Пенсионное обеспечение в России: современное состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации в настоящее время является актуальной проблемой в свете последних решений о повышении пенсий, особенно тех граждан, которые заработали право на нее в советские времена. Актуальность темы подтверждается еще и тем, что вопросы пенсионной политики, так или иначе, касаются каждого из нас: и тех, кому уже назначена пенсия, и тех, кто будет претендовать на нее в будущем.
Цель и задачи курсовой работы: показать состояние и уровень развития пенсионной системы в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………………..…..4
Глава 1. Теоретические аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации
1.1 Предпосылки пенсионной реформы……………………………………………………....5
1.2 Законодательная база пенсионной реформы…………………………………………..…6
1.3 Цели и задачи пенсионной реформы……………………………………………………..10
Глава 2. Структура пенсий в условиях новой пенсионной реформы
2.1 Виды и состав трудовых пенсий, формула расчета страховой и накопительной частей трудовой пенсии………………………………………………………………………………..13
2.2 Персонифицированный учет………………………………………………………………19
2.3 Валоризация - переоценка пенсионных прав с 2010 года ……………………………….24
2.4. Инфраструктура пенсионной системы…………………………………………………...30
2.5 Программа государственного софинансирования пенсии………………………………34
2.6 Новые изменения пенсионного обеспечения в 2011……………………………………..36
Глава 3 Перспективы и проблемы развития новой пенсионной системы
3.1 Основные различия между старой пенсионной системой и новой…….……………….38
3.2 Проблемы и перспективы развития пенсионного обеспечения…………………………39
Заключение……………………………………………………………………………………...45
Список используемой литературы…………………………………………………………….47

Работа содержит 1 файл

Современное пенсионное обеспечение. Экономика труда.docx

— 105.50 Кб (Скачать)

 

2.2 Персонифицированный учет  

 

      Для учета сведений, составляющих страховую и накопительную часть пенсии, Пенсионным фондом РФ создана система индивидуального (персонифицированного) учета.

      Она выглядит следующим образом. На каждого работающего гражданина в начале его трудовой деятельности открывается индивидуальный лицевой счет, в котором накапливаются все данные, необходимые для назначения ему в будущем трудовой пенсии. То есть, где бы человек не работал в разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, сведения о его стаже и страховых взносах в пенсионную систему будут попадать в один и тот же индивидуальный лицевой счет.

       Итоговый размер пенсии зависит от средств, накопленных на индивидуальном лицевом счете. Чем выше заработок, тем больше средств окажется на нем. При наступлении страхового случая, определенного пенсионным законодательством, на основе сведений персонифицированного учета,  человеку назначается пенсия.

      Застрахованными лицами являются граждане России, работающие по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг. К ним также относятся иностранные граждане, в том числе граждане СНГ, и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории России. Страхователями являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, производящие выплаты физическим лицам, а также индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивающие  страховые взносы за себя в виде фиксированного платежа.

     Отношения лиц, участвующих в процессе персонифицированного учета, определены Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного  пенсионного страхования" от 01.04.96 N 27-ФЗ (далее - Закон).

Согласно Закону, страхователь представляет в ПФР четыре раза в  год индивидуальные сведения о страховом  стаже и начисленных страховых  взносах в отношении каждого  работающего у него застрахованного  лица. Одновременно с индивидуальными  сведениями представляется ведомость  по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в которой  отражены сведения о начисленных  и уплаченных страховых взносах  в целом по организации за расчетный  период. Территориальный орган ПФР  разносит эти сведения в индивидуальные лицевые счета и информирует  об их состоянии застрахованных лиц. За непредставление в установленные  сроки, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к  страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания  10% причитающихся  за отчетный год платежей в ПФР.

       Помимо учета индивидуальных сведений по каждому застрахованному лицу, система персонифицированного учета выполняет еще одну важную функцию: позволяет иметь достоверную статистику по работающему населению. Сюда относится численность работающих в целом по России, по регионам и категориям застрахованных лиц (наемным работникам, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, уплачивающим страховые взносы в виде фиксированного платежа), средняя заработная плата, количество работающих, имеющих льготные основания для назначения пенсий (специальный стаж), количество временно неработающих и т.п. Эти сведения  необходимы не только для планирования пенсионного бюджета, но и для подготовки стратегических решений о дальнейшем совершенствовании пенсионной системы.

      застрахованное лицо имеет право

     Получить бесплатно один раз в год в органах Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или работы сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете;

получить бесплатно у  страхователя копию сведений о себе, представленных страхователем в  Пенсионный фонд Российской Федерации  для индивидуального (персонифицированного) учета;

в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, включая его Правление, либо в суд.

Застрахованное  лицо обязано

      Пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда Российской Федерации;

получить страховое свидетельство  обязательного пенсионного страхования, хранить его и предъявлять  по требованию страхователя, работников органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

обращаться с заявлениями  в установленном порядке в  случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом  счете, а также при утрате указанного страхового свидетельства;

представлять по требованию органов Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в  его индивидуальный лицевой счет согласно настоящему Федеральному закону.

Страхователь  имеет право

     Потребовать от застрахованных лиц при приеме их на работу предъявить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и представить ему сведения, определенные статьей 9 Закона, для представления их в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации;

дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах  по согласованию с соответствующим  органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Страхователь обязан

      В установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом;

получать в органах  Пенсионного фонда Российской Федерации  страховые свидетельства обязательного  пенсионного страхования, а также  дубликаты указанных страховых  свидетельств и выдавать их под роспись  застрахованным лицам, работающим у  него по трудовому договору или заключившим  договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые  взносы;

передавать бесплатно  каждому застрахованному лицу, работающему  у него по трудовому договору или  заключившему договор гражданско-правового  характера, копию сведений, представленных в орган Пенсионного фонда  Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета для  включения их в индивидуальный лицевой  счет данного застрахованного лица;

контролировать соответствие реквизитов страхового свидетельства  обязательного пенсионного страхования, выданного застрахованному лицу, реквизитам документов, удостоверяющих личность указанного лица, работающего  у него по трудовому договору или  заключившему договор гражданско-правового  характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством

 Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право

       Требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом;

в необходимых случаях  по результатам проверки достоверности  сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые  взносы, осуществлять корректировку  этих сведений и вносить уточнения  в индивидуальный лицевой счет, сообщив  об этом застрахованному лицу;

получать ежегодно от негосударственных  пенсионных фондов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц  по обязательному пенсионному страхованию.

Органы Пенсионного фонда  Российской Федерации обязаны

обеспечивать своевременное  включение в соответствующие  индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, в том  числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также надежное хранение этих сведений;

осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным  законом, в том числе по их учетным  данным;

бесплатно направлять один раз в год застрахованным лицам  сведения, содержащиеся в их индивидуальных лицевых счетах, а также не позднее 1 сентября каждого года информацию о состоянии специальной части  их индивидуальных лицевых счетов и  о результатах инвестирования средств  пенсионных накоплений;

бесплатно предоставлять  один раз в год любому застрахованному  лицу по его обращению сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете, в течение 10 дней со дня обращения застрахованного  лица;

разъяснять застрахованным лицам и страхователям их права  и обязанности, технологию индивидуального (персонифицированного) учета, порядок  заполнения форм и представления  сведений;

обеспечить по требованию застрахованного лица сверку специальной  части его индивидуального лицевого счета и содержания пенсионной книжки застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации;

обеспечить обособленный учет в специальной части индивидуального  лицевого счета сведений о суммах страховых взносов, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, а также о суммах дополнительных страховых взносов  на накопительную часть трудовой пенсии, суммах взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного  лица, и суммах взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с  Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную  часть трудовой пенсии и государственной  поддержке формирования пенсионных накоплений", а также о доходе от их инвестирования. 

2.3 Валоризация - переоценка пенсионных прав с 2010 года

 

      Валоризация  - это переоценка денежной стоимости  пенсионных прав, которые были  приобретены гражданами до пенсионной  реформы 2002 года.

     Она проводится  в отношении всех застрахованных  лиц, имевших стаж до 01.01.2002 года. Проще говоря, валоризация уже  сейчас коснется всех нынешних  пенсионеров, а также всех россиян,  работавших любой период времени  до 2002 года, по мере выхода их  на пенсию.

      Как проводилась  валоризация

В базе данных Пенсионного  фонда находятся сведения о размере  расчетного пенсионного капитала граждан  по состоянию на 1 января 2002 года. Он есть практически у всех, кто имеет  стаж работы до 2002 года, различается  только размер. С 1 января 2010 года этот расчетный пенсионный капитал был  умножен на 10 %. Кроме того, пенсионный капитал дополнительно был увеличен на 1 % за каждый год стажа, выработанного  до 1991 года. Здесь нет никаких  максимальных ограничений. Если Ваш  трудовой стаж до 1991 года был 25 лет, то в целом Ваш расчетный пенсионный капитал по состоянию 1 января 2002 года увеличится на 10% +25%=35%.

    Валоризация пенсионных  прав граждан

     Порядок осуществления  валоризации 

Валоризация с 01.01.2010 года производится территориальными органами ПФР без  истребования заявления на основании  документов, имеющихся в пенсионном деле.

При представлении пенсионером  являвшимся получателем пенсии до 01.01.2010 дополнительных документов до окончания 2010 года, перерасчет размера пенсии с учетом суммы валоризации осуществляется с 01.01.2010 года.

      Зачем проводится  валоризация? 

До 2002 года пенсия в Российской Федерации рассчитывалась, исходя из двух факторов - из продолжительности  общего трудового стажа и величины среднемесячного заработка лица, уходящего на пенсию, который складывался  в определенный период времени перед  выходом на пенсию: либо за последние 2 года, либо за любые 5 лет на протяжении всей трудовой жизни. Таким образом, пенсионные права в старой, дореформенной  системе измерялись через стаж и  через заработок. Эти две основные характеристики задавали объем пенсии.

     В 2002 году  состоялся переход на принципиально  новую систему. Это модель, основанная  на том, что величину размера  пенсии задает не стаж и  заработок, а объем страховых  взносов, которые перечислены  работодателем за работника на  его индивидуальный лицевой счет. Соответственно, чем больше у  вас зарплата и страховые взносы  с нее, тем большая величина  у так называемого расчетного  пенсионного капитала. В свою  очередь, расчетный пенсионный  капитал для получения размера  пенсии, делится на ожидаемый  период выплаты*.

      "При  определении размера страховой  части трудовой пенсии начиная  с 01.01. 2002 ожидаемый период выплаты  трудовой пенсии по старости  устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается  на 6 месяцев (с 1 января соответствующего  года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается  на один год (с 1 января соответствующего  года) до достижения 19 лет (228 месяцев)"

       Очевидно, что граждане, чьи пенсионные  права формируются полностью  на страховых принципах, т.е.  те, кто начал трудовую деятельность  после 2002 года, еще не достигли  пенсионного возраста. Между тем,  после пенсионной реформы 2002 года, пенсию по новым правилам назначают  тем гражданам, чьи пенсионные  права уже были сформированы  в старой системе, т.е. измерялись  стажем и заработком. Естественно,  что эти права должны были  быть учтены, они должны были  быть соединены с теми страховыми  взносами, которые стали индивидуально  учитываться у людей и влиять  на пенсионные права с 2002 года. Для того, чтобы соединить старые и новые права, чтобы все это вошло в расчетный пенсионный капитал, в отношении всех пенсионеров, вышедших на пенсию до 2002 года, и тех кто начал работать до 2002 года, была осуществлена конвертация пенсионных прав.

Информация о работе Пенсионное обеспечение в России: современное состояние и перспективы развития