Прибыль организации: анализ и направления ее увеличения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение анализа прибыли ОАО «Электроаппаратура» и выявление направлений ее увеличения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: – рассмотреть экономическую сущность прибыли;

– изучить систему показателей рентабельности;

– изучить методику анализа прибыли и рентабельности;

– дать организационно-экономическую характеристику деятельности ООО «Электроаппаратура»;

– провести анализ формирования прибыли в ООО «Электроаппаратура» и факторов, на неё влияющих;

– проанализировать рентабельность промышленной организации; – определить основные направления увеличения прибыли и рентабельности деятельности ОАО «Электроаппаратура».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….3

1 Прибыль в промышленности как целевой показатель хозяйственной деятельности, ее сущность и виды …………………………………....………...................5

1.Сущность и роль экономической категории прибыль……………………….5
2.Система показателей рентабельности……………………………………..….14
3.Методика анализа прибыли и рентабельности……………………………...18
2.Экономический анализ прибыли и рентабельности ОАО «Электроаппаратура»………………………………………………………………………………....26
1.Организационно-экономическая характеристика деятельности организации…………………………………………………………………………………...26
2.Анализ формирования прибыли и основных факторов, влияющих на нее…………………………………………………………………………….....34
3.Анализ рентабельности промышленной организации…………………..…43
3.Основные направления увеличения прибыли и рентабельности деятельности ОАО «Электроаппаратура»……………………………………..................48
Заключение……………………………………………………………………….....52

Список использованных источников…………………………………………..….54

Работа содержит 1 файл

курсовая по прибыли.doc

— 589.50 Кб (Скачать)
ify">      Смысл любой предпринимательской деятельности состоит в достижении положительного экономического эффекта в  виде абсолютного показателя прибыли или относительного – рентабельности. Тем самым рентабельность выступает главным объектом  и целью финансового менеджмента предприятий. Чем больше уделяется внимания рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие. В этой связи вопросы научного управления рентабельностью представляют собой актуальную проблему теории и практики предпринимательской деятельности.

      Вопросы рентабельности постоянно были и являются   предметом особого внимания ведущих ученых-финансистов, аналитиков и практиков. Им посвящены монографии, многочисленные статьи в периодической печати, специальные разделы и параграфы в учебных пособиях по финансовому менеджменту, в частности, финансовому  анализу [22, с154].

        Как известно, непосредственным  результатом коммерческой деятельности предприятия   служит прибыль, но она часто весьма приблизительно отражает эффективность предпринимательской деятельности. Более точную оценку функционирования организаций дает рентабельность. Это не просто статистический, расчетный параметр, а сложный комплексный социально-экономический критерий. В отличие от прибыли, п характеризует эффективность  финансовой деятельности любого конкретного экономического субъекта, относительно  всех других (индивидуальных предпринимателей, организаций, регионов, отдельных стран  и мира в целом), независимо от размеров и характера экономической деятельности.

      В общем виде рентабельность есть отношение  эффекта (результата) к затратам (ресурсам) предпринимательской деятельности. Отсюда многообразие форм выражения числителя и знаменателя создает большое количество различных видов рентабельности, которые можно систематизировать следующим образом.

      

      По субъекту        По виду    По виду      По виду        По фазам            По

     деятельно-          ресурсов     затрат        эффекта      деятель-          срокам

       сти                    ности

      

     -предприни-        - активы    -затраты      -прибыль     -плановая      -дневная

      матель                субъекта -элемен-       года             -оперативная -месячная

     -организация    -затраты     ты за   -       -прибыль      -отчетная      -годовая

     -Регион              субъекта   трат           продукции

     -субъект РБ                                                -чистая

     -страна                                                         прибыль

 

      Рисунок 1 – Система показателей рентабельности

      Примечание. Источник: [8, с.83, схема 7]

      Первая  группа показателей, отражая уровень  рентабельности различных экономических субъектов общества от отдельного частного предпринимателя без образования юридического лица, предприятия до страны, межгосударственной организации, международного региона и мира в целом, показывает соотношение и формирование эффективности функционирования различных сфер экономики. Ее  роль заключается в обеспечении  социально-экономической ориентации, выбора направлений движения и перелива капитала  из малоприбыльных и убыточных сфер (регионов,стран) в более доходные.

        Реальный процесс инвестиций  строится на механизме расчета  средних норм рентабельности  предпринимательской деятельности  с учетом конкретных специфических особенностей социально-экономического развития того или иного субъекта.

      Схематично  процесс формирования средних норм рентабельности субъектов можно представить  в следующем виде.

           Экономика                      Рентабельность               Рентабельность стран

                  страны                        экономики страны            (мировой экономики)     

 

                                                         Рентабельность                      Рентабельность

                    Отрасль                               отрасли                               отраслей

                                                          Рентабельность                       Рентабельность

                   Регион                                  региона                                      регионов

 

 

               Предприятие                  Рентабельность                          Рентабельность

                                                         предприятия                                 предприятий 

                                                Рентабельность частного                  Рентабельность

         Предприниматель               предпринимателя                    частных предпри-

              Частный                                                                                      нимателей                

      Рисунок 2 – Система показателей рентабельности экономических субъектов

      Примечание. Источник: [8, с.83, схема 8]

      Рентабельность  экономических субъектов и сфер экономики (частный предприниматель, предприятие, регион, отрасль, страна, и т.д.) отражает характер эффективности их деятельности. Каждый вышестоящий уровень служит средней нормой для нижестоящего. При этом общенациональная и мировая нормы выступают конечными ориентирами результативности при выборе вида и направлений  развития бизнеса.

      Вторая  группа представлена множеством параметров в зависимости  от разнообразия используемых ресурсов экономического субъекта. Схематично их можно представить следующим  образом.

      

                                                   Рентабельность ресурсов

      

                                    Рентабельность       Рентабельность

                                         капитала                активов

        

        рентабельность              рентабельность              рентабельность

         собственного                   внеоборотных                    оборотных

             капитала                         активов                             активов

                    

        рентабельность              -нематериальных          -материальных

            заемного капитала           активов                           оборотных средств

                                                  -основных средств      -фондов обращения

                                                   -долгосрочных              -краткосрочных

        рентабельность                 финансовых                  финансовых

        привлеченного                  вложений                       вложений

               капитала

     Рисунок 3 Показатели рентабельности ресурсов

      Примечание. Источник: [8, с.83, схема 9].

      Данная  группа характеризует уровень результативности использования ресурсов экономического субъекта, складывающихся из двух, вытекающих одна из другой,  форм движения стоимости:  совокупного капитала и активов.

      Первая  отражает исходные стоимостные позиции  предпринимательской деятельности и в первую очередь эффективность собственного капитала, а также заемного и привлеченного капитала. Эти показатели выражают интересы собственников капитала и прежде всего учредителей, владельцев предприятия. 

      Вторая  форма показывает эффективность функциональной сферы бизнеса – многочисленных  разновидностей активов – своеобразного метаморфоза капитала. В ней заинтересованы не только владельцы, но и менеджеры организации [8, с.83-85].

      Третья  группа охватывает параметры рентабельности затрат или издержек производства и реализации. Показатели могут быть исчислены применительно к отдельным элементам затрат (потребленные основные средства, материалы, сырье и т.д.) и себестоимости в целом. Наибольшее применение получили рентабельность изделия и продукции.

      Четвертая группа показателей формируется  в зависимости от разновидностей получаемого эффекта   - прибыли (убытка). Последняя имеет несколько видов, в том числе: прибыль одного  изделия, прибыль выпуска изделия, прибыль товарной продукции, прибыль реализованной продукции, прочая прибыль, прибыль года, чистая прибыль. Все они находятся в тесной взаимосвязи и зависимости, что видно из следующей схемы.

       Рентабельность

 

      

 

  Прибыль         Прибыль          Прибыль          Прибыль         Прибыль        Чистая

  единицы        товарной           реализо-           прочая            года              прибыль

  изделия        продукции         ванной 

                                                  продукции 

                   Налоги  

      Рисунок 4 – Рентабельность.

      Примечание. Источник: [8, с.83, схема 11].

     Исходным  базовым показателем эффективности  предпринимательской деятельности служит рентабельность единицы производимого  изделия (услуги), определяемая отношением прибыли к себестоимости.  Ему уделялось значительное внимание  в социалистическую эпоху, чего нельзя  к большому нашему сожалению, сказать в отношении  экономической литературе 90-х годов. Большая часть довольно-таки известных экономистов главное значение придают конечным, итоговым параметрам, к примеру, рентабельности  капитала (активам) по чистой прибыли [22, с.72]. Такой подход значительно усложняет  финансовый анализ экономического субъекта, часто  обрекая его на неудачу. Только прибыльность индивидуального товара (услуги) товара  выступает главным и часто достаточным условием для организации и ведения предпринимательской  деятельности, а поэтому всегда должна занимать центральное место в финансовом менеджменте.

      Из  рентабельности индивидуальных изделий складывается  рентабельность выпуска  и реализации отдельных видов товаров и продукции  в целом. Она показывает общую прибыльность продукции или  уровень дохода с рубля  затрат на производство и реализацию продукции, тем самым характеризуя эффективность основы предпринимательства.

      Исходя  из годовой прибыли рассчитывается итоговый показатель производственно-финансовой деятельности экономического субъекта, охватывающий  все сферы предпринимательства, включая результаты внереализационных операций.

      Наконец, последний вид рентабельности, определяемый по чистой прибыли (прибыль года за минусом налоговых платежей), отражает как деятельность предпринимателя, так и состояние его финансовых взаимоотношений   с государством. Обязательно-принудительный характер последних   может свести на нет весь эффект предпринимательства, а поэтому имеет чрезвычайно важное значение при формирования инвестиционной политики экономических субъектов. Здесь может быть рассчитана целая группа параметров, отрицательной для экономического субъекта рентабельности, определяемых отношением отдельных видов и всей совокупности налоговых платежей к различным элементам ресурсов (капитал, активы), затрат (издержки производства и реализации) и финансовых результатов (выручка, прибыль).

Информация о работе Прибыль организации: анализ и направления ее увеличения