Государственная политика в области занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 13:58, реферат

Описание работы

Проблемы рынка рабочей силы, занятости и безработицы становятся все более актуальными в связи с глобализацией мировой экономики, изменением структуры российского рынка рабочей силы. Этим объясняется актуальность и значимость темы данной дипломной работы.
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях становления и закрепления рыночных отношений в нашей стране эти проблемы проявляются особенно остро, т.к. государственная политика в области занятости пока пассивна и ориентирована на достижение краткосрочных целей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные объекты управления 6
1.1 Понятие занятости и безработицы 6
1.2 Функционирование рынка труда 11
Глава 2. Государственное воздействие на рынок труда 15
2.1 Теоретические подходы к исследованию рынка труда 15
2.2 Методы государственного регулирования рынка труда 21
2.3 Задачи службы занятости в современной России 26
Глава 3. Регулирование рынка труда в России 31
3.1 Особенности и проблемы российского рынка труда 31
3.2 Будущее Российской политики в области занятости 38
Заключение 43
Список литературы: 45

Работа содержит 1 файл

Государственная политика в области занятости.docx

— 75.34 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО  «Удмуртский государственный университет»

Институт  экономики и управления

Кафедра управления социально - экономическими системами

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине:

«Государственная политика в области занятости»

           

 

 

 

 

 

Выполнил

Студент гр. 0611-31                                                                           Иванов Н.И.

 

Проверил                                                                                           

                                                                                                       

 

 

 

 

 

Ижевск 2012

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Основные объекты  управления 6

1.1 Понятие занятости  и безработицы 6

1.2 Функционирование рынка  труда 11

Глава 2. Государственное  воздействие на рынок труда 15

2.1 Теоретические подходы  к исследованию рынка труда 15

2.2 Методы государственного  регулирования рынка труда 21

2.3 Задачи службы занятости  в современной России 26

Глава 3. Регулирование рынка  труда в России 31

3.1 Особенности и проблемы  российского рынка труда 31

3.2 Будущее Российской политики в области занятости 38

Заключение 43

Список литературы: 45

 

Введение

Проблемы  рынка рабочей силы, занятости  и безработицы становятся все  более актуальными в связи  с глобализацией мировой экономики, изменением структуры российского  рынка рабочей силы. Этим объясняется  актуальность и значимость темы данной дипломной работы.

Проблема  рынка труда, занятости и безработицы  являются одной из важнейших социально-экономических  проблем нашего времени. В условиях становления и закрепления рыночных отношений в нашей стране эти  проблемы проявляются особенно остро, т.к. государственная политика в области занятости пока пассивна и ориентирована на достижение краткосрочных целей.

Особое  внимание при рассмотрении проблем  занятости и безработицы в  современной науке придается  регулирующей роли государством рынка  труда, реализации эффективной политики занятости населения, снижению уровня безработицы. Современная экономика  России представляет синтез рыночного  механизма и элементов государственного регулирования. Формы деятельности и объем деятельности государства  в экономической, социальной и политической сферах меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей.

В любой  стране высшая цель должна сводиться  к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к важнейшей из которых относят  полную занятость. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования  всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием  новых рабочих мест и другими  методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято  называть политикой обеспечения  занятости. Решение этой задачи создает  более благоприятные условия  для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой определенных и конкретных государственных мер.

Цель  реферата - изучить современное состояние рынка труда РФ и доказать необходимость наиболее эффективной деятельности службы занятости, направленной на действенное решение проблем безработных, в том числе наименее социально защищенных слоев населения: молодежи, инвалидов и женщин, рассмотрение и обоснование социальной политики государства в области занятости, направленной на решение современных существующих проблем занятости в перспективе.

Задачи: 
1. Рассмотреть рынок труда и современные проблемы занятости Российской Федерации;

2. Изучить рынок труда и выявить  проблемы занятости на современном  этапе молодежной, женской безработицы  и безработицы лиц с ограниченными возможностями - инвалидов;

3. Рассмотреть перспективы государственного  регулирования рынка труда в  России и службу занятости как регулятор рынка труда;

4. Выявить содержание и методы  эффективной работы службы занятости  с безработными, в том числе  наименее социально-защищенными  категориями населения;

5. Изучить мировой, федеральный  и региональный опыт практического  внедрения социальной работы  с безрабоными в службе занятости;

6. Изучить механизм реализации  государственной политики в области  занятости населения в Российской Федерации и регионах.

Объект  исследования - занятость населения  России на современном этапе рынка труда.

Предметом исследования является повышение мер  эффективности занятости населения  по предупреждению безработицы в  Российской Федерации как межведомственная задача в деятельности социальных служб  и службы занятости.

 

Глава 1. Основные объекты управления

1.1 Понятие занятости и безработицы

В соответствии с Федеральным Законом от 19.04.1991 года N 1032-1 (в ред. от 27.12.2009 N 367-ФЗ) «О занятости населения в Российской Федерации», (далее – ФЗ) занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Согласно  ст. 2 ФЗ занятыми считаются граждане:

  • работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;
  • зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
  • занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  • выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов;
  • избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;
  • временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
  • являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;
  • являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица - временная не занятость экономически активного населения. Безработица является одной из главных социальных проблем рыночного общества, которая обусловлена экономическими причинами. В условиях безработицы, во-первых, общественные ресурсы недоиспользуются и, во-вторых, часть населения имеет очень низкие доходы. Экономически безработицу можно считать закономерным явлением, так как она связана с нормальным действием механизма рынка: избыток (как и недостаток) рабочей силы ведет к развитию прогрессивных и эффективных видов деятельности и к исчезновению предприятий-банкротов. Но с социальной точки зрения безработица, несомненно, является злом: она ведет к обострению социальных проблем и общественной напряженности, в том числе вызывает рост преступности. Поэтому безработица — сложная и серьезная проблема даже для экономически развитых стран.

Согласно  ст. 3 ФЗ безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Решение о признании гражданина безработным  принимает служба занятости по месту  его жительства не позднее 11 дней после  обращения. При обращении с просьбой о регистрации гражданин должен предъявить паспорт, трудовую книжку, документ, удостоверяющий его профессиональную квалификацию, и справку о средней  заработной плате за последние три  месяца работы, а для лиц, впервые  ищущих работу, еще и документ об образовании.

Безработица характеризует такое состояние  общества, когда часть способных  и желающих трудиться по найму  людей не могут найти себе работу по специальности или вообще трудоустроиться.

Различают несколько видов безработицы:

  1. структурная — характеризует невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы. Ее причиной являются экономические процессы функционирования рынка, когда в какие-то периоды в отдельных регионах возникает спрос на некоторые профессии при отсутствии там соответствующего предложения рабочей силы, и наоборот;
  2. фрикционная — связана с постоянным естественным движением населения, например в связи с изменением семейного положения работника, рождением ребенка, учебой, болезнью родных или близких, переездом на новое местожительство и др. Фрикционные причины мешают работнику быстро трудоустроиться по своей профессии в соответствии с квалификацией;
  3. циклическая — связана с фазами циклов воспроизводства, в частности фазами кризиса и депрессии. Разновидностью этого вида безработицы является застойная безработица, которая имеет место в странах и регионах, пораженных экономическим спадом, когда работодатели из-за уменьшения спроса на свою продукцию вынуждены сокращать численность работников;
  4. скрытая — характеризуется ситуацией в обществе, когда работник вынужден соглашаться на работу на условиях неполного рабочего времени (дня, недели или месяца). Этот вид безработицы связан с наличием незанятого населения в обществе по причине, как правило, экономической нестабильности, когда спрос на рабочую силу меньше предложения. Скрытая безработица иногда неверно трактуется как скрытая от регистрации безработица;
  5. добровольная — означает, что работник не желает трудиться за предлагаемую ему заработную плату или по предлагаемой профессии на предприятии, ожидая более подходящей работы;
  6. вынужденная — означает любой вид безработицы, кроме добровольной. Но в отличие от других видов вынужденная безработица характеризует такую ситуацию, когда на предприятии в соответствии с отраслевым или коллективным соглашением установлена фиксированная на определенный срок заработная плата, которая не устраивает работников. В ожидании пересмотра размера заработной платы может возникнуть вынужденная безработица.

Кроме указанных, различают безработицу среди  наиболее незащищенных слоев населения: женщин, молодежи, лиц старшего возраста, инвалидов, мигрантов и др.

В зависимости  от времени нахождения без работы безработица может быть продолжительной, длительной и застойной.

Продолжительная безработица наблюдается при  отсутствии работы в течение 4—8 месяцев. Для продолжительной безработицы  характерны начало деквалификации работника, потеря (в определенной степени) культуры труда, появление неуверенности  в себе, нежелание искать работу самостоятельно, привыкание к низкому уровню жизни.

Длительной  считается безработица продолжительностью 8—18 месяцев. В этих условиях начинаются общая деквалификация работника, потеря трудовых навыков и способности  интенсивно работать в течение необходимого времени. Происходит утрата работником психологической уверенности в себе.

Застойная безработица продолжается более 18 месяцев. В этих условиях наступает деградация трудового потенциала человека. Общие  меры трудовой реабилитации дают незначительные результаты. Считается, что для восстановления у человека прежнего отношения к  труду необходим индивидуальный подход.

Учет  лиц, потерявших работу, по длительности времени безработицы позволяет  службам занятости вести более  адресную работу с различными слоями населения.

Время нахождения без работы учитывается также  при определении размера пособия  по безработице: с удлинением этого  времени уменьшается размер пособия.

Для анализа  состояния безработицы рассчитывается ее уровень.

Уровень безработицы (Уб) определяется отношением числа официально зарегистрированных безработных к числу экономически активного населения (в %):

(где Б — официально зарегистрированные безработные; ЭАН — экономически активное население, человек.)

Считается, что в нормально функционирующем  в условиях рынка обществе средний  уровень безработицы может составлять 5—7%. На его величину оказывают влияние  как общее состояние экономики  в стране, так и особенности  локального рынка.

Полная  занятость не означает абсолютного  отсутствия безработицы. Экономисты считают  фрикционную и структурную безработицу  совершенно неизбежной: следовательно, «полная занятость» определяется как  занятость, составляющая менее 100 % рабочей  силы. Точнее говоря, уровень безработицы  при полной занятости равен сумме  уровней фрикционной и структурной  безработицы. Другими словами, уровень  безработицы при полной занятости  достигается в том случае, когда  циклическая безработица равна  нулю. Уровень безработицы при  полной занятости называется также  естественным уровнем безработицы.

Информация о работе Государственная политика в области занятости