Пенсионная система 2011

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:15, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования пенсионной системы обусловлена тем, что вопросы пенсионной политики, так или иначе, касаются каждого из нас: и тех, кому уже назначена пенсия, и тех, кто будет претендовать на ее получение в будущем. С 1 августа 2005г. увеличены пенсии: на 6 % - базовая часть, на 10,8% - страховая. После чего средняя пенсия по старости составила 2745 рублей (на 23 % выше, чем в декабре 2004г.) . Однако не все так хорошо, как кажется на первый взгляд: дефицит бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) нарастает, и если прореху срочно не закрыть, то через несколько лет наступит полный крах нынешней пенсионной системы. Этим и обусловлено внимание к исследованию пенсионной системы, ее содержанию, недостаткам и путям совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩНОСТИ АСПЕКТОВ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ 6
1.1. Понятие и значение пенсионной системы 6
1.2. История развития пенсионной системы России 11
1.3. Эволюция пенсионных систем в мировой практике 20
2. АНАЛИЗ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 48
2.1. Характеристика состояния пенсионной системы на современном этапе 48
2.2. Выявление основных проблем и недостатков существующей пенсионной системы 62
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 69
3.1. Новые подходы к созданию эффективных пенсионных систем 69
3.2. Предложение по изменению методики расчёта пенсий 71
3.3. Систематизация первоочередных предложений по внесению корректив в существующую пенсионную систему 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 92

Работа содержит 1 файл

Диплом новы.doc

— 660.50 Кб (Скачать)

    1)   Расчет пенсии Петровой 

    В счёт поступлений на страховую часть  индивидуального лицевого счёта  Петровой предприятиями за 25 лет  в Пенсионный фонд будет перечислено:

    ПК = 720 руб.  х  0,08 х  (12 х  25) = 17 280 рублей,   где

    0,08 –  это 8% от размера зарплаты; 

    12 – число месяцев в году; 

    25 – страховой стаж.

    БЧ + СЧ = 900 руб. + 17 280 руб. :  (12 х 19) ≈  976 руб.

    Сумма базовой и страховой частей трудовой пенсии не может быть менее 1243 руб. в  месяц: без накопительной части  пенсия Петровой будет установлена в размере 1243 руб.   

    Это составляет ≈ 173 %  её среднемесячной заработной платы.  

    НЧ = 720 руб.  х  0,06  х  (12 х  25)  :  (12 х 19) ≈  57 руб.

    П = БЧ + СЧ + НЧ ≈  1243 руб. + 57 руб. = 1300 руб.                    

    Расчеты показывают, какой бы страховой стаж не был у Петровой, 5 или более 40 лет, при зарплате 720 рублей в месяц её расчётная пенсия без накопительной части всегда будет меньше устанавливаемого законом минимального размера пенсии. 

    2)   Расчет пенсии Иванова 

    БЧ + СЧ = 900 руб. + 15000 руб. х  0,08 х  (12 х  25) : (12 х 19)  ≈  2479 руб.    

    Пенсия  Иванова без накопительной части  составляет ≈ 16 %  его среднемесячной зарплаты.

    НЧ =  15000 руб. х  0,06  х  (12 х  25) : (12 х 19) ≈  1184 руб.

    П = БЧ + СЧ + НЧ ≈  2479 руб. + 1184 руб. = 3663 руб.              

    Зарплата  Иванова в 21 раз выше зарплаты Петровой. И соответственно, в 21 раз больше размер ежемесячных социальных отчислений, 3900 рублей (26 % от фонда зарплаты), которые обязан платить за Иванова работодатель. 1950 рублей налога на доходы физических лиц (13 % от дохода) ежемесячно удерживаются из зарплаты Иванова. Таким образом, в сумме лишь по двум видам налогов государственный бюджет и внебюджетные фонды за счет Иванова ежемесячно пополняются на 5850 рублей. Однако даже при стаже 25 лет пенсия Иванова без накопительной части составит всего 16 % от его среднемесячного заработка и превысит пенсию Петровой менее чем в 2 раза.

    Ожидаемые размеры накопительных частей пенсий относятся сегодня к области  призрачных надежд, т.к. накопительные  части страховых взносов (6 % от фонда зарплаты) вкладываться в коммерческие проекты не только без гарантий доходности, но и без поручительства Государства на случаи банкротств объектов инвестиций.

    Прожиточный минимум для трудоспособного  населения в 3 кв. 2004 г. в целом по России составил 2629 рублей. Расчеты показывают, что даже при 25-летнем трудовом стаже размеры пенсий Петровой и Иванова без накопительной части ниже прожиточного минимума и фактически определяются не их трудовым стажем и зарплатой, а установленными Законом и индексируемыми Правительством размерами базовой части пенсии и минимальной пенсии. Пенсионная реформа в сегодняшнем виде не сулит трудящейся молодежи в отношении их будущих пенсий в старости каких-либо радужных перспектив. Понимая это, законодатели для себя и чиновников разработали ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166 от 15.12.200144.

    3)   Расчет пенсии Фёдорова 

    П = 15000 руб. х  (0,45 + 0,03 х 10) = 11250 руб.              

    Пенсия  Фёдорова без накопительной части составляет 75%  его среднемесячной зарплаты

    Дополнительно к этой пенсии Фёдорову по ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»45 будет начисляться также накопительная часть трудовой пенсии по старости.

    НЧ =  15000 руб. х  0,06  х  (12 х  25) : (12 х 19) ≈  1184 руб.

    П = 112500 руб. + 1184 руб. = 12434 руб.                   

    При равном трудовом вкладе с Ивановым пенсия федерального служащего Федорова  без учета накопительных частей составит ≈ 454 % размера пенсии Иванова. Таким образом, для граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, по ФЗ № 166 от 15.12.2001 начисляется значительная, основная часть пенсии, а накопительная часть является дополнением. Для «негосударственных» же пенсионеров начисляемая по ФЗ № 173 от 17.12.2001 трудовая пенсия без накопительной части фактически превращается в социальную.

    Такое положение дел, когда для разных категорий населения расчет трудовых пенсий производится по разным Законам,  противоречит 19 ст. Конституции РФ.

    Кроме того, государство предлагает застрахованному лицу выбрать пенсионный фонд или управляющую компанию, кому Законом и предоставляется право распоряжаться поступлениями на накопительную часть его будущей пенсии.  И если объект инвестиций окажется банкротом и накопительная часть пенсии будет ничтожно мала или равна нулю, Закон подразумевает следующую логику суждений: «Не повезло тебе, трудяга, с пенсией. Однако сам выбирал, кому доверять». Но миллионы трудящихся не имеют и не могут иметь знаний, умений, доступа к всесторонней и правдивой информации, чтобы грамотно участвовать в выборе объектов инвестиций. Кроме того, по мнению аналитиков, высокодоходных инструментов для размещения пенсионных средств сегодня в стране явно недостаточно. Пенсионер в любой момент может остаться без накопительной части пенсии, в то время как размер страховой части его пенсии будет в 1,75 раз меньше, чем у трудящихся, по возрасту не вовлеченных в накопительную часть пенсионной системы.  

    Идеально  прост был расчёт пенсий с применением  индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП).

    Огромное  достоинство метода в том, что  он автоматически исключает влияние  на величину индивидуального коэффициента пенсионера таких факторов, как инфляция и другие колебания в финансовой сфере страны.

    С применением ИКП в свое время начислялись бы вполне приемлемые размеры пенсий, если бы из-за больших недоборов по налогам Правительство не применяло двойную бухгалтерию. Например, при конвертации пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1.01.2002 г. для исчисления размеров государственных пенсий используется среднемесячная зарплата в РФ за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года, которая Правительством утверждена в размере 1671 рубль. По данным же Росстата средняя зарплата в РФ в июле 2001 года составила 3364 рублей, в августе - 3370 рублей, в сентябре - 3405 рублей,  
т.е. размеры трудовых пенсий ушедших на пенсию до 1.01.2002 г. пенсионеров должны были бы быть в два раза больше. Соответственно, должны быть в два раза больше и размеры обязательств ПФР перед будущими пенсионерами за периоды их работы до 1.01.2002 г.

    Возврат к методике расчёта пенсий с применением  ИКП – необходимый шаг по пути устранения грубых концептуальных недостатков пенсионной системы. Предлагаю проект внедрения в пенсионное законодательство РФ методики расчёта пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера46 (Приложение 3).

    По  данным Росстата в целом по стране среднемесячная начисленная зарплата в 1-ом полугодии 2004 года составила 6407 рублей; прожиточный минимум для трудоспособного  населения в 3 кв. 2004 г. - 2629 рублей. Ниже приводятся расчеты пенсий Петровой, Иванова и Федорова по предложенной методике применительно ко 2-му полугодию 2004 года.

    1) Расчёт пенсии Петровой по предложенной методике 

    Расчётная величина ИКП = 720 : 6407 х  (0,50 + 0,01 х  10) ≈  0,067. 

    Петровой  будет установлен   ИКП = 0,25.    

    П = 6407 руб. х 0,25 ≈ 1602 руб.        

    Хотя  пенсия Петровой составляет ≈ 223% ее среднемесячной зарплаты, она ниже прожиточного минимума. Законом должно устанавливаться такое текущее наименьшее значение ИКП, которое гарантировало бы пенсии не ниже прожиточного минимума.

    Непомерно высокий  размер пенсии Петровой по сравнению с ее  средним  заработком говорит о недопустимо низком размере минимальной оплаты труда в стране.

    2) Расчёт пенсии Иванова по предложенной методике 

    ИКП = 15000 : 6407 х (0,50 + 0,01 х 10) ≈  1,40.   

    Ограничимся значением ИКП = 1,00 

    П = 6407 руб. х 1,00 ≈  6407 руб.                            

    Пенсия  Иванова составляет ≈ 43 % его среднемесячной зарплаты.

    Хотя  для трудящихся с высокими зарплатами ограничение ИКП не выше 1,00 делает размеры их пенсий «менее справедливыми», превышение максимальной трудовой пенсии над минимальной в 4 раза  (1,00 : 0,25)  исключает уравниловку.

  1. Расчёт пенсий федеральных госслужащих по предложенной методике

    Увеличение  значения верхней границы ИКП  может быть использован как “льготный  инструмент” для отдельных категорий  граждан. Например, если для граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, установить льготное значение верхней границы ИКП = 1,5, то максимальная пенсия по предложенной методике будет равна:

    П = 6407 руб. х  1,5 ≈  9611 руб.            

    Возврат к методике расчета трудовых пенсий с применением индивидуального  коэффициента пенсионера (ИКП) сделает трудовую пенсию трудовой не только по названию, но и по содержанию:

    1)   Огромное достоинство метода в том, что значение ИКП не зависит от таких факторов, как инфляция и другие колебания в финансовой сфере страны в течение всех лет трудовой жизни застрахованного лица.

    2)   Размер пенсии напрямую зависит от страхового стажа и размера средней зарплаты трудящегося и, в отличие от реалий сегодняшней пенсионной системы, не становится заложником состояния дел на финансовом рынке страны и огромного количества разных коэффициентов индексаций, утверждаемых Правительством.

    3)   Застрахованное лицо не вовлекается помимо своей воли в накопительную часть пенсионной системы – в пожизненную игру в рулетку «повезет – не повезет». Простота методики расчета пенсий с применением ИКП, предсказуемость размеров будущих пенсий позволят каждому трудящемуся самостоятельно решать вопрос о дополнительной накопительной пенсии для себя через добровольные взносы в негосударственные пенсионные фонды или другие формы долгосрочных сбережений на старость.

    4)  Простота расчета трудовой пенсии делает наглядной реализацию в методике такого понятия, как «справедливость», что является важным фактором на пути восстановления доверия народа к власти47.

    3.3. Систематизация первоочередных предложений по внесению корректив в существующую пенсионную систему

    Предложения по реформированию пенсионной системы:

    1) Особое внимание необходимо уделить возможности совершенствования пенсионного законодательства и регулирования, в частности законодательства по НПФ.

    1.1) изменение терминологии

    Термин  «негосударственный пенсионный фонд»  морально устарел: в условиях пенсионной реформы нет необходимости противопоставлять деятельность НПФ и государственную пенсионную систему. Кроме того, НПФ подключаются к обслуживанию накопительной части трудовой пенсии. Более удачным выглядит термин «накопительный пенсионный фонд», отражающий сущность деятельности этих организаций (при этом сохраняется привычная аббревиатура)

    Термины «негосударственное пенсионное обеспечение» и «обязательное пенсионное страхование» для двух видов деятельности НПФ в смысловом плане не соотносятся друг с другом, кроме того, для них нет общего (объединяющего) термина.

    Предлагается  заменить их соответственно понятиями  «добровольное накопительное пенсионное страхование» и «обязательное накопительное пенсионное страхование»; тогда общим родовым понятием для них становится «накопительное пенсионное страхование».

    Термины «пенсионные резервы» и «средства  пенсионных резервов», «пенсионные  накопления» и «средства пенсионных накоплений» признаны вносят много путаницы: неясно, где активы, а где пассивы; надуманное противопоставление «резервов» и «накоплений».

    Предлагается: ввести понятия «пенсионные активы» и «пенсионные пассивы», разделенные по видам накопительного пенсионного страхования («активы добровольного НПС», «активы трудового НПС» и т.п.); использовать термин «резервы» только для составных частей пенсионных пассивов: накопительный резерв, пенсионный резерв, страховой резерв.

    1.2) изменение структуры законодательства

    Одного  закона «О НПФ» недостаточно - их нужно  как минимум пять:

  • Закон «О накопительном пенсионном страховании в РФ»;
  • Закон «О накопительных пенсионных фондах»;
  • Закон «О добровольном накопительном пенсионном страховании»;
  • Закон «О трудовом накопительном пенсионном страховании»;
  • Закон «О профессиональном и территориальном накопительном 
    пенсионном страховании».

Информация о работе Пенсионная система 2011