Пенсионная система 2011

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:15, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования пенсионной системы обусловлена тем, что вопросы пенсионной политики, так или иначе, касаются каждого из нас: и тех, кому уже назначена пенсия, и тех, кто будет претендовать на ее получение в будущем. С 1 августа 2005г. увеличены пенсии: на 6 % - базовая часть, на 10,8% - страховая. После чего средняя пенсия по старости составила 2745 рублей (на 23 % выше, чем в декабре 2004г.) . Однако не все так хорошо, как кажется на первый взгляд: дефицит бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) нарастает, и если прореху срочно не закрыть, то через несколько лет наступит полный крах нынешней пенсионной системы. Этим и обусловлено внимание к исследованию пенсионной системы, ее содержанию, недостаткам и путям совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩНОСТИ АСПЕКТОВ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ 6
1.1. Понятие и значение пенсионной системы 6
1.2. История развития пенсионной системы России 11
1.3. Эволюция пенсионных систем в мировой практике 20
2. АНАЛИЗ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 48
2.1. Характеристика состояния пенсионной системы на современном этапе 48
2.2. Выявление основных проблем и недостатков существующей пенсионной системы 62
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 69
3.1. Новые подходы к созданию эффективных пенсионных систем 69
3.2. Предложение по изменению методики расчёта пенсий 71
3.3. Систематизация первоочередных предложений по внесению корректив в существующую пенсионную систему 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 92

Работа содержит 1 файл

Диплом новы.doc

— 660.50 Кб (Скачать)
lign="justify">    За  последние годы, в связи с падением фондового рынка и уменьшением  стоимости активов пенсионных фондов, все большее число компаний попадает именно в такое положение. По данным консалтинговой компании Watson Wyatt в 2000 году 15% компаний пополнили свои пенсионные фонды, в 2001 году их число возросло до 25%, в 2002 году — до 30%, а в 2003году есть опасения, что их число может возрасти до 65%. Ряд крупных компаний одновременно с пополнением фондов уже начали пересматривать свои обязательства по выплатам в сторону их уменьшения, т.е. вносить соответствующие изменения в свои пенсионные планы23.

    КГПВ  имеет право в принудительном порядке прекратить деятельность любого пенсионного фонда с установленными выплатами, если сочтет его финансово несостоятельным. В качестве последнего резерва Корпорация гарантирует страховые выплаты участникам несостоятельных фондов в размере примерно 80% их пенсионных накоплений.

    Корпорация  не получает ассигнований из федерального бюджета. Свой бюджет она формирует как управляющая компания, осуществляя управление рядом пенсионных фондов (отсюда и необычное для федерального агентства название — «Корпорация»). Свое управление пенсионными фондами Корпорация стремится сделать образцовым.

    В отношении планов с установленными взносами ситуация иная. Государство не может гарантировать участникам этих планов прямое страхование выплат, т.к. их объем не устанавливается в принципе. Однако государство располагает широкими возможностями пресечения злоупотреблений и наказания нарушителей закона, в том числе путем взимания соответствующей компенсации. Центральная роль в этом процессе отведена Управлению пенсионных и социальных выплат, которое входит в состав Министерства труда США.

    Управление  пенсионных и социальных выплат (Pension and Welfare Benefits Administration) — весьма серьезная государственная организация, связываться с которой, так же как с Налоговой службой, никому не рекомендуется. Управление осуществляет контроль практически над всей социальной сферой в частном секторе экономики, отвечая за 730 тыс. пенсионных планов и 6 млн. медицинских и иных частных социальных планов. Управление располагает широкими полномочиями в отношении инициирования и проведения расследований и пресечения нарушений закона. Против нарушителей Управление имеет право возбуждать как гражданские, так и уголовные судебные иски. Свою деятельность Управление координирует с другими федеральными ведомствами, включая Налоговую службу, Комиссию по ценным бумагам и биржам, ФБР и др.

    В 2001 году Управление возбудило 4862 гражданских дела и 124 уголовных в отношении лиц, управляющих пенсионными планами, взыскав при этом с нарушителей 652,4 млн. долл. За период с октября 1990 г. по октябрь 2000 г. Управление осуществило свыше 1200 уголовных расследований, по которым было вынесено свыше 1000 обвинительных заключений. В 676 случаях эти расследования закончились обвинительными приговорами. Подавляющее большинство этих дел касалось пенсионных планов с установленными взносами.

    Управление  не могло остаться в стороне и от такого громкого дела, как банкротство энергетической компании «Энрон». В рамках этой компании действовал план 401(к). Администраторы плана, которые были служащими компании «Энрон», с нарушением закона формировали активы фонда путем слишком широкого привлечения акций своей компании. Эти акции составляли 58% активов фонда и оценивались в 1,2 млрд. долл. Когда компания обанкротилась, стоимость этих акций упала практически до нуля. При этом высшие менеджеры «Энрон» долгое время обманывали своих сотрудников. Зная о неблагополучном финансовом положении компании и предвидя ее банкротство, руководство «Энрон» своевременно избавилось от принадлежавших ему акций, в то время как рядовые сотрудники понесли все убытки.

    Еще до банкротства компании 16 ноября 2001 г. Управление, основываясь на сообщениях СМИ, возбудило уголовное расследование по делу о пенсионном фонде «Энрон». Был назначен независимый управляющий в лице известной управляющей компании «Стейт стрит глобал инвесторз» (State Street Global Investors), сменивший администратора из «Энрон». Тем временем бывшие сотрудники компании подали на нее в суд. Управление поддержало их иск, предоставив 30 августа 2002 года свое обвинительное заключение в федеральный районный суд г. Хьюстона (Texac). Дело против управляющих пенсионным фондом «Энрон» еще рассматривается в суде. Однако практически можно не сомневаться, что многочисленные грубые нарушения с их стороны повлекут как гражданскую, так и уголовную ответственность.

    Дело  «Энрон», безусловно, шокировало Америку. Все же такие случаи не очень характерны для США. В целом государственный контроль в сфере частного пенсионного обеспечения достаточно эффективен.

    Государство не только гарантирует сохранность  пенсионных накоплений, пресекая злоупотребления и наказывая нарушителей закона, но и всячески стимулирует рост частных пенсионных фондов. Главная роль в этой сфере отведена налоговому стимулированию.

    Как отмечалось выше, бурный рост ЧПП и  особенно планов 401(к), начался после  принятия Закона о налоговых сборах 1978 г. Помимо этого действует общий принцип, что взносы, как работников, так и работодателей в пенсионные фонды, а также инвестиционный доход не облагаются подоходным налогом за весь период накопления. Этот принцип имеет огромное значение. Во-первых, он предоставляет предпринимателям стимулы для организации пенсионных фондов на своих предприятиях. Во-вторых, он резко увеличивает общую сумму накоплений, что может проиллюстрировать следующий пример. Если на пенсионном счету какого-то работника имеется 10 тыс. долл., то при 10%-ном инвестиционном доходе эта сумма за 20 лет возрастет до 67,3 тыс. долл. При получении этой суммы необходимо заплатить подоходный налог в 28%. В результате пенсионер получит на руки 48,4 тыс. долл. Если же та же исходная сумма в 10 тыс. долл. лежала бы не на пенсионном, а на обычном счету в какой-то финансовой компании, и со счета ежегодно вычитался бы подоходный налог, то при том же уровне инвестиционного дохода через 20 лет сумма накоплений составила бы 24,9 тыс. долл. или на 45% меньше.24

    Инвестиционный  процесс составляет сердцевину, ядро и смысл любых накопительных схем. Государство стимулирует рост частного пенсионного накопления в первую очередь потому, что этот процесс обеспечивает огромные масштабы инвестиционных вливаний в экономику, приток «длинных денег», т.е. долгосрочных предсказуемых инвестиций. За годы опережающего роста (1980-1999) пенсионные фонды США превратились в крупнейших институциональных инвесторов. Активы ЧПП за этот период увеличились с 513 до 4678 млрд. долл. За 2000-2002 годы они сократились приблизительно на 25%. Однако, несмотря на этот крупный и еще продолжающийся откат, общая историческая тенденция роста остается впечатляющей.

    Возможности пенсионного обеспечения американцев  не исчерпываются государственной пенсионной системой и участием в групповых пенсионных планах по месту работы. Помимо этого каждый американец имеет право открыть свой личный пенсионный счет (ЛПС) (individual retirement account) в индивидуальном порядке. Размеры ежегодных взносов на ЛПС ограничены верхним пределом в 2 тыс. долларов. Администрация Буша хочет увеличить этот потолок до 5 тыс. долл. Средства со счета нельзя снять до достижения 59,5 лет, а после достижения 79,5 лет счет закрывается в обязательном порядке. С другой стороны, ЛПС может быть открыт с момента рождения ребенка. За все время накопления средств на ЛПС эти средства не подлежат налогообложению, однако, в момент их снятия и закрытия счета из накопленной суммы вычитается подоходный налог. Обычно ЛПС открываются в коммерческих и сберегательных банках, паевых фондах, страховых компаниях. Счета в любой момент могут быть переведены из одного места в другое Также по желанию держателя счета он может сам управлять им (т. е. планировать наиболее выгодное размещение средств, накапливаемых на ЛПС) или доверить управление ЛПС упомянутым финансовым организациям.

    Личные  пенсионные счета становятся все  более распространенной формой пенсионного  обеспечения. Только за 11 лет — с 1985 по 1996 гг. — стоимость накоплений . на этих счетах выросли с 200 до 1467 млрд. долларов, а в последующие три года (1996-1999) активы ЛПС выросли еще на 1,2 трлн. долларов — до 2663 млрд. долларов в 1999 году. Таким образом все большее число американцев обеспечивает себе не одну, а три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и частную индивидуальную путем открытия ЛПС.

    В 2000 году в связи с начавшимся кризисом на фондовом рынке стоимость активов  на личных пенсионных счетах несколько  снизилась - до 2650 млрд. долл. Спад продолжается до сих пор, но снижение стоимости активов на ЛПС после 15-летнего периода феноменально быстрого роста не было очень значительным — по существующим оценкам не более 10-15% от уровня 1999 года. Рост накоплений на ЛПС и тенденции их размещения отражает таблица 3.

    Таблица 3

    Личные  пенсионные счета: активы и их распределение по финансовых институтам, 1990-2000

     Финансовые институты Активы  в млрд. долл. Процент распределения
1990 1995 2000 1990 1995 2000
Активы  в целом 637 1288 2650 100 100 100
Банки 266 261 250 42 20 9
Страховые компании 40 81 202 6 6 8
Паевые  инвестиционные фонды 140 476 1232 22 37 46
Ценные  бумаги на счетах брокеров 190 471 966 30 37 36
 

    Как видно из таблицы 3, основную выгоду из роста накоплений на ЛПС получили ПИФы. В целом тенденция характеризуется сокращением доли активов, накапливаемых традиционным, консервативным путем, через такие институты как банки и страховые компании и возрастанием доли более рискованных, но и (в течение достаточно длительного периода) более доходных активов, которыми управляют ПИФы или сами держатели ЛПС через своих биржевых агентов. Очень сходную структуру инвестиций демонстрируют и планы 401(к): доля их активов, размещенных в ПИФах также составляет 45% (766 млрд. долл. в 2000 году). Вообще планы 401(к) и ЛПС по своей природе очень схожи. Они различаются лишь групповой или индивидуальной организацией накоплений, участием в планах (401) работодателя и более высоким пределом для ежегодных взносов на личный пенсионный счет  для планов 401(к) (11 тыс. долл. в 2002 году)25.

    Еще один способ зарабатывания и получения  пенсионного дохода в частном  секторе экономики, доступный американцам, состоит в приобретении полисов  или заключении групповых или  индивидуальных контрактов со страховыми компаниями о выплате аннуитета. Резервы страховых компаний по аннуитетам в 2000 году достигли 1,3 трилл. долл., а выплаты по аннуитетам составили 62 млрд. долл.

    Как известно, со второй половины 2000 года на фондовом рынке США (и других развитых стран) начался глубокий спад, отбросивший  рынки на уровень середины 90-х годов, который продолжался и в 2003 году. По оценке Watson Wyatt Worldwide активы частных пенсионных фондов в конце 2002 года находились на уровне 1997 года, причем ЧПФ США пострадали сильнее, чем фонды других развитых стран за исключением Японии. Возможно, в начале 2003 года совокупная стоимость активов всех накопительных пенсионных систем США находилась приблизительно на уровне 9,5 трилл. долл. и продолжала снижаться.

    Однако  никто не ставит под сомнение эффективность  накопительных пенсионных систем в более долгосрочном плане. Падение фондового рынка — неприятное, но, в очень большой степени, здоровое явление. Спад последовал за беспрецедентным, почти 20-летним подъемом. Этот спад много раз предсказывали за несколько лет до его фактического начала, поскольку подъем, чем дальше, тем больше приобретал спекулятивные черты. Если возникавшие как грибы компьютерные и интернетовские фирмы почти мгновенно увеличивали уровень своей капитализации в десятки раз (чемпионом, вероятно, стал «Яху» (Yahoo), увеличивший капитализацию в 800 раз, прежде чем обанкротиться), если даже такие крупные компании как «Энрон» (Enron) стали заигрываться с уголовным кодексом, то только серьезный спад — нормальный регулятор рынка — мог привести в чувство инвесторов и спекулянтов, сбросить воздух и более реально взглянуть на вещи.

    Исторически рынок корпоративных акций в  США приносил в среднем 7% дохода в год. Даже с учетом спада 2000-2002 гг. рост активов накопительных пенсионных систем США все еще превышает  этот уровень. Доверие к накопительным пенсионным схемам отнюдь не утрачено. Более того, эти технологии 21 века продолжают вытеснять более старые системы, действующие в этой сфере.

    В целом американцы сами определяют источники, размеры и форму своего будущего пенсионного дохода, все чаще обеспечивают себе не один, а два, три и большее количество источников пенсионного дохода. Управление пенсионными накоплениями, т.е. их наиболее надежное и выгодное размещение в рамках инвестиционно-накопительных схем становится одной из постоянных форм экономической активности большинства населения, наравне с собственной трудовой деятельностью.

Информация о работе Пенсионная система 2011