Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:15, дипломная работа
Актуальность исследования пенсионной системы обусловлена тем, что вопросы пенсионной политики, так или иначе, касаются каждого из нас: и тех, кому уже назначена пенсия, и тех, кто будет претендовать на ее получение в будущем. С 1 августа 2005г. увеличены пенсии: на 6 % - базовая часть, на 10,8% - страховая. После чего средняя пенсия по старости составила 2745 рублей (на 23 % выше, чем в декабре 2004г.) . Однако не все так хорошо, как кажется на первый взгляд: дефицит бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) нарастает, и если прореху срочно не закрыть, то через несколько лет наступит полный крах нынешней пенсионной системы. Этим и обусловлено внимание к исследованию пенсионной системы, ее содержанию, недостаткам и путям совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩНОСТИ АСПЕКТОВ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ 6
1.1. Понятие и значение пенсионной системы 6
1.2. История развития пенсионной системы России 11
1.3. Эволюция пенсионных систем в мировой практике 20
2. АНАЛИЗ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 48
2.1. Характеристика состояния пенсионной системы на современном этапе 48
2.2. Выявление основных проблем и недостатков существующей пенсионной системы 62
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 69
3.1. Новые подходы к созданию эффективных пенсионных систем 69
3.2. Предложение по изменению методики расчёта пенсий 71
3.3. Систематизация первоочередных предложений по внесению корректив в существующую пенсионную систему 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 92
Рамочный закон «О накопительном пенсионном страховании» должен описать структуру накопительного пенсионного страхования, установить его общие основы и правовой статус его субъектов (кроме НПФ).
Закон «О НПФ» должен содержать только положения о правовом статусе НПФ как особой организационно-правовой форме некоммерческой организации.
Необходимы также отдельные законы об основных формах накопительного пенсионного страхования - вернее, об их специфике:
2) Российскую пенсионную систему нужно продолжать корректировать, планомерно заменяя бюджетные источники ее финансирования рыночными.
3) Для устранения дефицита бюджета ПФР можно: во-первых, передать оставшиеся 6 % налоговой составляющей ЕСН на финансирование страховой и накопительной частей пенсии. При этом дефицит здесь ликвидируется. И, в итоге, платежи работодателя будут, как и ныне, обеспечивать выполнение обязательств государства в этой части пенсионных выплат.48
Второе: там, где речь идет об обязательствах по базовой части пенсии, финансировать их нужно за счет средств федерального бюджета из тех источников, которые определит для данной цели сам законодатель. Эта схема ничуть не противоречит той, которая используется сейчас. Ведь размер базовой части пенсии и источники ее финансирования определяются в законах о федеральном бюджете на каждый финансовый год. Отличие только в том, что до настоящего момента источником финансирования были остатки налоговой составляющей ЕСН, а предлагается сделать таким источником любые другие доходы федерального бюджета. С точки зрения пенсионной системы, это будет справедливо – раз государство подарило бизнесу только в 2005 г. порядка 280 млрд. рублей за счет снижения ставки ЕСН, оно должно вернуть утраченные источники финансирования базовой части пенсии из других доходов федерального бюджета. Предлагаемая схема преодоления дефицитности бюджета Пенсионного фонда достаточно проста и технологична. При этом расходы государства на финансирование своих обязательств перед пенсионной системой будут на 30-40 % меньше, чем при любом другом финансировании дефицита. Страховая природа государственной пенсионной системы и накопительный механизм будут сохранены. Как будут сохранены система персонифицированного учета, лицевые пенсионные счета граждан и информирование застрахованных о состоянии их счетов, совершенно не нужные при собесе. Государство сможет продолжать опережающими темпами повышать размер базовой части пенсии для нынешних пенсионеров и, как предполагалось концепцией пенсионной реформы еще в 2001 г., приближать ее к прожиточному минимуму без ущерба для баланса расходов и доходов пенсионной системы.
4) В наши дни не утратил актуальности лозунг, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. В связи с этим можно предложить организовать ликбез для граждан всех возрастов по теме социального страхования, в том числе пенсионного. Необходимо включить в государственный образовательный стандарт специальную методику, которая объясняла бы всем гражданам их права в пенсионной системе. «На сегодня 1,5 миллиона молодых людей ничего не имеют на своих индивидуальных лицевых счетах и даже не знают об этом», – сказал Геннадий Батанов, глава ПФР.49
5)
Реформирование пенсионной системы требует
комплексного подхода. Невозможно реформировать
пенсионную систему в отрыве от реформы
заработной платы и системы налогообложения,
развития финансовой инфраструктуры экономики
и подъема в реальном секторе народного
хозяйства.
Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. В своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли пользоваться им. Но после революции 1917 года оно было практически отменено.
Однако по прошествии переходного периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которая была введена в 1927 году. Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования, которая предусматривала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных. Пенсионная система до 1990 г. носила определение - государственное пенсионное обеспечение.
Развитие пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ 1990г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в бюджетно-финансовую систему страны. Масштабность и глубина рыночных преобразований в экономике потребовала применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения. Предполагалось, что с проведением пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства – стабилизация и значительный подъем материального положения пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990 г. был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР». Однако уже через полгода после его утверждения изменение государственного устройства страны повлекло за собой принятие самостоятельного российского Закона от 20.11.90 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями), который в то же время привнес значительные отличия в правовые основания функционирования пенсионной системы.
Российский пенсионный закон 1990 г. стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в автономную систему, последовательно и достаточно четко были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования.
С 1 января 2002 г. в Российской Федерации началась широкомасштабная пенсионная реформа с целью повысить уровень пенсионного обеспечения населения и обеспечить текущую и долгосрочную финансовую устойчивость пенсионной системы в условиях предстоящего серьезного ухудшения демографической ситуации.
Анализ бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2004г. показал следующие результаты.
Доходы бюджета Пенсионного фонда РФ на 2004 год утверждены в сумме 1000,3 млрд. руб., расходы - в сумме 946,6 млрд. руб., из них доходы и расходы бюджета в части, не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий (распределительная составляющая бюджета), утверждены соответственно в сумме 916,6 млрд. руб. и 936,4 млрд. руб., то есть с расчетным дефицитом в размере 19,8 млрд. руб., обеспечение которого предусмотрено за счет переходящего остатка средств бюджета Фонда.
В целом бюджет Фонда за 2004 год исполнен по доходам в сумме 1015,8 млрд. руб., по расходам в сумме 967,5 млрд. рублей. Профицит составил 48,3 млрд. рублей.
Исполнение бюджета в части его распределительной составляющей проходило с опережением бюджетных проектировок и составило по доходам 932,0 млрд. руб., по расходам 965,9 млрд. рублей. При этом кассовый разрыв в сумме 33,9 млрд. руб. обеспечивался средствами финансового резерва, размер которого на начало 2004 года составлял 100,4 млрд. руб., а на конец года снизился до 66,5 млрд. рублей.
Доходы, связанные с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий, составили в 2004 году 83,8 млрд. руб., расходы - 1,6 млрд. рублей. Объем пенсионных накоплений по состоянию на 1 января 2005 г. составил 173,9 млрд рублей.
Расходная
часть бюджета Фонда за 2004 год
исполнена в сумме 967,54 млрд. руб.,
в том числе на финансирование
обязательного пенсионного
Бюджет Фонда по финансированию затрат на обязательное пенсионное обеспечение исполнен за 2004 год в сумме 926,3 млрд. руб., или 103 % к годовым назначениям. Расходы на базовую часть трудовой пенсии, включая расходы на ее доставку, составили 316,6 млрд. руб., или 36,5 % от суммарных затрат на выплату трудовых пенсий. Расходы на страховую часть трудовой пенсии, включая расходы на ее доставку, составили 552,0 млрд. руб., или 63,5 % от суммарных затрат на выплату трудовых пенсий.
Система пенсионного обеспечения России сегодня находится в трудном положении. Среди основных проблем пенсионной системы можно выделить:
1) Дефицит бюджета Пенсионного фонда.
2) Действующий закон «О НПФ» не соответствует своему названию: он недостаточно подробно характеризует особенности НПФ как организационно-правовой формы юридического лица, а также содержит много положений, выходящих за рамки его наименования.
3) На данный момент повестка пенсионной реформы реализована лишь частично.
4) В течение последних полутора лет в пенсионной реформе наступила пауза. Последствия замедления реформы:
5) За последнее время не принято ни одного значимого решения из числа мер, необходимых для продолжения реформы.
6) Проявление кризиса доверия:
7) Постоянное финансирование из федеральных источников противоречит самой концепции ПФР, который создавался как организация с самостоятельной структурой финансирования за счет страховых выплат.
Среди основных причин неудач пенсионной реформы можно выделить:
Всемирный банк считает, что наиболее оптимальным вариантом пенсионной реформы является создание многоуровневой системы, которая гораздо более гибко и более приспособленной для снижения различных рисков, управление которыми и является предназначением системы пенсионного обеспечения.
Предложения по реформированию пенсионной системы России:
1) Особое внимание необходимо уделить возможности совершенствования пенсионного законодательства и регулирования, в частности законодательства по НПФ.
2) Российскую пенсионную систему нужно продолжать корректировать, планомерно заменяя бюджетные источники ее финансирования рыночными.
3) Для устранения дефицита бюджета ПФР можно: во-первых, передать оставшиеся 6 % налоговой составляющей ЕСН на финансирование страховой и накопительной частей пенсии. Второе: там, где речь идет об обязательствах по базовой части пенсии, финансировать их нужно за счет средств федерального бюджета из тех источников, которые определит для данной цели сам законодатель. До настоящего момента источником финансирования были остатки налоговой составляющей ЕСН, а предлагается сделать таким источником любые другие доходы федерального бюджета.
4) Организовать ликбез для граждан всех возрастов по теме социального страхования, в том числе пенсионного. Необходимо включить в государственный образовательный стандарт специальную методику, которая объясняла бы всем гражданам их права в пенсионной системе.
5) Реформирование пенсионной системы требует комплексного подхода. Невозможно реформировать пенсионную систему в отрыве от реформы заработной платы и системы налогообложения, развития финансовой инфраструктуры экономики и подъема в реальном секторе народного хозяйства.