Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:08, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении особенностей осуществления пассивной политики занятости в российских экономических условиях.
В соответствии с целью исследования в работе ставились и решались следующие задачи:
уточнить содержание понятий «политика занятости», «активная и пассивная политика занятости»;
раскрыть содержание процесса регулирования рынка труда;
проанализировать динамику занятости и безработицы;
обосновать систему пассивных мер политики занятости в условиях перехода к рыночной экономике.
Введение 3
Глава 1. Сущность политики занятости
1.1. Виды политики занятости 6
1.2. Пассивная политика занятости 10
Глава 2. Особенности политики занятости в российских экономических условиях
2.1. Положение на рынке труда Российской Федерации 16
2.2. РМЭ – статистические данныe 20
2.3. Меры по совершенствованию пассивной политики занятости 24
Заключение 32
Список литературы 33
Вышеназванные проблемы определили направления действий органов службы занятости республики, главными из которых являются:
1. Реализация задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации. Главный путь борьбы с бедностью – это повышение уровня занятости населения.
2. Реализация основных положений Концепции действий на рынке труда, одобренной Правительством Российской Федерации.
3.
Выполнение Программы
Таблица 5 – Социальный состав безработных в Республике Марий Эл
Наименование показателей | На
1.01.07 всего, % |
В том числе на селе | На 1.01.08 всего, % | В том числе на селе | На 1.01.09 всего, % | В том числе на селе |
1. По социальному составу | ||||||
молодежь 16-29 лет | 26,0 | 19,0 | 22,2 | 15,2 | 17,4 | 13,0 |
женщины | 71,2 | 71,0 | 68,3 | 72,2 | 69,0 | |
2. По месту жительства | ||||||
город | 69,6 | 679 | 70,0 | |||
село | 30,4 | 32,1 | 30,0 | |||
3. По возрасту | ||||||
18-24 лет | 23,7 | 18,2 | 17,7 | 12,8 | 9,6 | 6,6 |
25-29 лет | 8,6 | 7,2 | 7,3 | 6,1 | 7,7 | 6,3 |
предпенсионного возраста | 21,9 | 22,1 | 10,6 | 10,4 | 12,8 | 12,8 |
других возрастов | 52,1 | 58,9 | 67,3 | 74,4 | 69,8 | 74,2 |
4. По образованию | ||||||
высшее, н. высшее | 17,8 | 10,7 | 19,0 | 10,8 | 21,7 | 13,1 |
среднее профессиональное | 24,1 | 20,9 | 23,3 | 21,0 | 24,0 | 21,4 |
начальное профессиональное | 21,9 | 24,6 | 21,7 | 23,5 | 20,9 | 22,6 |
среднее общее | 9,3 | 11,2 | 7,6 | 11,0 | 25,9 | 32,8 |
не имеющ. ср. образования | 12,0 | 15,5 | 9,8 | 12,8 | 1,1 | 1Д |
5. По причинам незанятости | ||||||
уволившиеся по собственному желанию | 21,4 | 11,2 | 21,8 | 13,2 | 22,7 | 11,4 |
уволенные за нарушение трудовой дисциплины | 0,1 | 0,0 | 0,1 | 0,0 | 0,2 | 0,2 |
высвобожденные по сокращению штатов | 26,3 | 31,9 | 25,5 | 29,8 | 32,1 | 43,7 |
освобожденные из мест лишения свободы | 0,2 | 0,0 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,3 |
выпускники общеобразовательных школ | 1,8 | 1,3 | 1,3 | 0,5 | ||
выпускники высших учебных заведений | 1,7 | 0,5 | 1,2 | 0,8 | од | 0,3 |
выпускники средних спец. учебных заведений | 1,6 | 0,9 | 1,1 | 0,6 | од | 0,1 |
выпускники проф.-технич. учебных заведений | 0,8 | 0,7 | 0,8 | 0,7 | 0,0 | 0,1 |
Имеющие длит, перерыв в работе | 22,8 | 30,5 | 26,0 | 34,5 | 19,7 | 26,7 |
На основании анализа и прогноза социально-экономической сферы можно сделать вывод о том, что в ближайшее время на развитие рынка труда окажут воздействие следующие факторы:
Для более объективной оценки результатов осуществления переданных полномочий Российской Федераций в области содействия занятости населения проанализировано внедрение административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. В соответствии с данным регламентом социальными выплатами, на которые безработные граждане имеют право, являются:
Органами службы занятости населения Республики Марий Эл проводится целенаправленная работа по внедрению вышеназванного административного регламента. Все социальные выплаты безработном гражданам осуществляются своевременно и в полном объеме, задолженности по социальным выплатам перед безработными гражданами нет.
Для лучшего сравнения и восприятия результатов социальной поддержки безработных проанализируем их в динамике,) сделав акцент на 2006 г. (последний год до внедрения регламента) и 2007 г. (первый год работы в соответствии с регламентом). Динамика численности получателей государственных услуг по социальным выплатам представлена в таблице 7 [24, с. 101-102].
Таблица 7 – Показатели получателей государственных услуг по осуществлению социальных выплат, человек
№
п/п |
Направления социальной господдержки | 2006 г. | 2007 г. | Изменения (+,-) |
1 | Численность получающих пособие по безработице (в среднемесячном исчислении) | 4687 | 3514 | - 1173 |
2 | Численность получающих стипендию | 1557 | 1584 | +27 |
3 | Численность получающих материальную помощь | 230 | 302 | +72 |
4 | Численность граждан получающих досрочные пенсии (на начало года) | 201 | 215 | + 14 |
На социальную поддержку в 2007 г. израсходовано 70249,9 тыс. руб. (в 2006 г. – 81228,9 тыс. руб.), в том числе: на выплату пособий – 58047,1 тыс. руб. (2006 г. – 76083,3 тыс. руб.), материальной помощи – 228,2 тыс. руб. (2006 г. – 122,9 тыс. руб.), досрочных пенсий – 6791,5 тыс. руб. (2006 г. – 5022,7 тыс. руб.) и стипендий – 4869,2 тыс. руб. (2006 г. – 4583,2 тыс. руб.).
Освоение средств федерального бюджета, направленных на социальную поддержку безработных граждан, представлено в таблице 8 [24, с. 102].
Таблица 8 – Социальная поддержка безработных граждан (за счет субвенций федерального бюджета)
№ стр. | Направления социальной поддержки | 2006 г. | 2007 г. | Изменения (+,-) |
1 | Израсходовано всего, тыс. руб. | 81228,92 | 70249,9 | -10979,02 |
1.1 | в том числе: пособия по безработице | 76083,33 | 58047,1 | -18036,23 |
1.2, | материальная помощь | 122,94 | 228,2 | + 100,12 |
1.3 | досрочные пенсии | 5022,65 | 6791,5 | +1768,85 |
1.4 | стипендии | 4583,2 | 4869,2 | +286,00 |
1.5 | на оплату % банку | 399,93 | 313,9 | -372,03 |
2 | Средний размер социальных выплат, руб.: | |||
2.1 | пособия по безработице | 1277,4 | 1214,0 | -63,40 |
2.2 | досрочные пенсии | 2393,4 | 2739,3 | +345,90 |
2.3 | стипендии на профобучение | 912,8 | 923,8 | +11,00 |
Из
общей суммы субвенций
В связи со снижением уровня регистрируемой безработицы с 1,41 % на 1.01.2007 г. до 1,0 % на 1.01.2008 г., уменьшились объемы средств субвенций из федерального бюджета, направляемые на социальные выплаты. Количество граждан, поставленных на учет за год сократилось с 14597 до 11689 человек, соответственно уменьшилось число безработных граждан, получающих пособие по безработице в среднемесячном исчислении с 4687 человек на 01.01.2007 г. до 3514 человек на 01.01.2008 года. Уменьшился и средний размер пособия по безработице с 1277,4 рублей в 2006 г. до 1214,0 рублей в 2007 году. Снижение произошло из-за увеличения доли безработных граждан получающих пособие по безработице в минимальном размере, которая составила 65,5 % (в 2006 г. 60,8 %), а доля безработных граждан, уволенных по собственному желанию без уважительных причин в общем количестве безработных граждан, получающих пособие составила 22,6 % (в 2006 г. – 27,2 %) [24, с. 103].
В 2007 г. оформлено на досрочную пенсию 208 человек (в 2006 г. 209 человек), получали досрочную пенсию по состоянию на 01.01.2008 г. 215 человек (на 01.01.2007 г. – 201 человек). Доля безработных граждан, оформленных на досрочную пенсию в 2007 г. составляет 1,8 % (в 2006 г. – 3,9 %). Средний размер досрочной пенсии составил 2739,3 рубля (в 2006 г. этот показатель равнялся 2393,4 рубля).
В 2007 г. выплачено стипендии 1584 гражданам, направленным на профобучение органами службы занятости населения. Средний размер стипендии составил 923,8 рубля (в 2006 г. – 912,8 рубля).
Численность безработных граждан, утративших право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, которым оказана материальная помощь составила 302 человека (в 2006 г. – 230 человек) и 1018 граждан ее получили в период прохождения профессионального обучения по направлению службы занятости населения.
Таким образом, итоги реализации вышеназванного административного регламента показали:
1.
Численность получающих
2.
Увеличилось число
3.
Возрастает среднемесячный