Организация кредитного процесса в коммерческом банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 18:58, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей дипломной работы является изучение подходов к анализу и оценке кредитного риска коммерческого банка, кредитоспособности его клиентов, в том числе на примере деятельности коммерческого банка ОАО РОССЕЛЬХОЗБАНК, и на этой основе – выработка рекомендаций по совершенствованию этого процесса. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
дать определение кредитного риска банка и кредитоспособности заемщиков;
определить информационную базу анализа;
проанализировать кредитную политику ОАО РОССЕЛЬХОЗБАНК;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1 Теоретические Основы ОРГАНИЗАЦИИ кредитной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ коммерческого банка……………………………………………………………
1.1 Организация кредитного процесса в коммерческом банке………….
1.2 Формирование кредитного портфеля коммерческого банка……….
1.2.1 Факторы, влияющие на формирование кредитного портфеля
1.2.2 Виды кредитов, предоставляемых коммерческими банками..
1.2.3 Методы кредитования и виды ссудных счетов……………….
1.3 Составляющие элементы процедуры кредитования…………………
1.3.1 Документы, необходимые для получения банковского кредита…………………………………………………………..
1.3.2 Принципы оценки кредитоспособности заемщика…………..
1.3.3 Формы кредитного обеспечения………………………………
1.3.4 Принципы составления кредитного договора ……………….
1.4 Выявление, анализ и решение ситуаций, связанных с проблемными кредитами……………………………………………..
1.5 Оценка качества кредитного портфеля коммерческого банка…….
1.5.1 Принципы оценки качества кредитного портфеля…………..
1.5.2 Управление кредитными рисками связанными с кредитными операциями банка……………………………….
Глава 2 Анализ кредитной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ коммерческого банка АФ ОАо «Россельхозбанк» В Г.АСТРАХАНИ ……………………
2.1 Кредитная политика АФ ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК» в г.Астрахани…………………………………………………………….
2.2 Анализ динамики кредитных вложений ФКБ «Россельхозбанк» в г. Астрахани …………………………………………………………..
2.3 Анализ структуры кредитного портфеля ФКБ «Россельхозбанк» в г. Астрахани …………………………………………………………..
2.4 Анализ кредитного риска ФКБ «Россельхозбанк» в г. Астрахани..
2.5 Анализ погашения выданных кредитов ФКБ «Россельхозбанк» в г. Астрахани…………………………………………………………..
Глава 3 Совершенствование кредитной деятельности Астраханского филиала Россельхозбанка……………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..
Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы……………………………..

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 136.41 Кб (Скачать)

документы, удостоверяющие личность заемщика (паспорт или документы, его заменяющие);

официальные сведения о личных доходах заемщика и его  поручителей;

заполненные формы  анкет заемщика, предоставленные  банком;

документы, удостоверяющие право собственности на предоставленный  залог;

другие документы  по необходимости.

Представленные  заемщиком документы тщательно  анализируются. При этом банк может  воспользоваться правом проверки достоверности  поступивших документов непосредственно  на предприятии. Кроме того, специалисты  банка могут и должны привлекать и другие источники информации о  потенциальном  заемщике. В каждом банке должны быть определены сроки рассмот рения представленных документов и принятия решения по ним.  Как правило, они не превышают 5-7 дней. В данный период на основе анализа финансового положения заемщика кредитный работник готовит заключение о целесообразности выдачи ила отказе в получении ссуды.

1.3.2. Принципы оценки  кредитоспособности заемщика

Под кредитоспособностью  банковских клиентов следует понимать такое финансово-хозяйственное состояние  предприятия, которое дает уверенность  в эффективном использовании  заемных средств, способность и  готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора. Изучение банками разнообразных  факторов, которые могут повлечь  за собой непогашение кредитов, или, напротив, обеспечивают их своевременный  возврат, составляют содержание банковского  анализа кредитоспособности.

При анализе кредитоспособности банки должны решить следующие вопросы:

1.  Способен ли заемщик выполнить свои обязательства в срок  и

2.  Готов ли он их исполнить?

На первый вопрос дает ответ разбор финансово-хозяйственных  сторон деятельности предприятий. Второй вопрос имеет юридический характер, а так же связан с личными качествами руководителей предприятия или  же заемщика – физического лица.

Состав и содержание показателей, применяемых банками  для оценки кредитоспособности, вытекают из самого понятия кредитоспособности. Они должны отразить финансово-хозяйственное  состояние предприятий с точки  зрения эффективности размещения и  использования заемных средств  и всех средств вообще, оценить  способность и готовность заемщика совершать платежи и погашать кредиты в заранее определенные сроки. Способность своевременно возвращать кредит оценивается путем анализа  баланса предприятия на ликвидность, эффективного использования кредита  и оборотных средств, уровня рентабельности, а готовность определяется посредством  изучения дееспособности заемщика, перспектив его развития, деловых качеств  руководителей предприятий. В связи  с тем, что предприятия значительно  различаются по характеру своей  производственной и финансовой деятельности, создать единые универсальные и  исчерпывающие методические указания по изучению кредитоспособности и расчету  соответствующих показателей  не представляется возможным. Это подтверждается практикой нашей страны. В современной международной практике также отсутствуют твердые правила на этот счет, так как учесть все многочисленные специфические особенности клиентов практически невозможно.

В американской банковской практике оценка кредитоспособности заемщика зачастую сводится к изучению шести  аспектов кредитной заявки, известных, как правило шести “Си” (character, capacity, cash, collateral, conditions, control).

Для оценки заемщиков  – физических лиц, можно выделить более 10 различных характеристик, учитываемых  различными банками при принятии решения о предоставлении кредита:

заработная плата  заемщика; продолжительность работы на одном месте; специальность клиента; возраст клиента; число лиц на содержании клиента; наличие счета  в банке; сумма на счетах в банке; продолжительность кредита; кредитная  история клиента; область использования  кредита; семейное положение; возможности  поручителей; продолжительность проживания на одном месте; характеристика предоставляемого залога; наличие телефона; наличие  имущества в собственности и  т.д.

В большинстве российских банков кредиты физическим лицам  предоставляются на основе анализа  их платежеспособности с применением  определенных понижающих коэффициентов  к среднемесячному доходу. Важным вопросам является решение о стабильности получаемого заемщиком дохода в  будущем.

В западной практике оценка кредитоспособности физических лиц базируется на системе кредитного скоринга. Системы скоринга основываются на дискриминантных моделях или на аналогичном им методе логистической регрессии, в которых используются несколько переменных, дающих в сумме цифровой балл каждого потенциального заемщика. Все эти методы направлены на распознавание “хороших” и “плохих” кредитов. Если такой балл превышает критический уровень, кредит в случае отсутствия другой компрометирующей информации будет предоставлен. Если балл потенциального заемщика не достигнет критического уровня и нет смягчающих обстоятельств, в кредите будет отказано. Основополагающая идея балльной оценки кредита заключается в том, что банк может вычленить финансовые, экономические и мотивационные факторы, отделяющие “хорошие” кредиты от “плохих” путем анализа крупных групп клиентов, являющихся в прошлом заемщиками. В соответствии с этой идеей некоторые финансовые и прочие факторы, отделявшие “хорошие” кредиты от “плохих” в прошлом, могут с некоторым риском ошибки использоваться для подобного выделения в будущем.

Система скоринга считается эффективным способом оценки кредитной заявки для не имеющих достаточного опыта кредитных инспекторов, позволяя сокращать убытки от выдачи безнадежных кредитов. Подобная система устраняет фактор личной оценки в процессе кредитования. Однако банк рискует потерять тех клиентов, которые считают, что банк неверно оценил их финансовое положение и не учел особые условия, которые привели к подаче кредитной заявки.

Зачастую российские банки сталкиваются с проблемой  невозможности адекватной оценки заемщика, так как не существует базы кредитных  историй. В большинстве банков собирается информация о клиентах, но недостаток банковских баз данных – их локальность. Более того, нет формализованного подхода к ведению информационной базы, и в большинстве случаев  даже крупные банки используют кредитные  истории как субъективный фактор оценки. В 1999 году в России была попытка  решить проблему адекватной оценки заемщиков  путем создания федерального государственного архива при Центробанке в соответствии с разработанным проектом закона “О федеральном государственном  архиве кредитных историй”. Но эта  попытка оказалось неудачной. В настоящее время в РФ и в странах СНГ работает ряд информационных агентств, способных предоставить сведения о деятельности предприятий, среди них такие, как “Специальная информационная служба” (СИС) и “Дан энд Бредстрит СНГ”. Но их услуги ограничиваются лишь наиболее крупными и известными предприятиями.

При решении этой проблемы интересно рассмотреть  зарубежный опыт.

Информацию о  кредитоспособности компаний США можно  получить в Службе взаимного обмена кредитной информацией при Национальной ассоциации управления кредитом, которая  предоставляет только фактическую  информацию о фирмах без анализа, или в специализированных частных  компаниях, многие из которых предоставляют  не только информацию о кредитоспособности, но и анализ деятельности, отчетности, сведения о самой фирме и ее руководстве. Правительственную информацию предоставляют Агенства по установлению кредитных рейтингов, правительственные бюджетные отчеты; кроме того, экономическая информация обобщается Советом управляющих ФРС, выпускающим Federal Reserve Bulletin, Министерством торговли США (Survey of Current Business); банками, публикующими информационные бюллетени.

Источники, предоставляющие  кредитную информацию о клиентах – физических лицах, даже в США  крайне ограничены. Предоставлением  информации о кредитоспособности физических лиц занимаются частные кредитные  бюро. Их деятельность регулируется законом  о достоверной оценке кредитоспособности, принятым в 1971 году. Кредитные бюро располагают данными о большинстве  физических лиц, которые когда-либо получали кредиты, об истории погашения  этих кредитов и их кредитном рейтинге. Это позволяет автоматизировать и повысить эффективность выработки  банком решения о возможности  предоставлении ссуды или отказе в ней. Решение может быть принято  без личной встречи и знакомства с заемщиком, при очень незначительных затратах труда.

1.3.3. Формы кредитного  обеспечения

Под формой обеспечения  возвратности кредита следует понимать юридические и экономические  обязательства заемщика, указывающие  на дополнительные конкретные источники  погашения кредита в случаях  его невозврата за счет основных источников. Любое обеспечение должно рассматриваться только в последнюю очередь; решение о выдаче или невыдаче ссуды всегда должно приниматься, учитывая привлекательность самой заявки, а не желательность обеспечения. Обеспечение становится важным только после одобрения заявки на получение кредита. Тем не менее наличие подходящего обеспечения может стать основным пунктом в переговорах о выдаче ссуды. Во-первых, потому что в случае неплатежеспособности клиента банк может избежать последствий его банкротства. Во-вторых, нельзя считать ни хорошей банковской практикой, ни проявлением доброты к клиенту позволить ему думать о банке как о легкодоступном источнике денег, которые можно вернуть, когда клиенту будет угодно.

В российской банковской практике применяются такие формы  обеспечения возвратности кредита, как договор залога; гарантии, поручительства; договор о страховании ответственности  за непогашение кредита; соглашение о цессии в пользу банка требований к третьему лицу.

Сущность залога, согласно положениям п. 1 ст. 334 ГК РФ, заключается  в том, что кредитор по обеспеченному  залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства  получить удовлетворение из стоимости  заложенного имущества преимущественно  перед другими кредиторами лица,. которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, установленными законом. В зависимости от предмета залога можно выделить залог имущества клиента (залог товаров в обороте, залог недвижимости (ипотека), залог ценных бумаг, залог депозитов, смешанный залог) и залог имущественных прав клиента (залог прав на нематериальные активы, залог дебиторской задолженности).

О.П. Сауляк[3] выделяет следующие преимущества залога как способа обеспечения должником кредитных обязательств:

договор залога имущества  позволяет обеспечить наличие и  сохранность этого имущества  на тот момент, когда должнику придется рассчитываться с кредитором за полученный кредит;

залог имущества  должника обеспечивает кредитору залогодержателю  возможность удовлетворить  свои требования за счет предмета залога преимущественно перед другими кредиторами;

реальная опасность  потерять имущество в натуре (предметом  залога является, как правило, особо  ценное, ликвидное имущество) является хорошим стимулом для должника исполнить  свои обязательства надлежащим образом.

Можно выделить следующие  недостатки залога как способа обеспечения  исполнения кредитного договора:

залог как способ обеспечения кредитных обязательств не дает кредитору в большинстве  случаев уверенности в быстром  и полном удовлетворении своих требований, так как обращение взыскания  на предмет залога осуществляется чаще всего по решению суда. Затем следует процедура реализации, что требует значительных средств и времени.

Информация о работе Организация кредитного процесса в коммерческом банке