Пенсионное обеспечение в России: современное состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации в настоящее время является актуальной проблемой в свете последних решений о повышении пенсий, особенно тех граждан, которые заработали право на нее в советские времена. Актуальность темы подтверждается еще и тем, что вопросы пенсионной политики, так или иначе, касаются каждого из нас: и тех, кому уже назначена пенсия, и тех, кто будет претендовать на нее в будущем.
Цель и задачи курсовой работы: показать состояние и уровень развития пенсионной системы в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………………..…..4
Глава 1. Теоретические аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации
1.1 Предпосылки пенсионной реформы……………………………………………………....5
1.2 Законодательная база пенсионной реформы…………………………………………..…6
1.3 Цели и задачи пенсионной реформы……………………………………………………..10
Глава 2. Структура пенсий в условиях новой пенсионной реформы
2.1 Виды и состав трудовых пенсий, формула расчета страховой и накопительной частей трудовой пенсии………………………………………………………………………………..13
2.2 Персонифицированный учет………………………………………………………………19
2.3 Валоризация - переоценка пенсионных прав с 2010 года ……………………………….24
2.4. Инфраструктура пенсионной системы…………………………………………………...30
2.5 Программа государственного софинансирования пенсии………………………………34
2.6 Новые изменения пенсионного обеспечения в 2011……………………………………..36
Глава 3 Перспективы и проблемы развития новой пенсионной системы
3.1 Основные различия между старой пенсионной системой и новой…….……………….38
3.2 Проблемы и перспективы развития пенсионного обеспечения…………………………39
Заключение……………………………………………………………………………………...45
Список используемой литературы…………………………………………………………….47

Работа содержит 1 файл

Современное пенсионное обеспечение. Экономика труда.docx

— 105.50 Кб (Скачать)

      К настоящему  времени также приняты и введены  в действие следующие федеральные  законы из пакета законодательных  актов по пенсионной реформе:  от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании  средств для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в Российской  Федерации», от 31 декабря 2002 г. №  198-ФЗ «О внесении изменений  и дополнений в Федеральный  закон «Об индивидуальном (персонифицированном)  учете в системе государственного  пенсионного страхования», от 10 января 2003 г. № 14-ФЗ «О внесении  изменений и дополнений в Федеральный  закон «О негосударственных пенсионных  фондах». 

      Основополагающими  законодательными актами, регулирующие  механизм реализации права на  трудовые пенсии, являются федеральные  законы: от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ  «Об обязательном пенсионном  страховании в Российской Федерации»  и от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ  «О трудовых пенсиях в Российской  Федерации».

      Правовым  фундаментом новой пенсионной  системы можно назвать Федеральный  закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ  «Об обязательном пенсионном  страховании в Российской Федерации» (далее - Закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ). Во исполнение данного закона, Правительством Российской Федерации был принят ряд постановлений:

Постановление Правительства  РФ от 11 марта 2003 г. № 148 "Об утверждении  Правил исчисления и уплаты страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем  минимальный размер фиксированного платежа"

Постановление Правительства  РФ от 12 июня 2002 г. № 408 "О порядке  выдачи пенсионной книжки застрахованного  лица в Пенсионном фонде Российской Федерации"

Постановление Правительства  РФ от 12 июня 2002 г.

        Он устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в России, определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, а также их ответственность.

       Страховщиком  в сфере обязательного пенсионного  страхования в России является  ПФР, который осуществляет свои  полномочия в статусе государственного  учреждения и вместе с территориальными  органами составляет единую централизованную  систему органов управления средствами  обязательного пенсионного страхования.  При этом по обязательствам  ПФР перед застрахованными лицами  государство несет субсидиарную  ответственность. 

       Федеральный  закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ  устанавливает круг страхователей,  застрахованных лиц, а также  определяет виды страхового обеспечения.  Существуют две категории страхователей:  лица (организации, индивидуальные  предприниматели, физические лица), производящие выплаты физическим  лицам, и лица, самостоятельно  обеспечивающие себя работой  (адвокаты, индивидуальные предприниматели,  частные детективы и занимающиеся  частной практикой нотариусы).

      Тарифы  страховых взносов в ПФР установлены  в неравных процентных долях  отдельно для финансирования  страховой и накопительной частей  пенсии. Размер процентной доли  тарифа на какую-либо из указанных  частей зависит от возраста  лиц, за которых страхователь  уплачивает страховые взносы (чем  старше гражданин, тем выше  тариф на страховую часть и  ниже на накопительную). Максимальный  тариф страховых взносов с  годового дохода работника до 100 000 руб. составляет 14 процентов  от фонда оплаты труда. Страховые  взносы, как и единый социальный  налог, при соблюдении определенных  условий начисляются с применением  регрессивной (обратно пропорциональной) шкалы размеров платежей.

      С 1 января 2005 г. тарифы страховых взносов  были несколько изменены. При  этом общий размер отчислений  в ПФР на обязательное пенсионное  страхование сохранен на уровне 14 процентов. 

       С указанной  даты в отношении лиц 1966 года  рождения и старше, включая мужчин  с 1953 по 1966 год рождения и женщин  с 1957 по 1966 год рождения, за которых  работодатель ранее отчислял 2 процента  на накопительную часть трудовой  пенсии, страховые взносы в размере  14 процентов полностью поступают  на финансирование страховой  части трудовой пенсии. В отношении  застрахованных лиц 1967 г. рождения  и моложе установлен тариф  отчислений на накопительную  часть трудовой пенсии в размере  4 процентов, который с 2008 г.  вырастет до 6 процентов. 

       Адвокаты, индивидуальные предприниматели,  а также лица, добровольно вступившие  в правоотношения по обязательному  пенсионному страхованию, уплачивают  суммы страховых взносов в  виде фиксированных платежей.

       Федеральным  законом от 15 декабря 2001 г. №  167-ФЗ предусматривается, что выступать  в качестве страховщика по  обязательному пенсионному страхованию  могут негосударственные пенсионные  фонды (НПФ).

      Важнейшим  законодательным актом, через  который проводится пенсионная  реформа и который устанавливает  непосредственно нормы и условия  пенсионного обеспечения, является  Федеральный закон от 17 декабря  2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых  пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ), во исполнение данного закона, Правительством Российской Федерации был принят ряд постановлений:

Постановление Правительства  РФ от 12 августа 2003 г. № 491 "Об утверждении  индекса роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации  за 2002 год и индекса роста доходов  Пенсионного фонда Российской Федерации  в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой  части трудовых пенсий, за 2002 год"

Постановление Правительства  РФ от 16 июля 2003 г. № 428 "Об утверждении  коэффициентов индексации с 1 августа 2003 г. базовой и страховой частей трудовой пенсии"

Постановление Правительства  РФ от 13 марта 2003 г. № 152 "Об утверждении  коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2003 г. страховой части трудовой пенсии и коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала"

Постановление Правительства  РФ от 24 января 2003 г. № 47 "Об утверждении  коэффициента индексации с 1 февраля 2003 г. базовой части трудовой пенсии"

Постановление Правительства  РФ от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках  работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых  досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное  назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в  Российской Федерации"

Постановление Правительства  РФ от 5 сентября 2003 г. № 555 "О мерах  по содействию избирательным комиссиям  в организации подготовки и проведения выборов депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации"

Постановление Правительства  РФ от 18 июля 2002 г. № 535 "Об утверждении  коэффициентов индексации с 1 августа 2002 г. базовой и страховой частей трудовой пенсии"

Постановление Правительства  РФ от 29 августа 2003 г. № 537 "О признании  утратившими силу решений Правительства  Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности, связанных  с геологическим изучением и  использованием недр"

Постановление Правительства  РФ от 11 июля 2002 г. № 516 "Об утверждении  Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Постановление Правительства  РФ от 8 июля 2002 г. № 510 "Об утверждении  Положения о порядке выплаты  пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы  Российской Федерации"

Постановление Правительства  РФ от 4 июля 2002 г. № 498 "Об утверждении  перечня сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в  течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с  таким расчетом, чтобы его продолжительность  в соответствующем календарном  году составила полный год"

Постановление Правительства  РФ от 18 июня 2002 г. № 437 "Об утверждении  Списка должностей работников Государственной  противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации  по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Постановление Правительства  РФ от 24 января 2002 г. № 42 "Об утверждении  коэффициентов индексации с 1 февраля 2002 г. базовой и страховой частей трудовой пенсии"

       Данным  Законом определены понятие, виды  и структура трудовой пенсии, круг лиц, имеющих право на  пенсию, и источники финансирования  трудовых пенсий.

     Федеральный  Закон от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ  «О государственном пенсионном  обеспечении в Российской Федерации». Во исполнение данного закона, Правительством Российской Федерации  был принят ряд постановлений: 

Постановление Правительства  РФ от 15 сентября 2003 г. № 570 "О порядке  включения в стаж государственной  службы для назначения пенсии за выслугу  лет федеральных государственных  служащих периодов службы (работы) в  государственных должностях федеральной  государственной службы, государственных  должностях федеральных государственных  служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации"

Постановление Правительства  РФ от 28 апреля 2003 г. № 247 "Об организации  назначения, перерасчета размера, выплаты  и доставки пенсии за выслугу лет  федеральных государственных служащих, ежемесячных доплат к пенсиям  отдельным категориям граждан"

Постановление Правительства  РФ от 4 марта 2002 г. № 141 "О некоторых  вопросах реализации Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

      № 395 “О  мерах по организации управления  средствами пенсионных накоплений”; 

постановление Правительства  РФ от 26 июня 2003 г. № 390 “Об утверждении  методики определения совокупной взвешенной оценки (рейтинга) специализированного  депозитария при проведении в 2003 году конкурса по отбору специализированного  депозитария и требований к участникам и должностным лицам участников конкурса по отбору управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договоров  об оказании услуг специализированного  депозитария и о доверительном  управлении средствами пенсионных накоплений”;

постановление Правительства  РФ от 19 июня 2003 г. № 346 “О реализации права  застрахованного лица на выбор инвестиционного  портфеля (управляющей компании) в  соответствии с Федеральным законом  “Об инвестировании средств для  финансирования накопительной части  трудовой пенсии в Российской Федерации”;

постановление Правительства  РФ от 8 мая 2003 г. № 266 “О конкурсах по отбору специализированного депозитария  и управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора об оказании услуг  специализированного депозитария  и договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений”;

постановление Правительства  РФ от 22 января 2003 г. № 34 “О назначении Банка внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк) государственной  управляющей компанией по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений”;

постановление Правительства  РФ от 31 августа 2003 г. № 652 “Об утверждении  правил инвестирования средств страховых  взносов на финансирование накопительной  части трудовой пенсии, поступившие  в течение финансового года в  Пенсионный фонд Российской Федерации”;

             С 1 января 2011 года отдельные категории  работников угольной промышленности  будут получать доплату к пенсии (Федеральный закон №84-ФЗ «О  дополнительном социальном обеспечении  отдельных категорий работников  организаций угольной промышленности»). 

         «Доплата к пенсии устанавливается  работникам, непосредственно занятым  полный рабочий день на подземных  и открытых горных работах  (включая личный состав горноспасательных  частей) по добыче угля и сланца  и на строительстве шахт, если  они проработали на указанных  работах не менее 25 лет, - пояснил  Николай Семенец. - Работникам ведущих  профессий – горнорабочим очистного  забоя, проходчикам, забойщикам  на отбойных молотках, машинистам  горных выемочных машин – доплата  полагается в том случае, если  они проработали на указанных  работах не менее 20 лет».

       В стаж  работы, дающей право на доплату  к пенсии, включаются периоды,  засчитываемые в стаж на соответствующих  видах работ, дающих право на  досрочное назначение трудовой  пенсии по старости в соответствии  с п.п.11 п.1 ст.27 Федерального закона  от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях  в Российской Федерации». Однако  при расчете доплаты учитываются  не все периоды работы, предусмотренные  п.п.11 п.1 ст.27 Федерального закона  №173–ФЗ, а только работы в  угольной промышленности и предусмотренные  Федеральным законом от 10.05.2010 №84-ФЗ.

Информация о работе Пенсионное обеспечение в России: современное состояние и перспективы развития