Наципнальная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

1993 года в нашей стране появилась новая модель здравоохранения, которая со слов исполнительного директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования А.М. Таранова «предполагает целевой характер накопления и расходования финансовых средств на охрану здоровья и медицинского обслуживания населения, придает финансированию здравоохранения смешанный бюджетно-соцстраховский характер». Таким образом, появилась страховая система здравоохранения, при которой средства на здравоохранение формируются за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей, взносов субъектов федерации за неработающее население.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Здравоохранение как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура 5
1.2 Факторы и условия функционирования и развития здравоохранения в стране 9
1.3 Показатели оценки состояния здравоохранения в стране 13
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СТРАНЕ 24
2.1 Общая характеристика современного состояния здравоохранения в России 24
2.2 Тенденции и факторы развития здравоохранения в России 43
2.3 Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов здравоохранения в стране 45
3. Перспективы развития здравоохранения в РФ 49
3.1 Стратегические направления развития здравоохранения в стране 49
3.2 Основные направления государственной политики в сфере здравоохранения 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ВВЕДЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

кусовая здравоохр.doc

— 348.00 Кб (Скачать)

      Реализация разработанной по единой методике подобная программа снимет прежде всего вопросы ресурсного выравнивания территорий, повысит ответственность законодательных и исполнительных органов на местах за состояние здравоохранения, позволит активно вовлечь население в сохранение собственного здоровья.

      Именно с этих позиций, при  участии ученых, практиков здравоохранения,  экономистов нам удалось в  Хабаровском крае сформировать  основные направления развития  здравоохранения на период до 2005 года. В соответствии с этими направлениями целью реформирования здравоохранения края является снижение заболеваемости и смертности населения за счет проведения комплекса мероприятий по охране здоровья населения, повышения качества и эффективности медицинской помощи, что предполагает в первую очередь приостановление нарастания предотвратимых потерь здоровья, затем на фоне стабилизации социально-экономической ситуации в крае добиться стабилизации и в последующем улучшения показателей здоровья.

      Перечень задач сформирован исходя из рейтинга приоритетов в поэтапной реализации "Основных направлений развития здравоохранения". Главной задачей избрана значительное увеличение объема мероприятий медицинской профилактики, что сегодня многими может быть воспринято как утопия на фоне значительного дефицита финансовых и других ресурсов. Однако, при проведении анализа системы здравоохранения выявилось следующее:

      - до 75% ассигнований на здравоохранение  потребляется стационарами;

      - доля врачей первичной медико-санитарной  помощи составляет от 23 до 27% от общего числа врачей;

      - частота направлений пациентов  участковыми врачами к специалистам  составляет до 30% от числа первичных  посещений.

      В этой ситуации, несмотря на  значительное уменьшение коечной  сети в крае за последние годы, 25% коечного фонда остается неиспользованным или занятым пациентами амбулаторного профиля.

      Следовательно, что даже в этой  сложной ситуации имеются резервы  по стабилизации и развитию  профилактической направленности  за счет:

      - выравнивания соотношения ассигнований на стационарную и амбулаторную помощь 50% к 50%;

      - значительного увеличения удельного  веса врачей ПМСП за счет  сокращения стационаров и перевода  части освободившихся врачей  в подразделения амбулаторной  помощи (дневные стационары, стационары на дому, однодневные диагностические стационары, отделения реабилитации, социальной реабилитации и т.п.);

      - снижения уровня госпитализации  в стационары за счет перевода  этих объемов помощи в амбулаторные  условия;

      - уменьшения средней длительности лечения в стационарах за счет создания системы этапного долечивания в амбулаторных условиях и т.п.

      Следующей по рейтингу задач  является "Обеспечение доступности  населения в качественной и  безопасной медицинской помощи" на основании утвержденного на федеральном уровне минимального социального стандарта.

      Решение этой задачи концентрируется  в первую очередь на реорганизации  ПМСП (введение врача семейной  практики, реализация программ по  расширению стационаров на дому, дневных стационаров, центров амбулаторной хирургии и т.п.), дальнейшей реорганизации системы скорой и неотложной медицинской помощи, реорганизации стационарной медицинской помощи. Обеспечение доступности медицинской помощи - это комплексная задача как для системы здравоохранения, так и для системы обязательного медицинского страхования. К сожалению, следует признать, что за последние 1,5-2 года доступность по некоторым видам медицинской помощи снизилась (стоматология, реабилитология, отдельные виды хирургической помощи и пр.) и не только из-за отсутствия средств, а и по причине формирования "черного" рынка платных медицинских услуг, наличие которого официально признать никто не хочет, а этот рынок требует изучения и оценок как достаточно новое явление для РФ.

      Следующий по важности является задача совершенствования управления в комплексе с задачами по планированию, финансированию, инновационной и кадровой политике.

      Совершенствование управления - это  не только выход на передовые  позиции профессионально подготовленных кадров, не только устранение структурных диспропорций в системе, не только совершенствование планирования и стандартизация коечных результатов, а и максимальное привлечение к управлению процессами качества и эффективности коллективов медицинских учреждений. Работники всех уровней должны быть вовлечены в процесс принятия решений, обсуждение вопросов деятельности организации. Необходимо предоставить всем работникам реальную возможность прочувствовать свою роль в результатах работы всего коллектива. Как показывает мировая практика и опыт наших коллег из США (Медицинский центр Кентуккского университета) деятельное участие персонала в процессе выработки решений и усиление личной ответственности, порождающей творческое отношение к труду, в конечном итоге ведут к значительному улучшению качества и эффективности медицинской помощи населению. Иными словами каждый член коллектива медицинского учреждения должен быть обеспечен свободным выбором рода занятий, реализацией своих потенциальных возможностей на каждом рабочем месте и иметь гарантированный уровень вознаграждения за результаты труда.

      Сегодня мы видим, что существует  необходимость принятия следующих  шагов по решению выше указанных  проблем:

      1. Формирование и обеспечение  государственных обязательств по предоставлению всем категориям населения медицинской помощи на основе долгосрочных социально-экономических нормативов.

      2. Разработка новых систем оплаты  медицинской помощи и их внедрения  на основе экономической заинтересованности  медицинских работников, учреждений здравоохранения в повышении качества и эффективности медицинской помощи.

      3. Формирование системы управления  здравоохранением на основе результатов  деятельности медицинских учреждений.

      4. Законодательного обеспечения реформы здравоохранения, как на федеральном, так и на территориальном уровнях, прежде всего устойчивого финансового обеспечения отрасли за счет различных источников.

      5. Разработка механизма помощи  регионам, имеющим сложное социально-экономическое  положение и высокий уровень заболеваемости населения.

      Реализация приоритетных направлений  системы здравоохранения и сопутствующих  мероприятий требует принятия  новых федеральных законов, регулирующих  не только систему обязательного  медицинского страхования и саму систему здравоохранения в целом, о новых организационно-правовых формах организаций социальной сферы, необходимы поправки в Бюджетный, Налоговый и Гражданский кодекс Российской Федерации, а также другие законодательные и нормативные правовые акты.   

3.2 Основные направления  государственной политики в сфере  здравоохранения 

      Национальные проекты - важнейшая  часть реформы социальной сферы,  реформы, вызванной не только  переходом общества к жизни  в условиях демократического  социального государства с рыночно ориентированной экономикой, но и пересмотром принципов социального обеспечения. Кроме того, национальные проекты являются частью социального проектирования, которые осуществляют органы государственной власти.

      Законодательное регулирование вопросов охраны здоровья граждан является одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации. Законодательные акты, принятые в последнее десятилетие, создают правовые основы для модернизации отечественной системы здравоохранения, определяют ее будущее. В рамках законодательного регулирования здравоохранения был разработан приоритетный национальный проект «Здоровье».

      Национальный проект «Здоровье»  включает следующие приоритеты  и соответствующие им мероприятия.

      1) Развитие первичной медицинской помощи: увеличение заработной платы и профессиональная подготовка участковых терапевтов, участковых педиатров и врачей общей практики, укрепление диагностической службы первичной медицинской помощи и материально-технической базы скорой медицинской помощи, поставка до 10 тыс. новых автомашин;

      2) Развитие профилактического направления  медицинской помощи: бесплатная  иммунизация населения против  гепатитов, краснухи, гриппа в  рамках Национального календаря  прививок, профилактика и лечение инфицированных вирусом СПИДа и гепатитов B и C, обследование новорожденных детей, профилактика социально значимых заболеваний, диспансеризация групп риска;

      3) Обеспечение населения высокотехнологичной  медицинской помощью: строительство новых федеральных центров высоких медицинских технологий, подготовка высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала, в том числе стажировка за рубежом, увеличение квот на дорогостоящую (высокотехнологичную) медицинскую помощь.

      В целом, приоритетный национальный проект «Здоровье» включает в себя 13 мероприятий по основным направлениям.

      По разделу «Развитие первичной  медико-санитарной помощи» предусмотрены  следующие мероприятия:

      – подготовка врачей по специальностям  «Общая врачебная практика», «Педиатрия» и «Терапия»;

      – денежные выплаты отдельным  категориям врачей;

      – оснащение поликлиник диагностическим  оборудованием;

      – закупка автомобилей скорой  медпомощи и реанимобилей;

      По разделу «Развитие профилактического направления медицинской помощи» предусмотрены:

      – мероприятия по профилактике, выявлению и лечению ВИЧ, гепатита  В и С;

      – дополнительная иммунизация  населения;

      – углубленные обследования новорожденных  детей;

      – программа «Родовые сертификаты»;

      – диспансеризация по дополнительным  программам;

      – дополнительная оплата первичной  медико-санитарной помощи работающим  гражданам и неработающим пенсионерам.

      По разделу «Обеспечение населения  высокотехнологичной медицинской помощью» предусмотрено:

      – строительство центров высоких  медицинских технологий;

      – организация подготовки кадров  для новых центров;

      – оказание высокотехнологичной  медпомощи на основе государственного  заказа.

      Рассмотрим более подробно основные направления реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».

      1) Формирование здорового образа  жизни. Планируется начать осуществление  нового направления реализации  проекта по формированию здорового  образа жизни. Основой направления станет информационно-разъяснительная кампания, на базе которой будут осуществляться программы и мероприятия по: повышению информированности населения; поддержке общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения; привлечению к мероприятиям бизнеса, особенно производящего товары и услуги, связанные со здоровьем.

      Планируется формирование стандартов  здорового образа жизни, таких  как, занятия физической культурой  и спортом, прохождение диспансеризации,  профилактика заболеваний, правильное питание.

      Дальнейшее развитие получат  системы мониторинга и контроля  соответствия табачной и алкогольной  продукции, а также соответствующих  факторов среды обитания человека  требованиям действующего законодательства. В 2009 г. в федеральном бюджете на эти цели было предусмотрено 830,0 млн. руб.

      2) Развитие первичной медико-санитарной  помощи и совершенствование профилактики  заболеваний

      Будет продолжено осуществление  стимулирующих денежных выплат  медицинскому персоналу участковой  службы, персоналу фельдшерско-акушерских пунктов и скорой медицинской помощи. С 2009 г. выплаты будут направляться в форме субсидий из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации (в 2009 г. было предусмотрено 34,5 млрд. руб.).

      В целях повышения профессионального уровня в 2009 г. была предусмотрена дополнительная подготовка и переподготовка 11 тыс. врачей первичного звена здравоохранения.

      Дальнейшее развитие получит  система диспансеризации населения,  в том числе дополнительная  диспансеризация работающих граждан и углубленные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (2009 г. - 6,6 млрд. руб.).

Информация о работе Наципнальная экономика