Пенсионная система 2011

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:15, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования пенсионной системы обусловлена тем, что вопросы пенсионной политики, так или иначе, касаются каждого из нас: и тех, кому уже назначена пенсия, и тех, кто будет претендовать на ее получение в будущем. С 1 августа 2005г. увеличены пенсии: на 6 % - базовая часть, на 10,8% - страховая. После чего средняя пенсия по старости составила 2745 рублей (на 23 % выше, чем в декабре 2004г.) . Однако не все так хорошо, как кажется на первый взгляд: дефицит бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) нарастает, и если прореху срочно не закрыть, то через несколько лет наступит полный крах нынешней пенсионной системы. Этим и обусловлено внимание к исследованию пенсионной системы, ее содержанию, недостаткам и путям совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩНОСТИ АСПЕКТОВ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ 6
1.1. Понятие и значение пенсионной системы 6
1.2. История развития пенсионной системы России 11
1.3. Эволюция пенсионных систем в мировой практике 20
2. АНАЛИЗ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 48
2.1. Характеристика состояния пенсионной системы на современном этапе 48
2.2. Выявление основных проблем и недостатков существующей пенсионной системы 62
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 69
3.1. Новые подходы к созданию эффективных пенсионных систем 69
3.2. Предложение по изменению методики расчёта пенсий 71
3.3. Систематизация первоочередных предложений по внесению корректив в существующую пенсионную систему 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 92

Работа содержит 1 файл

Диплом новы.doc

— 660.50 Кб (Скачать)

       В работе также был предложен расчет трудовых пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП), что сделает трудовую пенсию трудовой не только по названию, но и по содержанию:

       1)   Огромное достоинство метода в том, что значение ИКП не зависит от таких факторов, как инфляция и другие колебания в финансовой сфере страны в течение всех лет трудовой жизни застрахованного лица.

       2)   Размер пенсии напрямую зависит от страхового стажа и размера средней зарплаты трудящегося и, в отличие от реалий сегодняшней пенсионной системы, не становится заложником состояния дел на финансовом рынке страны и огромного количества разных коэффициентов индексаций, утверждаемых Правительством.

       3)   Застрахованное лицо не вовлекается помимо своей воли в накопительную часть пенсионной системы – в пожизненную игру в рулетку «повезет – не повезет». Простота методики расчета пенсий с применением ИКП, предсказуемость размеров будущих пенсий позволят каждому трудящемуся самостоятельно решать вопрос о дополнительной накопительной пенсии для себя через добровольные взносы в негосударственные пенсионные фонды или другие формы долгосрочных сбережений на старость.

       4)  Простота расчета трудовой пенсии делает наглядной реализацию в методике такого понятия, как «справедливость», что является важным фактором на пути восстановления доверия народа к власти.

       Чиновникам  важно понять, что полноценная  пенсионная реформа нужна прежде всего государству. Необходимо адаптировать концепцию пенсионной реформы, принятую в 2001 г., к новым условиям. Деятельность государства в такой стратегически важной сфере, как пенсионное страхование, должна быть строго концептуальна: все должны знать, в какую сторону нужно двигаться, чтобы пенсионная система, сегодня находящаяся в определенном застое, получила должное развитие.

       Таким образом, можно сделать вывод, что  пенсионная система должна постоянно развиваться адекватно политическим и социально-экономическим условиям страны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список используемой литературы

  1. Федеральный закон № 340-1 с изменениями от 29.12.2004 «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 г.».
  2. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О трудовых пенсиях в РФ".
  3. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166 от 15.12.2001.
  4. Федеральный закон от 20.07.2004 № 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации"
  5. Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"
  6. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
  7. Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц,  проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы,  и  их   семей"  в редакции   Ведомости   Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации,  2002, № 10, ст. 965).
  8. Указ Президента Российской Федерации от 16.08.95 №854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих".
  9. Азарова Е.Г. Закон о трудовых пенсиях: общие положения // Трудовое право. - 2004. - №13. - с.31-38.
  10. Альтернативные накопления // Пенсионное обеспечение. - 2004. - № 8 (82). – с. 3.
  11. Астапов К.Л. Реформирование пенсионной системы Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2004. - № 24. – с.47-53.
  12. Будет ли альтернатива Пенсионному фонду // Пенсионное обеспечение. - 2004. - № 4 (66). – с. 3.
  13. Вишневский Б. Новые принципы пенсионирования // Человек и труд. - 2004. - № 11. – с. 62.
  14. Грудицына Л. О пенсионном обеспечении // Юрист. –2003. –№11. – с.60-64.
  15. Дмитриев М. Куда идет пенсионная реформа // Трудовое право. - 2005. -№3. - с.9-10.
  16. Единый социальный налог и социально-экономические последствия его снижения// Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2004. - № 18 (238).
  17. Ищенко О.А., Пермяков О.В. Реформирование пенсионного законодательства Российской Федерации // Юрист. - 2003. - №6. - с.5-8.
  18. Куртин А.В. Некоторые аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации // Трудовое право. - 2004. - №4. - с.40-47.
  19. Копилка на старость // Пенсионное обеспечение. - 2004. - № 12 (62). – с. 3.
  20. Локшина О.В. Пенсионное законодательство: основные положения и практика применения // Трудовое право.- 2005. - №4. - с.15-23.
  21. Наумов И.  Дефицит Пенсионного фонда // Независимая газета. – 2005. – 25.08.05. – с. 14.
  22. На пороге очередной пирамиды // Пенсионное обеспечение. - 2002. - № 8 (70). – с. 3.
  23. Накопительные механизмы пенсионного обеспечения // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2004. - №15 (45). – с. 31.
  24. Новиков С.В. Российская пенсионная система нуждается в срочной модернизации // Учет, налоги, право. – 25.05.2005. – с. 18.
  25. От уравниловки к смешанной системе // Профессиональные и льготные пенсии. - 2004. - № 11 (27). – с. 2.
  26. Пенсионная реформа: противоречия нового этапа // Человек и труд. - 2004. - № 8. – с. 31.
  27. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы / Под ред. Дмитриева М.Э.-Спб.: Норма, 2005.- с.256с.
  28. Перспективы обязательных профессиональных пенсионных систем // Ваше право. - 2003. - № 7 (390). – с. 5.
  29. Проблемы налогообложения в системе негосударственного пенсионного обеспечения в России // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2003. № 8 (56). – с. 25.
  30. Профессиональные пенсионные системы. Платить хотим мало, а получать много // Вестник государственного социального страхования. - 2004. - № 11 (35). – с. 20.
  31. Проценко А. А деньги где? В бюджете пенсионного фонда нашли большую дыру // Труд. - 22.06.2005. – с. 5
  32. Роик В. Пенсионная реформа: результаты и перспектива // Пенсионные фонды и инвестиции. – 2004. - № 2. – с.23-26.
  33. Севастьянова В.Б. Проблемы и перспективы законодательства по пенсионной реформе в России // Юрист. - 2004. - №6. - с.49-52.
  34. Сорокина Е. Г. Зарубежный опыт моделирования пенсионных систем / В мире права. - 2003. - № 1. – с. 12 – 15.
  35. Социальная политика: Учебник / Под. ред. Н.А. Волгина. – М.: Экзамен, 2005. – 736с.
  36. Тезисы второй всероссийской конференции "Пенсионная система России: прошлое, настоящее, будущее» - http://www.akm.ru/rus/conferences
  37. Тихомирова Е. Инерция мышления. Привычка населения не доверять властям мешает развитию негосударственных пенсионных систем // Независимая газета. – 16.08.2005. – с. 10.
  38. Шестакова Е.Е. Опыт введения многоуровневых пенсионных систем в государствах Восточной Европы  и США: общие подходы и особенности // Трудовое право. - 2004. - №2. - с.79-85.
  39. http://www.pensioninfo.ru - пенсионный консультант
  40. http://www.gks.ru – федеральная служба государственной статистики
  41. www.japantoday.ru    - Япония сегодня, пенсионная система
  42.   http://www.pfrf.ru – официальный сайт Пенсионного фонда РФ
  43. Росбизесконсалтинг – www.rbc.ru

    Приложения

    Приложение 1

    Словарь пенсионной реформы

    Трудовая  пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи с их смертью.

    Базовая часть трудовой пенсии - фиксированная часть, устанавливаемая в твердой сумме, выплачивается за счет средств федерального бюджета.

    Страховая часть трудовой пенсии - дифференцированная часть, зависящая от результатов труда конкретного человека, в том числе и от суммы страховых взносов в ПФР за застрахованное лицо, которые отражаются на его индивидуальном лицевом счете.

    Накопительная часть трудовой пенсии - часть, выплачиваемая в пределах сумм уплаченных страховых взносов, отраженных в специальной части лицевых счетов застрахованных лиц в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

    Досрочная трудовая пенсия по старости - вид трудовой пенсии по старости, назначаемой ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждены Правительством РФ.

    Социальная  пенсия - вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которая назначается при отсутствии права на трудовую пенсию либо на иной вид пенсии.

    Расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством РФ, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 1 января 2002 года, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.

    Общий трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц.

    Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Эти периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали или за ними следовали периоды трудовой деятельности.

    Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии - показатель, установленный законом и используемый для определения страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

    Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФР и персонально целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на индивидуальном лицевом счете.

    Индивидуальный  лицевой счет - совокупность сведений о стаже, заработке и поступивших страховых взносах за застрахованное лицо, а также иные сведения, учитывающие пенсионные права застрахованного лица, которые используются пенсионными органами для назначения, перерасчета и корректировки пенсии.

    Специальная часть индивидуального  лицевого счета - раздел индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в котором учитываются сведения о поступивших за это лицо страховых взносах, направляемых на формирование накопительной части пенсии, доходе от их инвестирования и о выплатах, произведенных за счет пенсионных накоплений.

    Пенсионные  накопления - совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий и дохода от их инвестирования.

    Пенсионная  книжка - документ, выдаваемый застрахованному лицу территориальным органом ПФР при передаче в негосударственный пенсионный фонд денежных средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

    Перерасчет  размера пенсии - это действия, посредством которых на основании заявления пенсионера производятся изменения размера пенсии, установленного при ее назначении, в случаях, предусмотренных законодательством.

    Корректировка размера трудовой пенсии - уточнение размера страховой части пенсии, производимое ежегодно с 1 июля по инициативе пенсионного органа в случае выявления им расхождений между сведениями об уплаченной за конкретное застрахованное лицо сумме страховых взносов, которые были представлены работодателем в пенсионный орган для назначения (перерасчета) пенсии, и данными индивидуального (персонифицированного) учета о фактической сумме этих взносов, поступивших в ПФР.

    Индексация  пенсий - это увеличение размера соответствующих частей пенсий на основании постановлений Правительства РФ в целях компенсации снижения покупательной способности пенсии в связи с инфляцией и ростом цен. 
 
 
 
 

    Приложение 2

    Численность пенсионеров, состоящих  на учете в органах Пенсионного фонда РФ (до 2002г. - в органах социальной защиты населения), тыс. чел.

  1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Российская  Федерация 38410 38381 38411 38630 38432 38164 38184
Центральный федеральный округ     10717 10741 10700 10590 10563
Белгородская  область 439 443 446 452 457 456 456
Брянская  область 447 444 441 439 429 425 422
Владимирская  область 470 471 468 468 465 460 456
Воронежская область 765 764 759 760 754 748 743
Ивановская  область 364 360 356 353 348 342 337
Калужская область 281 304 276 302 301 298 295
Костромская область 227 226 224 223 219 215 213
Курская область 409 406 401 399 394 389 385
Липецкая  область 367 367 366 368 367 363 366
Московская  область 1798 1779 1769 1765 1771 1762 1763
Орловская область 271 270 267 265 264 261 262
Рязанская область 417 415 412 408 406 399 395
Смоленская  область 329 328 324 322 315 310 308
Тамбовская область 390 387 385 383 382 376 372
Тверская  область 482 478 470 460 457 446 439
Тульская  область 606 598 592 587 582 573 569
Ярославская область 422 419 417 416 413 406 403
г.Москва 2315 2325 2344 2371 2376 2361 2379
Северо-Западный федеральный округ     3881 3890 3848 3822 3825
Республика  Карелия 213 215 216 218 219 216 219
Республика  Коми 272 274 277 277 271 270 274
Архангельская область 398 402 403 406 404 405 408
Ненецкий  авт.округ 10 10 10 10 10 10 11
Вологодская область 365 361 358 358 352 348 348
Калининградская область 218 217 217 218 220 220 220
Ленинградская область 462 463 463 459 456 451 447
Мурманская  область 233 234 234 236 234 233 237
Новгородская  область 220 219 218 217 213 211 209
Псковская область 247 244 241 239 233 227 223
г.Санкт-Петербург 1252 1250 1254 1262 1246 1241 1240
Южный федеральный округ     5668 5712 5689 5662 5680
Республика  Адыгея 126 125 125 125 126 124 122
Республика  Дагестан 439 439 446 450 457 465 472
Республика  Ингушетия 55 56 57 59 59 56 56
Кабардино-Балкарская Республика 179 181 178 181 178 177 174
Республика  Калмыкия 67 68 69 69 68 67 66
Карачаево-Черкесская Республика 112 114 114 116 116 114 113
Республика  Северная Осетия 187 189 192 196 197 199 197
Чеченская Республика 155 122 169 186 200 212 224
Краснодарский край 1368 1369 1368 1372 1355 1347 1374
Ставропольский  край 708 704 703 706 693 686 685
Астраханская  область 239 238 238 236 236 234 233
Волгоградская область 727 736 735 736 725 721 716
Ростовская  область 1268 1271 1274 1280 1279 1260 1248
Приволжский федеральный округ     8378 8419 8359 8279 8259
Республика  Башкортостан 1040 1030 1029 1030 1026 1018 1017
Республика  Марий Эл 190 190 189 189 189 187 186
Республика  Мордовия 266 266 264 264 262 260 258
Республика  Татарстан 956 959 959 964 966 965 969
Удмуртская  Республика 389 391 393 394 385 383 384
Чувашская Республика 342 344 345 345 346 340 339
Кировская область 441 440 438 436 428 419 415
Нижегородская область 1063 1053 1044 1061 1039 1024 1016
Оренбургская  область 573 572 574 578 579 572 572
Пензенская  область 429 427 425 427 427 425 423
Пермская  область 764 763 763 762 747 738 739
Коми-Пермяцкий  авт.округ 42 41 41 41 39 38 38
Самарская область 855 858 864 872 872 865 862
Саратовская область 724 718 716 718 713 703 699
Ульяновская область 381 375 375 379 380 380 380
Уральский федеральный округ     3059 3074 3060 3045 3061
Курганская  область 290 290 289 288 285 281 280
Свердловская  область 1240 1237 1231 1230 1225 1214 1210
Тюменская область 546 562 580 598 610 619 636
Ханты-Мансийский авт.округ 178 186 198 209 218 229 243
Ямало-Ненецкий авт.округ 60 64 67 71 74 76 82
Челябинская область 968 963 959 958 940 931 935
Сибирский федеральный округ     5118 5184 5172 5148 5162
Республика  Алтай 48 50 52 52 52 51 51
Республика Бурятия 230 231 230 231 230 228 229
Республика  Тыва 72 76 80 83 79 80 80
Республика  Хакасия 139 139 139 139 138 137 137
Алтайский край 699 699 700 697 692 687 688
Красноярский  край 697 697 700 745 749 748 756
Таймырский (Долгано-Ненецкий) авт.округ 8 8 8 8 8 8 8
Эвенкийский авт.окpуг 4 4 4 4 4 4 4
Иркутская область 655 658 663 674 673 674 681
Усть-Ордынский  Бурятский авт.округ 33 33 33 34 34 33 33
Кемеровская область 808 813 814 811 814 805 803
Новосибирская область 699 692 694 697 694 691 691
Омская  область 527 526 526 531 531 528 528
Томская область 246 248 252 252 250 250 252
Читинская область 267 267 268 272 270 269 266
Агинский  Бурятский авт.округ 15 16 16 16 16 16 16
Дальневосточный федеральный округ     1590 1610 1604 1618 1634
Республика Саха (Якутия) 201 198 203 206 199 207 212
Приморский  край 479 485 490 497 496 500 504
Хабаровский край 346 353 355 359 362 361 363
Амурская  область 205 208 210 213 211 212 213
Камчатская  область 77 78 79 81 82 83 85
Корякский авт.округ 6 7 6 7 7 7 7
Магаданская область 47 47 46 46 46 45 46
Сахалинская область 144 146 150 151 152 154 155
Еврейская автономная область 44 43 43 44 44 44 44
Чукотский авт.округ 14 14 14 13 12 12 12
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Приложение 3

       Проект  внедрения  в Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» методики расчёта пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП)

       Статья 14.  Размеры трудовых пенсий по старости

       1.  Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

       П = СЗС х ИКП,  где

       П - размер трудовой пенсии по старости;

       СЗС – среднемесячная зарплата в стране за полугодие, предшествующее дате назначения пенсии;

       ИКП - индивидуальный коэффициент пенсионера.

       2.  Индивидуальный  коэффициент пенсионера определяется по формуле:

       ИКП = ИКОЗ х ИКСС, где

       ИКОЗ -  отношение среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 5 лет подряд страхового стажа к среднемесячной зарплате по стране за тот же период.

       ИКСС -  определяется по продолжительности страхового стажа:

       при стаже 15 лет устанавливается ИКСС = 0,50.

       за  каждый год стажа больше 15 лет  к 0,50 прибавляется 0,01.

       3.  Увеличение пенсии в связи с ростом средней заработной платы в стране производится 2 раза в год:  с 1 февраля   и  с 1августа.

       Для увеличения пенсии индивидуальный коэффициент  пенсионера применяется к среднемесячной заработной плате в стране:

       а)   за 2-ое полугодие предшествующего года, за период с 1 июля по 31 декабря, если увеличение производится с 1 февраля;

       б)  за 1-ое полугодие текущего года, за период с 1 января по 30 июня, если увеличение производится с 1 августа.

       В таком же порядке определяется размер вновь назначаемой или пересчитываемой  пенсии по основаниям, установленным  Законом.

       4.   Индивидуальный коэффициент пенсионера учитывается в значении не выше 1,00.

       5. При значениях расчётного индивидуального коэффициента пенсионера меньше 0,25 пенсионеру устанавливается ИКП = 0,25.

Информация о работе Пенсионная система 2011