Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:26, дипломная работа
Основные цели дипломной работы заключаются в следующем:
- определение путей и методов совершенствования стратегического планирования на выбранном объекте;
- определение состояния потенциалов данного изучаемого объекта на сегодняшний день;
- внедрение предложений по совершенствованию организации планирования.
Стр.
Введение
4
1
Теоретические основы организации системы планирования на предприятии в условиях рынка
8
Экономическая сущность планирования, виды и типы планов на предприятии
8
1.2 Организация системы планирования деятельности на предприятии
23
Антикризисное планирование в системе планирования деятельности на предприятии
33
2
Анализ производственно-экономической деятельности ТОО «Каскад-2004»
39
2.1 Характеристика современного состояния ТОО «Каскад-2004»
39
2.2 Анализ финансово – хозяйственной деятельности на предприятии ТОО «Каскад-2004»
48
Организация системы планирования в
ТОО «Каскад-2004»
55
3
Совершенствование организации планирования на
ТОО «Каскад-2004»
65
3.1 Стратегии дальнейшего развития
ТОО «Каскад-2004»
65
Заключение
76
Список использованных источников
По сущности и содержанию функция планирования должна отвечать на следующие три вопроса:
1. в каком состоянии организация находится в настоящее время? (Текущее состояние бизнеса). Руководители должны оценивать ее слабые и сильные стороны, возможности и опасности для нее в таких важных областях, как финансы, маркетинг, производство, НИОКР, трудовые и материальные ресурсы и т. д., чтобы определить ее реальные возможности.
2. в каком направлении хочет двигаться организация? (Желаемое состояние). Оценивая такие возможности и опасности в своей окружающей среде, как конкуренция, законы, клиенты, политические и экономические условия, социальные и культурные изменения, НТП и т. д., организация намечает, какими должны быть ее цели и что может помешать их достижению.
3. каким образом организация собирается сделать это? (Наиболее эффективный путь). Ее руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь ее целей.
Причинами развития планирования в рыночных условиях являются самостоятельность хозяйствующих субъектов, развитие конкуренции, обострение проблем сбыта продукции, изменение как направлений сбыта, так и роли потребителя в процессе реализации продукции, усиление давления внешнего рынка и процессов глобализации экономики, увеличение степени неопределенности рыночной конъюнктуры и другими причинами. В этих условиях план и рынок объективно сосуществуют: план внутри фирмы, рынок – за ее пределами.
Фирма как объект планирования обладает следующими свойствами, которые определяют методологические посылки внутрифирменного планирования:
- является сложной системой, обладающей свойствами целостности и иерархичности;
- имеет специфические свойства, присущие социально-экономическим системам: целенаправленность (наличие цели функционирования фирмы), управляемость и непрерывность функционирования фирмы, ее адаптивность;
- характеризуется наличием внешней среды, в которой могут быть выделены контролируемые и неконтролируемые факторы [5, с 28].
В основе стратегического планирования лежат стратегические решения.
К числу
стратегических решений можно отнести
- реконструкцию предприятия, внедрение
новшеств (новая продукция; новые
технологии), организационные изменения
(изменения организационно-
В настоящее время важнейшей
предпосылкой стратегического планирования
и роста объемов производства
на отечественных предприятиях стало
развитие свободных рыночных отношений,
их постоянное и непрерывное
Таким образом, следовательно, требуемый уровень развития предприятия зависит от характера влияния на него отдельных людей – его основных элементов и всего государства – целой системы, частью которой выступает данное предприятие. Кроме того, в ходе стратегического планирования следует все более полно представлять, что характер воздействия на организацию элементов зависит от того, как она воздействует на них, и точно так же влияние на нее систем более высокого порядка зависит от ее влияния на такие системы. Иными словами, в долгосрочном планировании деятельности предприятия необходимо выделять три независимых уровня ответственности за достижение соответствующих целей: организация, персонал и государство.
В стратегическом
планировании важную роль играет государственное
регулирование экономической
Стратегическое планирование на микро уровне, как подтверждает зарубежная практика, является основой взаимодействия множества внутренних и внешних экономических процессов, факторов и явлений.
Стратегический план задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды деятельности организации, позволяет увязывать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность, а также позволяет лучше понимать структуру потребностей, процессы планирования, продвижения, и сбыта продукции, механизм формирования рыночных цен:
- он устанавливает каждому подразделению, всей организации конкретные и четкие цели, которые согласуются с общей стратегией развития предприятия.
- он обеспечивает координацию усилий всех функциональных служб организации.
- стратегический подход стимулирует менеджеров фирмы лучше оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможностей, ограничений и изменений окружающей среды.
- план определяет альтернативные действия организации на долгосрочный период [6, с 85].
- создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов
Демонстрирует важность практического применения основных функций планирования, организации, управления, контроля и оценки деятельности предприятия как единую систему современного менеджмента. Процесс стратегического планирования на предприятиях включает осуществление следующих взаимосвязанных функций:
Приведенная
схема стратегического
Каждый этап планирования имеет свое специфическое содержание для отдельных организаций. Стратегия развития организации определяется в результате изучения внешнего окружения и возможных внутренних перспектив ее деятельности с учетом непредвиденных рыночных обстоятельств. Она заключается в установлении долгосрочной ориентации фирмы на какой-либо вид производственной деятельности и занятие соответствующего или планируемого положения, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. При этом уточняются стратегические вопросы, связанные с выбором выпускаемой продукции, обслуживаемых потребителей, применяемых производственных процессов, используемых экономических ресурсов, а также формированием общей линии поведения на рынке с учетом своих возможностей и сил конкурентов. Кроме того, в ходе планирования учитываются возможные стратегии развития следующих рыночных услуг на предприятии: выход на рынок с новым продуктом, привлечение новых поставщиков и потребителей товаров, расширение или прекращение производства и продажи прежних товаров и услуг.
Рисунок 1 - Схема стратегического планирования на предприятии.
Кроме общей схемы, в практике стратегического планирования на американских фирмах можно выделить следующие особенности, которые, на наш взгляд, необходимо учитывать и на казахстанских предприятиях:
Таким образом,
в долгосрочном плане отражается
главным образом общая
Рисунок 2 - Модель 7С Развития фирмы.
Все эти
факторы тесно переплетены
Следовательно, основная задача стратегического планирования как на отечественных предприятиях, так и на зарубежных фирмах состоит в обосновании важнейших целей и выработке правильной стратегии долгосрочного развития. В современной теории планирования принято выделять восемь основных сфер деятельности, в границах которых каждое предприятие определяет свои главные цели [7, с 55].
Это –
положение организации на рынке,
инновационная деятельность, уровень
производительности, наличие производственных
ресурсов, степень стабильности, система
управления, профессионализм персонала
и социальная ответственность. Как
свидетельствует передовая
Таблица 2 - Ранжирование основных целей на современных фирмах
Наименование основных целей |
Оценка цели | |
Ранг |
% | |
1 . Прибыльность |
1 |
89 |
2. Рост |
2 |
82 |
3. Доля рынка |
3 |
66 |
4. Социальная ответственность |
4 |
65 |
5. Благосостояние работников |
5 |
62 |
6. Качество продукции и услуг |
6 |
60 |
7.Научные исследования и |
7 |
54 |
8. Диверсификация |
12 |
31 |
9. Производительность |
8 |
50 |
10. Финансовая стабильность |
9 |
49 |
11 . Ресурсное обеспечение |
10 |
39 |
12. Развитие системы менеджмента |
11 |
35 |
13. Превращение в международную компанию |
13 |
29 |
14. Консолидация |
15 |
17 |
15. Прочие цели |
14 |
18 |
Информация о работе Организация системы планирования на предприятии в условиях рынка