Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:10, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является исследование вопросов стимулирования труда в системе менеджмента, а также разработка мер по совершенствованию системы стимулирования труда.
Актуальность темы данной дипломной работы определяется тем, что эффективное стимулирование персонала является одним из наиболее существенных факторов конкурентоспособности современных предприятий.
В качестве объекта исследования выступает РУП «Минский тракторный завод».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РА-
БОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯТИЯ ……………………………………….. 7
1.1 Система стимулирования труда работников: основные понятия, цели,
задачи, функции, принципы ………………………………………………….. 7
1.2 Эволюция взглядов на мотивацию и стимулирование трудовой
деятельности…………………………………………………………………… 13
1.3 Классификация стимулов и формы стимулирования трудовой
деятельности…………………………………………………………………… 18
2 ОРГАНИЗАЦИЯ СТИМУЛИРОВНИЯ ТРУДА НА РУП «МТЗ»…… 37
2.1 Характеристика предприятия ПО «МТЗ»………………………………... 37
2.2 Анализ хозяйственной деятельности РУП «МТЗ».……………………… 45
2.3 Анализ состава и структуры персонала РУП «МТЗ»…………………… 70
2.4. Организация стимулирования труда на РУП «МТЗ»…………………… 73
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУ-
ДА РАБОТНИКОВ НА РУП «МТЗ»………………………………………. 80
3.1 Мировой опыт стимулирования труда…………………………………… 80
3.2 Программа совершенствования стимулирования труда работников
на РУП «МТЗ»………………………………………………………………… 90
3.3 Оценка эффективности предлагаемой системы премирования………… 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 118
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..………….. 120
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. 124
В основе кадровой политики - системы пожизненного найма, кадровой ротации, репутаций, обучения на рабочем месте, формирующие мощную мотивационную среду, которая позволяет готовить высокопрофессиональные кадры, эффективно реализовывать их творческий и интеллектуальный потенциал.
Смысл
пожизненного найма
Суть системы ротации заключается в перемещении работников по горизонтали и вертикали каждые два-три года. Характерно, что выпускников вузов, ежегодно трудоустраивающихся на предприятия и в организации, не назначают сразу на руководящие должности. Свою трудовую биографию они начинают с должностей, не требующих высокой квалификации.
Впоследствии такого специалиста или руководителя, знающего свою организацию изнутри, сложно ввести в заблуждение, вероятность принятия им непрофессиональных решений минимизируется. Система ротации обеспечивает гибкость рабочей силы, повышает уровень ее, квалификации и конкурентоспособности.
Система
репутаций гарантирует в
Решающая
роль в обеспечении
Ранее размер оплаты труда работников зависел от их возраста и стажа, но постепенно увеличивалось значение квалификации и эффективности труда. В настоящее время величина заработной платы на 40 % определяется стажем работы в компании.
Для
японских моделей
В кризисных ситуациях, как правило, в первую очередь снижаются оклады руководителей разного уровня и главы компании, в то же время заработки рабочих увеличиваются. Подобная корректировка способствует исправлению положения: на японских предприятиях, где царит «дух семьи», предпочитают перекладывать проблемы на менеджеров, а не на рабочих.
Для западноевропейских компаний характерны три модели стимулирования труда:
Премиальные
модели оплаты труда
В Англии, Франции и ряде других стран получила распространение так называемая гибкая система оплаты, в основе которой лежит учет индивидуальных качеств работника, его заслуг и результатов работы с помощью специальных оценочных шкал по ряду факторов. При этом, по существу, происходит индивидуализация оплаты труда, против чего выступают профсоюзы, однако эту систему поддерживают высококвалифицированные специалисты и рабочие.
Принцип индивидуализации оплаты труда во Франции осуществляется путем учета уровня профессиональной квалификации, качества выполняемой работы, количества внесенных рационализаторских предложений, уровня мобильности работника.
Применяют три основных подхода к осуществлению принципа индивидуализации оплаты труда:
Дополнительно выплачиваются премии за высокое качество работы, добросовестное отношение к труду и т. д. Персонал принимает активное участие в обсуждении вопросов оплаты труда в рамках специальных комиссий;
Немецкая модель мотивации труда исходит из того, что в ее центре находится человек с его интересами как свободная личность, сознающая свою ответственность перед обществом. Свобода в экономическом смысле означает понимание интересов общества и нахождение своего места в системе производство - потребление.
На некоторых немецких промышленных предприятиях заключаются договоры, по которым работник обязуется с максимальной отдачей использовать свой потенциал, намечая определенные показатели результативности, при этом он имеет право распоряжаться своим рабочим временем по личному усмотрению. В итоге повышается трудовая мотивация - человек не просто выполняет поставленные перед ним задачи, но и привлекается к участию в управлении своей деятельностью.
Рыночное хозяйство Германии называется социальным потому, что государство создает условия для всех граждан, пресекает проявление несправедливости и защищает всех обделенных и беззащитных: безработных, больных, стариков и детей. Социальная справедливость и солидарность - непременные предпосылки общественного консенсуса. Западные исследователи пришли к выводу, что гармоничная комбинация из стимулирования труда и социальных гарантий представляет собой одну из самых оптимальных моделей, когда-либо известных в истории экономических теорий. Эта модель обеспечивает в равной степени как экономическое благосостояние, так и социальные гарантии.
Рассмотрев
виды и формы материального
Существует
огромное множество различных
Во-первых, льготы, связанные с графиком работы. Прежде всего, это меры, связанные с оплатой нерабочего времени сотрудника (праздничные дни и отпуск, период временной нетрудоспособности, перерывы на обед и отдых). Крайним случаем льгот такого рода является оплата декретного отпуска. Кроме того, это предоставление сотруднику гибкого графика работы.
В последнее время особенно распространенной является система «банка нерабочих дней». Сотруднику предоставляется некоторое количество дней в году, которые он может не работать (обычно это количество складывается из нормы отпуска и разумного количества отгулов), и он получает возможность воспользоваться нерабочими днями по своему усмотрению.
Во-вторых, материальные нефинансовые вознаграждения. В этот блок входят все материальные стимулы, которые использует компания. Прежде всего, это различные подарки, которые фирма делает своим сотрудникам. Это могут быть небольшие сувениры, более крупные подарки как символ важности сотрудника для фирмы, семейные подарки (например, окорок на Пасху или индейка на Рождество в американских компаниях), ко дню рождения, билеты в театр, подарки по случаю рождения ребенка. Кроме того, сюда же относятся различные финансовые «послабления» сотрудникам. Это в первую очередь оплата медицинской страховки, а также ссуды по льготной программе и скидки на приобретение продукции компании.
В-третьих, различные общефирменные мероприятия, не касающиеся непосредственно работы. Это внутрифирменные праздники, посвященные значимым событиям (юбилею фирмы, выпуску новой модели продукции и т.д.). Кроме того, различные мероприятия, на которые работники имеют право приглашать свои семьи (Новый год, День независимости), загородные и экскурсионные поездки, устраиваемые компанией.
К этой же
категории также относят
В-четвёртых,
особым видом вознаграждений являются
«вознаграждения-
Не считая упоминания в средствах массовой информации и фотографий на видных местах, они пытаются увековечить работу своих сотрудников другими способами. Так, например, в компании Walt Disney Co. применяется следующая практика: на центральной улице парка Disneyland окна кафе посвящают наиболее ценным работникам, а в компании Southwest Airlines выпущен специальный самолет в честь сотрудников компании (внутри аэробуса увековечены их имена). В результате успехи Walt Disney Co. общеизвестны, Southwest Airlines отличается самой низкой текучестью кадров среди подобных компаний.
Необходимо отдельно выделить такой вид нематериального вознаграждения, как делегирование полномочий. Во-первых, это мощный стимул для повышения мотивации сотрудников: они, с одной стороны, чувствуют, что компания внимательна к ним и доверяет их компетентности, а с другой, удовлетворяют потребности за счет расширения объема своих полномочий при сохранении прежнего должностного статуса.
Во-вторых, это эффективный способ повышения потенциала сотрудников путем реализации их способностей не только в основной деятельности.
В-третьих, делегирование полномочий необходимо для эффективного функционирования организационной структуры в современной динамичной среде.
В области морально-психологического стимулирования особый интерес представляет японский опыт, обеспечивающий реализацию «человеческого потенциала», особенностями которого следует считать такие основные признаки:
1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, улучшает отношения рядовых сотрудников с руководством и помогает получать информацию от опытных рабочих;
2. Постоянное присутствие руководства на производстве;
3. Гласность и ценности корпорации. Все уровни управления и рабочие пользуются общей базой информации о политике и деятельности фирмы, в результате чего развивается атмосфера участия в общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность;
4. Отождествление работников с компанией через поощрение частных и прямых связей. Существует несколько систем общения: утренние митинги, цеховые собрания и собрания малых групп (кружков качества и ритуальных групп). На них управляющий фирмой обращается к служащим с изложением политики компании, после чего часто проводится утренняя гимнастика, заканчиваемая таким скандированием: «Будем работать напряженно».
Японские фирмы часто проводят церемонии празднования открытия нового офиса, начала нового года или начала службы пожизненно нанятых служащих (1 апреля каждого года), выдающихся рекордов явки на работу и др. Каждую осень устраиваются спортивные встречи и один или два раза в год - коллективные туристические поездки. Когда играют в бейсбол, футбол или регби команды двух компаний, посещаемость высокая. Это увеличивает сплоченность персонала, его моральный дух.
Информация о работе Организация стимулирования труда на промышленном предприятии