Пассивная политика занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении особенностей осуществления пассивной политики занятости в российских экономических условиях.
В соответствии с целью исследования в работе ставились и решались следующие задачи:
уточнить содержание понятий «политика занятости», «активная и пассивная политика занятости»;
раскрыть содержание процесса регулирования рынка труда;
проанализировать динамику занятости и безработицы;
обосновать систему пассивных мер политики занятости в условиях перехода к рыночной экономике.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность политики занятости
1.1. Виды политики занятости 6
1.2. Пассивная политика занятости 10
Глава 2. Особенности политики занятости в российских экономических условиях
2.1. Положение на рынке труда Российской Федерации 16
2.2. РМЭ – статистические данныe 20
2.3. Меры по совершенствованию пассивной политики занятости 24
Заключение 32
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

Пассивная политика занятости.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

      Пассивная политика занятости 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Содержание 

Введение            3

Глава 1. Сущность политики занятости

     1.1. Виды политики занятости                                           6

      1.2. Пассивная политика занятости       10

Глава 2. Особенности политики занятости в российских экономических условиях

      2.1. Положение на рынке труда Российской Федерации            16

      2.2. РМЭ – статистические данныe                       20 

      2.3. Меры по совершенствованию пассивной политики занятости 24

Заключение           32

Список  литературы          33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Структурная перестройка экономики привела  к высвобождению работников из различных  сфер экономической деятельности и  тем самым к появлению безработицы. Увеличиваются не только открытые формы безработицы, но и скрытая безработица растет за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, а также находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день и т.п. В настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытых форм составляет 10-15%.

      В этих условиях резко возрастает роль государства в достижении наиболее полной и эффективной занятости  как важнейшей социальной гарантии. Центральным направлением стабилизации общества и эффективного развития экономики на основе научного и социального прогресса становится формирование адекватной системы управления во всех сегментах экономики [19, с. 56].

      Особую  значимость для России государственное  регулирование приобретает в настоящее время в период: экономических реформ, глобализации экономики, международного финансового кризиса и в условиях разграничения полномочий органов государственной власти всех уровней.

      Стержнем  современной системы управления является стратегическое планирование на основе программно-целевого подхода. Использование целевого подхода способствует поддержанию необходимых пропорций между спросом и предложением на рынке труда, поскольку с его помощью обеспечивается согласование целенаправленных действий по регулированию безработицы на основе применения активных и пассивных мероприятий. Данный подход зарекомендовал себя как один из самых действенных инструментов современного менеджмента.

      В то же время в результате использования  программно-целевого метода в управлении рынком труда и занятостью возник ряд проблем, решение которых зависит от уровня разработки программ содействия занятости и эффективности работы служб занятости населения, как проводников политики занятости.

      Это относится к обоснованности тактического и стратегического выбора активных и пассивных мер по регулированию безработицы.

      Активная  политика на рынке труда предусматривает  совокупность правовых, организационных  и экономических мер, проводимых государством в целях снижения уровня безработицы в стране.

      Активная  политика занятости включает: осуществление  мероприятий по созданию новых рабочих  мест; обучение, переподготовку и повышение  профессиональной квалификации безработных; активный поиск и подбор для безработных  подходящих должностей; субсидирование создания новых рабочих мест; организацию рабочих мест для безработных через систему общественных работ; проведение мер по предупреждению увольнений работников [25, с. 64]. 

      Пассивная политика в области занятости  направлена на сглаживание негативных последствий безработицы. Пассивная политика на рынке труда предполагает следующие действия: выплату пособий по безработице; оказание материальной помощи безработным; осуществление доплат на иждивенцев; выдачу малоимущим гражданам недорогих товаров первой необходимости; организацию питания безработных в специальных столовых.

      Актуальность  темы состоит в исследовании роли государства в повышении эффективности занятости населения.

      Многие  важнейшие теоретические и методологические проблемы осуществления политики занятости остаются дискуссионными и нуждаются в дальнейшей разработке.

      В настоящее время в большинстве  стран мира центр тяжести в решении проблемы занятости смещается в сторону усиления активных мер. Но нельзя отказываться от пассивной политики в области занятости [25, с. 66].

      Исследованию  данных направлений в области политики занятости посвящены научные работы таких ученых, как Ю. Аверьянова [8], В.С. Буланова [12], А. Виссарионова [15], А. Дадашева [18], Л.М. Низовой [22, 23].

      Многие важнейшие теоретические и методологические проблемы осуществления политики занятости остаются дискуссионными и нуждаются в дальнейшей разработке. Актуальность темы состоит в исследовании роли государства в повышении эффективности занятости населения.

      Объектом  исследования является формирование занятости населения в условиях новой России, а предметом – формы и методы государственного регулирования (пассивная политика занятости).

      Цель  исследования состоит в изучении особенностей осуществления пассивной политики занятости в российских экономических условиях.

      В соответствии с целью исследования в работе ставились и решались следующие задачи:

  • уточнить содержание понятий «политика занятости», «активная и пассивная политика занятости»;
  • раскрыть содержание процесса регулирования рынка труда;
  • проанализировать динамику занятости и безработицы;
  • обосновать систему пассивных мер политики занятости в условиях перехода к рыночной экономике.

      Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической, заключения и списка использованной литературы, включающего 27 наименований. 
 
 
 

      Глава 1. Сущность политики занятости 

      1.1. Виды политики  занятости 

      Одной из функций органов исполнительной власти на всех уровнях (федеральном, субъектов  Российской Федерации и органов местного самоуправления) предусмотрено регулирование занятости населения, поиск путей снижения безработицы и сглаживание ее последствий. Реализация всех этих функций осуществляется посредством политики занятости.

      Политика  занятости – это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости [15, с. 19].

      Состояние рынка труда, как и социально-трудовых отношений в целом, зависят в определенной степени от уровня эффективности правового регулирования, от реального соответствия правовых норм, регулирующих данную сферу отношений, состоянию и возможностям общества и государства по обеспечению поступательного развития и экономических реформ в РФ. Политика занятости должна быть органически включена и согласована с общей концепцией реформирования экономики, соответствовать ее принципам и стратегии реализации.

      Гражданам РФ принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду, осуществлять любую не запрещенную законодательством деятельность, в том числе и не связанную с выполнением оплачиваемой работы (воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, учеба с отрывом от производства, общественная деятельность и т.п.).

      Правовую  основу регулирования указанных  общественных отношений обеспечивают: Конституция Российской Федерации; Кодекс законов о труде Российской Федерации; Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 г.; Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 1991 г.; Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года; Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях»» от 24 ноября 1995 года; Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 20.04.1996 года; Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.; Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г.; Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г.; Федеральный закон «О внесении дополнения в статью 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 20 ноября 1999 г. и др. [15, с. 22].

      Каждый  из указанных законодательных актов  регулирует строго определенную сферу  общественных отношений, включая и  социально-трудовые отношения.

      Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и осуществлении мероприятий, оказывающих воздействие на развитие занятости, руководствуются Концепцией действий на рынке труда на 2008-2010 гг., одобренной Правительством Российской Федерации 15 августа 2008 г. [5]. В этом документе определены предпосылки разработки концепции, включая вопросы социально-экономического развития Российской Федерации и перспективы его ускорения, перспективные демографические тенденции, территориальные и структурные диспропорции спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В Концепции определена стратегическая цель государственной политики в области регулирования рынка труда – это создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости населения. При этом основными задачами являются:

      1)  содействие в реализации прав  граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;

      2)  обеспечение   реализации  прав   граждан   на   защиту   от безработицы;

      3)  обеспечение соблюдения прав  в области охраны труда и  его оплаты, а также предотвращение  нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда;

      4) содействие обеспечению работодателей  рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации [20, с. 125].

      Реализация  этих задач должна обеспечиваться через  повышение эффективности рынка  труда при соблюдении трудовых прав и гарантий, модернизации механизмов и внедрение инновационных методов государственного регулирования занятости населения.

      Существуют  два основных варианта выбора средств  политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную активную и пассивную политику занятости.

      Активная  политика занятости (активная политика на рынке труда) – это:

  • совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы;
  • мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест;
  • обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу;
  • активный поиск и подбор рабочих мест;
  • финансирование создания новых рабочих мест;
  • организация новых рабочих мест через систему общественных работ.

      В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и  др.

      Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы:

      выплату гарантированного государством пособия  по безработице, а по истечении срока  его выплаты – социального  пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи.

      Пассивная политика предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места  через государственную службу занятости. Часто применяют термин – умеренно пассивная политика, которая также  предусматривает материальную поддержку  безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест [16, с. 88].

Информация о работе Пассивная политика занятости