Пассивная политика занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении особенностей осуществления пассивной политики занятости в российских экономических условиях.
В соответствии с целью исследования в работе ставились и решались следующие задачи:
уточнить содержание понятий «политика занятости», «активная и пассивная политика занятости»;
раскрыть содержание процесса регулирования рынка труда;
проанализировать динамику занятости и безработицы;
обосновать систему пассивных мер политики занятости в условиях перехода к рыночной экономике.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность политики занятости
1.1. Виды политики занятости 6
1.2. Пассивная политика занятости 10
Глава 2. Особенности политики занятости в российских экономических условиях
2.1. Положение на рынке труда Российской Федерации 16
2.2. РМЭ – статистические данныe 20
2.3. Меры по совершенствованию пассивной политики занятости 24
Заключение 32
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

Пассивная политика занятости.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

      Вышеназванные проблемы определили направления действий органов службы занятости республики, главными из которых являются:

      1.  Реализация задач, поставленных в Послании Президента Российской  Федерации  Федеральному  собранию  Российской Федерации. Главный путь борьбы с бедностью – это повышение уровня занятости населения.

      2.  Реализация  основных  положений   Концепции  действий на    рынке   труда,    одобренной   Правительством    Российской Федерации.

      3. Выполнение Программы содействия  занятости населения Республики  Марий Эл и Подпрограммы содействия  занятости населения в населенных  пунктах с высоким уровнем  безработицы [22, с. 123].

      Таблица 5 – Социальный состав безработных  в Республике Марий Эл

Наименование  показателей  На

1.01.07 всего, %

В том числе  на селе На 1.01.08 всего, % В том числе  на селе На 1.01.09 всего, % В том числе  на селе
1. По социальному составу                   
молодежь 16-29 лет 26,0 19,0 22,2 15,2 17,4 13,0
женщины 71,2 71,0 68,3 72,2 69,0   
2. По месту жительства                   
город 69,6    679    70,0   
село  30,4    32,1    30,0   
3. По возрасту                   
18-24 лет  23,7 18,2 17,7 12,8 9,6 6,6
25-29 лет  8,6 7,2 7,3 6,1 7,7 6,3
предпенсионного возраста 21,9 22,1 10,6 10,4 12,8 12,8
других  возрастов  52,1 58,9 67,3 74,4 69,8 74,2
4. По образованию                   
высшее, н. высшее 17,8 10,7 19,0 10,8 21,7 13,1
среднее профессиональное 24,1 20,9 23,3 21,0 24,0 21,4
начальное профессиональное 21,9 24,6 21,7 23,5 20,9 22,6
среднее общее  9,3 11,2 7,6 11,0 25,9 32,8
не  имеющ. ср. образования 12,0 15,5 9,8 12,8 1,1 1Д 
5. По причинам незанятости                  
уволившиеся по собственному желанию 21,4 11,2 21,8 13,2 22,7 11,4
уволенные за нарушение трудовой дисциплины 0,1 0,0 0,1 0,0 0,2 0,2
высвобожденные  по сокращению штатов 26,3 31,9 25,5 29,8 32,1 43,7
освобожденные из мест лишения свободы 0,2 0,0 0,2 0,2 0,2 0,3
выпускники  общеобразовательных школ 1,8 1,3 1,3 0,5      
выпускники  высших учебных заведений 1,7 0,5 1,2 0,8 од  0,3
выпускники  средних спец. учебных заведений  1,6 0,9 1,1 0,6 од  0,1
выпускники  проф.-технич. учебных заведений  0,8 0,7 0,8 0,7 0,0 0,1
Имеющие длит, перерыв в работе 22,8 30,5 26,0 34,5 19,7 26,7
 

      На  основании анализа и прогноза социально-экономической сферы можно сделать вывод о том, что в ближайшее время на развитие рынка труда окажут воздействие следующие факторы:

  • последствия мирового финансово-экономического кризиса;
  • увеличение численности населения трудоспособного возраста;
  • сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом;
  • недостаточный спрос на рабочую силу при ее дефиците по   причине   несоответствия   профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения, низкой трудовой мобильности населения;
  • сохранение высокого уровня неэффективной занятости;
  • рост напряженности на рынке труда в сельской местности;
  • сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан;
  • дополнительная   потребность   в   трудоустройстве   специфичной   возрастной   и   профессиональных   категорий   граждан в результате реформирования (сокращения) Вооруженных Сил;
  • введение альтернативной гражданской службы;
  • сокращение   объемов   финансирования   активных   форм занятости;
  • финансовое оздоровление (банкротство) неплатежеспособных предприятий [22, с. 145].

      Для более объективной оценки результатов  осуществления переданных полномочий Российской Федераций в области  содействия занятости населения проанализировано внедрение административного   регламента   Федеральной   службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги  по  осуществлению  социальных выплат  гражданам, признанным в установленном порядке безработными. В соответствии  с  данным  регламентом  социальными  выплатами, на которые безработные граждане имеют право, являются:

  • пособие по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного, в период участия безработных граждан  в  общественных  работах  (кроме  граждан,  участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 Закона о занятости населения, которые считаются согласно абзацу второму ст. 2 Закона о занятости населения занятыми и которым согласно абзацу второму п. 2 ст. 35 Закона о занятости населения выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного);
  • стипендию в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения), в том числе в период временной нетрудоспособности. Гражданам,  признанным в установленном порядке безработными, утратившим право на пособие по безработице в связи с   истечением   установленного   периода   его   выплаты,   а   также гражданам в период профессионального обучения по направлению  государственного  учреждения  службы  занятости   (центра занятости населения) может оказываться материальная помощь [24, с. 101].

      Органами  службы занятости населения Республики Марий Эл проводится целенаправленная работа по внедрению вышеназванного административного регламента. Все социальные выплаты безработном гражданам осуществляются своевременно и в полном объеме, задолженности по социальным выплатам перед безработными гражданами нет. 

      Для лучшего сравнения и восприятия результатов социальной  поддержки  безработных  проанализируем  их  в  динамике,) сделав акцент на 2006 г. (последний год до внедрения регламента) и 2007 г. (первый год работы в соответствии с регламентом). Динамика   численности   получателей   государственных   услуг по социальным выплатам представлена в таблице 7 [24, с. 101-102].

      Таблица 7 – Показатели получателей государственных  услуг по осуществлению социальных выплат, человек

п/п

Направления социальной господдержки 2006 г. 2007 г. Изменения (+,-)
1 Численность получающих пособие по безработице (в среднемесячном исчислении) 4687 3514 - 1173
2 Численность получающих стипендию  1557 1584 +27
3 Численность получающих материальную помощь 230 302 +72
4 Численность граждан  получающих досрочные пенсии (на начало года) 201 215 + 14
 

      На  социальную поддержку в 2007 г. израсходовано 70249,9 тыс. руб. (в 2006 г. – 81228,9 тыс. руб.), в том числе: на выплату пособий – 58047,1 тыс. руб. (2006 г. – 76083,3 тыс. руб.), материальной помощи – 228,2 тыс. руб. (2006 г. – 122,9 тыс. руб.), досрочных пенсий – 6791,5 тыс. руб. (2006 г. – 5022,7 тыс. руб.) и стипендий – 4869,2 тыс. руб. (2006 г. – 4583,2 тыс. руб.).

      Освоение  средств федерального бюджета, направленных на социальную поддержку безработных  граждан, представлено в таблице 8 [24, с. 102].

     Таблица 8 – Социальная поддержка безработных граждан (за счет субвенций федерального бюджета)

    № стр. Направления социальной поддержки 2006 г. 2007 г. Изменения (+,-)
    1 Израсходовано всего, тыс. руб. 81228,92 70249,9 -10979,02
    1.1 в том числе: пособия по безработице  76083,33 58047,1 -18036,23
    1.2, материальная  помощь 122,94 228,2 + 100,12
    1.3 досрочные пенсии 5022,65 6791,5 +1768,85
    1.4 стипендии 4583,2 4869,2 +286,00
    1.5 на оплату % банку  399,93 313,9 -372,03
    2 Средний размер социальных выплат, руб.:         
    2.1 пособия по безработице  1277,4 1214,0 -63,40
    2.2 досрочные пенсии 2393,4 2739,3 +345,90
    2.3 стипендии на профобучение 912,8 923,8 +11,00
 

      Из  общей суммы субвенций федерального бюджета на социальную поддержку безработных в 2007 г. направлено 44,6 % (2006 г. – 65,7 %), в том числе на выплату пособий по безработице и досрочных пенсий – 41,3 % (в 2006 г. – 51,3 %) и стипендии – 3,09 % (2006 г. – 2,89 %). 

      В связи со снижением уровня регистрируемой безработицы  с  1,41 % на  1.01.2007 г. до  1,0 % на  1.01.2008 г., уменьшились объемы средств субвенций из федерального бюджета,  направляемые на социальные выплаты. Количество граждан, поставленных на учет за год сократилось с  14597 до  11689 человек, соответственно уменьшилось число безработных граждан, получающих пособие по безработице в среднемесячном исчислении с 4687 человек на 01.01.2007 г. до 3514 человек на 01.01.2008 года. Уменьшился и средний размер пособия по безработице с 1277,4 рублей в 2006 г. до 1214,0 рублей в 2007 году. Снижение произошло из-за увеличения доли безработных граждан получающих пособие по безработице в минимальном размере, которая составила 65,5 % (в 2006 г. 60,8 %), а доля безработных граждан, уволенных по собственному желанию без уважительных причин в общем количестве безработных граждан, получающих пособие составила 22,6 % (в 2006 г. – 27,2 %) [24, с. 103].

      В 2007 г. оформлено на досрочную пенсию 208 человек (в 2006 г. 209 человек), получали досрочную пенсию по состоянию на 01.01.2008 г. 215 человек (на 01.01.2007 г. – 201 человек). Доля безработных граждан, оформленных на досрочную пенсию в 2007 г. составляет 1,8 % (в 2006 г. – 3,9 %). Средний размер досрочной пенсии составил 2739,3 рубля (в 2006 г. этот показатель равнялся 2393,4 рубля).

      В 2007 г. выплачено стипендии 1584 гражданам, направленным на профобучение органами службы занятости населения. Средний размер стипендии составил 923,8 рубля (в 2006 г. – 912,8 рубля).

      Численность безработных граждан, утративших право  на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, которым оказана материальная помощь составила 302 человека (в 2006 г. – 230 человек) и 1018 граждан ее получили в период прохождения профессионального обучения по направлению службы занятости населения.

      Таким образом, итоги реализации вышеназванного административного регламента показали:

      1. Численность получающих пособие  по безработице в среднемесячном   исчислении   снизилась   на   35 %,   а   численность безработных уменьшилась на 24,2 %.

      2.  Увеличилось число  безработных   граждан  получающих пособие  в минимальном размере (65,5 % против 60,8 %).

      3.  Возрастает среднемесячный размер  досрочной пенсии и стипендии в период профессионального обучения,  в то же время незначительно снижается средний размер пособия по безработице (-63,4 руб.).

Информация о работе Пассивная политика занятости