Пенсионное обеспечение в России: современное состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации в настоящее время является актуальной проблемой в свете последних решений о повышении пенсий, особенно тех граждан, которые заработали право на нее в советские времена. Актуальность темы подтверждается еще и тем, что вопросы пенсионной политики, так или иначе, касаются каждого из нас: и тех, кому уже назначена пенсия, и тех, кто будет претендовать на нее в будущем.
Цель и задачи курсовой работы: показать состояние и уровень развития пенсионной системы в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………………..…..4
Глава 1. Теоретические аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации
1.1 Предпосылки пенсионной реформы……………………………………………………....5
1.2 Законодательная база пенсионной реформы…………………………………………..…6
1.3 Цели и задачи пенсионной реформы……………………………………………………..10
Глава 2. Структура пенсий в условиях новой пенсионной реформы
2.1 Виды и состав трудовых пенсий, формула расчета страховой и накопительной частей трудовой пенсии………………………………………………………………………………..13
2.2 Персонифицированный учет………………………………………………………………19
2.3 Валоризация - переоценка пенсионных прав с 2010 года ……………………………….24
2.4. Инфраструктура пенсионной системы…………………………………………………...30
2.5 Программа государственного софинансирования пенсии………………………………34
2.6 Новые изменения пенсионного обеспечения в 2011……………………………………..36
Глава 3 Перспективы и проблемы развития новой пенсионной системы
3.1 Основные различия между старой пенсионной системой и новой…….……………….38
3.2 Проблемы и перспективы развития пенсионного обеспечения…………………………39
Заключение……………………………………………………………………………………...45
Список используемой литературы…………………………………………………………….47

Работа содержит 1 файл

Современное пенсионное обеспечение. Экономика труда.docx

— 105.50 Кб (Скачать)

      С 1 января 2011 года будет изменена структура  набора социальных услуг для  федеральных льготников (Федеральный  закон от 08.12.10 г. №345-ФЗ «О внесении  изменений в Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

      Набор социальных  услуг (НСУ) будет включать  следующие услуги:

1. обеспечение в соответствии  со стандартами медицинской помощи  по рецептам врача (фельдшера)  необходимыми лекарственными препаратами,  изделиями медицинского назначения, а также специализированными  продуктами лечебного питания  для детей-инвалидов;

2. предоставление при  наличии медицинских показаний  путевки на санаторно-курортное  лечение, осуществляемое в целях  профилактики основных заболеваний;

3. бесплатный проезд на  пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте  к месту лечения и обратно.

      Приказ  Министерства здравоохранения и  социального развития Российской  Федерации от 12 августа 2010 года  №620 н «О требованиях и условиях, при соблюдении которых производится  оплата услуг по доставке трудовых  пенсий (части трудовой пенсии  по старости) организациям почтовой  связи и иным организациям, занимающимся  их доставкой, заключившим соответствующие  договоры с Пенсионным фондом  Российской Федерации (его территориальными  органами)» не затрагивает на  коммерческие банки, где у пенсионеров  открыты счета, на которые ежемесячно  зачисляются пенсионные выплаты.

 

 

1.3 Цели и задачи  пенсионной реформы

 

     Как бы ни  была организована государственная  система пенсионного обеспечения,  ее основными задачами выступают  предотвращение бедности среди  пенсионеров и компенсация заработка,  утраченного в связи с наступлением  событий, перечисленных в законодательстве, – достижением определенного  возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца и пр. Для  того чтобы успешно решать  эти задачи в пенсионной системе  должны быть сбалансированы поступления  и обязательства. Поэтому важнейшими  целями любой пенсионной реформы  будут достижение долгосрочной  финансовой сбалансированности  и обеспечение социально приемлемого  уровня пенсионного обеспечения. 

      Для анализа  результативности разделим все  цели и задачи, которые стояли  перед российской пенсионной  реформой, на три категории: прямые, заявленные в программных документах, и косвенные, а также те, которые  ожидали от пенсионной реформы  основные акторы системы или  участники дискурса, но не вошедшие  в формальные документы. 

Кризис 1998 г. привел к смещению фокуса реформы с задачи создания устойчивой и эффективной пенсионной системы для будущих поколений, на которую ориентировались предложения 1997-1998 гг., на улучшение условий жизни  нынешних поколений пенсионеров  и лиц предпенсионных возрастов. Не будет преувеличением сказать, что  на протяжении всего пост-дефолтного развития страны эта задача доминировала над другими.

Напротив, задача обеспечения  финансовой устойчивости пенсионной системы  на момент подготовки пенсионной реформы  отошла на второй план: ПФ регулярно  выплачивал и повышал пенсии и  даже сформировал определенный резерв для балансирования текущих колебаний  в доходах и расходах. Наиболее явно эта метаморфоза видна при  сравнении текстов Программы  пенсионной реформы 1998 г., проекта Основных направлений социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу 2000 г., Плана действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг. и Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу. В трех первых документах главной задачей реформирования пенсионной системы в среднесрочной перспективе выступает достижение (поддержание) финансовой устойчивости и сбалансированности пенсионной системы, тогда как в последнем – установление тесной связи между величиной пенсии и ранее уплаченных взносов и повышение реального уровня пенсионного обеспечения. Пенсионная реформа рассматривается как один из инструментов роста доходов населения в среднесрочной перспективе. В результате необходимость идти на большие политические жертвы ради финансовой стабильности пенсионной системы отпала. На практике это означало то, что резервы финансовой устойчивости стали искать, прежде всего, в поле изменения расчета и индексации пенсий, увязывая их с реальными поступлениями в пенсионную систему, а задача сокращения обязательств пенсионной системы, включая возможное повышение пенсионного возраста или реформирование льготного пенсионного обеспечения, стала вторичной. Вопрос о возможном повышении пенсионного возраста был официально закрыт, тогда как реформирование льготных пенсий благодаря лоббистским усилиям работодателей отложено на неопределенную перспективу (табл.1).

Таблица 1. Цели пенсионной реформы

Цели пенсионной реформы

За счет чего будут решаться в…

среднесрочной перспективе

долгосрочной перспективе

Заявленные в программных  документах Правительства, прямые

1. Усиление страховых  принципов в пенсионном обеспечении

установление тесной связи  между размером пенсии и прошлыми заработками пенсионеров, а также  величиной страховых взносов, уплаченных за них в ПФ РФ

развитие накопительной  составляющей пенсионной системы

2. Повышение реального  размера пенсий

регулярная индексация пенсий, в том числе темпами, опережающими рост цен

развитие накопительной  составляющей пенсионной системы

 

 

развитие дополнительного  пенсионного обеспечения и страхования

3. Обеспечение финансовой  устойчивости и сбалансированности  пенсионной системы

повышение реального уровня пенсионного обеспечения при  условии поддержания финансовой устойчивости пенсионной системы

развитие накопительной  составляющей пенсионной системы

создание неперсонифицированного резерва ПФ РФ

развитие дополнительного  пенсионного обеспечения и страхования

реформирование пенсионного  обеспечения в связи с особыми  условиями труда

 

 

Заявленные в программных  документах Правительства, косвенные

4. Вовлечение сбережений  граждан в инвестиционный процесс  через страхование 

создание стимулов для  развития долгосрочного страхования  жизни, включая пенсионное страхование; развитие дополнительного пенсионного  обеспечения

 

 

Имплицитно подразумеваемые, косвенные

5. Увеличение объема долгосрочного  кредитования в экономике 

создания благоприятных  условий для деятельности институциональных  инвесторов (включая негосударственные  пенсионные фонды)

развитие накопительной  составляющей пенсионной системы

6. Легализация трудовых  доходов и стимулирование сокращения  неформального сектора на рынке  труда посредством:

установление тесной связи  между размером пенсии и прошлыми заработками пенсионеров, а также  величиной страховых взносов, уплаченных за них в ПФ РФ

 

 

6.1. снижения налогового  бремени на работодателя

в рамках налоговой реформы  – установление плоской шкалы  НДФЛ и введение регрессивной шкалы  ЕСН

изменение формулы расчета  пенсии - в зависимости от уплаченных взносов

 

 

развитие накопительной  составляющей пенсионной системы

6.2. повышения заинтересованности работника в уплате отчислений в пенсионную систему

установление тесной связи  между размером пенсии и прошлыми заработками пенсионеров, а также величиной страховых взносов, уплаченных за них в ПФ РФ

развитие накопительной составляющей пенсионной системы

7. Обеспечение прозрачности  пенсионной системы

определение правового статуса  основных участников пенсионной системы  – ПФ и государственной управляющей  компании.

развитие накопительной  составляющей пенсионной системы

ограничение монополизма  ПФ в пенсионной сфере. Развитие конкуренции  на рынке обязательных пенсионных накоплений.

 

 

8. Обеспечение независимости  пенсионной системы от влияния  политических факторов

четкое ограничение функций  государства в пенсионной системе.

развитие накопительной  составляющей пенсионной системы


 

       Любому  не предвзятому наблюдателю очевидна  необходимость  пенсионной реформы  в стране - о ней свидетельствует  прежде всего чрезвычайно низкий  уровень жизни сегодняшних пенсионеров.  Приходится отметить, однако, что  пенсионной реформа не ставит  своей целью существенно улучшить  положение пенсионеров.    Главное  - сделать так, чтобы будущим  поколениям пенсионеров не пришлось  жить ещё хуже, чем нынешним  пенсионерам.

Резкий переход от сравнительно терпимого положения пенсионеров  в СССР к полунищенскому существованию  в «рыночной» России произошел одновременно из-за нескольких причин.

Две важнейшие из этих причин:

ухудшение демографической  ситуации

уклонение от уплаты налогов.

Кроме того, к проведению пенсионной реформы нас подталкивает еще один фактор - это недостаток инвестиционных ресурсов в экономике.

 

Глава 2. Структура пенсий в условиях новой пенсионной реформы

2.1 Виды и состав трудовых  пенсий,  расчет страховой и  накопительной частей трудовой  пенсии

      Пенсионная  система России — это совокупность  создаваемых в Российской Федерации  правовых, экономических и организационных  институтов и норм, имеющих целью  предоставление гражданам материального  обеспечения в виде пенсии. Пенсионная  система России в современном  виде введена с 1 января 2002 года  и включает в себя отношения  по формированию, назначению и  выплате следующих видов пенсий: трудовой пенсии, пенсии по государственному  пенсионному обеспечению, негосударственной  пенсии. Так же в системе выделяются  три вида трудовой пенсии: по  старости, по инвалидности и по  случаю потери кормильца. 

1 Трудовая пенсия 

1.1 Трудовая пенсия по  старости 

1.1.1. Страховая часть трудовой  пенсии по старости

1.1.1.2 Расчет пенсионного  капитала (ПК)

1.1.1.3 Расчет расчетного  размера трудовой пенсии

1.1.2 Накопительная часть

1.2 Трудовая пенсия по  инвалидности

1.3 Трудовая пенсия по  случаю потери кормильца

2 Пенсия по государственному  пенсионному обеспечению 

2.1 Пенсия за выслугу  лет

3 Социальная пенсия

4 Негосударственная пенсия

1 Трудовая пенсия

      Трудовая  пенсия — ежемесячная денежная  выплата в целях компенсации  застрахованным лицам заработной  платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с  наступлением нетрудоспособности  вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи  застрахованных лиц — заработной  платы и иных выплат и вознаграждений  кормильца, утраченных в связи  со смертью этих застрахованных  лиц, право на которую определяется  в соответствии с условиями  и нормами, установленными настоящим  Федеральным законом.

     Законом установлены  следующие виды трудовых пенсий:

-трудовая пенсия по  старости;

-трудовая пенсия по  инвалидности;

-трудовая пенсия по  случаю потери кормильца.

     Тарифы страховых  взносов на пенсионное страхование  составляют, в процентах от заработной  платы застрахованных лиц (за  исключением отдельных категорий  страхователей, для которых установлены  пониженные тарифы):

1) в 2010 году — 20 %; при  этом, для лиц 1966 года рождения  и старше все 20 % направляются  на финансирование страховой  части трудовой пенсии, а для  лиц 1967 года рождения и моложе 14 % направляются на финансирование  страховой части, а 6 % — на  финансирование накопительной части  трудовой пенсии;

2) начиная с 2011 года  — 26 %; при этом, для лиц 1966 года  рождения и старше все 26 % направляются  на финансирование страховой  части трудовой пенсии, а для  лиц 1967 года рождения и моложе 20 % направляются на финансирование  страховой части, а 6 % — на  финансирование накопительной части  трудовой пенсии.

С заработной платы, получаемой от одного работодателя и превышающей 415 тыс. руб., страховые взносы с 1 января 2010 года не взимаются

1.1 Трудовая пенсия по  старости 

      Трудовая  пенсия по старости — это  ежемесячная денежная выплата,  назначаемая гражданам, достигшим  установленного законом возраста  и имеющих необходимый трудовой стаж, в целях компенсации им заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности.

     Право на  трудовую пенсию по старости  имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие  возраста 55 лет, при условии наличия  не менее пяти лет страхового  стажа. Отдельные категории граждан,  указанные в статьях 27, 27.1 и  28 Федерального закона от 17.12.2001 №  173-ФЗ «О трудовых пенсиях в  Российской Федерации», имеют право  на досрочное назначение трудовой  пенсии.

     Трудовая пенсия  по старости может состоять  из следующих частей: 1) страховой  части; 2) накопительной части.

      До 1 января 2010 года существовала также базовая часть трудовой пенсии по старости, но с 1 января 2010 года она была объединена со страховой частью в связи с отменой единого социального налога.

     Размер трудовой  пенсии по старости определяется  как сумма её страховой и  накопительной частей.

1.1.1Страховая часть

Страховая часть трудовой пенсии по старости

Размер страховой части  трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

СЧ = ПК / Т + Б, где

СЧ — страховая часть  трудовой пенсии по старости;

ПК — сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного  лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается  страховая часть трудовой пенсии по старости;

Т — количество месяцев  ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для  расчета страховой части указанной  пенсии, составляющего при назначении пенсии в 2011 году 204 месяца;

Б — фиксированный базовый  размер страховой части трудовой пенсии по старости, который составляет 2 562 рублей в месяц (за исключением  лиц, достигших возраста 80 лет или  являющихся инвалидами I группы, и лиц  имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, который устанавливается  повышенный базовый размер страховой  части трудовой пенсии).

1.1.2Расчет пенсионного  капитала (ПК)

ПК определяется по формуле:

ПК = ПК1 + СВ + ПК2, где

ПК1 — часть расчетного пенсионного капитала застрахованного  лица, исчисленная для оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию  на 1 января 2002 года;

СВ — сумма валоризации (повышение размера ПК1 с 1 января 2010 года), которая составляет 10 процентов  величины ПК1 и, сверх того, 1 процент  величины ПК1 за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

ПК2 — сумма страховых  взносов и иных поступлений в  Пенсионный фонд Российской Федерации  за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.

ПК1 рассчитывается по формуле:

ПК1 = (РП — 450 рублей) × T, где

РП — расчетный размер трудовой пенсии;

450 рублей — размер  базовой части трудовой пенсии  по старости, который устанавливался  законодательством Российской Федерации  на 1 января 2002 года;

T — 228 месяцев.

РП определяется в одном  из трех указанных ниже порядков по выбору застрахованного лица и не может быть ниже 660 руб.:

1.1.3Расчет расчетного  размера трудовой пенсии

1) РП = СК × ЗР / ЗП ×  СЗП, где

СК — стажевый коэффициент, который для мужчин, имеющих общий  трудовой стаж не менее 25 лет, и женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;

ЗР — среднемесячный заработок  застрахованного лица за 2000—2001 годы либо за любые 60 месяцев работы подряд;

ЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации  за тот же период (за 2000—2001 годы составляет 1494 руб. 50 коп.);

СЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации  за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года (1 671 рубль 00 копеек);

(ЗР / ЗП) учитывается в  размере не свыше 1,2.

2) РП = ЗР x СК, где ЗР и  СК означают те же величины, что и в первой формуле. При  этом РП при наличии общего  трудового стажа, равного 25 лет  для мужчин и 20 лет для женщин, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек. За каждый полный  год, превышающий 25 лет для  мужчин и 20 лет для женщин, указанная  сумма повышаются на 1 процент,  но не более чем на 20 процентов.

Информация о работе Пенсионное обеспечение в России: современное состояние и перспективы развития