночного равновесия, в частности, взаимодействие спроса и предложения.

     В истории мировой экономической мысли уже более двух столетий разные направления, течения и школы пытаются определить главные условия и механизм достижения рыночного равновесия. Поскольку практика постоянно вносит что-то новое в развитие экономической системы, усложняется механизм ее функционирования, появляются новые модели и теории рыночного равновесия.

     Основоположником  рыночного равновесия является величайший экономист девятнадцатого столетия Л.Вальрас (1834-1910). Такое признание  он заслужил за разработку системы общего рыночного равновесия, которая получила название замкнутой модели экономического равновесия, изложенной в его основной работе "Элементы чистой политической экономии" (1874). Предшественником Л.Вальраса в построении модели общего равновесия был А.Н. Иснар (1749-1803), яркий представитель французской школы экономистов-инженеров. Главная работа А.Н. Иснара – «Трактат о богатстве», вышедший в 1781 г.

     Вальрас сделал попытку создания замкнутой  математической модели общего экономического равновесия на базе принципа субъективной полезности и посылки, что все экономические субъекты производства делятся на две группы: владельцы производительных услуг (земли, труда и капитала) и предпринимателей. Экономические связи между ними Вальрас выразил через систему взаимосвязанных уравнений, но для простоты изложения можно проиллюстрировать ход его рассуждений при помощи схемы.

     Под домохозяйствами подразумеваются  собственники факторов производства (труда, капитала, земли) под предприятиями - покупатели факторов производства и одновременно производители товаров и услуг. Как видим, у Вальраса владельцы производительных услуг являются одновременно продавцами указанных услуг и покупателями предметов потребления а предприниматели - покупателями производительных услуг и продавцами потребительских продуктов. Таким образом, производство и потребление оказываются связанными посредством двух взаимодействующих рынков: рынков производительных услуг (или факторов производства) и потребительских продуктов.

     Предложение производительных услуг и спрос на продукты увязываются следующим образом: предложение производительных услуг рассматриваются как функция рыночных цен на эти услуги, а спрос на продукты - как функция цен производительных услуг (так как они определяют доходы собственников факторов производства) и цен этих продуктов.

     Безусловно, рынки факторов производства и продуктов  взаимосвязаны, но откуда следует, что  они находятся в состоянии  равновесия? Чтобы ответить на данный вопрос, давайте проследим движение ресурсов и продуктов в натуральной и денежной форме. Начнем с домохозяйств. Собственники факторов производства продают их на рынке ресурсов, получая доход, который представляет собой ни что иное, как цены факторов производства. С полученными доходами они идут на рынок продуктов, обменивая их на необходимые товары и услуги. Обратим внимание на то, что в схеме Вальраса домохозяйства полностью тратят свои доходы, то есть сумма полученных доходов равна сумме потребительских расходов, в силу чего накопление отсутствует. Предприятия же, в свою очередь, также связаны с рынком ресурсов и продуктов. Однако то, что для домохозяйств является доходами (цены факторов производства), для предприятий являются издержками, то есть выплатами владельцам факторов производства, которые они покрывают за счет валовой выручки от продаж товаров и услуг на рынке продуктов. Круг замкнулся. В модели Вальраса цены факторов производства равны издержкам предприятий, которые равны валовой выручке предприятий, а последние, в свою очередь, равны потребительским расходам домохозяйств.

     Другими словами, равновесное состояние  рынков означает, что спрос и предложение  производительных услуг равны, существует постоянная устойчивая цена на рынке  продуктов, и продажная цена продуктов  равна издержкам, которые представляют собой цены факторов производства.

     Модель  Вальраса, хотя и является логически  завершенной, носит чересчур абстрактный  характер, так как исключает многие важные элементы реальной экономической жизни.

     Кроме отсутствия накопления, к числу чрезмерных упрощений следует отнести: 
- статичность модели (предполагается неизменность запаса и номенклатуры продуктов, а также неизменность способов производства и потребительских предпочтений), 
- предположение о существовании совершенной конкуренции и идеальной информированности субъектов производства.

     Иными словами, проблемы экономического роста, нововведений, изменения потребительских  вкусов, экономических циклов остались за пределами модели Вальраса. Заслуга  Вальраса скорее в постановке проблемы, чем в ее решении. Она дала толчок экономической мысли к поиску моделей динамического равновесия и экономического роста.

     Из  модели Вальраса вытекают следующие  выводы:

     1. Существует взаимосвязь и взаимообусловленность  цен (регулирующего инструмента)  не только на рынке товаров,  но и на всех других рынках. Цены на потребительские товары устанавливаются во взаимосвязи и взаимодействии с ценами на факторы производства, цены на рабочую силу - с учетом и под влиянием цен на продукты и т.д. Равновесные цены устанавливаются в результате взаимодействия всех рынков (рынка товаров, рынка труда, денежного рынка).

     2. Математически доказывается возможность  существования равновесных цен  одновременно и на всех рынках. К этому равновесию "стремится"  рыночная экономика. Но "идеал"  существует только в теории. Полное равновесие всех цен на всех рынках существует как теоретическая абстракция.

     3. Из теоретически достижимого  экономического "равенства" следует  вывод об относительной устойчивости  системы рыночных отношений. "Нащупывание"  равновесных цен происходит на всех рынках и в конечном счете приводит к равновесию спроса и предложения на всех рынках.

     4. Равновесие в экономике не  сводится к равновесию обмена, к рыночному равновесию. Из теоретической  концепции Вальраса вытекает  принцип взаимосвязи и взаимозависимости основных элементов рыночной экономики. Это исходное положение для понимания взаимосвязи производства, потребления, доходов на макроуровне.

Информация о работе Проблемы рыночного равновесия