Пенсионное обеспечение в России: современное состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации в настоящее время является актуальной проблемой в свете последних решений о повышении пенсий, особенно тех граждан, которые заработали право на нее в советские времена. Актуальность темы подтверждается еще и тем, что вопросы пенсионной политики, так или иначе, касаются каждого из нас: и тех, кому уже назначена пенсия, и тех, кто будет претендовать на нее в будущем.
Цель и задачи курсовой работы: показать состояние и уровень развития пенсионной системы в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………………..…..4
Глава 1. Теоретические аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации
1.1 Предпосылки пенсионной реформы……………………………………………………....5
1.2 Законодательная база пенсионной реформы…………………………………………..…6
1.3 Цели и задачи пенсионной реформы……………………………………………………..10
Глава 2. Структура пенсий в условиях новой пенсионной реформы
2.1 Виды и состав трудовых пенсий, формула расчета страховой и накопительной частей трудовой пенсии………………………………………………………………………………..13
2.2 Персонифицированный учет………………………………………………………………19
2.3 Валоризация - переоценка пенсионных прав с 2010 года ……………………………….24
2.4. Инфраструктура пенсионной системы…………………………………………………...30
2.5 Программа государственного софинансирования пенсии………………………………34
2.6 Новые изменения пенсионного обеспечения в 2011……………………………………..36
Глава 3 Перспективы и проблемы развития новой пенсионной системы
3.1 Основные различия между старой пенсионной системой и новой…….……………….38
3.2 Проблемы и перспективы развития пенсионного обеспечения…………………………39
Заключение……………………………………………………………………………………...45
Список используемой литературы…………………………………………………………….47

Работа содержит 1 файл

Современное пенсионное обеспечение. Экономика труда.docx

— 105.50 Кб (Скачать)

Если Вы платите 12 000 рублей в год – государство доплатит еще 12 000 рублей.

Итого, за год Ваш счет пополнится на 24 000 рублей.

Вы можете вносить в  фонд своей будущей пенсии и более 12 000 рублей год, но взнос государства  при этом не превысит 12 000 рублей в  год.

Пример:

Вы внесли 15 000 рублей в  год, государство – 12 000 рублей.

Итого, за год Ваш индивидуальный счет в Пенсионном фонде пополнится на 27 000 рублей.

Нынешние пенсионеры могут  участвовать в Программе на общих  условиях. Государство софинансирует  их взносы на накопительную часть  пенсии в пределах 12 000 рублей в год. То есть индивидуальный счет пенсионера в Пенсионном фонде может за год  суммарно пополниться на сумму до 24 000 рублей в год. Особенно это выгодно  работающим пенсионерам.

Особые условия  софинансирования

     Особые условия  для участия в Программе государственного  софинансирования пенсии созданы  для граждан, которые достигли  общеустановленного пенсионного  возраста (для женщин – 55 лет,  для мужчин – 60 лет), но не  обратились в Пенсионный фонд  за начислением ни одной из  частей трудовой пенсии.

       Для  них объем государственного софинансирования  увеличивается в четыре раза, но не превышает 48 000 рублей  в год. То есть, перечислив 12 000 рублей в год на накопительную  часть пенсии, с учетом взноса  государства гражданин за год  пополнит свой индивидуальный  пенсионный счет на 60 000 рублей  в год.

     Возможно ли  дополнительное увеличение накоплений, сделанных в рамках Программы? 

Вы можете передать средства накопительной части Вашей будущей  пенсии, включая средства от государственного софинансирования, в управление негосударственному пенсионному фонду или управляющей  компании.

Если Вы не сделаете этого, Ваши пенсионные накопления будут находиться в доверительном управлении государственной  управляющей компании (в настоящее  время – Внешэкономбанк). Если же на момент вступления в программу  софинансирования средства накопительной  части Вашей пенсии переведены Вами в управляющую компанию или негосударственный  пенсионный фонд, то Ваши дополнительные взносы и средства государственного софинансирования будут поступать  в выбранную Вами организацию  управления Вашими пенсионными накоплениями.

Льготы для  участников Программы

      Из сумм, которые вносится на накопительную  часть пенсии в рамках Программы  софинансирования, может быть произведен  налоговый вычет, средства которого  можно использовать на определенные  цели (образование, здравоохранение,  добровольное пенсионное страхование  и т.д.).

Участие работодателей  в Программе

     Работодатель  может стать третьей стороной  софинансирования накопительной  части пенсии своих сотрудников.  Это дает ему ряд дополнительных  преимуществ. В частности, работодатель  освобождается от уплаты страховых  взносов в размере уплаченного  им взноса, но не более 12 000 руб.  в год на одного работника.  Помимо этого, суммы софинансирования  включаются в состав расходов, учитываемых при налогообложении  прибыли.

Передача средств  софинансирования пенсии по наследству

     Средства, накопленные  в рамках Программы государственного  софинансирования пенсии, наследуются  правопреемниками в случае смерти  гражданина в том же порядке,  который предусмотрен для пенсионных  накоплений в системе обязательного  пенсионного страхования. Выплаты  производятся правопреемникам в  том случае, если смерть участника  Программы наступит до момента  оформления пенсии. Это условие  оговорено в законе.

 

2.6 Новые изменения пенсионного обеспечения в 2011

 

      С 1 января 2011 года Отделение ПФР по Саратовской  области сделает перерасчет размеров  федеральной социальной доплаты  к пенсии неработающим пенсионерам,  с тем, чтобы их совокупный  доход с учетом пенсионного  обеспечения, мер социальной поддержки  и социальной доплаты к пенсии  был равен величине прожиточного  минимума пенсионера – 4416 рублей (Закон Саратовской области от 26.10.2010г. №187-ЗСО).

      В настоящее  время федеральная социальная  доплата к пенсии установлена  60,5 тысячам пенсионеров области,  в том числе пенсионерам силовых  ведомств.

      Также запланированы  следующие увеличения социальных  выплат ПФР:

-индексация трудовых  пенсий с 1 февраля 2011 г. на 8% (для более 670 тысяч пенсионеров  Саратовской области);

- индексация пенсий по  государственному пенсионному обеспечению  на 9,1%, в том числе с 1 апреля 2011 г. на 8% (для почти 42 тысяч  пенсионеров области).

      С 1 апреля 2011 года произойдет увеличение  размеров ежемесячной денежной  выплаты ПФР на 6,5% (для  почти  200 тысяч жителей области).

      С 1 января 2011 года будет изменена структура  набора социальных услуг для  федеральных льготников (Федеральный  закон от 08.12.10 г. №345-ФЗ «О внесении  изменений в Федеральный закон  от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О  государственной социальной помощи»).

      Набор социальных  услуг (НСУ) будет включать  следующие услуги:

1. обеспечение в соответствии  со стандартами медицинской помощи  по рецептам врача (фельдшера)  необходимыми лекарственными препаратами,  изделиями медицинского назначения, а также специализированными  продуктами лечебного питания  для детей-инвалидов;

2. предоставление при  наличии медицинских показаний  путевки на санаторно-курортное  лечение, осуществляемое в целях  профилактики основных заболеваний;

3. бесплатный проезд на  пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте  к месту лечения и обратно.

       С 1 января 2011 года отдельные категории работников  угольной промышленности будут  получать доплату к пенсии (Федеральный  закон №84-ФЗ «О дополнительном  социальном обеспечении отдельных  категорий работников организаций  угольной промышленности»).

       «Доплата  к пенсии устанавливается работникам, непосредственно занятым полный  рабочий день на подземных  и открытых горных работах  (включая личный состав горноспасательных  частей) по добыче угля и сланца  и на строительстве шахт, если  они проработали на указанных  работах не менее 25 лет, - пояснил  Николай Семенец. - Работникам ведущих  профессий – горнорабочим очистного  забоя, проходчикам, забойщикам  на отбойных молотках, машинистам  горных выемочных машин – доплата  полагается в том случае, если  они проработали на указанных  работах не менее 20 лет».

       В стаж  работы, дающей право на доплату  к пенсии, включаются периоды,  засчитываемые в стаж на соответствующих  видах работ, дающих право на  досрочное назначение трудовой  пенсии по старости в соответствии  с п.п.11 п.1 ст.27 Федерального закона  от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях  в Российской Федерации». Однако  при расчете доплаты учитываются  не все периоды работы, предусмотренные  п.п.11 п.1 ст.27 Федерального закона  №173–ФЗ, а только работы в  угольной промышленности и предусмотренные  Федеральным законом от 10.05.2010 №84-ФЗ.

      Доплата  к пенсии выплачивается при  условии оставления работниками  организаций угольной промышленности  работы, дающей право на доплату  к пенсии.

      В 2010 году  начисление пенсий и социальных  выплат, которые находятся в компетенции  Пенсионного фонда России, производилось  вовремя и в полном объеме.

 

С 2011 года доставку пенсий начнут страховать

      Приказом  Минздравсоцразвития России ужесточены  требования к организациям, осуществляющим  доставку пенсии на дом. Это  направлено в первую очередь  на обеспечение бесперебойной  доставки пенсий пенсионерам  в 2011 году.

      Кротко  об изменениях коснувшихся требований  по доставке пенсий в 2011 году

Целью изменения требований по доставке пенсий прежде всего является повышение качества предоставляемых  услуг по доставке пенсий, своевременности  предоставляемой услуги по доставке пенсии, ее надежности, а так же предотвращению и предупреждению различных противоправных действий на этапах доставки пенсии, ее хранения.

      Пенсионеры  в 2011 году не заметят ни каких  изменений в доставке пенсий, пенсии на дом как доставлялись  в срок так и будут. Значительные  изменения коснутся организаций  осуществляющих доставку пенсий  они с 2011 года должны иметь  целевые счета для осуществления  банковских операций со средствами  Пенсионного  фонда России  в расчетной сети Банка России. Кроме того с 2011 года предусмотрено  обязательное страхование пенсии  на всех этапах прохождения  пенсии от бюджта до пенсионера.

      Идея простая  будет больше порядка на этапе  доставки пенсии. К доставке пенсий  будут привлекаться организации  имеющие безупречный стаж по  доставке денег населению превышающий  два года.

Справка по доставке пенсий:

      Приказ  Министерства здравоохранения и  социального развития Российской  Федерации от 12 августа 2010 года  №620 н «О требованиях и условиях, при соблюдении которых производится  оплата услуг по доставке трудовых  пенсий (части трудовой пенсии  по старости) организациям почтовой  связи и иным организациям, занимающимся  их доставкой, заключившим соответствующие  договоры с Пенсионным фондом  Российской Федерации (его территориальными  органами)» не затрагивает на  коммерческие банки, где у пенсионеров  открыты счета, на которые ежемесячно  зачисляются пенсионные выплаты.

 

Глава 3 Перспективы развития новой пенсионной системы

3.1 Основные различия между  старой пенсионной системой и  новой

 

       В новой  модели расчета пенсий заработная  плата работника будет учитываться  в полном объеме и на протяжении  всего трудового стажа. Новая  модель, оставаясь распределительной,  дополняется персонифицированным  учетом и накоплением пенсионных  прав гражданина и пенсионных  обязательств государства. Старая  система в основе своей являлась  не столько распределительной,  сколько перераспределительной  - между группами с различным  уровнем дохода.

      Новая пенсионная  модель в большей мере является  страховой моделью, в которой  размер пенсии зависит от размера  заработной платы. 

     Новая модель, так же как и старая, основана  на принципе солидарности поколений.  Но в отличие от старой она  основана на персонифицированном  учете обязательств государства  перед будущим пенсионером. При  этом на счетах граждан будут  накапливаться не средства, а  обязательства государства перед  гражданами. Платежи за работающих  будут поступать в Пенсионный  фонд России и фиксироваться  на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, будут направляться  на выплаты пенсий нынешним  пенсионерам. 

      Новым пенсионным  законодательством установлены  и новые нормы по трудовому  стажу. Минимальный стаж для  получения базовой пенсии будет  составлять 5 лет. В существующей  модели отработанными годами  определялось, какой процент от  учитываемой зарплаты может получить  в виде пенсии работник. Согласно  новой модели, основным показателем,  который будет определять размер  пенсии - будет сумма рублей на  лицевом счете. Сумма эта будет  во многом зависеть от количества  отработанных лет. Чем больше  лет, тем больше пенсионный  капитал, тем больше пенсия.

      В новой  пенсионной модели предложена  принципиально новая схема индексации  пенсий. В основе ее - прогноз темпов  инфляции и роста заработной  платы на планируемый год. По  этим показателям и с учетом  прогнозируемых доходов пенсионной  системы и будет определяться  размер индексации на год, утверждаемый  в бюджете ПФР.

 

3.2 Проблемы и перспективы развития пенсионного обеспечения

       Председатель  верхней палаты российского парламента  С. Миронов, касаясь размеров  и порядка начислений пенсий, заявил о необходимости пересмотра  самого принципа пенсионного  обеспечения в стране. Нынешнее  пенсионное законодательство в  корне несправедливо - наши пенсионеры  получают в 3 раза меньше, чем  могли бы получать

       Российскую  пенсионную системы реформируют  - в четвертый раз за последние  18 лет. Всего несколько лет  понадобилось государству, чтобы  согласиться с тем, о чем  большинство независимых экспертов  заявляло еще на этапе разработки  действующей пенсионной системы.

      Состояние  пенсионной системы России оценивается  экспертами как нестабильное. С  начала старта пенсионной реформы  - 1 января 2002 г. - система обязательного  пенсионного страхования накопила  ряд проблем. Говоря о сложностях  развития этой системы, в качестве  первой проблемы выделяется нарастающий  дефицит Пенсионного фонда (ПФР). В 1999 г. профицит бюджета ПФР  составил 16 млрд руб. В 2000 г. - 90 млрд руб., а в 2001 г. - 17 млрд руб.  С 2000 года стал формироваться  дефицит, который в 2002 г. равнялся 2 млрд руб. В 2005 г. он составил 182 млрд руб. В 2006 г. дефицит  составит 93 млрд руб. В 2010 г. дефицит ПФР – 2,9% ВВП (2,2% – не обеспеченная доходами страховая часть пенсии; 0,7% – резервирование накопительной части); 1,3% ВВП – в 2050 г. Уменьшатся и пенсии – с текущих 38% от средней зарплаты до 22% к 2050 г.

      В качестве  второй проблемы обозначается  снижение размера пенсий, т.к.  реформа и снижение тарифов  идут за счет снижения размеров  пенсий. Размер пенсий анализируется  при помощи коэффициента замещения,  который показывает, насколько пенсия  покрывает предыдущий заработок. 

Информация о работе Пенсионное обеспечение в России: современное состояние и перспективы развития