Пенсионное обеспечение в России: современное состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации в настоящее время является актуальной проблемой в свете последних решений о повышении пенсий, особенно тех граждан, которые заработали право на нее в советские времена. Актуальность темы подтверждается еще и тем, что вопросы пенсионной политики, так или иначе, касаются каждого из нас: и тех, кому уже назначена пенсия, и тех, кто будет претендовать на нее в будущем.
Цель и задачи курсовой работы: показать состояние и уровень развития пенсионной системы в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………………..…..4
Глава 1. Теоретические аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации
1.1 Предпосылки пенсионной реформы……………………………………………………....5
1.2 Законодательная база пенсионной реформы…………………………………………..…6
1.3 Цели и задачи пенсионной реформы……………………………………………………..10
Глава 2. Структура пенсий в условиях новой пенсионной реформы
2.1 Виды и состав трудовых пенсий, формула расчета страховой и накопительной частей трудовой пенсии………………………………………………………………………………..13
2.2 Персонифицированный учет………………………………………………………………19
2.3 Валоризация - переоценка пенсионных прав с 2010 года ……………………………….24
2.4. Инфраструктура пенсионной системы…………………………………………………...30
2.5 Программа государственного софинансирования пенсии………………………………34
2.6 Новые изменения пенсионного обеспечения в 2011……………………………………..36
Глава 3 Перспективы и проблемы развития новой пенсионной системы
3.1 Основные различия между старой пенсионной системой и новой…….……………….38
3.2 Проблемы и перспективы развития пенсионного обеспечения…………………………39
Заключение……………………………………………………………………………………...45
Список используемой литературы…………………………………………………………….47

Работа содержит 1 файл

Современное пенсионное обеспечение. Экономика труда.docx

— 105.50 Кб (Скачать)

     Оценка пенсионных  прав застрахованных лиц по  состоянию на 01.01.2002 производится  исходя из расчетного размера  пенсии по старости, определяемого  в порядке, аналогичном порядку  исчисления размера трудовой  пенсии по нормам действовавшего  ранее пенсионного законодательства, исходя из заработка и стажа  застрахованного лица, выработанного  им до начала реформы (до 01.01.2002).

     Для того  чтобы обеспечить увеличение  пенсий граждан старшего поколения,  государство приняло решение  провести переоценку денежной  стоимости пенсионных прав, которые  были приобретены гражданами  до запуска пенсионной реформы  - ВАЛОРИЗАЦИЮ. 

Примеры расчета пенсии с  учетом валоризации

У мужчины, имеющего по состоянию  на 01.01.2002 общий трудовой стаж 42 года, в том числе 40 лет "союзного" стажа, средняя заработная плата, которой  превышает среднюю заработную плату  по стране за тот же период на величину 1,3, размер трудовой пенсии увеличится на 1827,69 руб.

     Условия расчета:

Год рождения - 1931

Год первичного назначения пенсии - 1991

Продолжительность страхового (общего трудового) стажа - 42 года

в том числе до 01.01.2002 - 42 года

в том числе до 01.01.1991 - 40 лет 

Продолжительность страхового стажа после 01.01.2002 - 0 лет 

Отношение среднемесячного  заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате  по стране - 1,3

учтенное при конвертации - 1,2

Размер страховой части  трудовой пенсии по старости по состоянию  на 31.12.2009 - 3655,37 руб.

Базовый размер трудовой пенсии по старости по состоянию на 31.12.2009 - 2562 рубля.

Расчет размера пенсии с учетом валоризации:

Размер страховой части  трудовой пенсии по старости на 01.01.2010 (с учетом валоризации):

5483,06 + 2562 = 8045,06 руб., где 2562 - фиксированный базовый размер  страховой части трудовой пенсии  по старости.

Коэффициент валоризации  на 01.01.2010: 0,5 (0,1 + 0,4)

     Расчет валоризации  РПК: 

Стажевый коэффициент  на 01.01.2002: 0,55+0,17 = 0,72

Расчетный размер трудовой пенсии:

0,72 х 1,2 х 1671=1443,74 руб. 

ПК на 01.01.2002 : (1443,74 - 450) х 144 = 143098,56 руб.

Прибавка к пенсии за счет валоризации:

(143098,56*0,5*3,6784):144 = 1827,69 руб., где

3,6784 - суммарный коэффициент  индексации расчетного пенсионного  капитала до 01.01.2010.

      У женщины,  имеющей по состоянию на 01.01.2002 общий трудовой стаж 29 лет, в  том числе 21 год "союзного" стажа, средняя заработная плата,  которой превышает среднюю заработную  плату по стране за тот же  период на величину 1,27, размер  трудовой пенсии увеличится на 950,25 руб. 

     Условия расчета: 

Год рождения - 1949

Первичное назначение пенсии в 2004 году

Продолжительность страхового (общего трудового) стажа - 31 год 

в том числе до 01.01.2002 - 29 лет 

в том числе до 01.01.1991 - 21 года

Продолжительность трудового  стажа после 01.01.2002 - 2 года

Отношение среднемесячного  заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате  по стране - 1,27

учтенное при конвертации - 1,2

Размер страховой части  трудовой пенсии по старости на 31.12.2009 с учетом страховых взносов после 01.01.2002 составляет 3313,07 руб.

Базовый размер трудовой пенсии по старости по состоянию на 31.12.2009 - 2562 рубля.

Расчет размера пенсии с учетом валоризации:

Размер страховой части  трудовой пенсии по старости на 01.01.2010 (с учетом валоризации)

4263,32 + 2562 = 6825,32 руб., где 2562 - фиксированный базовый размер  страховой части трудовой пенсии  по старости.

Коэффициент валоризации  на 01.01.2010: 0,31 (0,1 + 0,21)

Расчет валоризации РПК:

Стажевый коэффициент  на 01.01.2002: 0,55+0,09 = 0,64

Расчетный размер трудовой пенсии: 0,64 х 1,2 х 1671=1283,33 руб.

ПК на 01.01.2002: (1283,33 - 450) х 156 = 129999,48 руб.

Прибавка к пенсии за счет валоризации:

(129999,48*0,31*3,6784):156 = 950,25руб., где  3, 6784 - суммарный коэффициент индексации  расчетного пенсионного капитала  до 01.01.2010.

     Основные понятия,  используемые при расчете

Конвертация пенсионных прав - была осуществлена в 2002 году в отношении  всех пенсионеров, вышедших на пенсию до 2002 года, и тех, кто начал работать до 2002 года. Для того чтобы пенсионные права перевести в капитал, нужно  было рассчитать условный размер пенсии, соответствующий тому объему прав, который человек приобрел, работая  до 2002 года. То есть, определить расчетный  размер пенсии. Как он считался? Берется  стажевый коэффициент - это тот стаж, который был выработан до 2002 года, в зависимости от его продолжительности  определялся процент. Процент мог  быть от 0,55 до 0,75.

      Например, если при назначении трудовой  пенсии по старости по достижении  общеустановленного пенсионного  возраста у мужчины было 40 лет  общего трудового стажа (до 01.01.2002), то его стажевый коэффициент  составляет 0,55 (за 25 лет полного общего  трудового стажа) + 15 (за каждый  год сверх 25 лет). Стажевый коэффициент  умножается на отношение среднемесячного  заработка застрахованного лица  либо за 2000-2001 годы по данным  персонифицированного учета, либо  за любые 5 лет подряд на  протяжении всей трудовой деятельности  к среднемесячной заработной  плате по стране за тот же  период (учитывается не свыше  1,2 – за исключением случаев,  предусмотренных пенсионным законодательством). Все это умножается на 1671 рубль  (среднемесячная заработная плата  в Российской Федерации по  состоянию на III квартал 2001 года). В случае, если при определении  расчетного размера трудовой  пенсии по старости застрахованное  лицо имеет неполный общий  трудовой стаж, то величина расчетного  пенсионного капитала определяется  исходя из величины расчетного  пенсионного капитала при полном  общем трудовом стаже, которая  делится на число месяцев полного  общего трудового стажа и умножается  на число месяцев фактически  имеющегося общего трудового  стажа. 

     Оценка пенсионных  прав путем их конвертации  (преобразования) в расчетный пенсионный  капитал осуществлялась по формуле: 

ПК = (РП-БЧ) х Т, где 

ПК - величина расчетного пенсионного  капитала;

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

БЧ - размер базовой части  трудовой пенсии по состоянию на 1 января 2002 года (450 рублей в месяц);

Т - ожидаемый период выплаты  трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при  установлении трудовой пенсии.

      Согласно  пункту 3 статьи 30 Федерального закона  от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых  пенсиях в Российской Федерации»  расчетный размер трудовой пенсии  определяется для мужчин, имеющих  общий трудовой стаж не менее  25 лет, и для женщин, имеющих  общий трудовой стаж не менее  20 лет, по формуле: 

РП = СК х ЗР/ЗП х СЗП, где 

ЗР - среднемесячный заработок  застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного  пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании  документов, выдаваемых в установленном  порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации  за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации  за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года;

СК - стажевый коэффициент, который  для застрахованных лиц составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх  указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем  на 0,20.

      Отношение  среднемесячного заработка застрахованного  лица к среднемесячной заработной  плате в Российской Федерации  (ЗР/ЗП) учитывается в размере  не свыше 1,2.

Ожидаемый период выплаты  трудовой пенсии по старости - показатель, используемый для определения страховой  части трудовой пенсии. Ожидаемый  период выплаты был определен  продолжительностью 19 лет, но эта величина будет действовать, только начиная  с 2013 года, а до этого, с 2002-го, начиная  от периода в 12 лет, идет плавный  переход к 19 годам, прибавляя сначала  по полгода, потом по году до 19 лет.

     СЧ - страховая  часть трудовой пенсии. Размер  страховой части трудовой пенсии  по старости (СЧ) зависит от величины  расчетного пенсионного капитала  застрахованного лица, сформированного  путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал  пенсионных прав, приобретенных  застрахованным лицом до 01.01.2002, и  путем учета на индивидуальном  лицевом счете застрахованного  лица в системе обязательного  пенсионного страхования страховых  взносов в ПФР за застрахованное  лицо с 01.01.2002. Размер страховой  части трудовой пенсии по старости  определяется с учетом фиксированного  базового размера страховой части  трудовой пенсии по старости.

      Страховой  стаж - учитываемая при определении  права на трудовую пенсию суммарная  продолжительность периодов работы  и (или) иной деятельности, в  течение которых уплачивались  страховые взносы в Пенсионный  фонд Российской Федерации, а  также иных периодов, засчитываемых  в страховой стаж.

     Размер страховой  части трудовой пенсии по старости  определяется по формуле:

     СЧ = ПК / Т + Б, где

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК - сумма расчетного пенсионного  капитала застрахованного лица, учтенного  по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая  часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета  страховой части указанной пенсии. В 2011 году он составляет 204 месяца;

Б - фиксированный базовый  размер страховой части трудовой пенсии по старости

      ФБР (Фиксированный  базовый размер) - с 1 января 2010 года  вместо базовой части трудовой  пенсии вводится фиксированный  базовый размер пенсии (страховой  части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой  части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности  и трудовой пенсии по случаю  потери кормильца. 

Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части  трудовой пенсии по старости) устанавливается  в твердом размере и дифференцируется в зависимости от возраста застрахованного  лица, группы инвалидности и наличия  на его иждивении нетрудоспособных членов семьи, категории получателей  трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

 

2.4 Инфраструктура пенсионной системы

Пенсионная система РФ состоит из следующих участников:

-Пенсионной Фонд России (ПФР) 

-Государственная Управляющие  Компания 

-Частная Управляющая  Компания 

-Специализированный Депозитарий 

-Негосударственный Пенсионный  Фонд (НПФ) 

 

-Пенсионный Фонд Российской  Федерации (РФ)

Первоначально денежные средствы ввиде пенсионных отчислений поступают  в Пенсионный Фонд России (ПФР).

Пенсионный фонд РФ выполняет  функции по пенсионному обеспечению  граждан РФ.

Цель Пенсионного фонда  РФ или ПФР состоит в пенсионном обеспечении граждан России. Главным  юридическим основанием деятельности фонда является положение о "Пенсионном фонде РФ", принятое ещё в 1991 году постановлением Верховного Совета. В  нём даётся определение ПФР как  самостоятельного финансово-кредитного учреждения, созданного в целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения в Российской Федерации. Помимо этого, ПФР исполняет функции  основного субъекта обязательного  государственного пенсионного страхования. Необходимо отметить, что право на обязательное пенсионное страхование  зафиксировано в Основном законе РФ, а значит, Пенсионный фонд является гарантом реализации конституционного права граждан России на государственную  пенсию. Согласно данному утверждению, Пенсионный фонд России входит в состав исполнительной ветви власти. 

Необходимо отметить, что  для реализации своих функций  Пенсионного фонда (ПФР) формирует  собственный бюджет, который подлежит утверждению федеральным законом. Пенсионный фонд (ПФР) включает в себя как централизованный фонд, так и  его региональные и местные отделения. Всё вместе это образует единую систему  управления средствами обязательного  пенсионного страхования РФ с  чёткой иерархией.

     Управление  Пенсионным фондом обязательного  страхования осуществляется централизованным  органом – Правлением, возглавляемым  Председателем. В задачи Правления  входит стратегическое, тактическое  и оперативное управление средствами  обязательного пенсионного страхования,  а также обеспечение распоряжения  данными средствами в соответствии  с действующим законодательством.

 

-Государственная управляющая  компания 

      Согласно  Постановлению Правительства РФ  от 22.01.03 № 34 государственной управляющей  компанией назначен ВнешЭкономБанк. Денежный средства в государственную  управляющую компанию поступают  в том, случае если гражданин  РФ не сделал выбор в пользу  другой управляющей компании. Таким  образом, в государственную управляющую  компанию денежные средства поступают  по умолчанию. 

      Внешэкономбанк  приступил к выполнению обязанностей  Государственной УК, основываясь  на ряде Федеральных законов,  нормативных актах субъектов  исполнительной власти, а также  договоре с Пенсионным фондом. При этом Банк находится под  контролем ФСФР, Пенсионного фонда  и Банка РФ. 

      В соответствии  с принципами, главным из которых  является приоритет интересов  учредителя, Банк реализует свою  главную цель: обеспечивает сохранность  средств пенсионных накоплений  граждан. Для этого управляющая  компания имеет право инвестировать  средства в различные типы  ценных бумаг, в число которых  входят государственные (обязательства  по которым выражены как в  рублях, так и в иностранной  валюте) и ипотечные ценные бумаги, а также вносить денежные средства  в рублях и иностранной валюте  на счета кредитных организаций. 

Необходимо отметить, что  существует строгое разграничение  деятельности Внешэкономбанка в  качестве государственной управляющей  компании и собственных операций. В связи с приобретением статуса  Государственной УК, во Внешэкономбанке  было создано новое подразделение, в задачи которого вошло планирование, организация, координация и контроль процесса вложения средств пенсионных накоплений. Данное подразделение получило название Комитета по доверительному управлению средствами. В частности, комитет разрабатывает стратегию  вложения денежных средств, после чего формирует инвестиционный портфель. В дальнейшем, в его функции  входит работа с портфелем, изменение  его структуры. Помимо этого, комитет  обеспечивает контроль за инвестированием  денежных средств, а также за сохранением  конфиденциальности сведений об операциях  в рамках доверительного управления. 

Информация о работе Пенсионное обеспечение в России: современное состояние и перспективы развития