Организация стимулирования труда на промышленном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:10, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является исследование вопросов стимулирования труда в системе менеджмента, а также разработка мер по совершенствованию системы стимулирования труда.
Актуальность темы данной дипломной работы определяется тем, что эффективное стимулирование персонала является одним из наиболее существенных факторов конкурентоспособности современных предприятий.
В качестве объекта исследования выступает РУП «Минский тракторный завод».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РА-
БОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯТИЯ ……………………………………….. 7
1.1 Система стимулирования труда работников: основные понятия, цели,
задачи, функции, принципы ………………………………………………….. 7
1.2 Эволюция взглядов на мотивацию и стимулирование трудовой
деятельности…………………………………………………………………… 13
1.3 Классификация стимулов и формы стимулирования трудовой
деятельности…………………………………………………………………… 18
2 ОРГАНИЗАЦИЯ СТИМУЛИРОВНИЯ ТРУДА НА РУП «МТЗ»…… 37
2.1 Характеристика предприятия ПО «МТЗ»………………………………... 37
2.2 Анализ хозяйственной деятельности РУП «МТЗ».……………………… 45
2.3 Анализ состава и структуры персонала РУП «МТЗ»…………………… 70
2.4. Организация стимулирования труда на РУП «МТЗ»…………………… 73
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУ-
ДА РАБОТНИКОВ НА РУП «МТЗ»………………………………………. 80
3.1 Мировой опыт стимулирования труда…………………………………… 80
3.2 Программа совершенствования стимулирования труда работников
на РУП «МТЗ»………………………………………………………………… 90
3.3 Оценка эффективности предлагаемой системы премирования………… 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 118
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..………….. 120
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. 124

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 331.62 Кб (Скачать)

В каждом цехе кроме производственных участков и мастерских есть начальник цеха, секретарь, служба механика, энергетика, технического контроля, тех бюро, бюро труда и заработной платы, бухгалтерия, планово-экономическое бюро, табельная (ведение табеля рабочего времени), личный стол (учет кадров рабочих и служащих), хозяйственная служба.

По структуре  и численности каждый цех представляет собой маленькое предприятие, связанное  между собой хозяйственной деятельностью  в одном большом хозяйствующем  субъекте-заводе.

Каждый  цех имеет свой план товарной продукции, выпуск, основные и вспомогательные  технико-экономические показатели работы, за результаты которых премируются, либо лишаются премии. На заводе разработано отделом труда и заработной платы подробное положение о премировании за конечные результаты труда.

Структура предприятия отражена в приложении В.

2.1.2 Внешнеэкономическая деятельность на предприятии

Внешнеэкономическая и маркетинговая деятельность на предприятии осуществляется через  маркетинг-центр (МКЦ). Маркетинг-центр  – это самостоятельное структурное подразделение производственного объединения, подчиненное непосредственно генеральному директору.

Основными задачами маркетинг-центра являются:

- долгосрочное (перспективное) планирование и  прогнозирование, опирающееся на исследование рынка, товара и покупателей;

- использование  комплексных методов формирования  спроса и стимулирования сбыта;

- ориентация  на производство и сбыт продукции,  удовлетворяющей требованиям тщательно вычисленных потенциальных покупателей;

- совместное  обеспечение материалами, комплектующими, оборудованием по заявкам снабженческих, инженерных и других служб объединения, утвержденным генеральным директором;

- разработка  и внедрение прогрессивных нормативов  оборотных средств остатков готовой  продукции, выбор и осуществление  форм сбыта продукции;

- организация  патентно-правового обеспечения  выпускаемой продукции и др.

МКЦ возглавляет  маркетинг-директор - первый заместитель генерального директора, который назначается и освобождается от занимаемой должности приказом генерального директора объединения.

У маркетинг-директора, возглавляющего МКЦ, есть три заместителя:

    1. по коммерческой работе;
    2. по производству и сбыту;
    3. по организации сбытовой сети и сервисному обслуживанию.

Под общим  руководством маркетинг-директора  и его заместителей работают следующие отделы и цеха, являющиеся самостоятельными структурными подразделениями:

1. Коммерческий  отдел тракторов «Запад».

2. Коммерческий  отдел тракторов «Восток».

3. Коммерческий  отдел запасных частей и товаров  народного потребления.

4. Коммерческий  отдел импорта.

5. Отдел  отгрузки с цехом консервации  и упаковки.

6. Отдел  транспорта с железнодорожными  и транспортными цехами.

7. Отдел  контроля заказов, гарантийного  комплекта с транспортно-экспедиторским  цехом.

8. Отдел  конъюнктуры и экономического  анализа.

9. Отдел организации сбытовой сети и сервисного обслуживания.

10. Инженерно-аналитический отдел.

Из множества  функций МКЦ следует выделить следующие наиболее значимые из них:

- изучение  рынка – проведение анализа  ситуации на рынке, его емкости,  динамики, структуры, изучение конкурентов,  оценка положения объединения  на рынках и т.д.;

- прогнозирование  рынка – определение кратко- и  долгосрочных тенденций развития спроса и предложения, требований к продукции;

- оценка  собственных сбытовых возможностей;

- разработка  стратегии сбыта – определение  методов достижения поставленных целей, разработка товарной, ценовой, рекламной и иных стратегий, их взаимоувязка;

- формирование  спроса и стимулирование сбыта;

- выработка  предложений по концепции создания  новых товаров и модернизации старых;

- составление  отчетов, сводок и справок о  ходе выполнения планов контрактации и отгрузки готовой продукции;

- осуществление  постоянной связи с торговыми  партнерами;

- организация  сервисного обслуживания в гарантийный  и послегарантийный период;

- создание  и развитие товаропроводящей  сети, в т.ч. совместных предприятий, анализ и контроль ее деятельности и т.д.

В настоящее  время реализация продукции ПО «МТЗ»  в страны дальнего зарубежья осуществляется через хорошо отлаженную и сформированную сбытовую сеть, а именно через:

- акционерные  общества, находящиеся под полным  контролем или паритетным управлением ПО «МТЗ»;

- зарубежные  фирмы агенты, которые занимаются  реализацией и обслуживанием продукции МТЗ в соответствии с агентскими соглашениями в Европе, Америке, Азии, Африке и Австралии.

Также ПО «МТЗ» продолжает изыскивать пути увеличения реализации своей продукции за счет расширения дилерской и дистрибьюторской сети. Представительства ПО «МТЗ»  созданы в Канаде, США, Великобритании, Эстонии, Латинской Америке, Вьетнаме, Китае, Кубе.

В Республике Беларусь активно работают около 30 дилерских центров, которые  осуществляют продажу продукции  ПО «МТЗ», ее предпродажную подготовку, удовлетворяют претензии потребителей по качеству тракторов, как в гарантийный, так и в послегарантийный периоды  эксплуатации.

2.2 Анализ хозяйственной деятельности РУП «МТЗ»

Рассмотрим  результаты производственно-хозяйственной  деятельности РУП «МТЗ» (см. «Таблица 2.1 - Основные технико-экономические показатели РУП «МТЗ» за 2009 - 2011 гг.»).

Из данных таблицы видно, что в 2011 г. объем товарной продукции возрос на 29,18 % в сравнении с 2010 г. и на 75,76 % по сравнению с 2009 г. (см. «Рисунок 2.1 - Динамика объемов товарной продукции, млн.р.»).

При этом себестоимость товарной продукции  по сравнению с 2010 г. возросла в большей  степени, чем объем товарной продукции  – на 30,15 %. По сравнению с 2009 г. себестоимость товарной продукции возросла в меньшей степени, чем объем товарной продукции - на 71,03 % (см. «Рисунок 2.2 - Себестоимость товарной продукции, млн. руб.»).

В результате затраты на 1р. товарной продукции  по сравнению с 2010 г. возросли на 0,75 %, а по сравнению с 2009 г. они сократились на 2,69 % (см. «Рисунок 2.3 - Затраты на 1 руб. товарной продукции»).

Данный  факт свидетельствует о перерасходе  затрат в 2011 году, однако в целом  за рассматриваемый период времени  наблюдается экономия затрат.

Рисунок 2.1 - Динамика объемов товарной продукции, млн. руб.

 

 

 

Показатели

2009 г

2010 г.

2011 г.

Отклонение 2011 г. (+/-)

Темпы роста

2011 г., %

от

2010 г.

от

2009 г.

к 2010 г.

к 2009 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

Товарная продукция, млн. р.

1324974

1802747

2328802

526055

1003828

129,18

175,76

Себестоимость товарной продукции,

млн. р.

1150729

1512123

1968094

455971

817365

130,15

171,03

Балансовая прибыль, млн. р., в т.ч.

185666

231705

362987

131282

177321

156,66

195,51

Прибыль от реализации продукции, млн.р.

221315

279800

396203

116403

174888

141,60

179,02

Чистая прибыль, млн. р.

121280

155775

248684

92909

127404

159,64

205,05

Среднесписочная численность, чел.

21314

21987

22748

761

1434

103,46

106,73

Среднегодовая стоимость основных фондов, млн. р.

383211

412546

474604

62058

91393

115,04

123,85

Оборотные средства, млн. р.

634512

698744

868006

169262

233494

124,22

136,80

Фонд оплаты труда, млн. р.

204189

252625

299216

46591

95027

118,44

146,54

Выработка, млн. р./чел.

62,16

83,14

104,69

21,54

42,52

125,91

168,41

Среднемесячная заработная плата, тыс. р.

798,34

970,95

1120,91

149,96

322,57

115,45

140,41

Фондоотдача, р.

3,46

4,37

4,91

0,54

1,45

112,29

141,92

               

 

 

 

Окончание таблицы 2.1

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, р.

 

 

2,09

 

 

2,58

 

 

2,68

 

 

0,10

 

 

0,59

 

 

103,99

 

 

128,48

Затраты на один рубль товарной продукции, р.

0,87

0,84

0,85

0,01

-0,02

100,75

97,31

Рентабельность продукции, %

19,23

18,50

20,13

1,63

0,90

108,80

104,67

Рентабельность продаж, %

16,70

15,52

17,01

1,49

0,31

109,62

101,85

Рентабельность производства, %

18,24

20,85

27,04

6,19

8,79

129,67

148,20


 

 

 

Рисунок 2.2 - Себестоимость товарной продукции, млн.руб.

 

Рисунок 2.3 - Затраты на 1 руб. товарной продукции

 

 

 

Балансовая  прибыль в отчетном году превысила  величину прошлого года на 56,66 % и на 95,51 % величину 2009 г.

Прибыль от реализации возросла на 41,60 % по сравнению с 2010 г. и на 79,02 % по сравнению с 2009 г.

Увеличение  чистой прибыли составило 59,64 % по сравнению с 2010 г. и 105,05 % по сравнению с 2009 г. (см. «Рисунок 2.4 - Динамика чистой прибыли, млн. руб.»).

Рисунок 2.4 - Динамика чистой прибыли, млн. руб.

В результате роста прибыли от реализации рентабельность продукции превысила величину 2009 г. на 0,90 %, величину 2010 г. на 1,63 % и составила за 2011 г. 20,13 %.

Рентабельность  продаж также возросла на 1,49% по сравнению с  2010 г. и на 0,31% по сравнению с 2009 г. и в отчетном 2011 г. была равна 17,01%.

В результате увеличения балансовой прибыли в 2011 г. произошел рост рентабельности производства на 6,19 % по сравнению с прошлым годом и на 8,79 % по сравнению с 2009 г. В результате рентабельность производства в 2011 г. была равна 27,04 % (см. «Рисунок 2.5 - Рентабельность производства»).

Рисунок 2.5 - Рентабельность производства

Такая динамика свидетельствует о снижении эффективности  функционирования РУП «МТЗ» в 2010 г. по сравнению с 2009 г. и о повышении эффективности работы предприятия в 2011 г. по сравнению с 2010 и 2009 гг. Таким образом, за весь рассматриваемый период времени эффективность функционирования РУП «МТЗ» возросла. Все рассчитанные показатели рентабельности в 2011 г. возросли и превысили величину 2010 и 2009 гг.

Среднесписочная численность в 2011 г. возросла по сравнению с 2010 г. на 761 человека (+3,46 %) и на 1434 человека (+6,73 %) по сравнению с 2009 г. и в 2011 г. была равна 22 748 человек (см. «Рисунок 2.6 - Динамика среднесписочной численности работников»).

Рост  выработки при этом был равен 25,91 % по сравнению с 2010 г. и 68,41 % по сравнению с 2009 г. При этом рост фонда оплаты труда по сравнению с 2010 г. составил 18,44 %; по сравнению с 2009 г. - 46,54 %, среднемесячная заработная плата возросла на 15,45 % по сравнению с 2010 г., по сравнению с 2009 г. – на 40,41 %, и в 2011 г. составила 1120,91 тыс. р. (см. «Рисунок 2.7 - Темпы роста выработки и фонда заработной платы»).

 

 

Рисунок 2.6 - Динамика среднесписочной численности работников

Рисунок 2.7 - Темпы роста выработки и фонда заработной платы

Таким образом, темпы роста среднемесячной заработной платы в 2011 г. были ниже темпов роста производительности труда. Из этого можно сделать вывод о том, что на предприятии соблюдается экономически правильное соотношение между темпами роста производительности труда и темпами роста заработной платы, т.к. темпы роста заработной платы не превышают темпов роста производительности труда.

 

Среднегодовая стоимость основных фондов по сравнению с 2010 г. увеличилась на 15,04 %, по сравнению с 2009 г. – на 23,85 %. Таким образом, темпы роста товарной продукции превысили темпы роста среднегодовой стоимости основных фондов. В результате этого фондоотдача в 2011 г. возросла на 0,54 р. по сравнению с 2010 г. и на 1,45 р. по сравнению с 2009 г. (см. «Рисунок 2.8 – Фондоотдача).

Рисунок 2.8 - Фондоотдача

Следует также обратить внимание на то, в 2011 г. произошло увеличение стоимости оборотных средств предприятия - по сравнению с прошлым годом они возросли на 24,22 %, а по сравнению с 2009 г. – на 36,80 %.

Темпы роста  товарной продукции превысили темпы  роста среднегодовой стоимости оборотных средств, что привело к росту коэффициента оборачиваемости по сравнению с 2010 г. на 0,10 р., а по сравнению с 2009 г.– на 0,59 р.

 

2.2.1 Анализ и оценка финансовой устойчивости РУП «МТЗ»

Устойчивость  финансового состояния предприятия  фактически зависит от того, каким  имуществом оно располагает. Эту  необходимую для анализа информацию можно получить из актива баланса (см. «Таблица 2.2 - Горизонтальный анализ активов предприятия»).

Таблица 2.2 - Горизонтальный анализ активов предприятия

Показатели

Значение показателя

на 01.01. 2011 г.,

млн. руб.

на 01.01. 2012 г.,

млн. руб.

абсол.

отклонение, млн. руб.

относит. изменение в %

1

2

3

4

5

1. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

774 668

913 191

138 523

17,88

1.1.Основные средства

622 733

703 286

80 553

12,94

1.2. Нематериальные активы

329

244

-85

-25,84

1.3. Вложения во внеоборотные активы

151 606

209 661

58 055

38,29

2. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

1 369 477

1 631 067

361 590

19,08

2.1. Запасы и затраты:

781 728

676 813

-4 915

-13,42

- сырье, материалы и др. МТЦ

298 268

252 316

-45 952

-15,41

- животные на выращивании и откорме

5 717

6 921

1 204

21,06

- незавершенное производство

116 445

88 198

-28 247

-24,26

- готовая продукция

197 483

156 540

-40 943

-20,73

- товары отгруженные

138 190

147 748

109  558

6,92

- расходы будующих периодов

 

25 625

 

25 090

 

-535

-2,09

2.2. Налоги по приобретенным ценностям

41 323

43 907

2 584

6,25

2.3. Дебиторская задолженность (более 12 месяцев)

0

0

0

-

2.4. Дебиторская задолженность (менее 12 месяцев)

479 223

 

871 712

392 489

81,90

2.5. Денежные средства

62 032

33 690

-28 342

-45,69

2.6. Финансовые вложения

3 954

4 133

179

4,53

 

 

 

Окончание таблицы 2.2

2.7. Прочие оборотные активы

1 187

812

-375

-31,59

БАЛАНС

2 144 145

2 544 258

400 113

18,66

Информация о работе Организация стимулирования труда на промышленном предприятии