Пенсионная система 2011

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:15, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования пенсионной системы обусловлена тем, что вопросы пенсионной политики, так или иначе, касаются каждого из нас: и тех, кому уже назначена пенсия, и тех, кто будет претендовать на ее получение в будущем. С 1 августа 2005г. увеличены пенсии: на 6 % - базовая часть, на 10,8% - страховая. После чего средняя пенсия по старости составила 2745 рублей (на 23 % выше, чем в декабре 2004г.) . Однако не все так хорошо, как кажется на первый взгляд: дефицит бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) нарастает, и если прореху срочно не закрыть, то через несколько лет наступит полный крах нынешней пенсионной системы. Этим и обусловлено внимание к исследованию пенсионной системы, ее содержанию, недостаткам и путям совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩНОСТИ АСПЕКТОВ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ 6
1.1. Понятие и значение пенсионной системы 6
1.2. История развития пенсионной системы России 11
1.3. Эволюция пенсионных систем в мировой практике 20
2. АНАЛИЗ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 48
2.1. Характеристика состояния пенсионной системы на современном этапе 48
2.2. Выявление основных проблем и недостатков существующей пенсионной системы 62
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 69
3.1. Новые подходы к созданию эффективных пенсионных систем 69
3.2. Предложение по изменению методики расчёта пенсий 71
3.3. Систематизация первоочередных предложений по внесению корректив в существующую пенсионную систему 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 92

Работа содержит 1 файл

Диплом новы.doc

— 660.50 Кб (Скачать)

    Традиционная  задача пенсионной системы — обеспечение  дохода, позволяющего не бедствовать  в старости, для США — пройденный этап. Теперь задача формулируется по другому: обеспечить доход, позволяющий после окончания трудовой деятельности сохранить прежний уровень жизни. Американские специалисты считают, что для среднего американца в настоящее время достаточным был бы доход, включающий пенсию примерно в 1000 долл. в месяц по линии ОФП (1500 долл. для пожилой пары), 200-300 тыс. долл. накоплений в рамках ЧПП по месту работы, 50-100 тыс. долл. накоплений на ЛПС. Плюс к этому программа «Медикэр» оплачивает медицинские счета примерно на 80 тыс. долл. или 55% медицинских расходов человека с момента выхода на пенсию и до конца жизни. Это — вполне реальные суммы, многие их уже превосходят. Конечно, не вся Америка, а в лучшем случае половина Америки выходит на этот уровень. Для менее обеспеченных, образованных и квалифицированных государственная пенсия остается почти единственным источником дохода, а некоторые не зарабатывают и ее в полном объеме. Однако половины населения достаточно, чтобы количество перешло в качество прежде всего на макроэкономическом уровне26. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Анализ пенсионной системы России

    2.1. Характеристика состояния пенсионной системы на современном этапе

    До 2002 года пенсионная система строилась  на принципе распределения взносов  работающих граждан, поступающих в  Пенсионный фонд Российской Федерации, между лицами, достигшими пенсионного возраста, то есть взносы, уплачиваемые работодателями за работающих граждан, расходовались на выплаты пенсий лицам, уже вышедшим на пенсию. Таким образом, реализовывался так называемый принцип «солидарности поколений».

    В связи с ухудшением демографической  ситуации в стране, возникла тенденция  к общему старению населения России, что создало опасность уравнивания  количества работающего населения  и пенсионеров, влекущего за собой  необходимость увеличения и без того не малого размера взносов в Пенсионный фонд и повышения пенсионного возраста. Взносы, поступающие в пенсионный фонд в рамках прежней пенсионной системы, были недостаточными для выплаты пенсий даже в размере половины от установленного на тот момент прожиточного минимума. При этом размеры пенсий мало зависели от результатов труда пенсионеров, несмотря на то, что Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», являющийся базовым для пенсионного законодательства того времени, в качестве основного критерия дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения называл труд и его результаты.

    В течение ряда лет предпринимались  неоднократные попытки стабилизировать  пенсионную систему в рамках действующего законодательства, которые сводились, в основном, к повышению минимального размера пенсии. Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» на протяжении 10 лет менялся свыше 40 раз, что в конечном итоге привело к рассогласованности пенсионного законодательства.

    Все эти причины привели к необходимости реформирования пенсионной системы Российской Федерации, изменения принципов ее построения.

    С 1 января 2002 г. в Российской Федерации  началась широкомасштабная пенсионная реформа с целью повысить уровень  пенсионного обеспечения населения  и обеспечить текущую и долгосрочную финансовую устойчивость пенсионной системы в условиях предстоящего серьезного ухудшения демографической ситуации. С этой даты вступили в силу законы по пенсионной реформе, принятые в 2001 году:27

  • Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - регулирует условия и нормы предоставления трудовых пенсий;
  • Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» -  регулирует условия и нормы предоставления за счет бюджетных средств социальных пенсий (тем, кто не заработал право на трудовую пенсию), пенсий лицам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, военнослужащим срочной службы и государственным служащим, а также кодифицирует нормы пенсионного обеспечения «кадровых» военнослужащих и приравненных к ним лиц;
  • Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" - определяет права и обязанности страхователей, застрахованных лиц и страховщиков, порядок уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование и их ставки в зависимости от возраста застрахованного лица и вида деятельности.

    В результате реформирования пенсионная система в Российской Федерации - совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии - состоит из следующих частей:

  • Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также за счет ассигнований из федерального бюджета – социальных пенсий нетрудоспособным гражданам и государственных пенсий военнослужащим, государственным служащим и другим отдельным категориям лиц.
  • Обязательное пенсионное страхование – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.
  • Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц28.

       Рассмотрим  основные различия между старой пенсионной системой и новой:

  • в новой модели расчета пенсий заработная плата работника будет учитываться в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Новая модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства. Старая система в основе своей являлась не столько распределительной, сколько перераспределительной – между группами с различным уровнем дохода;
  • новая пенсионная модель в большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы;
  • новая модель, так же как и старая, основана на принципе солидарности поколений. Но в отличие от старой она основана на персонифицированном учете обязательств государства перед будущим пенсионером. При этом на счетах граждан будут накапливаться не средства, а обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих будут поступать в Пенсионный фонд России и фиксироваться на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, будут направляться на выплаты пенсий нынешним пенсионерам;
  • новым пенсионным законодательством установлены и новые нормы по трудовому стажу. Минимальный стаж для получения базовой пенсии будет составлять 5 лет. В существующей модели отработанными годами определялось, какой процент от учитываемой зарплаты может получить в виде пенсии работник. Согласно новой модели, основным показателем, который будет определять размер пенсии - будет сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта будет во многом зависеть от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия;
  • в новой пенсионной модели предложена принципиально новая схема индексации пенсий. В основе ее – прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и будет определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР29

    Современная пенсионная система Российской Федерации  в целом построена как на распределительных, так и на накопительных принципах.

    Порядок построения пенсионной системы Российской Федерации определен Федеральным  законом «О трудовых пенсиях в  Российской Федерации», согласно которому структура трудовой пенсии состоит  из трех частей: базовой, страховой  и накопительной. Указанный Федеральный закон определяет общие принципы формирования трудовой пенсии, порядок ее установления и выплаты.

       В настоящее время размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:30

       П = БЧ + СЧ + НЧ, 

       Где П - размер трудовой пенсии по старости;

       БЧ - базовая часть трудовой пенсии по старости;

       СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

       НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости.

       Размер  базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 450 рублей в месяц.

       Размер  страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:         

       СЧ = ПК / Т,  

       Где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

       ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного  по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;

       Т - количество месяцев ожидаемого периода  выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой  части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).

       Сумма базовой части и страховой  части трудовой пенсии по старости не может быть менее 660 рублей в месяц.

       Размер  накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

       НЧ = ПН / Т,

       где НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии;

       ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного  лица, учтенных в специальной части  его индивидуального лицевого счета  по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная  часть трудовой пенсии по старости;

       Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом.

    Финансирование  пенсионной системы Российской Федерации  осуществляется за счет отчислений работодателей, размер которых исчисляется в зависимости от заработной платы работников.

    До 1 января 2005 года размер таких отчислений составлял 28 процентов от заработной платы каждого из работников, чья  заработная плата за год не превышала 100 000 рублей. Из этих 28 процентов 14 процентов поступало в составе единого социального налога в бюджет и затем направлялось в Пенсионный фонд для выплаты базовой части трудовой пенсии, установленной в фиксированном размере и являющейся минимальной пенсией, гарантированной государством всем гражданам, имеющим хотя бы 5 лет трудового стажа, пенсий государственным служащим и приравненным к ним категориям граждан, а также нетрудоспособным лицам. Вторая часть в размере 14 процентов поступала в Пенсионный фонд Российской Федерации и из них, в зависимости от возраста лица, за которого уплачиваются взносы, от 8 до 12 процентов шли на формирование страховой части трудовой пенсии, а от 2 до 6 процентов – на формирование накопительной части трудовой пенсии31.

    Как уже говорилось, распределение отчислений в страховую и накопительную часть зависит от возраста лица, за которое уплачиваются взносы. Указанное распределение, в зависимости от возраста, до 1 января 2005 года выглядело следующим образом (табл. 4): 
 

    Таблица 4

    Распределение отчислений в страховую и накопительную часть

Возраст на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии
Для мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше 14 % 0 %
Для мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения 12 % 2 %
Для мужчин и женщин 1967 года рождения и моложе 8 % 6 %

    Как видно, для тех, кому до выхода на пенсию осталось 10 лет и менее, накопительная  часть не формируется, что обусловлено  недостаточностью времени для создания более или менее ощутимой суммы накоплений.

    С 1 января 2005 года вступили в силу изменения  в законодательство, согласно которым  отчисления работодателей на формирование финансовой базы пенсионной системы  были снижены с 28 до 20 процентов от заработной платы каждого из работников, чья заработная плата за год не превышает 280 000 рублей. Свыше этой суммы действует регрессивная шкала, т.е. размер отчислений уменьшается в зависимости от роста заработной платы. Из указанных 20 процентов 6 уплачиваются в составе единого социального налога в бюджет и затем направляется в Пенсионный фонд для выплаты базовой части трудовой пенсии и финансирования обязательств по государственному пенсионному обеспечению. Остальные 14 процентов в форме страховых взносов направляются на формирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии (рис.2).

    

    Рис.2. Отчисления на формирование финансовой базы пенсионной системы 

    Для лиц 1966 г.р. и старше 14 % от размера заработка фиксируются полностью в счет страховых частей их будущих пенсий. Для лиц 1967 г. р. и моложе эти 14 % разделяются на страховую (8 %) и накопительную (6 %) части.

Информация о работе Пенсионная система 2011