Организация системы планирования на предприятии в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:26, дипломная работа

Описание работы

Основные цели дипломной работы заключаются в следующем:
- определение путей и методов совершенствования стратегического планирования на выбранном объекте;
- определение состояния потенциалов данного изучаемого объекта на сегодняшний день;
- внедрение предложений по совершенствованию организации планирования.

Содержание

Стр.
Введение

4

1
Теоретические основы организации системы планирования на предприятии в условиях рынка
8

Экономическая сущность планирования, виды и типы планов на предприятии
8

1.2 Организация системы планирования деятельности на предприятии
23

Антикризисное планирование в системе планирования деятельности на предприятии
33

2
Анализ производственно-экономической деятельности ТОО «Каскад-2004»
39

2.1 Характеристика современного состояния ТОО «Каскад-2004»
39

2.2 Анализ финансово – хозяйственной деятельности на предприятии ТОО «Каскад-2004»
48

Организация системы планирования в
ТОО «Каскад-2004»
55

3
Совершенствование организации планирования на
ТОО «Каскад-2004»
65

3.1 Стратегии дальнейшего развития
ТОО «Каскад-2004»
65


Заключение
76

Список использованных источников

Работа содержит 9 файлов

конт анализ.docx

— 107.55 Кб (Открыть, Скачать)

002_введение.docx

— 19.50 Кб (Открыть, Скачать)

Выступление.docx

— 23.14 Кб (Открыть, Скачать)

заключение.docx

— 23.76 Кб (Открыть, Скачать)

раздел 1.docx

— 91.99 Кб (Скачать)
  1. Теоретические основы организации системы планирования на предприятии в условиях рынка

 

    1. Экономическая сущность планирования, виды и типы планов на предприятии

 

Планирование  является одним из тех методов  управления экономикой, которые весьма активно и успешно разрабатывались  учеными в советское время. В  этой области был накоплен немалый  положительный опыт, однако в начале 90-х  годов процесс реформирования отечественной экономики сопровождался  довольно негативным отношением к идее планирования. Позднее к этой идее стали возвращаться как к вполне здравой, не отрицаемой ни в какой  самой «наирыночной» стране. Роль и значимость планирования вообще и  финансового в частности можно  легко обосновать с различных  позиций, поэтому  банальные дискуссии  о том, нужен план или нет, в  настоящее время вряд ли уместны. Более того, в условиях динамично  развивающейся экономики, постоянно  нарастающей конкурентной борьбы роль этой функции, по крайней мере, не уменьшается. Именно последнее обстоятельство отчасти  имел ввиду известный специалист в области управления Р. Акофф, утверждая, что «лучше планировать для себя – неважно, насколько плохо, чем  быть планируемым другими – неважно, насколько хорошо» [1, c 64].

Нарождающиеся рыночные отношения привели не только к внедрению новых для нашей  страны  экономических категорий, но и появлению новых подходов к планированию. Прежде всего, необходимо отметить, что необходимость составления  планов  определяется многими причинами. Исследователи выделяют три из них, являющиеся основными:

- неопределенность  будущего,

- координирующая  роль плана,

- оптимизация  экономических последствий [2, c135].

Действительно, если бы будущее компании было бы предопределено, то не было бы никакой необходимости  составлять планы, совершенствовать методы их составления и структурирования. Отсюда видно, что главная цель составления  любого плана – не определение  точных цифр и ориентиров, поскольку  этого сделать невозможно в принципе, а идентификация по каждому из важнейших направлений некоторого «коридора», в границах которого может  варьировать тот или иной показатель.

Смысл координирующей  роли плана состоит в том, что  наличие хорошо структурированных, детализированных и взаимоувязанных  целевых установок дисциплинирует как перспективную, так и текущую  деятельность, приводит ее в определенную систему, позволяет хозяйствующему субъекту работать без сбоев. Эта  роль особенно проявляется в крупных  компаниях, имеющих сложную структуру  управления.

Последняя причина составления планов заключается  в том, что любое рассогласование  деятельности системы  требует финансовых затрат на его преодоление. Вероятность  наступления подобного рассогласования  гораздо ниже, если работа осуществляется по плану.

Значение  планирования трудно переоценить, поскольку  именно план представляет собой ориентир, к которому стремится предприятие, и одновременно критерий оценки успешности его деятельности.  Предприятие, как экономический субъект, может  ставить перед собой различные  цели, причем цели в краткосрочной  и в долгосрочной перспективе  могут сильно отличаться.  В экономической  литературе можно очень часто  встретить категорическое утверждение  о том, что  главной целью бизнеса  является  извлечение прибыли. Но если посмотреть глубже, то становится очевидным, что целью любой экономической  деятельности является, прежде всего, повышение благосостояния собственников  действующего экономического субъекта. Под благосостоянием следует  понимать  не просто богатство, выраженное в денежном эквиваленте, а улучшение  качества жизни. Эта цель может быть достигнута не только путем увеличения потребления различных материальных благ, но так же и улучшением экологического состояния в городе, возможности  доступа к более широкому кругу  информационных ресурсов,  к культурным ценностям, возможности получения  определенных социальных благ. К достижению благосостояния экономический субъект  стремится собственным путем, при  помощи постановки конкретных целей  и разработки планов их реализации.

Планирование  – является видом управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов, служб и работников. Органическая часть процесса управления задает направление и параметры будущего развития организации. Планирование как процесс включает:

-  установление  целей и задач;

-  разработку  стратегий, программ и планов  достижения целей;

- определение  необходимости ресурсов и их  распределение по целям и задачам;

- доведение  планов до всех, кто их должен  выполнять и кто несет ответственность  за его реализацию [3, c283].

Планы - основа организационной деятельности; без них невозможно обеспечить согласованность  в работе всех составных частей организации, взаимосвязи с рыночной инфраструктурой; контролировать процессы; определять потребность в ресурсах; стимулировать  трудовую активность работающих на предприятии. Другая очень важная роль планирования заключается в том, что оно  представляет собой непрерывный  процесс разработки и использования  новых путей и способов совершенствования  работы за счет выявленных возможностей окружающей среды и сильных сторон организации, новых условий и  факторов.

Многообразие  целей организации приводит к  необходимости разработки системы  взаимоувязанных планов работы, направленных на их достижение. На базе этой системы  планов в организации формируется  система целей и задач, которые  должны быть достигнуты организацией в соответствии со стратегией ее развития. Производится распределение всех видов  ресурсов, необходимых для достижения целей и задач и измерители, позволяющие контролировать и оценивать  выполнение задач.

Классификация всей совокупности планов организации  производится по двум главным критериям:

1) по  длительности планового периода; 

2) по  уровням организационного планирования, учитывающим структуру организации.

В соответствии с первым критерием планы подразделяются на три группы:

-  стратегические, подчиненные разработке курса  развития организации на длительный  период времени;

- тактические,  содержащие планы действий и  методы реализации стратегии  организации на среднесрочный  период времени;

- оперативные,  связанные с повседневным выполнением  задач и оптимизацией использования  привлекаемых организацией ресурсов.

По второму  критерию планы составляются для  организации в целом, ее бизнес - единиц, функциональных подсистем.

Стратегические планы составляются на двух уровнях: для организации в целом и ее бизнес – единиц, взаимосвязь между двумя группами планов,  отражает ответственность менеджеров структурных подразделений и функциональных подсистем несут за тактические планы [4, с 285]. Оперативные планы составляют все функциональные подсистемы организации. В этой работе задействованы руководители и менеджеры всех уровней и звеньев организации – от высшего до низового. Это обеспечивает конкретизацию стратегических и тактических заданий, а также доведение их до исполнителей, получающих четкие ответы на вопросы о том, что, где, как, когда, сколько нужно производить продукции, кто будет выполнять работу и какие ресурсы потребуются.

Характер  взаимосвязи между планами организации  показывает, что основу всей системы  должны составлять стратегические планы.  На сегодняшний день стратегическое планирование предмет активной разработки современного управления.

Стратегическое  планирование - это логическая последовательность нескольких этапов, включающих совокупность процедур. 
По своему характеру их можно объединить в две группы: стратегический анализ (анализ внешней среды, внутрифирменный анализ, анализ сильных и слабых сторон фирмы) и стратегическое проектирование (определение миссии, определение стратегического положения, установление целей, планирование реализации стратегии).

Следует отметить, что последовательность отдельных  процедур зависит от стадии жизненного цикла фирмы, от наличия предыдущего стратегического плана, но, в конечном счете, все они в совокупности составляют замкнутый цикл стратегического планирования.

Предметом стратегического планирования является изучение возможностей использования  в практической деятельности по составлению  стратегических прогнозов, проектов программ и планов объективных законов, определяющих развитие рыночной экономики, разработка и совершенствование методологии  и методики решения многообразных  проблем стратегического планирования, а также организации его осуществления.

Объектом  стратегического планирования является:

  • деятельность хозяйствующих субъектов;
  • деятельность структурных элементов национальной экономики;
  • деятельность всей национальной экономики страны.

Данные объекты стратегического  планирования исследуются с позиций их будущего  состояния в ближней и долгосрочной перспективах.

В настоящее  время гибкость к потребностям рынка  стала главным фактором выживания  предприятия в конкурентной борьбе. А значит, появилась необходимость  в более полном выяснении сущности такого, на первый взгляд ясного понятия, как гибкость промышленного предприятия  к потребностям рынка.

На наш взгляд, под гибкостью развития предприятия нужно понимать возможность предприятия на основе его высокой устойчивости и стабильности реагировать на внешние воздействия и переориентировать производственную систему без коренного изменения материально-технической базы с минимальными потерями и затратами.

Из всего  вышесказанного следует, что ключевым условием восстановления производственного  потенциала и обеспечения на этой основе эффективности и конкурентоспособности  производства, активизации инвестиционной деятельности, расширения масштабов  вложений в реальный сектор экономики  с использованием как внутренних, так и зарубежных инвестиционных ресурсов является достижение гибкости предприятия.

Важной  проблемой является создание необходимых  условий для эффективного развития предприятий на основе гибкой модели, с использованием основных ее элементов, адекватных инструментов и методов (таблицу 1).

Занимаются  планированием менеджеры всех уровней, которые планируют распределение  ресурсов и работу других сотрудников  фирмы в отличие от всех прочих работников, которые планируют только свою деятельность. Именно посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов.

В настоящее  время существует множество определений  стратегии, но всех их объединяет понятие  стратегии как осознанной и продуманной  совокупности норм и правил, лежащих  в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней средой.

 

Таблица 1 - Основные элементы гибкого и эффективного развития предприятий

 

Компоненты гибкого развития

Инструменты, методы

Цели развития

Организационная деятельность

- основные принципы руководства,  а так же  стиль руководства.

- образ предприятия в глазах  персонала и внешнего мира. Различные  информации о предприятии.

- понимание и признание целей  предприятия.

- идентификация персонала с  предприятием.

- единая ориентация восприятия.

- социальная защищенность.

- качественная работа и  самоконтроль.

Стратегическая деятельность

- модель бизнеса, стратегическое  видение, стратегический анализ, конкурентные стратегии, алгоритм  стратегического развития.

Ориентация на перспективу, согласование взаимных интересов. Гибкость при выполнении планов. Ориентация на соотнесение  затрат и результатов. Финансовая устойчивость, способность к обновлению.

Инновационная деятельность

Инновационная политика.

Соответствие  инновационных возможностей и инновационных потребностей.

Формы взаимодействия науки и производства.

Научно-техническое  совершенствование. Внутрипроизводственная мобильность. Высокая конкурентоспособность  инновационной продукции. Модификация  и обновление потребительских свойств  продукции.

Маркетинговая деятельность

Товарная, ценовая, коммуникационная политика, маркетинговые исследования, сегментирование  и позиционирование.

Внешняя мобильность. Изучение и расширение рынка сбыта, продвижение товара на рынок.


 

 

Стратегия - это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и  ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения.

Функция планирования предполагает решение  вопроса о том, какими должны быть цели организации, что должна делать организация и ее члены для  их достижения.

раздел 2 новый.docx

— 114.50 Кб (Открыть, Скачать)

раздел 3.docx

— 46.73 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание.docx

— 15.11 Кб (Открыть, Скачать)

список использованных источников.docx

— 18.30 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Организация системы планирования на предприятии в условиях рынка