Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:26, дипломная работа
Основные цели дипломной работы заключаются в следующем:
- определение путей и методов совершенствования стратегического планирования на выбранном объекте;
- определение состояния потенциалов данного изучаемого объекта на сегодняшний день;
- внедрение предложений по совершенствованию организации планирования.
Стр.
Введение
4
1
Теоретические основы организации системы планирования на предприятии в условиях рынка
8
Экономическая сущность планирования, виды и типы планов на предприятии
8
1.2 Организация системы планирования деятельности на предприятии
23
Антикризисное планирование в системе планирования деятельности на предприятии
33
2
Анализ производственно-экономической деятельности ТОО «Каскад-2004»
39
2.1 Характеристика современного состояния ТОО «Каскад-2004»
39
2.2 Анализ финансово – хозяйственной деятельности на предприятии ТОО «Каскад-2004»
48
Организация системы планирования в
ТОО «Каскад-2004»
55
3
Совершенствование организации планирования на
ТОО «Каскад-2004»
65
3.1 Стратегии дальнейшего развития
ТОО «Каскад-2004»
65
Заключение
76
Список использованных источников
Планирование
является одним из тех методов
управления экономикой, которые весьма
активно и успешно
Нарождающиеся рыночные отношения привели не только к внедрению новых для нашей страны экономических категорий, но и появлению новых подходов к планированию. Прежде всего, необходимо отметить, что необходимость составления планов определяется многими причинами. Исследователи выделяют три из них, являющиеся основными:
- неопределенность будущего,
- координирующая роль плана,
- оптимизация экономических последствий [2, c135].
Действительно,
если бы будущее компании было бы предопределено,
то не было бы никакой необходимости
составлять планы, совершенствовать методы
их составления и
Смысл координирующей
роли плана состоит в том, что
наличие хорошо структурированных,
детализированных и взаимоувязанных
целевых установок
Последняя
причина составления планов заключается
в том, что любое рассогласование
деятельности системы требует финансовых
затрат на его преодоление. Вероятность
наступления подобного
Значение
планирования трудно переоценить, поскольку
именно план представляет собой ориентир,
к которому стремится предприятие,
и одновременно критерий оценки успешности
его деятельности. Предприятие,
как экономический субъект, может
ставить перед собой различные
цели, причем цели в краткосрочной
и в долгосрочной перспективе
могут сильно отличаться. В экономической
литературе можно очень часто
встретить категорическое утверждение
о том, что главной целью бизнеса
является извлечение прибыли. Но если
посмотреть глубже, то становится очевидным,
что целью любой экономической
деятельности является, прежде всего,
повышение благосостояния собственников
действующего экономического субъекта.
Под благосостоянием следует
понимать не просто богатство, выраженное
в денежном эквиваленте, а улучшение
качества жизни. Эта цель может быть
достигнута не только путем увеличения
потребления различных
Планирование – является видом управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов, служб и работников. Органическая часть процесса управления задает направление и параметры будущего развития организации. Планирование как процесс включает:
- установление целей и задач;
- разработку стратегий, программ и планов достижения целей;
- определение
необходимости ресурсов и их
распределение по целям и
- доведение
планов до всех, кто их должен
выполнять и кто несет
Планы - основа организационной деятельности; без них невозможно обеспечить согласованность в работе всех составных частей организации, взаимосвязи с рыночной инфраструктурой; контролировать процессы; определять потребность в ресурсах; стимулировать трудовую активность работающих на предприятии. Другая очень важная роль планирования заключается в том, что оно представляет собой непрерывный процесс разработки и использования новых путей и способов совершенствования работы за счет выявленных возможностей окружающей среды и сильных сторон организации, новых условий и факторов.
Многообразие целей организации приводит к необходимости разработки системы взаимоувязанных планов работы, направленных на их достижение. На базе этой системы планов в организации формируется система целей и задач, которые должны быть достигнуты организацией в соответствии со стратегией ее развития. Производится распределение всех видов ресурсов, необходимых для достижения целей и задач и измерители, позволяющие контролировать и оценивать выполнение задач.
Классификация всей совокупности планов организации производится по двум главным критериям:
1) по
длительности планового
2) по
уровням организационного
В соответствии с первым критерием планы подразделяются на три группы:
- стратегические,
подчиненные разработке курса
развития организации на
- тактические, содержащие планы действий и методы реализации стратегии организации на среднесрочный период времени;
- оперативные,
связанные с повседневным
По второму критерию планы составляются для организации в целом, ее бизнес - единиц, функциональных подсистем.
Стратегические планы составляются на двух уровнях: для организации в целом и ее бизнес – единиц, взаимосвязь между двумя группами планов, отражает ответственность менеджеров структурных подразделений и функциональных подсистем несут за тактические планы [4, с 285]. Оперативные планы составляют все функциональные подсистемы организации. В этой работе задействованы руководители и менеджеры всех уровней и звеньев организации – от высшего до низового. Это обеспечивает конкретизацию стратегических и тактических заданий, а также доведение их до исполнителей, получающих четкие ответы на вопросы о том, что, где, как, когда, сколько нужно производить продукции, кто будет выполнять работу и какие ресурсы потребуются.
Характер
взаимосвязи между планами
Стратегическое
планирование - это логическая последовательность
нескольких этапов, включающих совокупность
процедур.
По своему характеру их можно объединить
в две группы: стратегический анализ (анализ
внешней среды, внутрифирменный анализ,
анализ сильных и слабых сторон фирмы)
и стратегическое проектирование (определение
миссии, определение стратегического
положения, установление целей, планирование
реализации стратегии).
Следует отметить, что последовательность отдельных процедур зависит от стадии жизненного цикла фирмы, от наличия предыдущего стратегического плана, но, в конечном счете, все они в совокупности составляют замкнутый цикл стратегического планирования.
Предметом
стратегического планирования является
изучение возможностей использования
в практической деятельности по составлению
стратегических прогнозов, проектов программ
и планов объективных законов, определяющих
развитие рыночной экономики, разработка
и совершенствование
Объектом стратегического планирования является:
Данные объекты
В настоящее время гибкость к потребностям рынка стала главным фактором выживания предприятия в конкурентной борьбе. А значит, появилась необходимость в более полном выяснении сущности такого, на первый взгляд ясного понятия, как гибкость промышленного предприятия к потребностям рынка.
На наш взгляд, под гибкостью развития предприятия нужно понимать возможность предприятия на основе его высокой устойчивости и стабильности реагировать на внешние воздействия и переориентировать производственную систему без коренного изменения материально-технической базы с минимальными потерями и затратами.
Из всего
вышесказанного следует, что ключевым
условием восстановления производственного
потенциала и обеспечения на этой
основе эффективности и
Важной проблемой является создание необходимых условий для эффективного развития предприятий на основе гибкой модели, с использованием основных ее элементов, адекватных инструментов и методов (таблицу 1).
Занимаются
планированием менеджеры всех уровней,
которые планируют
В настоящее время существует множество определений стратегии, но всех их объединяет понятие стратегии как осознанной и продуманной совокупности норм и правил, лежащих в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней средой.
Таблица 1 - Основные элементы гибкого и эффективного развития предприятий
Компоненты гибкого развития |
Инструменты, методы |
Цели развития |
Организационная деятельность |
- основные принципы руководства, - образ предприятия в глазах персонала и внешнего мира. Различные информации о предприятии. |
- понимание и признание целей предприятия. - идентификация персонала с предприятием. - единая ориентация восприятия. - социальная защищенность. - качественная работа и |
Стратегическая деятельность |
- модель бизнеса, |
Ориентация на перспективу, согласование взаимных интересов. Гибкость при выполнении планов. Ориентация на соотнесение затрат и результатов. Финансовая устойчивость, способность к обновлению. |
Инновационная деятельность |
Инновационная политика. Соответствие инновационных возможностей и инновационных потребностей. Формы взаимодействия науки и производства. |
Научно-техническое совершенствование. Внутрипроизводственная мобильность. Высокая конкурентоспособность инновационной продукции. Модификация и обновление потребительских свойств продукции. |
Маркетинговая деятельность |
Товарная, ценовая, коммуникационная политика, маркетинговые исследования, сегментирование и позиционирование. |
Внешняя мобильность. Изучение и расширение рынка сбыта, продвижение товара на рынок. |
Стратегия
- это генеральная программа
Функция планирования предполагает решение вопроса о том, какими должны быть цели организации, что должна делать организация и ее члены для их достижения.
Информация о работе Организация системы планирования на предприятии в условиях рынка