Прибыль организации: анализ и направления ее увеличения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение анализа прибыли ОАО «Электроаппаратура» и выявление направлений ее увеличения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: – рассмотреть экономическую сущность прибыли;

– изучить систему показателей рентабельности;

– изучить методику анализа прибыли и рентабельности;

– дать организационно-экономическую характеристику деятельности ООО «Электроаппаратура»;

– провести анализ формирования прибыли в ООО «Электроаппаратура» и факторов, на неё влияющих;

– проанализировать рентабельность промышленной организации; – определить основные направления увеличения прибыли и рентабельности деятельности ОАО «Электроаппаратура».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….3

1 Прибыль в промышленности как целевой показатель хозяйственной деятельности, ее сущность и виды …………………………………....………...................5

1.Сущность и роль экономической категории прибыль……………………….5
2.Система показателей рентабельности……………………………………..….14
3.Методика анализа прибыли и рентабельности……………………………...18
2.Экономический анализ прибыли и рентабельности ОАО «Электроаппаратура»………………………………………………………………………………....26
1.Организационно-экономическая характеристика деятельности организации…………………………………………………………………………………...26
2.Анализ формирования прибыли и основных факторов, влияющих на нее…………………………………………………………………………….....34
3.Анализ рентабельности промышленной организации…………………..…43
3.Основные направления увеличения прибыли и рентабельности деятельности ОАО «Электроаппаратура»……………………………………..................48
Заключение……………………………………………………………………….....52

Список использованных источников…………………………………………..….54

Работа содержит 1 файл

курсовая по прибыли.doc

— 589.50 Кб (Скачать)

     Примечание.  Источник: собственная разработка.

     Из  данных таблицы 2.13 видно, что показатель рентабельности производственной деятельности имел устойчивую тенденцию к росту, что обусловлено как ростом прибыли от реализации продукции, так и ростом чистой прибыли. Так, рентабельность производственной деятельности, рассчитанная по прибыли от реализации в 2008 г. выросла на 6,44 %, что связано с ростом прибыли от реализации в 5,65 раз в сравнении с 2007 г. В 2009 г. рентабельность выросла на 0,35 %. Рентабельность, рассчитанная по чистой прибыли в 2008 г. составляла 8,25 %, что на 4,72 % больше значения данного показателя, рассчитанного по данным 2007 г. В 2009 г. также наблюдался рост значения показателя – 0,93 % роста. Рентабельность производственной деятельности, рассчитанная по чистому денежному потоку в 2008 г. сократилась на 1,77 %, что было связано с ростом амортизационных отчислений на 25 млн. р. В 2009 г. наблюдалась обратная тенденция, связанная с сокращением суммы начисленной амортизации на 33 млн. р.

     В значении показателя рентабельности реализации, как видно из данных таблицы, произошли  существенные изменения. Так, рентабельность, рассчитанная по прибыли от реализации, в 2008 г. выросла на 5,88 %, что объясняется ростом прибыли от реализации в 5,65 раз в сравнении с 2007 г. В 2009 г. рентабельность реализации составляла 7,92 5, что на 0,3 % больше значения показателя в сравнении с 2008 г. Рентабельность, рассчитанная по чистой прибыли, в 2008 г. выросла на 4,35 %, что связано с ростом чистой прибыли в 2008 г. в 23,48 раза. В 2009 г. рентабельность имела рост в размере 0,84 %, что также объясняется ростом чистой прибыли. Рентабельность реализации, рассчитанная по чистому денежному потоку в 2008 г. сократилась на 4,04 пункта, что было обусловлено ростом суммы начисленной в 2008 г. амортизации, в 2009 г. рентабельность возросла, что, соответственно, связано с сокращением амортизационных отчислений предприятия.

     Рентабельность  продукции показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Рентабельность  операционной деятельности характеризует окупаемость затрат в операционной деятельности. При его расчете учитываются не только реализационные, но и внереализационные результаты, относящиеся к основной деятельности. Рентабельность активов показывает способность активов компании порождать прибыль. Коэффициент рентабельности активов, рассчитанный за 2009год, показывает, сколько приходится прибыли на каждый рубль, вложенный в имущество организации.

     Одним из важнейших показателей рентабельности хозяйственной деятельности является рентабельность производства, которая определяется отношением чистой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных активов. Если в расчете использовать в качестве дополнительной величины объем продажи продукции (N), то формулу рентабельности производственной деятельности можно представить в следующем виде:

     k = [N /F+E]* [Р/N],                                                                                (2.1)

     где k – рентабельность производственной деятельности;

     Р – чистая прибыль;

     N – выручка от продажи продукции,  работ, услуг;

     F – среднегодовая стоимость основных  производственных фондов;

     E – среднегодовая стоимость материальных  оборотных средств.

     Из  приведенной формулы следует, что  рентабельность производственной деятельности зависит от изменения двух факторов:

     - фондоотдачи производственных фондов (N /F+E).

     - рентабельности продаж (Р/N).

     Определить  влияние перечисленных факторов можно методом цепных подстановок.

     Изменение рентабельности производственной деятельности за счет влияния фондоотдачи с одного рубля производственных фондов (f):

     Dk(f )=[N1 /F1+E1] * [Р о /N о ] – [N о /F о+ E о] * [Р о /N о ],           (2.2)

     Изменение рентабельности производственной деятельности за счет влияния уровня рентабельности продаж (kp):

     Dk(kp) =[N1 /F1+E1]* [Р 1 /N 1 ] – [N1 /F1+E1] * [Р о /N о ],             (2.3)

     Расчет  влияния факторов на рентабельность производственной деятельности можно произвести на основе приведенных данных таблицы 2.14.

     Таблица 2.14 – Исходные данные для расчета  влияния факторов на рентабельность промышленной деятельности ОАО «Электроаппаратура».

Показатели Годы  Изменение за год
2008 2009
Чистая прибыль, млн.р. 1362 1554 192
Выручка от продажи товаров, работ, услуг, млн. р. 29583 28546 -1037
Стоимость основных производственных фондов, млн. р. 57546,5 85789 28242,5
Стоимость материальных оборотных средств, млн.р. 13035 20622 7587
Итого стоимость производственных фондов, млн.р. 70581,5 106411 35829,5
Рентабельность  производства, % 1,92 1,46 -0,46
Фондоотдача производственных фондов 0,42 0,27 -0,14
Рентабельность  продаж по чистой прибыли 0,04 0,05 0,01

     Примечание.  Источник: собственная разработка на основе данных организации.

     На  основе приведенных данных можно  определить условный уровень рентабельности производства (kу), рассчитанный, исходя из уровня фондоотдачи производственных фондов отчетного периода и рентабельности продаж базисного периода, т.е.

     k у =0,27 * 0,04 = 0,0108.

     Уменьшение  реализации на один рубль производственных фондов снизило рентабельность производства на 0,84% (1,08 – 1,92), а увеличение прибыли, приходящейся на один рубль продаж, привело к росту рентабельности производства на 0,38% (1,46 – 1,08).

     Каждый  из рассмотренных выше факторов является сложным, зависящим в свою очередь  от ряда других факторов второго порядка. Например, реализация, приходящаяся на один рубль производственных фондов, зависит от эффективности использования основных фондов и материальных оборотных средств. Изменение уровня прибыли, приходящейся на один рубль продаж, зависит от уровня себестоимости и структуры ассортимента реализованной продукции, от изменения качества продукции и цен на нее, от результатов прочей деятельности предприятия.

     Чтобы определить раздельное влияние фондоотдачи  основных производственных фондов и оборачиваемости материальных оборотных средств на рентабельность производства, используется способ долевого участия. Согласно этому способу отклонение рентабельности отчетного периода от базисного за счет изменения реализации на один рубль фондов распределяется между фондоотдачей основных производственных фондов (kf), и оборачиваемостью материальных оборотных средств (ke), пропорционально изменению их величины с учетом изменения объема реализованной продукции.

     Влияние фондоотдачи основных производственных фондов (kf) на рентабельность производства (k) можно определить по следующей формуле:

     Dk(f )=[28546 /85789+20622] * ([1362 /29583 ] – [29583 /57546,5+ 13035] * [1362 /29583 ] = 0,2638 * 0,046 – 0,419 * 0,046= 0,012 –  0,019 = -0,007

     Влияние уровня рентабельности продаж (kр) на рентабельность производства (k) можно определить по следующей формуле:

     Dk(kp) = [28546 /85789+20622] * [1554 /28546] - [28546 /85789+20622] * [1362 /29583 ] = 0,2638 * 0,054 – 0,2638 * 0,046 = 0,014 – 0,012 = 0,002

     Результаты  факторного анализа свидетельствуют  о том, что эффективность использования производственных фондов снизилась в большей степени за счет снижения фондоотдачи основных производственных фондов. Это и явилось основной причиной снижения реализации на один рубль производственных фондов, и как следствие, снижение уровня рентабельности производства. 
 
 
 

     3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ  И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО  «ЭЛЕКТРОАППАРАТУРА» 

     Систематическое   получение   прибыли   является   необходимой    целью предпринимательской деятельности любого  предприятия.  Поэтому  доминирующей проблемой  для  предприятия  является  максимизация  прибыли,  что  означает разработку стратегии на систематическое  увеличение  прибыли  и  минимизацию издержек. Данная задача многоплановая, вот почему  для  своего  решения  она требует системного подхода.

     Из  этого  следует,  что  максимизация  прибыли  связана  с  процессом приращения предпринимательской прибыли. Это, в свою очередь,  означает,  что в расчетах требуется использование предельных величин:  предельной  прибыли, предельного дохода, предельных издержек и рентабельности  [16, С.32].

     Для ОАО «Электроаппаратура» максимизация прибыли заключается в выборе  такого  объема реализации  продукции,  при  котором  предельные  издержки   предприятия   в производстве и при реализации равнялись бы рыночной  цене.   Иными  словами, на рынке свободной конкуренции доход равен рыночной цене.

     Существует  ряд факторов, учет и оценка которых  играют решающую роль в достижении коммерческого эффекта, поэтому  анализ и прогнозирование изменений  внутренних и внешних условий развития бизнеса является наиболее ответственной и сложной задачей менеджмента, требующей высокого уровня квалификации финансового и управленческого персонала.

     Совокупность  факторов, влияющих на динамику прибыли  предприятия, условно можно подразделить на две группы:

     - внутренние факторы, зависящие  от деятельности предприятия;

     - внешние факторы, складывающиеся  под воздействием рыночной среды и не зависящие от деятельности предприятия.

     Первая  группа факторов (внутренняя) включает пять показателей, определяющих размер получаемой прибыли и находящихся в сфере управления персонала предприятия:

     - объем производства и реализации  продукции;

     - себестоимость продукции, работ,  услуг;

     - установленная отпускная цена;

     - структура ассортимента выпускаемой  продукции, работ, услуг;

     - качественная структура выпускаемой  продукции, работ, услуг.

     В современных высоко конкурентных условиях все указанные внутрипроизводственные факторы зависят от предпринимательской инициативы. Их мобилизация и трансформация в прибыль требуют инноваций и высокой степени оперативности в управлении бизнесом.

     Инновации определяют финансовый успех любого бизнес-проекта, так как позволяют  опередить конкурентов и расширить  рынки сбыта продукции, заработать максимальную прибыль.

     Основными направлениями инновационной деятельности предприятий, обеспечивающими рост прибыли, могут быть:

     - производственный вектор: разработка  и производство нового товара  или товара, отличающегося повышенным  качеством;

     - коммерческий вектор: освоение нового  рынка товаров, нахождение новых покупателей, прорыв на иностранный рынок. Следует при этом иметь в виду, что при завоевании новых рынков норма прибыли обычно не увеличивается, даже может сокращаться из-за конкуренции цен, но потери компенсируются ростом объемом продаж;

     - технологический вектор: внедрение  ресурсосберегающих технологий, повышение  производительности труда, новые  виды и источники сырья, снижение себестоимости продукции;

     - организационно-управленческий вектор: внедрение прогрессивных управленческих  технологий, организаций полной сопряженности производственного процесса, научная организация труда.

     Большое, а подчас определяющее, влияние на прибыль предприятия оказывает вторая группа факторов – внешние факторы рыночной конкурентной среды. К ним относятся:

     - конъюнктура рынка (ей менее подвержены крупные компании, которые сами создают конъюнктуру);

     - инфляция, которая искажает реальную  прибыль, не позволяет составлять бизнес-прогнозы на перспективный период;

     - непредсказуемая налоговая, ценовая, валютная, таможенная политика государства в условиях экономического кризиса [20, с.119-121].

     На  рассматриваемом  предприятии   существуют   следующие   резервы увеличения прибыли:

    - увеличение объема производства и реализации выпускаемой продукции;

Информация о работе Прибыль организации: анализ и направления ее увеличения