Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:15, дипломная работа
Актуальность исследования пенсионной системы обусловлена тем, что вопросы пенсионной политики, так или иначе, касаются каждого из нас: и тех, кому уже назначена пенсия, и тех, кто будет претендовать на ее получение в будущем. С 1 августа 2005г. увеличены пенсии: на 6 % - базовая часть, на 10,8% - страховая. После чего средняя пенсия по старости составила 2745 рублей (на 23 % выше, чем в декабре 2004г.) . Однако не все так хорошо, как кажется на первый взгляд: дефицит бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) нарастает, и если прореху срочно не закрыть, то через несколько лет наступит полный крах нынешней пенсионной системы. Этим и обусловлено внимание к исследованию пенсионной системы, ее содержанию, недостаткам и путям совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩНОСТИ АСПЕКТОВ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ 6
1.1. Понятие и значение пенсионной системы 6
1.2. История развития пенсионной системы России 11
1.3. Эволюция пенсионных систем в мировой практике 20
2. АНАЛИЗ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 48
2.1. Характеристика состояния пенсионной системы на современном этапе 48
2.2. Выявление основных проблем и недостатков существующей пенсионной системы 62
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 69
3.1. Новые подходы к созданию эффективных пенсионных систем 69
3.2. Предложение по изменению методики расчёта пенсий 71
3.3. Систематизация первоочередных предложений по внесению корректив в существующую пенсионную систему 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 92
Деньги на пенсии придется брать из казны. “Дырявыми” окажутся и бюджеты ПФР в 2006-2007 годах и особенно бюджет-2008, потому что как раз на этот год придется резкое повышение пенсий. “Хронический дефицит бюджета означает одно - мы возвращаемся к собесу, к тому самому, с которым формально распрощались, начав пенсионную реформу”, - заключил советник председателя ПФР Владимир Вьюницкий.37
2) Действующий закон «О НПФ» не соответствует своему названию: он недостаточно подробно характеризует особенности НПФ как организационно-правовой формы юридического лица, а также содержит много положений, выходящих за рамки его наименования.
В рамках осуществляемой пенсионной реформы роль НПФ должна возрасти, что требует более комплексного подхода к их законодательному регулированию. НПФ - центральное звено системы негосударственного пенсионного обеспечения; но наряду с ними есть и другие участники этой системы, которых было бы логичнее урегулировать не законом «О НПФ», а иными законами.
3) На данный момент повестка пенсионной реформы реализована лишь частично. Нереализованная повестка по внедрению накопительных элементов новой пенсионной системы представлена в табл. 7.
4) В течение последних полутора лет в пенсионной реформе наступила пауза. Это проявляется в следующем:
Таблица 7
Нереализованная повестка по внедрению накопительных элементов новой пенсионной системы38
№ п/п | Разрабатываемый акт | Период с момента начала разработки (лет) |
1 | Закон о профессиональных пенсионных системах | 7 (3 после принятия в первом чтении) |
2 | Закон о финансировании выплат накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации | 3 |
3 | Закон о финансировании выплат накопительной части трудовой пенсии через негосударственные пенсионные фонды | 2 |
4 | Закон о дополнительном обязательном накопительном пенсионном страховании | 1 |
5 | Постановление об урегулировании конфликта интересов в государственных органах, наделенных полномочиями в системе инвестирования пенсионных накоплений | 3 |
6 | Постановление о порядке инвестирования средств пенсионных накоплений за рубежом | 3 |
7 | Изменения и
дополнения в пенсионное законодательство
с целью повышения |
1 |
8 | 6 постановлений в развитие новой редакции закона «О негосударственных пенсионных фондах» | 2 |
Последствия замедления реформы:
5) За последнее время не принято ни одного значимого решения из числа мер, необходимых для продолжения реформы.
6) Проявление кризиса доверия:
7) Повышение пенсий и ежемесячных выплат федеральным льготникам, которыми занимается ПФР, приводит к увеличению дефицита бюджета фонда, а недостаток средств компенсируется за счет федерального бюджета. Между тем, постоянное финансирование из федеральных источников противоречит самой концепции ПФР, который создавался как организация с самостоятельной структурой финансирования за счет страховых выплат.
Проблемы
ПФР стали результатом
Другой эксперт - руководитель Сектора социальной защиты Всемирного банка (ВБ) Герман фон Герсдорф добавляет к этим причинам “внутренние микроэкономические факторы и неэффективное управление”.41
Среди основных причин неудач пенсионной реформы можно выделить:
В ходе работы по данной теме были исследованы материалы доклада Всемирного банка, посвященного системе пенсионного обеспечения на современном этапе. Эксперты Всемирного банка отмечают, что, в то время, как правительства США, стран Европы и Азии борются за доступность в долгосрочной перспективе системы пенсионного обеспечения, растущее давление, оказываемое на последнюю со стороны демографических факторов и состояния мировой экономики, ставят как развивающиеся, так и развитые страны перед проблемой срочного проведения пенсионных реформ. Рост доли женщин в структуре мировой рабочей силы, увеличение числа разводов, изменения в структуре занятости в мировой экономике, рост дефицита бюджетов, а также увеличение численности пожилого населения - все эти факторы дают основания полагать, что проведение пенсионной реформы неизбежно.
В докладе говорится, что большинство государственных систем пенсионного обеспечения не были рассчитаны на выплату пособий в размере, реально отражающем существующее на сегодняшний день положение дел, так как не могли учитывать существенных демографических и экономических изменений, происходящие в современном мире. Кроме того, в последние годы происходит сокращение числа лиц, работающих на полную ставку, и увеличение числа работников, занятых неполный рабочий день или самостоятельной предпринимательской деятельностью, а также занятых на временных работах. Такие работники не обеспечиваются в достаточной степени в рамках большинства существующих пенсионных схем, основанных на модели, предусматривающей полную занятость. Необходимо развивать системы пенсионного обеспечения, которые могли бы охватывали работников с учетом реалий XXI века. В противном случае многим грозит нищета в преклонном возрасте.
Эксперты Всемирного банка считают, что наиболее оптимальным вариантом пенсионной реформы является создание многоуровневой системы, которая гораздо более гибко и более приспособленной для снижения различных рисков, управление которыми и является предназначением системы пенсионного обеспечения. Важнейшими элементами большинства реформ считаются заблаговременное обеспечение системы средствами, то есть накопление, и привлечение инвестиций на основе рыночных механизмов - однако нельзя забывать и об ограничениях такого рода финансирования.
Предлагаемая многоуровневая система состоит из пяти основных компонентов в том или ином сочетании. Этими компонентами являются:
Новые правила начисления пенсий исключительно сложны и громоздки. Прикинуть размеры будущих пенсий возможно лишь при тех или иных условных допущениях, так как формулы расчета содержат множество неизвестных и не предсказуемых параметров.
Рассмотрим примеры расчёта трудовых пенсий для лиц 1967 года рождения и моложе при следующих условиях:
Петрова - 720 рублей, утвержденный правительством минимальный размер оплаты труда в стране с 1.01.2005г.;
Иванов - 15000 рублей;
Фёдоров - 15000 рублей (федеральный государственный служащий).
Согласно постановлению Правительства РФ базовая часть трудовой пенсии с 1.08.2003 составит 900 рублей в месяц, размер минимальной пенсии - 1243 рубля;
При расчете накопительных частей пенсий предполагается, что доходы от инвестиций покрывают (но не превышают) сумму расходов на уставную деятельность всех работающих с пенсионными средствами участников многозвенной накопительной системы.