Организация системы планирования на предприятии в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:26, дипломная работа

Описание работы

Основные цели дипломной работы заключаются в следующем:
- определение путей и методов совершенствования стратегического планирования на выбранном объекте;
- определение состояния потенциалов данного изучаемого объекта на сегодняшний день;
- внедрение предложений по совершенствованию организации планирования.

Содержание

Стр.
Введение

4

1
Теоретические основы организации системы планирования на предприятии в условиях рынка
8

Экономическая сущность планирования, виды и типы планов на предприятии
8

1.2 Организация системы планирования деятельности на предприятии
23

Антикризисное планирование в системе планирования деятельности на предприятии
33

2
Анализ производственно-экономической деятельности ТОО «Каскад-2004»
39

2.1 Характеристика современного состояния ТОО «Каскад-2004»
39

2.2 Анализ финансово – хозяйственной деятельности на предприятии ТОО «Каскад-2004»
48

Организация системы планирования в
ТОО «Каскад-2004»
55

3
Совершенствование организации планирования на
ТОО «Каскад-2004»
65

3.1 Стратегии дальнейшего развития
ТОО «Каскад-2004»
65


Заключение
76

Список использованных источников

Работа содержит 9 файлов

конт анализ.docx

— 107.55 Кб (Открыть, Скачать)

002_введение.docx

— 19.50 Кб (Открыть, Скачать)

Выступление.docx

— 23.14 Кб (Открыть, Скачать)

заключение.docx

— 23.76 Кб (Открыть, Скачать)

раздел 1.docx

— 91.99 Кб (Скачать)

 По  сущности и содержанию функция планирования должна отвечать на следующие три вопроса:

1. в каком состоянии организация находится в настоящее время? (Текущее состояние бизнеса). Руководители должны оценивать ее слабые и сильные стороны, возможности и опасности для нее в таких важных областях, как финансы, маркетинг, производство, НИОКР, трудовые и материальные ресурсы и т. д., чтобы определить ее реальные возможности.

2.  в каком направлении хочет двигаться организация? (Желаемое состояние). Оценивая такие возможности и опасности в своей окружающей среде, как конкуренция, законы, клиенты, политические и экономические условия, социальные и культурные изменения, НТП и т. д., организация намечает, какими должны быть ее цели и что может помешать их достижению.

3. каким образом организация собирается сделать это? (Наиболее эффективный путь). Ее руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь ее целей.

Причинами развития планирования в  рыночных условиях являются самостоятельность  хозяйствующих субъектов, развитие конкуренции, обострение проблем сбыта  продукции, изменение как направлений  сбыта, так и роли потребителя  в процессе реализации продукции, усиление давления внешнего рынка и процессов  глобализации экономики, увеличение степени  неопределенности рыночной конъюнктуры  и другими причинами. В этих условиях план и рынок объективно сосуществуют: план внутри фирмы, рынок – за ее пределами.

Фирма как объект планирования обладает следующими свойствами, которые определяют методологические посылки внутрифирменного планирования:

- является сложной системой, обладающей свойствами целостности и иерархичности;

- имеет специфические свойства, присущие социально-экономическим системам: целенаправленность (наличие цели функционирования фирмы), управляемость и непрерывность функционирования фирмы, ее адаптивность;

- характеризуется наличием внешней среды, в которой могут быть выделены контролируемые и неконтролируемые факторы [5, с 28].

В основе стратегического планирования лежат стратегические решения.

К числу  стратегических решений можно отнести - реконструкцию предприятия, внедрение  новшеств (новая продукция; новые  технологии), организационные изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации  и оплаты труда, взаимодействия с  поставщиками и потребителями), выход  на новые рынки сбыта, приобретение, слияние предприятий и т.д.

В настоящее время важнейшей  предпосылкой стратегического планирования и роста объемов производства на отечественных предприятиях стало  развитие свободных рыночных отношений, их постоянное и непрерывное совершенствование. Поэтому сейчас стратегическое планирование на наших предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно-технических факторов и организационно-управленческих структур с целью обеспечения высокого качества работы персонала и уровня жизни своих работников.

Таким образом, следовательно, требуемый уровень развития предприятия зависит от характера влияния на него отдельных людей – его основных элементов и всего государства – целой системы, частью которой выступает данное предприятие. Кроме того, в ходе стратегического планирования следует все более полно представлять, что характер воздействия на организацию элементов зависит от того, как она воздействует на них, и точно так же влияние на нее систем более высокого порядка зависит от ее влияния на такие системы. Иными словами, в долгосрочном планировании деятельности предприятия необходимо выделять три независимых уровня ответственности за достижение соответствующих целей: организация, персонал и государство.

В стратегическом планировании важную роль играет государственное  регулирование экономической политики, обоснование перспективных направлений  развития всей рыночной системы. С точки  зрения теории планирования любая производственная система обладает определенным потенциалом  экономического развития и роста. В  настоящее время содержание стратегического  планирования на государственном уровне определяется в нашей стране взаимодействием  правительственного регулирования  экономики, индикативного планирования и экономического прогнозирования. Важнейшим среди названных компонентов  считается государственное регулирование, которое обеспечивает прямое или  косвенное влияние своей экономической  политики, действующей финансовой и  налоговой системы, существующих кредитно-денежных регуляторов и многих других механизмов на конечные результаты планово-управленческой деятельности различных предприятий  и фирм. Как показывает мировой  опыт, в странах с развитой рыночной экономикой существуют различные теории государственного воздействия на стратегическое планирование долгосрочной деятельности корпораций и фирм. Это – экономика  предложения на американских фирмах, экономика сотрудничества в скандинавских  странах, экономика промышленного  развития в японских компаниях, экономика  спроса в развивающихся странах  и др. Все эти теории служат надежными  макроэкономическими регуляторами совершенствования стратегического  планирования и на микроэкономическом уровне, включая и российские предприятия.

Стратегическое планирование на микро  уровне, как подтверждает зарубежная практика, является основой взаимодействия множества внутренних и внешних  экономических процессов, факторов и явлений.

Стратегический  план задает перспективные направления  развития предприятия, определяет основные виды деятельности организации, позволяет  увязывать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность, а также позволяет  лучше понимать структуру потребностей, процессы планирования, продвижения, и сбыта продукции, механизм формирования рыночных цен:

- он устанавливает каждому подразделению, всей организации конкретные и четкие цели, которые согласуются с общей стратегией развития предприятия.

- он обеспечивает координацию усилий всех функциональных служб организации.

- стратегический подход стимулирует менеджеров фирмы лучше оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможностей, ограничений и изменений окружающей среды.

- план определяет альтернативные действия организации на долгосрочный период [6, с 85].

- создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов

Демонстрирует важность практического применения основных функций планирования, организации, управления, контроля и оценки деятельности предприятия как единую систему  современного менеджмента. Процесс  стратегического планирования на предприятиях включает осуществление следующих  взаимосвязанных функций:

  • определение долгосрочной стратегии, основных идеалов, целей и задач развития предприятия;
  • создание стратегических хозяйственных подразделений на предприятии;
  • обоснование и уточнение основных целей проведения маркетинговых исследований рынка;
  • осуществление ситуационного анализа и выбор направления экономического роста фирмы;
  • разработка основной стратегии маркетинга и укрупненное планирование производства продукции;
  • выбор тактики и уточненное планирование способов и средств достижения поставленных задач;
  • контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации.

Приведенная схема стратегического планирования применима на всех отечественных  предприятиях, больших и малых, производящих товары и оказывающих услуги, коммерческих и некоммерческих (Рисунок 1).

Каждый этап планирования имеет  свое специфическое содержание для  отдельных организаций. Стратегия  развития организации определяется в результате изучения внешнего окружения  и возможных внутренних перспектив ее деятельности с учетом непредвиденных рыночных обстоятельств. Она заключается  в установлении долгосрочной ориентации фирмы на какой-либо вид производственной деятельности и занятие соответствующего или планируемого положения, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. При этом уточняются стратегические вопросы, связанные с выбором выпускаемой продукции, обслуживаемых потребителей, применяемых производственных процессов, используемых экономических ресурсов, а также формированием общей линии поведения на рынке с учетом своих возможностей и сил конкурентов. Кроме того, в ходе планирования учитываются возможные стратегии развития следующих рыночных услуг на предприятии: выход на рынок с новым продуктом, привлечение новых поставщиков и потребителей товаров, расширение или прекращение производства и продажи прежних товаров и услуг.

 

 

Рисунок 1 - Схема стратегического планирования на предприятии.

 

Кроме общей  схемы, в практике стратегического  планирования на американских фирмах можно выделить следующие особенности, которые, на наш взгляд, необходимо учитывать и на казахстанских  предприятиях:

  1. Планы обычно содержат только одну стратегию предстоящих действий. Программы, предусматривающие возможные варианты решений на случай изменения первоначальной стратегии, обычно не включаются в план.
  2. В планах оцениваются все сильные и слабые стороны фирмы при анализе благоприятных возможностей или опасных событий в окружающей обстановке.
  3. Планы включают данные прогнозов и предположений, которые в деталях обычно не разрабатываются.
  4. В большинстве планов оценка риска также не производится, но при рассмотрении различных возможных вариантов действий риск учитывается.
  5. Все планы строятся на основе ожидаемых целей, которые отражают важнейшие показатели финансовой деятельности фирмы.
  6. В долгосрочных планах отражаются данные о требуемых инвестициях, ожидаемых доходах и расходах, выплачиваемых дивидендах в долгосрочном периоде.
  7. В планах дается оценка диверсификации, происходящей в результате возможных слияний и поглощений фирмы

Таким образом, в долгосрочном плане отражается главным образом общая стратегия  фирмы и описывается модель будущего с позиций весьма широкого подхода. В качестве единой стратегии развития фирмы сейчас может быть взята  так называемая модель-7С, характеризующая  механизм взаимодействия таких важнейших  социально-экономических факторов, как структура, система, сотрудники, стиль, совместные ценности и совокупность способностей (рисунок 2).

 

Рисунок 2 - Модель 7С Развития фирмы.

 

Все эти  факторы тесно переплетены между  собой и оказывают комплексное  влияние на конкретные планово-управленческие результаты деятельности фирмы. Приведенная  модель определяет стратегическое планирование не только как процесс создания формальных схем и систем показателей, но и как  механизм творческого взаимодействия и взаимного согласия между персоналом всех категорий, основу увязки их личных интересов с общими целями предприятия, а также учета всех сторон деятельности человека в современной организации.

Следовательно, основная задача стратегического планирования как на отечественных предприятиях, так и на зарубежных фирмах состоит  в обосновании важнейших целей  и выработке правильной стратегии  долгосрочного развития. В современной  теории планирования принято выделять восемь основных сфер деятельности, в  границах которых каждое предприятие  определяет свои главные цели [7, с 55].

Это –  положение организации на рынке, инновационная деятельность, уровень  производительности, наличие производственных ресурсов, степень стабильности, система  управления, профессионализм персонала  и социальная ответственность. Как  свидетельствует передовая отечественная  практика, наиболее значимыми в рыночных условиях являются финансовые цели, определяющие состояние платежеспособности и  экономическую устойчивость предприятий. Ниже приведена оценка основных целей по данным социологического опроса высших менеджеров различных американских фирм (Таблица 2). Приведенные данные о ранжировании основных целей показывают, что и на американских, и на казахстанских предприятиях в рыночных отношениях получение прибыли стало наиболее приоритетной задачей.

 

Таблица 2 - Ранжирование основных целей на современных фирмах

 

Наименование основных целей

Оценка цели

Ранг

%

1 . Прибыльность

1

89

2. Рост

2

82

3. Доля рынка

3

66

4. Социальная ответственность

4

65

5. Благосостояние работников

5

62

6. Качество продукции и услуг

6

60

7.Научные исследования и разработки

7

54

8. Диверсификация

12

31

9. Производительность

8

50

10. Финансовая стабильность

9

49

11 . Ресурсное обеспечение

10

39

12. Развитие системы менеджмента

11

35

13. Превращение в международную  компанию

13

29

14. Консолидация

15

17

15. Прочие цели

14

18

раздел 2 новый.docx

— 114.50 Кб (Открыть, Скачать)

раздел 3.docx

— 46.73 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание.docx

— 15.11 Кб (Открыть, Скачать)

список использованных источников.docx

— 18.30 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Организация системы планирования на предприятии в условиях рынка