Пенсионное обеспечение в России: современное состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации в настоящее время является актуальной проблемой в свете последних решений о повышении пенсий, особенно тех граждан, которые заработали право на нее в советские времена. Актуальность темы подтверждается еще и тем, что вопросы пенсионной политики, так или иначе, касаются каждого из нас: и тех, кому уже назначена пенсия, и тех, кто будет претендовать на нее в будущем.
Цель и задачи курсовой работы: показать состояние и уровень развития пенсионной системы в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………………..…..4
Глава 1. Теоретические аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации
1.1 Предпосылки пенсионной реформы……………………………………………………....5
1.2 Законодательная база пенсионной реформы…………………………………………..…6
1.3 Цели и задачи пенсионной реформы……………………………………………………..10
Глава 2. Структура пенсий в условиях новой пенсионной реформы
2.1 Виды и состав трудовых пенсий, формула расчета страховой и накопительной частей трудовой пенсии………………………………………………………………………………..13
2.2 Персонифицированный учет………………………………………………………………19
2.3 Валоризация - переоценка пенсионных прав с 2010 года ……………………………….24
2.4. Инфраструктура пенсионной системы…………………………………………………...30
2.5 Программа государственного софинансирования пенсии………………………………34
2.6 Новые изменения пенсионного обеспечения в 2011……………………………………..36
Глава 3 Перспективы и проблемы развития новой пенсионной системы
3.1 Основные различия между старой пенсионной системой и новой…….……………….38
3.2 Проблемы и перспективы развития пенсионного обеспечения…………………………39
Заключение……………………………………………………………………………………...45
Список используемой литературы…………………………………………………………….47

Работа содержит 1 файл

Современное пенсионное обеспечение. Экономика труда.docx

— 105.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

По дисциплине: экономика труда

На тему: «Пенсионное обеспечение в России: современное состояние и перспективы развития»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………………..…..4

Глава 1. Теоретические аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации

1.1 Предпосылки пенсионной реформы……………………………………………………....5

1.2 Законодательная база пенсионной реформы…………………………………………..…6

1.3 Цели и задачи  пенсионной реформы……………………………………………………..10

Глава 2. Структура пенсий в условиях новой пенсионной реформы

2.1 Виды и состав трудовых  пенсий, формула расчета страховой и накопительной частей трудовой пенсии………………………………………………………………………………..13

2.2 Персонифицированный учет………………………………………………………………19

2.3 Валоризация - переоценка пенсионных прав с 2010 года ……………………………….24

2.4. Инфраструктура пенсионной системы…………………………………………………...30

2.5 Программа государственного софинансирования пенсии………………………………34

2.6 Новые изменения пенсионного обеспечения в 2011……………………………………..36

Глава 3 Перспективы и проблемы развития новой пенсионной системы 

3.1 Основные различия между  старой пенсионной системой и новой…….……………….38

3.2 Проблемы и перспективы  развития пенсионного обеспечения…………………………39

 

Заключение……………………………………………………………………………………...45

Список используемой литературы…………………………………………………………….47

 

Введение

      Пенсионное обеспечение представляет собой важнейший финансовый инструмент социальной защиты граждан. Его страховые институты накапливают и реализуют пенсионные права застрахованных на протяжении длительных временных периодов, что сопряжено со многими неопределенностями. Имеются в виду существенные изменения в уровнях оплаты труда, демографической ситуации, структурных характеристиках рынков труда, нормативном регулировании самой пенсионной системы.

       Кроме того, существует значительная неопределенность по поводу изменения во времени ряда других важных факторов, влияющих на финансовую обеспеченность пенсионных систем, объемы и полноту уплаты страховых взносов по ряду категорий плательщиков взносов (теневой рынок труда, льготные режимы налогообложения и т.д.), состояние экономики, соотношение динамики заработной платы и инфляции.

      Современная  пенсионная реформа, осуществление  которой началось с января 2002г., предусматривает радикальное изменение  всех основных элементов ранее  сложившейся системы обязательного  пенсионного обеспечения. Это  - долгосрочная экономическая программа,  рассчитанная на 15-20 лет, предусматривающая  переход от солидарно-распределительной  пенсионной системы, функционировавшей  в советский период, к комбинированной  пенсионной системе, которая наряду  с распределительными элементами  содержит накопительные элементы.

      За столь  продолжительный период в любой  рыночной экономической системе,  даже в самой высокоразвитой  и устойчивой, происходят различные  изменения (меняется структура  ВВП, снижаются темпы роста  экономики в целом, увеличиваются  темпы инфляции, падает уровень  жизни и т.д.) поэтому накопленные  пенсионные денежные средства  в форме пенсионного капитала  требуют специального и высокопрофессионального  управления.

      Проводимая  пенсионная реформа непосредственно  связана как с социально-политическими,  так и с экономическими аспектами  развития России. Содержанием социально-политических  аспектов является предоставление  государственных гарантий экономически  активному населению по обеспечению  определенных финансовых выплат (возможно, даже больших в реальном  исчислении по сравнению с  предоставленными сейчас средствами) в будущем за счет текущих  накоплений. Экономические аспекты  реформы напрямую зависят от  характера использованных аккумулируемых  пенсионных средств - например, для  увеличения инвестиционной активности  сегодня, что предопределит сохранению  поступательного развития российской  экономики и позволит создать  необходимые условия для сохранения  пенсионных накоплений в реальном  исчислении.

      Пенсионные  деньги как воздух нужны экономике  - они будут работать в  ней  как масштабные долгосрочные  инвестиции. Инвестирование пенсионных  накоплений становится все более  важным фактором для развития  рыночной экономики в России  в связи с дальнейшим проведением  пенсионной реформы и созданием  большого числа управляющих компаний  и негосударственных пенсионных  фондов, как наиболее динамично  развивающихся отрасли финансового  рынка. 

      Реализация  любой по форме пенсионной  реформы непременно столкнется  с соответствующими проблемами - слабостью банковской системы  и финансовых рынков. Перспективы  реформирования системы коммерческих  банков России и дальнейшего  развития отечественных финансовых  рынков со всей очевидностью  и определят успех (провал) пенсионной  реформы.

      В курсовой  работе рассмотрены актуальные  вопросы, связанные с новой  системой пенсионного обеспечения  в Российской Федерации. Пенсионная  реформа повлекла за собой  ряд изменений в области пенсионного  страхования, а именно: изменилась  схема начисления пенсий, которая  теперь зависит в меньшей степени  от стажа работника и в большей  - от суммы оплаченных взносов  в бюджет пенсионного страхования.  В настоящее время в новой пенсионной системе много проблем и недостатков. Для их решения необходимо тщательное изучение создавшегося положения, и на основе подробного анализа всех данных возможна разработка моделей пенсионной системы Российской Федерации для поиска путей решения назревающих проблем и совершенствования работы пенсионного фонда. Также проблемой является обеспечение инвесторам приемлемой доходности, ориентиром для которой, очевидно, могут служить темп инфляции. Но основная нагрузка в любом случае ложится на государство (т.е. инвестиции, по крайней мере на начальном этапе, будут осуществляться преимущественно в государственные облигации), обеспечение положительной реальной доходности будет связано с перспективами, касающимися темпов экономического роста в России.

      Нововведения  в пенсионной системе включают  в себя задачи, которые предполагают  решить основные проблемы старой  пенсионной системы:

- достижение финансовой  сбалансированности пенсионной  системы;

- повышение уровня пенсионного  обеспечения граждан;

- формирование стабильного  источника для дополнительных  доходов в социальную систему.

    Реформирование  пенсионной системы в Российской  Федерации в настоящее время  является актуальной проблемой  в свете последних решений  о повышении пенсий, особенно  тех граждан, которые заработали  право на нее в советские  времена. Актуальность темы подтверждается  еще и тем, что вопросы пенсионной  политики, так или иначе, касаются  каждого из нас: и тех, кому  уже назначена пенсия, и тех,  кто будет претендовать на  нее в будущем.

   Цель и задачи  курсовой работы: показать состояние и уровень развития пенсионной системы в России.

 

1.1 Предпосылки пенсионной реформы

      Переориентация  российской экономики с жесткой  планово-распределительной стратегии  на рыночные отношения и уничтожение  монополии государства в экономической  сфере, а также низкий уровень  пенсионного обеспечения и негативные  демографические изменения, происходящие  в нашей стране, настойчиво требовали  проведения в России пенсионной  реформы. 

      Существовавшая  пенсионная система, в основе  которой лежали принципы распределения  и солидарности поколений:  «я сегодня работаю и соглашаюсь отдать некоторую часть своих доходов на содержание сегодняшних пенсионеров, поскольку надеюсь, что когда я состарюсь, моё содержание возьмёт на себя будущая молодежь». Выплачивалась за счет того, что с доходов работающих граждан в явном или неявном виде удерживалась определенная часть. Принцип «солидарности поколений» - вполне действенный и справедливый, но лишь при условии, что все граждане ему сознательно и честно следуют. Готовность общества помогать людям, неспособным трудиться по возрасту или по болезни, говорит о высокой степени социальной ответственности.

Однако подобные пенсионные системы хорошо работают только при  наличии определенных условий - когда  количество работающих граждан значительно  превышает количество пенсионеров, экономика растёт быстрыми темпами, а сбор налогов хорошо отлажен. Ухудшение  демографической ситуации, уклонение  от уплаты налогов, недостаток инвестиционных ресурсов в экономике. В подобной ситуации государство оказывается  не в состоянии обеспечивать своих  граждан достойными пенсиями, используя  старую пенсионную систему.  И даже модернизированная система, не могла в изменившихся условиях обеспечивать достойный уровень жизни нынешним и тем более будущим пенсионерам. Именно эти проблемы вызвали к жизни российскую пенсионную реформу и необходимость замены старой пенсионной системы.

      При этом  задача создания в России пенсионной  системы, соответствующей новым  социально-экономическим условиям, является сложной и важной  одновременно. Повышенное внимание  к ней объясняется тем, что  она без преувеличения затрагивает  интересы всего населения страны: и тех, кто уже получает пенсию, и тех, кому она будет назначена  спустя время. При этом неоспоримо, что пенсия - это основа жизнедеятельности  любого пенсионера и ее маленький  размер - важнейшая социальная проблема. Для определения первоочередных задач в области пенсионного обеспечения и достижения общественного согласия по ключевым вопросам реформирования пенсионной системы в феврале 2001 г. был образован Национальный совет при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе (Указ Президента Российской Федерации от 8 февраля 2001 г. № 137). В его состав вошли руководители высших органов исполнительной власти, депутаты Государственной Думы, главы субъектов Российской Федерации, а также представители общественных организаций.

      В апреле 2001 г. Национальным Советом и  Правительством Российской Федерации  была одобрена Программа пенсионной  реформы, которая определила новые  принципы и направления развития  пенсионной системы страны.

      В данной  Программе было определено, что  пенсионная система должна состоять  из государственного пенсионного  обеспечения, обязательного пенсионного  страхования и дополнительного  пенсионного страхования и обеспечения.  Такая структура пенсионной системы  и определила содержание проектов  основополагающих пенсионных законов,  пакет которых был внесен в  Государственную Думу Президентом  Российской Федерации летом 2001 г. 

     Учитывая важность  проведения пенсионной реформы,  данные законопроекты в кратчайшие  сроки были рассмотрены Национальным  Советом, согласованы между заинтересованными  министерствами и ведомствами,  общественными организациями и  приняты Федеральным Собранием  Российской Федерации. В декабре  2001 г. они были подписаны Президентом Российской Федерации. Осуществление этой реформы началось с января 2002г.

      Любому  не предвзятому наблюдателю очевидна  необходимость  пенсионной реформы  в стране - о ней свидетельствует  прежде всего чрезвычайно низкий  уровень жизни сегодняшних пенсионеров.

 

 

1.2 Законодательная база пенсионной реформы

 

     Пенсионная система РФ базируется на обширном перечне нормативно-правовых документов, что гарантирует защищенность граждан РФ по пенсионному обспечению.

      Итак, практическая реализация пенсионной реформы началась с 1 января 2002 г., то есть с момента вступления в силу следующих федеральных законов: от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», во исполнение данного закона, Правительством Российской Федерации был принят ряд постановлений:

Постановление Правительства  РФ от 11 марта 2003 г. № 148 "Об утверждении  Правил исчисления и уплаты страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем  минимальный размер фиксированного платежа"

Постановление Правительства  РФ от 12 июня 2002 г. № 408 "О порядке  выдачи пенсионной книжки застрахованного  лица в Пенсионном фонде Российской Федерации"

Постановление Правительства  РФ от 12 июня 2002 г. , от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ; «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 31 декабря 2001 г. № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

      Также с  1 января 2002 г. вступил в силу  Федеральный закон от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном  ежемесячном материальном обеспечении  граждан Российской Федерации  за выдающиеся достижения и  особые заслуги перед Российской  Федерацией». 

Информация о работе Пенсионное обеспечение в России: современное состояние и перспективы развития