Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:15, дипломная работа
Актуальность исследования пенсионной системы обусловлена тем, что вопросы пенсионной политики, так или иначе, касаются каждого из нас: и тех, кому уже назначена пенсия, и тех, кто будет претендовать на ее получение в будущем. С 1 августа 2005г. увеличены пенсии: на 6 % - базовая часть, на 10,8% - страховая. После чего средняя пенсия по старости составила 2745 рублей (на 23 % выше, чем в декабре 2004г.) . Однако не все так хорошо, как кажется на первый взгляд: дефицит бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) нарастает, и если прореху срочно не закрыть, то через несколько лет наступит полный крах нынешней пенсионной системы. Этим и обусловлено внимание к исследованию пенсионной системы, ее содержанию, недостаткам и путям совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩНОСТИ АСПЕКТОВ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ 6
1.1. Понятие и значение пенсионной системы 6
1.2. История развития пенсионной системы России 11
1.3. Эволюция пенсионных систем в мировой практике 20
2. АНАЛИЗ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 48
2.1. Характеристика состояния пенсионной системы на современном этапе 48
2.2. Выявление основных проблем и недостатков существующей пенсионной системы 62
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 69
3.1. Новые подходы к созданию эффективных пенсионных систем 69
3.2. Предложение по изменению методики расчёта пенсий 71
3.3. Систематизация первоочередных предложений по внесению корректив в существующую пенсионную систему 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 92
Пенсионный
фонд является важным звеном
финансовой системы
Руководство
Пенсионного фонда России осуществляет
Правление и его постоянно
действующий орган - Исполнительная
дирекция. Дирекции подчиняются отделения
в республиках в составе РФ,
отделения в национально - государственных
и административно-
Кроме
ПФ РФ вопросами пенсионного
Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат15.
Граждане могут отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФР и выбрать негосударственный пенсионный фонд.16
Историю развития и характеристику пенсионных систем зарубежных стран рассмотрим на примере таких стран, как: Япония, Великобритания, США
Япония
Система общественных пенсий была введена в Японии во время второй мировой войны - в 1942 г. Однако фактически она стала действовать только с 1954 г., когда японская экономика оправилась от военной и послевоенной разрухи. Именно тогда была разработана современная схема выплат пенсий работающим по достижении ими 60-летнего возраста. Пенсии в Японии называются общественными, так как государство субсидирует их только на 1/3 (из 10,7 трлн. иен поступлений в пенсионные фонды в 1994 финансовом году государство внесло 3,9 трлн. иен).
С 1954 г. пенсионная система страны изменилась. Была введена схема выплаты пенсий работающим по достижении ими 60-летнего возраста. Пенсии выплачиваются из специального фонда, создаваемого за счет взносов работающих и работодателей и субсидируемого государством. Этот фонд существует в основном на текущие взносы, и доля накоплений в нем невелика. В 1961 г., например, отчисления составляли 3,5% месячного заработка. В 1996 г. они достигли 16,5%. Однако работающий фактически уплачивает лишь половину суммы, вторую половину покрывает взнос от работодателя. Средний размер обычной пенсии по старости составлял в 1996 г. 216 тысяч иен.
В
1961 г. устанавливается система
В 1973 г. было принято решение, что сумма обычной пенсии по старости должна равняться в среднем 60% общего месячного дохода работника до его ухода на пенсию. Таким образом, после того как в 1961 г. пенсионное обеспечение стало распространяться на всех граждан страны, упор был сделан на размер пенсии. В 1989 г. был установлен порядок, при котором условия пенсионного обеспечения официально пересматриваются каждые пять лет.
В
1994 г. парламент утвердил разработанный
правительством закон о частичном
и постепенном изменении
Основные изменения
Частично пересмотр системы общественных пенсий по старости в 1994 г. носил вынужденный характер и являлся результатом компромисса, призванного сбалансировать растущие расходы на социальную поддержку престарелых с финансовыми возможностями общества. Достаточно сказать, что сохранение состояния статус-кво грозило, по расчетам Министерства здравоохранения и социального обеспечения, увеличением пенсионных страховых взносов граждан до 34,8% месячного заработка к 2025 г. Кроме того, принимались в расчет следующие моменты: ясно выраженное желание пожилых людей продолжать работать и по достижении пенсионного возраста; неизбежность сокращения молодой рабочей силы с начала XXI в.; неготовность 1/5 части всех компаний позволить своим служащим добровольно продолжать работу в компании по достижении 60-летнего возраста; учет того факта, что в большинстве развитых стран пенсионный возраст установлен с 65 лет или старше.
Великобритания
Первое поздравление с 16-летием каждый англичанин получает от министерства социальной защиты. Вместе с пожеланиями долгих лет министерство напоминает, что с этого дня необходимо еженедельно платить пенсионные взносы. При этом государство гарантирует, что каждый гражданин по достижению пенсионного возраста (65 лет для мужчин и 60 лет для женщин) будет получать пенсию, равную 20% средней зарплаты работника (110 евро в неделю или 5710 в год), и эта сумма будет ежегодно пересматриваться с ростом инфляции.
Система
пенсионного обеспечения в
Пенсионный рынок Великобритании крупнейший к Европе (40% всех пенсионных накоплений). Из 33 млн. англичан трудоспособного возраста (старше 20 лет) работающие по найму составляют 22 млн. Половина из них (10,5 млн.) участвуют в пенсионных схемах, организуемых предприятием, 4,5 млн. самостоятельно вносят взносы для будущей "персональной" пенсии, и лишь треть всех работников (7 млн.) не участвует в пенсионных схемах. Что же до тех 3 млн. граждан, которых статистика относит к "самозанятому населению" (работодатели, люди свободных профессий), то из них взносы на дополнительные пенсии вносят 2 млн. человек.
В частных пенсионных фондах существует два базовых вида пенсионных схем - "с установленными взносами" и "с установленными выплатами". Первый вид означает, что фиксируются обязательства по внесению средств, а по достижению пенсионного возраста гарантируется возврат накопленной суммы вместе с инвестиционным доходом через выбранный гражданином механизм пенсионных выплат. Схемы "с установленными взносами" наиболее просты, в них обязательства всегда соответствуют имеющимся активам. При второй схеме - "с установленными выплатами" - определяются конкретные обязательства пенсионного фонда по выплате пенсий, а его гарантом выступает компания-работодатель. Это более сложный механизм, требующий актуарных расчётов (оценки соответствия имеющихся активов будущим обязательствам), но и более эффективный, если судить по широкому его применению как в Великобритании, так и в других странах запада.
Чтобы представить место частных пенсионных фондов в Великобритании достаточно нескольких цифр. Сумма ежегодных взносов в частные пенсионные фонды составляет 37 млрд. фунтов стерлингов, а их накопленные активы достигают 640 млрд. фунтов стерлингов. Добавим к этому 15 млрд. фунтов стерлингов годовых взносов по индивидуальным пенсионным накоплениям, активы которых достигают 190 млрд. фунтов стерлингов. Получается, что ежегодные взносы по пенсионным планам компаний и индивидуальным схемам взятые вместе (52 млрд. фунтов стерлингов) в полтора раза превышают сумму пенсионных средств, выплачиваемых ежегодно из бюджета Великобритании (35 млрд. фунтов стерлингов)18.
Частный
пенсионный фонд, как правило, создаёт
крупная корпорация для обеспечения
дополнительного пенсионного
Для того, чтобы получить максимальную пенсию в 2/3 от зарплаты за последний перед пенсией период, человек должен проработать на предприятии 20 лет. Можно сократить этот период, выплачивая в частный пенсионный фонд более высокие взносы, но не более 15% зарплаты. Кстати говоря, эти суммы исключаются из налогообложения. Так что человек получает двойную выгоду - и пенсию себе увеличивает, и сокращает сумму уплачиваемых налогов. Определённую экономическую выгоду от деятельности частного пенсионного фонда может получать и создавшая его компания. При эффективном инвестировании средств активы, переданные в пенсионный фонд, могут значительно превысить его будущие обязательства по выплате пенсий. В этом случае разрешено уменьшать обязательные пенсионные отчисления. Так в 90 гг. компания British Prtroleum, работавшая по пенсионной программе "contracting out", смогла снизить совокупные (работника и компании) обязательные отчисления в свой пенсионный фонд с 23% до 15% зарплаты работника.