Организация системы планирования на предприятии в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:26, дипломная работа

Описание работы

Основные цели дипломной работы заключаются в следующем:
- определение путей и методов совершенствования стратегического планирования на выбранном объекте;
- определение состояния потенциалов данного изучаемого объекта на сегодняшний день;
- внедрение предложений по совершенствованию организации планирования.

Содержание

Стр.
Введение

4

1
Теоретические основы организации системы планирования на предприятии в условиях рынка
8

Экономическая сущность планирования, виды и типы планов на предприятии
8

1.2 Организация системы планирования деятельности на предприятии
23

Антикризисное планирование в системе планирования деятельности на предприятии
33

2
Анализ производственно-экономической деятельности ТОО «Каскад-2004»
39

2.1 Характеристика современного состояния ТОО «Каскад-2004»
39

2.2 Анализ финансово – хозяйственной деятельности на предприятии ТОО «Каскад-2004»
48

Организация системы планирования в
ТОО «Каскад-2004»
55

3
Совершенствование организации планирования на
ТОО «Каскад-2004»
65

3.1 Стратегии дальнейшего развития
ТОО «Каскад-2004»
65


Заключение
76

Список использованных источников

Работа содержит 9 файлов

конт анализ.docx

— 107.55 Кб (Открыть, Скачать)

002_введение.docx

— 19.50 Кб (Открыть, Скачать)

Выступление.docx

— 23.14 Кб (Открыть, Скачать)

заключение.docx

— 23.76 Кб (Открыть, Скачать)

раздел 1.docx

— 91.99 Кб (Скачать)

 

 

Она служит важным условием достижения всех других целей, которые выдвигаются на первый план в разные периоды деятельности предприятий. Вместе с тем прибыль  не должна заслонять собой многие другие цели развития или деятельности фирмы. Г. Форд заметил, когда главной  целью предприятия является получение  прибыли, а не производство полезных изделий, мы имеем дело с извращением  его деятельности.

Выбор цели и стратегии развития предприятия  составляет основу самостоятельной  планово-управленческой деятельности менеджеров в свободных рыночных отношениях. При долгосрочном планировании предприятие может также использовать такие известные стратегии, как  разработка товара, стабилизация производства, проникновение на рынок, сокращение издержек, изменение цен и все  остальные функциональные или целевые  стратегии (маркетинговую, производственную, финансовую, конкурентную и т.д.). На казахстанских предприятиях широкое распространение имеет стратегия выживания, на зарубежных предприятиях - стратегия завоевания лидерства на рынке. Каждое предприятие в ходе перспективного планирования должно само выбрать наилучшую стратегию развития или роста с учетом его реальных возможностей и достигнутых результатов на данном этапе экономической деятельности [8, с 77]. 

Анализ  стратегического планирования в  странах с развитой рыночной экономикой, показывает, что оно существенно  отличается друг от друга на различных  предприятиях. Это отличие зависит  от типа предприятия, его отраслевой принадлежности, уровня квалификации руководства, конкретной ситуации в  экономике на момент планирования и  др.

При стратегическом планировании предприятиями  могут использоваться такие стратегии, как разработка товара, стабилизация производства, проникновение на рынок, сокращение издержек, изменение цен, а также целевые стратегии: как  маркетинговая, производственная, финансовая, конкурентная и т.д.

Планирование  деятельности организации - одна из общих  функций управления организацией, вид  управленческой деятельности, направленный на определение целей организации, путей, средств и этапов их достижения, необходимых ресурсов, затрат и результатов, а так же проектируемого изменения  состояния организации.

В условиях рыночной экономики планирование деятельности организации решает следующие задачи: выявление перспектив изменения  внешнего окружения фирмы, формирование целей и стратегии развития, определение  первостепенных задач, действий для  их решения, затрат и результатов, а  так же проектируемого изменения  состояния организации, создание базы для последующего контроля.

Цель  стратегического планирования: адаптация  предприятия к прогнозируемым изменениям внешней среды, достижение надежной позиции на рынке, обеспечивающей финансовую устойчивость  предприятия в условиях конкуренции. К задачам стратегического  планирования относятся:

  • правильно и своевременно оценить возможные последствия перемен, происходящих в социальной, экономической и научно-технической сферах;
  • предвидеть опасности и возможности;
  • выработать хозяйственную политику и стратегию фирмы, позволяющие справиться с опасностями и использовать возникающие новые возможности. Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения  [9, с. 221]. Основные объекты стратегического планирования: продукция, рынки сбыта, новые технологии, взаимоотношения с обществом, внешнеэкономическая деятельность. Горизонт стратегического планирования определяется продолжительностью инновационных и структурных изменений в организации. Данный вид планирования является функцией высшего уровня управления организацией.  Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей [9, c. 221].

Цель  тактического планирования – последовательная поэтапная реализация выработанной стратегии. Задача тактического планирования: конкретизация стратегических целей, применительно к более короткому  отрезку времени; выбор наиболее эффективных путей реализации стратегии; пропорциональное  развитие и наилучшее  использование потенциала предприятия, обеспечение текущей финансовой устойчивости и рентабельности. Объекты  тактического планирования – это, прежде всего номенклатура продукции и  динамика производительных мощностей. Тактическое планирование – это  функция плановых служб организации  при участии других функциональных подразделений.

Оперативное планирование является продолжением тактического планирования. Его цель состоит в  обеспечении повседневной согласованной  работы всех подразделений организации  по достижению перспективных и текущих  целей при наилучшем использовании  ресурсов. Содержание оперативного планирования – формирование плановых заданий  в подразделениях организации на короткие промежутки времени на основе заданий, разработанных в ходе тактического планирования, с учетом фактических  результатов деятельности организации  в истекшем периоде. В оперативном  планировании время разработки планов максимально приближено к их выполнению. Как правило, оперативное планирование осуществляется децентрализовано.

Все три  вида планирования взаимосвязаны, при  этом ведущая роль принадлежит стратегическому  планированию, которое служит фундаментом  и ориентиром для других видов  планирования.

Различия  между стратегическим, тактическим  и оперативным планированиями, помимо перечисленных выше, включают также следующие моменты:

  • уровень конкретизации целей и степень агрегирования ресурсов;
  • масштабы нововведений и структурных изменений;
  • степень риска и неопределенности;
  • методы принятия плановых решений;
  • временной горизонт планирования.

С точки  зрения горизонта планирования различают  перспективное планирование (долгосрочное – на 10-15 лет и среднесрочное  – на 3-5 лет) и текущее (на 1-2 года и более короткие периоды). Стратегическое планирование охватывает долгосрочный период, тактическое планирование – среднесрочный и краткосрочный периоды, оперативное планирование – краткосрочный период.

 Внутрифирменное  планирование охватывает все  функциональные области производственно  – хозяйственной деятельности  предприятия, что находит отражение  в стратегическом, тактическом и  оперативном планировании. На стадии  стратегического планирования осуществляется  анализ сильных и слабых сторон  организации по основным функциональным  зонам (маркетинг, финансы, производство, персонал, исследования и разработки, организационная культура и   имидж организации), разрабатываются  функциональные стратегии, поддерживающие  продуктово-рыночную стратегию и  направленные на достижение генеральных  целей организации. На стадии  тактического планирования функциональные  стратегии подкрепляются программами  и проектами, на стадии оперативного  планирования -  преобразуются в  конкретные планы действий.

Соотношение целей организации и целей  функциональных зон деятельности можно  наглядно представить в виде «дерева  целей», вершиной которого служит генеральная  цель организации, а нижними ветвями  являются цели функциональных зон.

Органическая  составная часть внутрифирменного планирования – планирование деятельности производственных подразделений различных  иерархических уровней.

Объектом  стратегического планирования в  специализированном производстве является организация  в целом. В диверсифицированном  производстве разрабатываются стратегии  по каждому стратегическому хозяйственному центру. Объектами тактического планирования выступают не только организация  в целом и стратегические хозяйственные  центры, но и другие крупные производственные подразделения среднего уровня (производства, цеха).  Оперативное планирование производства охватывает производственные подразделения всех иерархических  уровней вплоть до низовых производственных звеньев – участков, бригад и  рабочих мест.

При всем разнообразии видов планирования для  процесса планирования характерны следующие  этапы:

-  анализ  состояния объектов планирования  и его внешнего окружения, в  том числе сбор и обработка  информации и собственно анализ;

-  формирование  целей деятельности объекта в  плановом периоде; 

- разработка  и оценка альтернативных направлений,  путей, способов достижения целей; 

-  выбор  варианта плана для реализации, а при необходимости согласование  запасных вариантов плана; детальная  проработка основного варианта  плана, его конкретизация по  функциональным зонам и подразделениям  настоящего уровня, уточнение сроков, затрат и результатов;

-  систематический  контроль над ходом и итогами выполнения плана.

Типы планирования зависят  также от временной ориентации идей планирования (ориентированы ли эти  идеи в прошлое, настоящее или  будущее). В этом смысле различают четыре типа планирования:

  • реактивное планирование - нацеленное только в прошлое;
  • инактивное планирование - приспосабливающееся только к настоящему;
  • преактивное  планирование - предпочитающее смотреть только в будущее;
  • интерактивное  планирование - ориентированное на взаимодействие всех лучших идей планирования.

1. Реактивное планирование  (возврат к прошлому). Представители реактивного планирования свои идеалы и способ существования находят в прошлом. Они отрицают все достижения сегодняшнего дня и с этой точки зрения негативно относятся к технике и современному технологическому обществу. Основной метод реактивного планирования – это генетический подход. Всякая проблема здесь исследуется с точки зрения ее возникновения и прошлого развития. Если найти в прошлом причину проблемы, подавить ее или сдержать – проблема исчезнет.

2. Инактивное планирование. При этом типе планирования не считают нужным возвращаться в прошлое и вместе с тем не стремятся к движению вперед, а также предполагают, что существующие условия достаточно хорошие, по крайней мере, приемлемые. Удовлетворение настоящим – отличительная черта инактивизма. Характерным для него является также представление о том, что равновесие в положении экономической организации на рынке достигается естественным путем, автоматически. Следовательно, главным принципом планирования должно быть правило: «Планировать минимум необходимого, чтобы не изменить естественного хода вещей». Руководители-инактивисты, таким образом, не стремятся к каким-либо серьезным изменениям в деятельности своей организации.

3. Преактивное планирование  (упреждение). Оно ориентировано в основном на будущие изменения. В противовес инактивистам, преактивисты стремятся ускорить изменения, быстрее приблизить будущее. Особенно важной у преактивистов считается возможность угадать вероятные направления изменений и «оседлать их первую волну» для того, чтобы достичь своих целей. Эти цели обычно связывают не только с увеличением прибыльности, но и с выживанием и ростом организации.

4. Интерактивное планирование. Такой вид планирования характеризуется двумя основными чертами:

  • оно основано на принципе участия и максимально мобилизует творческие способности участников организации;
  • предполагает, что будущее подвластно контролю и в значительной мере является продуктом созидательных действий участников организации. Цель интерактивного планирования – проектирование будущего [10, с 77].

Это самый ресурсоемкий из представленных типов планирования.

По предмету (объектам) планирования различают:

  • целевое планирование - определение общих, стратегических и оперативных целей и ограничений;
  • планирование средств  - относится к планированию потенциалов, таких как персонал, оборудование, материалы, финансы, информация;
  • программное планирование - планирование программ производства и сбыта;
  • планирование действий - специальных продаж и мероприятий по вербовке.

По сферам функционирования планирование подразделяют:

  • планирование сбыта (цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта);
  • планирование производства (программы подготовки и хода производства);
  • планирование персонала (потребности в персонале, подготовки персонала);
  • планирование заготовок (планирование потребностей, закупок);
  • планирование финансов (платежных средств, покрытий капиталов, вложений капиталов);
  • инвестиционное и расширенное общее планирование.

раздел 2 новый.docx

— 114.50 Кб (Открыть, Скачать)

раздел 3.docx

— 46.73 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание.docx

— 15.11 Кб (Открыть, Скачать)

список использованных источников.docx

— 18.30 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Организация системы планирования на предприятии в условиях рынка