Прибыль организации: анализ и направления ее увеличения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение анализа прибыли ОАО «Электроаппаратура» и выявление направлений ее увеличения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: – рассмотреть экономическую сущность прибыли;

– изучить систему показателей рентабельности;

– изучить методику анализа прибыли и рентабельности;

– дать организационно-экономическую характеристику деятельности ООО «Электроаппаратура»;

– провести анализ формирования прибыли в ООО «Электроаппаратура» и факторов, на неё влияющих;

– проанализировать рентабельность промышленной организации; – определить основные направления увеличения прибыли и рентабельности деятельности ОАО «Электроаппаратура».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….3

1 Прибыль в промышленности как целевой показатель хозяйственной деятельности, ее сущность и виды …………………………………....………...................5

1.Сущность и роль экономической категории прибыль……………………….5
2.Система показателей рентабельности……………………………………..….14
3.Методика анализа прибыли и рентабельности……………………………...18
2.Экономический анализ прибыли и рентабельности ОАО «Электроаппаратура»………………………………………………………………………………....26
1.Организационно-экономическая характеристика деятельности организации…………………………………………………………………………………...26
2.Анализ формирования прибыли и основных факторов, влияющих на нее…………………………………………………………………………….....34
3.Анализ рентабельности промышленной организации…………………..…43
3.Основные направления увеличения прибыли и рентабельности деятельности ОАО «Электроаппаратура»……………………………………..................48
Заключение……………………………………………………………………….....52

Список использованных источников…………………………………………..….54

Работа содержит 1 файл

курсовая по прибыли.doc

— 589.50 Кб (Скачать)

      Особую  роль в финансовом менеджменте играет пятая группа рентабельности, отражающая различные управленческие фазы  предпринимательской деятельности: плановую, текущую и заключительную. Наибольшие значение и сложность представляют расчеты плановых показателей. От степени их обоснованности и достоверности  зависят  как принятие решения о реализации инвестиционных проектов, так  и конечные результаты предпринимательской деятельности.

      Последняя шестая группа показателей рассчитывается в зависимости от сроков функционирования экономических субъектов: день, неделя, месяц, полугодие, год. Эти параметры необходимы при финансовом анализе состояния и перспектив развития как отдельных  сторон, так и   предпринимательской деятельности в целом [5, С.18-20].

      Комплексное использование рассмотренных выше параметров для анализа прибыли и рентабельности должно стать неотъемлемой составной частью финансового менеджмента всех экономических субъектов.  Особенно велика его роль на базовом уровне экономики – коммерческом предприятии. При этом неотъемлемым условием полноценного анализа рентабельности  в современных условиях является компьютерная обработка всех социально-экономических и производственных параметров информационного нормативной системы функционирования организаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Методика анализа прибыли и рентабельности 

     Эффективность хозяйственной деятельности любой  организации характеризуется наличием свободных финансовых ресурсов, достаточных для поддержания текущей деятельности, обновления и расширения производственных мощностей, осуществления выплат собственникам. Словом, реальное денежное обеспечение декларируемой в отчетности прибыли, а также способность своевременно рассчитываться по своим обязательствам. Эти критерии в традиционном анализе определяются через показатели прибыльности и рентабельности [12, С.34].

     Обобщённо наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 «Отчёт о финансовых результатах и их использовании». К ним относятся:

     - прибыль (убыток) от реализации продукции;

     - прибыль (убыток) от прочей реализации;

     - доходы и расходы от внереализационных операций;

     - балансовая прибыль;

     - налогооблагаемая прибыль;

     - чистая прибыль и др.

     Показатели  финансовых результатов характеризуют  абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях перехода к рыночной экономике составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решение проблем социальных и материальных потребности трудового коллектива. За счёт прибыли выполняются также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.

     Конечный  финансовый результат деятельности предприятия - это балансовая прибыль или убыток, который представляет собой сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от прочей реализации; сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.

     Метод анализа прибыли предприятия  включает в себя применение факторного анализа. Применение факторного анализа позволяет определить влияние на валовую прибыль таких факторов, как:     

      – объем реализованных работ (формула 1.8):                                                                                                                             ΔПр = П0 × (С1 : С0 -1),                (1.8)               где П0 – валовая прибыль базисного года;              С1 – себестоимость отчетного года;              С0 – себестоимость базисного года; 

        – структура реализованных строительно-монтажных  работ (формула 1.9):                 ΔПстр = П0 × (В1 : В0 - С1 : С0),          (1.9)

      где В1 – выручка от реализации строительно-монтажных работ отчетного года; 

               В0 - выручка от реализации строительно-монтажных работ базисного года; 

      – уровень затрат на 1 рубль реализованных строительно-монтажных работ (формула 1.10):                           ΔПз = В1 × (С1 : В1 – С0 : В0 ),                       (1.10)              Для комплексного анализа влияния факторов на формирование прибыли (убытка) от реализации применяется следующая модель факторного анализа, которая позволит учесть такие факторы, как управленческие расходы и расходы на реализацию.

     Чтобы определить влияние каждого из факторов на сумму прибыли от реализации, используя следующие формулы:  

      – влияние изменения выручки от реализации строительно-монтажных  работ на прибыль от реализации (формула 1.11):                                 ∆Ппр = Ппб × (Ир – 1),                      (1.11)               где ∆Ппр – прирост (уменьшение) прибыли от реализации за счет изменения выручки от реализации;                  Ппб – прибыль от реализации базисного (предыдущего) периода;         Ир – индекс изменения выручки от реализации, определяемый отношением выручки от реализации-нетто отчетного периода (В1) в выручке от реализации базисного года (В0) по формуле 1.12:                                   Ир = В10,           (1.12)              – влияние изменения уровня себестоимости на прибыль от реализации (∆Ппс) (формула 1.13):                           Ппс = С0 × Ир – С 1,            (1.13)               где С0, С1 – себестоимость реализованных строительно-монтажных работ базисного и отчетного периода; 

      – влияние изменения уровня управленческих расходов на прибыль от реализации (∆Ппур) (формула 1.14):                                   ∆Ппур = УР0 × Ир – УР1,                          (1.14)               где УР0, УР1 – управленческие расходы базисного и отчетного периода соответственно;      

     – влияние изменения уровня расходов на реализацию на прибыль от реализации (∆Ппрр) (формула 1.15):                         ∆Ппрр  = РР0 × И – РР1,            (1.15)  

     где РР0, РР1 – расходы на реализацию базисного и отчетного периода соответственно [7, С.72-73].

     Рентабельность  характеризует результативность деятельности промышленного предприятия. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет промышленное предприятие с каждого рубля средств, вложенных в активы.  

     Рентабельность - это степень доходности, выгодности, прибыльности. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т. д.), выгодность производства отдельных видов продукции (работ, услуг). Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

     Для анализа показателей рентабельности производственной деятельности и реализации в следующем разделе рассчитаны такие показатели, как:

  1. Рентабельность производственной продукции:  по прибыли от реализации продукции;  по чистой прибыли;  по чистому денежному потоку.

      2) Рентабельность реализации:  по  прибыли от реализации продукции;  по    чистой прибыли;  по  чистому денежному потоку.

      Для удобства расчета и анализа показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

      1. Показатели, базирующиеся на затратном  подходе (рентабельность продукции,  рентабельность операционной деятельности, рентабельность инвестиционной деятельности и отдельных инвестиционных проектов, рентабельность обычной деятельности).

      2. Показатели, характеризующие прибыльность  продаж (валовая рентабельность продаж и чистая рентабельность продаж).

      3. Показатели, в основе которых  лежит ресурсный подход (рентабельность совокупных активов или общая рентабельность, рентабельность операционного капитала, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала и др.).

      Рентабельность  продукции ( ) исчисляется путем отношения прибыли от реализации до выплаты процентов и налогов РП) к сумме затрат по реализованной продукции (3РП). 

                                                        (1.16) 

      Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции.

      Рентабельность  операционной деятельности (RОД) рассчитывается в целом по предприятию как отношение прибыли-брутто от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов ОД) к общей сумме затрат по операционной деятельности (3): 

                                                    (1.17) 

      Данный  показатель характеризует окупаемость затрат в операционной деятельности. Он полнее предыдущего показателя отражает результаты работы предприятия, поскольку при его расчете учитываются не только реализационные, но и внереализационные результаты, относящиеся к основной деятельности.

      Рентабельность  продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты процентов и налогов на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции [14, с. 296-298]: 

                                                    (1.18) 

      Существует  много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние - это факторы, не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно - хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.

      Задача  экономического анализа по рентабельности - выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов.

      Резервы увеличения рентабельности определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис. 5).

     

      Рисунок  5 –  Основные направления поиска резервов увеличения рентабельности от операционной деятельности.

      Примечание. Источник: [14, с. 306, рис. 8.3].

      Для определения резервов роста прибыли  по первому источнику необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида: 

                                                 (1.19) 

      Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции и услуг осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на планируемый объем ее продаж с учетом резервов его роста: 

Информация о работе Прибыль организации: анализ и направления ее увеличения