Прибыль организации: анализ и направления ее увеличения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение анализа прибыли ОАО «Электроаппаратура» и выявление направлений ее увеличения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: – рассмотреть экономическую сущность прибыли;

– изучить систему показателей рентабельности;

– изучить методику анализа прибыли и рентабельности;

– дать организационно-экономическую характеристику деятельности ООО «Электроаппаратура»;

– провести анализ формирования прибыли в ООО «Электроаппаратура» и факторов, на неё влияющих;

– проанализировать рентабельность промышленной организации; – определить основные направления увеличения прибыли и рентабельности деятельности ОАО «Электроаппаратура».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….3

1 Прибыль в промышленности как целевой показатель хозяйственной деятельности, ее сущность и виды …………………………………....………...................5

1.Сущность и роль экономической категории прибыль……………………….5
2.Система показателей рентабельности……………………………………..….14
3.Методика анализа прибыли и рентабельности……………………………...18
2.Экономический анализ прибыли и рентабельности ОАО «Электроаппаратура»………………………………………………………………………………....26
1.Организационно-экономическая характеристика деятельности организации…………………………………………………………………………………...26
2.Анализ формирования прибыли и основных факторов, влияющих на нее…………………………………………………………………………….....34
3.Анализ рентабельности промышленной организации…………………..…43
3.Основные направления увеличения прибыли и рентабельности деятельности ОАО «Электроаппаратура»……………………………………..................48
Заключение……………………………………………………………………….....52

Список использованных источников…………………………………………..….54

Работа содержит 1 файл

курсовая по прибыли.doc

— 589.50 Кб (Скачать)

     2.2 Анализ формирования прибыли и основных факторов, влияющих на нее 

                                                                             Прибыль предприятия  является важнейшей экономической  категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства.

     Основной  показатель, характеризующий финансовый результат деятельности ОАО «Электроаппаратура» – общая прибыль или убыток. Общая прибыль формируется как финансовый результат от реализации продукции, услуг.

     Основная  масса прибыли ОАО «Электроаппаратура» представляет собой прибыль от производства столярных изделий, стальных труб, промышленного холодильного оборудования, строительных металлических изделий, осветительного оборудования, электрооборудования для двигателей и транспортных средств, электрораспределительной и регулирующей аппаратуры, станков и технологической оснастки, от аренды машин и оборудования, устройства покрытий зданий и сооружений, сдачи внаем собственного недвижимого имущества и других видов деятельности, перечисленных в Уставе предприятия.

     Источниками информации для анализа формирования прибыли ОАО «Электроаппаратура» послужила бухгалтерская отчетность, в частности форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2007-2009 года  (Приложения З, И, К).

     Таблица 2.5 – Состав и структура прибыли ОАО “Электроаппаратура”  за 2007-2009 гг.          

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. Темп  роста (снижения), %
Сумма, млн. р. Уд. вес, % Сумма, млн. р. Уд. вес, % Сумма, млн. р. Уд. вес, % 2008 г.

 к

2007 г.

2009 г.

к

2008 г.

1 2 3 4 5 6 7 8 9
1.Прибыль  (убыток) от реализации продукции 399 222,91 2255 131,33 2260 122,36 В 5, 65 раз 100,22
2. Прибыль  (убыток) от операционных доходов и расходов 4 2,23 -2 -0,12 -14 -0,76 -50,0 В 7 раз
3. Прибыль  (убыток) от внереализационных доходов и расходов -224 -125,14 -536 -31,22 -399 -21,60 В 2, 39 раз 74,44
4. Прибыль  (убыток)  отчетного периода 179 100,0 1717 100,0 1847 100,0 В

9, 59

 раз

107,57
5. Чистая прибыль (убыток) 58 58,40 1362 79,32 1554 122,36 В

23,48 раз

114,10

       Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации.    

       Данные таблицы 2.5 свидетельствуют о том, что за анализируемые годы предприятие существенно увеличило конечный финансовый результат – прибыль отчетного периода. Необходимо отметить резкий скачок роста прибыли отчетного периода в 2008 г. в сравнении с 2007 г.: в 9,59 раз. За 2009 г. объем прибыли увеличился на 7,57%. Как показывают данные таблицы изменения произошли в результате значительного роста прибыли от реализации продукции в 2008 г. в 5,65 раз в сравнении с 2007 г., и на 22 % в 2009 г. в сравнении с 2008 г. Прибыль от операционных доходов  и расходов в 2007 г. составляла 4 млн. руб. В 2008 г. наблюдался убыток, сформированный в размере 2 млн. руб., в 2009 г. убыток возрос в 7 раз. Значительное влияние на формирование прибыли отчетного периода оказал финансовый результат от внереализационных доходов и расходов. При анализе данного показателя необходимо отметить, что предприятие имело убытки за весь анализируемый период. Так, убыток от внереализационных доходов и расходов в 2007 г. составлял 224 млн. руб., в 2008 г. – 536 млн. руб., что в 2, 39 раза превышало данные 2007 г., в 2009 г. произошло сокращение убытков в сравнении с 2008 г. на 25,56 %. Чистая прибыль предприятия также как и прибыль отчетного периода имела тенденцию к резкому росту в 2008 г.  - в 23, 48 раз в сравнении с 2007 г. В 2009 г. также отмечался рост чистой прибыли, однако несущественный,  – на 14,10 % в сравнении с 2008 г.

     Как видно из таблицы 2.5 важное место в формировании общей прибыли предприятия принадлежит результатам от основной деятельности. Вследствие этого необходимо более подробно рассмотреть эту составляющую общей прибыли предприятия.

       Данные для анализа формирования прибыли от основного вида деятельности представлены в таблице 2.6.

     Таблица 2.6 – Анализ формирования прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг в ОАО «Электроаппаратура» за 2007-2009 гг. 

                                                                                млн.р.

Показатели Годы Отклонение, (+/-) Темп  роста (снижения), %
2007 2008 2009 2008 г. к

2007 г.

2009 г. к

2008 г.

2008 г. к

2007 г.

2009 г.

к

2008 г.

1 2 3 4 5 6 7 8
Валовая прибыль  1205 3161 3385 1956 224 В 2,62 раза 107,08
Управленческие  расходы 336 369 551 33 182 109,82 149,32
Расходы на реализацию 470 537 574 67 37 114,25 106,89
Окончание таблицы 2.6
1 2 3 4 5 6 7 8
Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг 399 2255 2260 1856 5 В 5,65 раз 100,22

     Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации.

      Из  данных таблицы 2.6 видно, что в 2007 году прибыль от реализации товаров, продукции, работ и услуг составила 399 млн. руб. В 2008 году сумма прибыли увеличилась в 5,65 раза и составила 2255 млн. руб. Это произошло из-за увеличения суммы валовой прибыли в 2,62 раза. В 2009 году сумма прибыли от реализации товаров, продукции, работ и услуг выросла за год на 5 млн. рублей и составила 2260 млн. руб. Данный рост также обусловлен увеличением валовой прибыли.

      Таким образом, на основе данных формирования прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг, основным фактором, повлиявшим на полученный финансовый результат ОАО «Электроаппаратура» за 2007, 2008 и 2009 гг., является показатель валовой прибыли. В связи с этим целесообразно провести анализ формирования валовой прибыли на основе выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг, и себестоимости реализованных товаров, продукции, работ, услуг. Данные представлены в следующей таблице 2.7. 

      Таблица 2.7 – Анализ формирования валовой прибыли  ОАО «Электроаппаратура» за 2007-2008 гг.                                                                   млн.р.

Показатели Годы  Отклонение, (+/-) Темп  роста (снижения), %
2007 2008 2009 2008 г. к

2007 г.

2009 г. к

2008 г.

2008 г. к

2007 г.

2009 г.

к

2008 г.

1 2 3 4 5 6 7 8
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг 22896 29583 28546 6687 -1037 129,21 96,49
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг 21691 26422 25161 4731 -1261 121,81 95,23
Валовая прибыль 1205 3161 3385 1956 224 В 2,62 раза 107,08

     Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации.

      Из  таблицы 2.7 следует, что валовая прибыль предприятия в 2009 году была сформирована за счет темпа роста себестоимости реализованных товаров, продукции, работ, услуг на 15,99 % и за счет роста выручки за 3 года на 5650 млн. руб. или на 24,67%. Значительное увеличение как суммы выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, так и себестоимости отметилось в 2008 году, за счет чего валовая прибыль предприятия увеличилась в 2,62 раза.

      Для более детального анализа  факторов формирования валовой прибыли проведем факторный анализ прибыли, целью которого является определение степени влияния на финансовые результаты субъекта хозяйствования ряда факторов.

      Для анализа факторов изменения валовой  прибыли ОАО «Электроаппаратура» используются данные за 2008 и 2009 гг., представленные в таблице 2.7.

      Применение  факторного анализа позволяет определить влияние на валовую прибыль таких факторов, как изменение объема реализации товаров, продукции, изменение структуры реализованных товаров, работ, услуг, изменение уровня затрат на 1 рубль реализованных товаров, продукции, работ и услуг.  Расчет вышеперечисленных факторов влияния показателей на валовую прибыль представлен в таблице 2.8.

     Таблица 2.8 – Анализ факторов изменения валовой прибыли в ОАО «Электроаппаратура» в 2009 г.                                  млн.р.

 
Факторы
 
Расчет  факторов
Сумма влияния  на прибыль от реализации
Изменение объема реализации товаров, продукции, работ, услуг 3161 × (25161 / 26422 – 1) -150,8
Изменение структуры реализованных товаров, продукции, работ, услуг 3161 × (28546 / 29583 – 25161 / 26422) 40,92
Изменение уровня затрат на 1 рубль реализованных товаров, продукции, работ, услуг 28546 × (25161 / 28546 – 26422 / 29583) -334,81
Итого изменения  валовой прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг 3385 – 3161 224

     Примечание. Источник: собственная разработка.

     Из  данных таблицы 2.8 следует, что на формирование в 2009 г. валовой прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг оказали влияние такие факторы, как уменьшение объема реализации товаров, продукции, работ, услуг на 150,8 млн. руб., уменьшение уровня затрат на 1 рубль реализованных товаров, продукции, работ, услуг на 334,81 млн. руб., а также структурных сдвигов реализованных товаров, продукции, работ, услуг на 40,92 млн. руб. В результате влияния данных факторов валовая прибыль от реализации за 2009 год увеличилась на 224 млн. руб. Таким образом, можно сделать вывод, что в 2009 году открытое акционерное общество «Электроаппаратура» довольно прибыльно, можно даже сказать эффективно осуществляло свою деятельность.

     Для комплексного анализа влияния факторов на формирование прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг применим следующую модель факторного анализа. Рассчитаем степень влияния таких показателей, как выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, себестоимость реализованных товаров, работ, услуг, управленческих расходов и расходов на реализацию на прибыль от реализации товаров, продукции работ, услуг.

     Эта модель представлена в последнем  пункте первой главы данной курсовой работы.

       Модель факторного анализа прибыли (убытка) от реализации товаров, продукции, работ, услуг позволит учесть такие факторы, как управленческие расходы и расходы на реализацию. Исходные данные для факторного анализа финансового результата представлены в таблице 2.9. 

     Таблица 2.9 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг ОАО «Электроаппаратура» за 2008-2009 гг.                                                                                           млн.р.

Показатели Годы Отклонение (+,-)
2008 2009
Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг 29583 28546  
-1037
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг 26422 25161  
-1261
Управленческие  расходы 369 551 182
Расходы на реализацию 537 574 37
Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг 2255 2260  
5

Информация о работе Прибыль организации: анализ и направления ее увеличения