Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:08, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении особенностей осуществления пассивной политики занятости в российских экономических условиях.
В соответствии с целью исследования в работе ставились и решались следующие задачи:
уточнить содержание понятий «политика занятости», «активная и пассивная политика занятости»;
раскрыть содержание процесса регулирования рынка труда;
проанализировать динамику занятости и безработицы;
обосновать систему пассивных мер политики занятости в условиях перехода к рыночной экономике.
Введение 3
Глава 1. Сущность политики занятости
1.1. Виды политики занятости 6
1.2. Пассивная политика занятости 10
Глава 2. Особенности политики занятости в российских экономических условиях
2.1. Положение на рынке труда Российской Федерации 16
2.2. РМЭ – статистические данныe 20
2.3. Меры по совершенствованию пассивной политики занятости 24
Заключение 32
Список литературы 33
По сравнению с мартом 2010г. численность занятого населения увеличилась на 623 тыс.человек, или на 0,9%, численность безработных сократилась на 278 тыс.человек, или на 4,3%.
Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в апреле 2010г. составил 8,2%. (рис. 1).
Рис. 1 – Динамика уровня безработицы (%) по России в 1999 – 2010г.г.
Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в апреле 2010г. составил 61,8%.
Таблица 1 – Экономическая активность населения РФ
I квартал 2010г. |
2010г. | Апрель 2010г. к марту 2010г. (+,-) | ||||
январь | февраль | март | апрель | |||
Тыс.человек | ||||||
Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила) | 74560 | 74569 | 74466 | 74646 | 74991 | 345 |
занятые | 67998 | 67737 | 68030 | 68228 | 68851 | 623 |
безработные | 6562 | 6832 | 6436 | 6418 | 6140 | -278 |
В процентах | ||||||
Уровень экономической активности | 66,9 | 66,9 | 66,8 | 67,0 | 67,3 | 0,3 |
Уровень занятости | 61,0 | 60,8 | 61,1 | 61,2 | 61,8 | 0,6 |
Уровень безработицы населения | 8,8 | 9,2 | 8,6 | 8,6 | 8,2 | -0,4 |
Общая
численность безработных, классифицируемых
в соответствии с критериями МОТ,
в 2,9 раза превышает численность
безработных, зарегистрированных в
государственных учреждениях
Безработными в учреждениях службы занятости населения не могут быть признаны лица, не достигшие 16-летнего возраста, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях. При проведении обследования населения по проблемам занятости эти категории населения могут быть классифицированы как безработные, если в обследуемый период не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ. В апреле 2010г. в составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, 11% (0,6 млн.человек) составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 42,2% составляли лица проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях (включая лиц моложе 16 лет), и 57,8% - пенсионеры по возрасту, за выслугу лет или на льготных условиях.
Кроме
различий методологического характера,
которые влияют на сравнимость размеров
безработицы по данным обследований
населения по проблемам занятости
и данным административного учета
службы занятости населения, имеются
причины скорее субъективного характера,
связанные с предпочтениями незанятого
населения в выборе способов поиска работы.
Минимальная и максимальная величина
пособия по безработице устанавливаются
ежегодно Правительством РФ.Данные величины
на 2009г. установлены в Постановлении Правительства
РФ от 08.12.2008 N 915 "О размерах минимальной
и максимальной величин пособия по безработице
на 2009 год" и составляют:минимальная
величина пособия по безработице - 850 рублей;
максимальная величина - 4900 рублей.
2.2. РМЭ – статистические данные
Положительная динамика в развитии экономики, увеличение принятых на дополнительно введенные рабочие места, повышение качества информационных услуг о состоянии рынка труда и эффективности активных форм содействия занятости способствовали стабилизации на контролируемом рынке труда, который характеризуется:
1. Снижением, начиная с июля 2004 г., уровня регистрируемой безработицы в республике по отношению к общероссийскому показателю (1,67 % против 2,5 %) (рис. 2).
Рис.
2 – Динамика уровня безработицы (%)
по России и Республике Марий Эл
в 2004 – 2009 г.г.
2. Повышением сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.
3. Сокращением напряженности на рынке труда с 3,9 чел. в 2005 г. до 1,2 чел. в 2007 г., претендующих на одну вакансию, т.е. в 3 раза [24, с. 89].
В республике меняется ситуация с занятостью населения и безработицей в целом. Об этом свидетельствуют изменения показателей по критериям, согласно которым определен российский Перечень территорий с напряженной ситуацией на рынке труда, в частности по Республике Марий Эл (табл. 2) [24, с. 90].
Таблица
2 – Динамика основных показателей
занятости и безработицы
|
Вышеприведенная динамика свидетельствует о повышении уровня занятости населения на фоне снижения общей и регистрируемой безработицы, сокращения доли безработных, ищущих работу 12 месяцев и более, а также доли работающих неполное рабочее время и находящихся в административных отпусках.
Вместе с тем, в сфере занятости продолжают иметь место проблемы и трудности. Они касаются, прежде всего, открытого рынка труда.
Предложение рабочей силы в республике вдвое превышает спрос на нее, а уровень общей безработицы в 2008 г. в 10 раз больше регистрируемого (рис. 3) [24, с. 91].
Важнейшей
проблемой на рынке труда является
профессионально-
Существенно нарушен баланс между спросом и предложением по таким специальностям, как бухгалтер (более 10 человек претендует на одну вакансию), менеджер (более 5 человек на одну вакансию). Отсутствует спрос на специалистов по кадрам, кассиров, товароведов, диспетчеров, воспитателей, делопроизводителей, учителей.
Проводимая государством активная и пассивная политика способствовала более успешному выполнению контрольных показателей по численности участников мероприятий программы содействия занятости населения и смягчению социальной напряженности в республике, увеличению конкурентоспособности рабочей силы и созданию условий для повышения сбалансированности между спросом и предложением на рынке труда, а в конечном итоге, стабилизации регионального рынка труда (табл. 6) [24, с. 95].
Таблица 6 – Основные показатели регистрируемого рынка труда (на конец года)
Показатели | Годы | |||||||||
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Численность не занятых трудовой деятельностью граж-дан, зарегистрирован-ных в службе занятости – всего, тыс. человек | 10,0 | 8,4 | 12,4 | 9,6 | 10,3 | 9,2 | 7,2 | 23,2 | 19,9 | 16,6 |
из
них признано безработными:
тыс. человек |
9,1 | 8,0 | 11,6 | 9,2 | 10,0 | 8,8 | 6,4 | 14,6 | 11,7 | 9,6 |
в процентах | 90,9 | 95,2 | 93,5 | 95,3 | 97,3 | 95,2 | 89,3 | 62,9 | 58,8 | 57,6 |
из
числа безработных назначено
пособие по безработице
тыс. человек |
8,5 | 7,6 | 11,0 | 8,6 | 9,5 | 8,1 | 6,1 | 4,7 | 3,5 | 3,98 |
в процентах | 93,4 | 95,0 | 94,8 | 94,0 | 95,2 | 92,1 | 95,0 | 92,0 | 89,7 | 87,6 |
Заявленная потреб-ность в работниках, тыс. человек | 2,2 | 2,5 | 3 1 | ?. 9 | 3 1 | 24 | 2,8 | 3,17 | 4,0 | 2,33 |
Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию, человек | 4,4 | 3,4 | 3,9 | 3,4 | 3,3 | 3,9 | 2,6 | 1,7 | 1,2 | 1,6 |
2.3.
Меры по совершенствованию
пассивной политики
занятости
В Республике Марий Эл главное внимание уделяется смягчению ситуации на рынке труда и обеспечению равновесия между спросом и предложением рабочей силы. Для этого были приняты нижеследующие практические меры:
Кроме вышеперечисленных внутренних факторов, на рынок труда, как подсистему рыночной экономики, оказывают значительное влияние внешние факторы: экономические, социальные и демографические. В последние годы отмечается некоторый рост основных показателей социально-экономического развития по производству промышленной продукции, сельхозпродукции в хозяйствах всех категорий, оборота розничной торговли, общий объем услуг связи, роста денежных доходов населения, заработной платы и инвестиций в основной капитал. Это позволяет ежегодно принимать на дополнительно введенные рабочие места от 3 до 5 тыс. человек. Наибольшее число принятых на дополнительно введенные рабочие места в следующих отраслях экономики: связи, промышленности, торговле и общественном питании, жилищно-коммунальном хозяйстве. В территориальном разрезе: в г. Йошкар-Оле, г. Звенигово и Медведевском районе [24, с. 87].