Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:15, дипломная работа
Актуальность исследования пенсионной системы обусловлена тем, что вопросы пенсионной политики, так или иначе, касаются каждого из нас: и тех, кому уже назначена пенсия, и тех, кто будет претендовать на ее получение в будущем. С 1 августа 2005г. увеличены пенсии: на 6 % - базовая часть, на 10,8% - страховая. После чего средняя пенсия по старости составила 2745 рублей (на 23 % выше, чем в декабре 2004г.) . Однако не все так хорошо, как кажется на первый взгляд: дефицит бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) нарастает, и если прореху срочно не закрыть, то через несколько лет наступит полный крах нынешней пенсионной системы. Этим и обусловлено внимание к исследованию пенсионной системы, ее содержанию, недостаткам и путям совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩНОСТИ АСПЕКТОВ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ 6
1.1. Понятие и значение пенсионной системы 6
1.2. История развития пенсионной системы России 11
1.3. Эволюция пенсионных систем в мировой практике 20
2. АНАЛИЗ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 48
2.1. Характеристика состояния пенсионной системы на современном этапе 48
2.2. Выявление основных проблем и недостатков существующей пенсионной системы 62
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 69
3.1. Новые подходы к созданию эффективных пенсионных систем 69
3.2. Предложение по изменению методики расчёта пенсий 71
3.3. Систематизация первоочередных предложений по внесению корректив в существующую пенсионную систему 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 92
Пример. Пусть Сидоров-отец старше 1966 г. р., то есть по возрасту не вовлечен в накопительную часть пенсионной системы. Сидоров-сын моложе 1967 г. р. Оба имеют по 25 лет страхового стажа. Среднемесячный заработок каждого составляет 15000 руб.
Страховая часть пенсии Сидорова-отца будет равна:
СЧ = 15000 руб. х 0,14 х (12 х 25) : (12 х 19) ≈ 2763 руб.
Страховая и накопительная части пенсии Сидорова-сына:
СЧ = 15000 руб. х 0,08 х (12 х 25) : (12 х 19) ≈ 1579 руб.
НЧ = 15000 руб. х 0,06 х (12 х 25) : (12 х 19) ≈ 1184 руб.
Из
перечисляемых в Пенсионный фонд
работодателями в счет будущих пенсий
его работников страховых взносов накопительные
части (6 % от фонда зарплаты) вкладываться
в коммерческие проекты без гарантий доходности
и без поручительства Государства на случаи
банкротств объектов инвестиций. В любой
момент Сидоров-сын может остаться без
накопительной части пенсии, в то время
как размер страховой части его пенсии
будет
в 1,75 раз меньше (14 % : 8 % = 1,75 или 2763 руб. : 1579 руб.
≈ 1,75 ), чем у Сидорова-отца.
Также, с 1 января 2005 года изменился возрастной состав лиц, имеющих право на формирование накопительной части трудовой пенсии. Из их числа были исключены мужчины с 1953 по 1966 год рождения и женщины с 1957 по 1966 год рождения. Для данной категории граждан, начиная с 01 января 2005 года весь объем страховых взносов (14 процентов от заработной платы) направляется на формирование страховой части трудовой пенсии, при этом пенсионные накопления указанных лиц, сформированные в период с 2002 по 2005 год сохранены.32
Для лиц моложе 1967 года рождения законодательством предусмотрено постепенное повышение размеров отчислений в накопительную часть и соответствующее снижение отчислений в часть страховую до достижения соотношения 8 процентов на формирование страховой части и 6 процентов взносов на формирование части накопительной. Такое соотношение установится лишь в 2008 году, а до этого оно выглядит следующим образом (табл.5.).
Таблица 5
Размер
отчислений в страховую
и накопительную
части трудовой пенсии
|
Кроме того, в зависимости от уровня доходов, законодательством предусмотрено снижение общего размера отчислений в пенсионную систему с соответствующим снижением размеров отчислений на формирование ее отдельных частей.
Как уже было сказано, трудовая пенсия по старости состоит из трех частей – базовой, страховой и накопительной.
Базовая часть трудовой пенсии в фиксированном размере назначается всем гражданам Российской Федерации при наличии не менее пяти лет страхового стажа и финансируется за счет части единого социального налога, поступающей в федеральный бюджет и передаваемой в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Таким образом, эта часть трудовой пенсии является не чем иным как ранее устанавливаемая государством минимальная пенсия, не зависящая от результатов труда человека и гарантированная государством. Базовая часть трудовой пенсии формируется за счет поступлений части единого социального налога, уплачиваемого за работающих граждан работодателями, и выплачивается гражданам, уже вышедшим на пенсию. Таким образом, в основе этой части трудовой пенсии лежит распределительный механизм.
Страховая часть трудовой пенсии зависит от стажа, а также от своевременности и полноты уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом сами страховые взносы расходуются на выплаты текущих пенсий, но их размер персонифицируется и отражается на лицевом счете гражданина, за которого эти взносы уплачены. Размер взносов на формирование страховой части трудовой пенсии, отраженный на лицевом счете, индексируется и учитывается при назначении трудовой пенсии для каждого конкретного человека.
Накопительная
часть трудовой пенсии зависит от
размера заработной платы работника
и уплаты страховых взносов
Как видно, теперь размер трудовой пенсии напрямую зависит от учтенных на лицевом счете каждого человека сумм пенсионного капитала и от пенсионных накоплений, сформированных за всю трудовую деятельность.
Для
лиц, не имеющих необходимого для
назначения трудовой пенсии стажа, а
также для государственных
Россия стремится во всем догнать Европу. В чем-то получается: вместо советских универмагов появились бутики, вместо пельменных — кофейни… А в чем-то нам до Европы очень далеко. К примеру, в размере средней пенсии. Работают россияне не меньше европейцев, но к старости, в отличие от них, становятся нищими. Европейских пенсионеров сложно сравнивать с российскими прежде всего потому, что в Европе пенсионный возраст выше, чем у нас (женщины - 60–62 года, мужчины - 65 лет), но выше и продолжительность жизни (в среднем 80 лет). На Западе две трети населения не без основания считают себя средним классом, следовательно, люди «подходят» к пенсионному возрасту, имея неплохой капитал. Пенсия же за рубежом зависит не столько от государства, сколько от зарплаты, получаемой на протяжении трудоспособного возраста. Пенсионные выплаты составляют 50 - 70% месячного оклада (без учета налога). Ежемесячно 25% заработной платы отчисляется в Пенсионный фонд. При этом почти в два раза больше вносит на эти цели предприниматель. Существуют также негосударственные фонды, которыми с удовольствием пользуются. Накопленные в них деньги служат добавкой к основной пенсии.
В России все сложнее. Чтобы прожить, большинство наших пенсионеров вместо отдыха продолжают работать. Люди боятся увольняться, чтобы не остаться на копейках. А так, получаешь и зарплату и пенсию. Вроде в достатке. В Европе пожилые люди тоже работают, только пенсии им не платят. Да им и не надо. Пока работаешь - получаешь достойную зарплату, после - достойную пенсию.
Сейчас
многие европейские политики подумывают
о том, чтобы «поднять» пенсионный
возраст своих
Проанализируем динамику пенсионных выплат и ВВП страны за 2001 – 2003 гг. (табл. 6).
Таблица 6
Динамика ВВП и пенсионных выплат
Год | 2001 | 2002 | 2003 | Темп роста, % | ||
2002 к 2001 | 2003 к 2002 | 2003 к 2001 | ||||
ВВП, млрд. руб. | 8943 | 10834 | 13307 | 121,15 | 122,83 | 148,80 |
Выплата пенсий, млрд. руб. | 445 | 623 | 769 | 140,00 | 123,43 | 172,81 |
Пенсии в % к ВВП | 5 | 5,7 | 5,7 | 114,00 | 100,00 | 114,00 |
Рис.3. Динамика пенсионных выплат за 2001 – 2003гг.
Рис.4. Динамика ВВП за 2001 – 2003гг35.
Итак, как показывают данные таблицы 6, с ростом ВВП произошел и рост пенсионных выплат. При этом темп роста пенсионных выплат за 2001 – 2003 гг. (172,81 %) превышает темп роста ВВП за этот же период (148,80 %) на 24,01 %. В 2002 г. по сравнению с 2001г. увеличилась доля пенсионных выплат в объеме ВВП с 5% до 5,7 % (темп роста составил 114 %). Однако в 2003г. по сравнению с 2002г. роста доли пенсионных выплат в объеме ВВП не наблюдалось.
Наиболее
детальное представление о
Доходы бюджета Пенсионного фонда РФ на 2004 год утверждены в сумме 1000,3 млрд. руб., расходы - в сумме 946,6 млрд. руб., из них доходы и расходы бюджета в части, не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий (распределительная составляющая бюджета), утверждены соответственно в сумме 916,6 млрд. руб. и 936,4 млрд. руб., то есть с расчетным дефицитом в размере 19,8 млрд. руб., обеспечение которого предусмотрено за счет переходящего остатка средств бюджета Фонда.
В целом бюджет Фонда за 2004 год исполнен по доходам в сумме 1015,8 млрд. руб., по расходам в сумме 967,5 млрд. рублей. Профицит составил 48,3 млрд. рублей.
Исполнение
бюджета в части его
Доходы, связанные с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий, составили в 2004 году 83,8 млрд. руб., расходы - 1,6 млрд. рублей. Объем пенсионных накоплений по состоянию на 1 января 2005 г. составил 173,9 млрд рублей.
Расходная часть бюджета Фонда за 2004 год исполнена в сумме 967,54 млрд. руб., в том числе на финансирование обязательного пенсионного обеспечения граждан и дополнительного пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан с учетом затрат на доставку направлено 927,9 млрд. руб., что составляет 96,1 проц. от общих расходов бюджета Фонда по распределительной составляющей.
Бюджет Фонда по финансированию затрат на обязательное пенсионное обеспечение исполнен за 2004 год в сумме 926,3 млрд. руб., или 103 % к годовым назначениям. Расходы на базовую часть трудовой пенсии, включая расходы на ее доставку, составили 316,6 млрд. руб., или 36,5 % от суммарных затрат на выплату трудовых пенсий. Расходы на страховую часть трудовой пенсии, включая расходы на ее доставку, составили 552,0 млрд. руб., или 63,5 % от суммарных затрат на выплату трудовых пенсий36.
Система пенсионного обеспечения России сегодня находится в трудном положении. Выделим основные проблемы и недостатки пенсионной системы:
1) Дефицит бюджета Пенсионного фонда. Сейчас прослеживается негативная тенденция образования дефицита как в страховой, так и в базовой частях пенсии. Одной из главных причин явилось снижение с 1 января этого года ставки единого социального налога с 35,6% до 26%. Пока налог был высоким, денег в Пенсионном фонде хватало. В 2000 году профицит бюджета фонда составил 98,3 млрд. рублей, в 2001 году - 115,6 млрд. рублей, в 2002 году - 25,9 млрд. рублей, в 2003 году - 39 млрд. рублей. Теперь все наоборот. Уже сейчас дефицит бюджета фонда достиг 115 млрд. рублей при общих запланированных расходах в 1,176 трлн. рублей. К концу года, по оценкам экспертов ПФР, дефицит может вырасти до 255 млрд. рублей. Из-за плохого администрирования, законодательных неувязок и низкой собираемости единого социального налога в бюджет не могут быть обеспечены все потребности фонда.