Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:28, контрольная работа
1993 года в нашей стране появилась новая модель здравоохранения, которая со слов исполнительного директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования А.М. Таранова «предполагает целевой характер накопления и расходования финансовых средств на охрану здоровья и медицинского обслуживания населения, придает финансированию здравоохранения смешанный бюджетно-соцстраховский характер». Таким образом, появилась страховая система здравоохранения, при которой средства на здравоохранение формируются за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей, взносов субъектов федерации за неработающее население.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Здравоохранение как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура 5
1.2 Факторы и условия функционирования и развития здравоохранения в стране 9
1.3 Показатели оценки состояния здравоохранения в стране 13
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СТРАНЕ 24
2.1 Общая характеристика современного состояния здравоохранения в России 24
2.2 Тенденции и факторы развития здравоохранения в России 43
2.3 Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов здравоохранения в стране 45
3. Перспективы развития здравоохранения в РФ 49
3.1 Стратегические направления развития здравоохранения в стране 49
3.2 Основные направления государственной политики в сфере здравоохранения 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ВВЕДЕНИЕ
Основными
проблемами системы
- конституционные
гарантии бесплатной
- страховые
принципы финансирования
- ресурсы
системы здравоохранения
- увеличение
стоимости новых медицинских
технологий и рост затрат на
здравоохранение обостряют
- усиление импортозависимости по лекарственным средствам и медицинской технике и оборудованию;
- отсутствие
системообразующих законов,
- многоканальность
финансирования и различный
Все
вышесказанное предопределило
2.3 Нормативно-правовые
акты, регламентирующие функционирование
субъектов здравоохранения в стране
С организационно — правовой точки зрения охрана здоровья представляет собой неоднородную систему: Основы законодательства об охране здоровья граждан предусматривают, что в РФ существуют государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения.
К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения РФ и соответствующие органы на уровне субъектов Федерации, Российская академия медицинских наук (РАМН), которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики РФ, по выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки. В нее также входят находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно — профилактические учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные учреждения, санитарно — профилактические учреждения, учреждения судебно — медицинской экспертизы, предприятия по производству медицинских препаратов и медтехники и др. Кроме того, сюда же относятся соответствующие предприятия, учреждения и организации, создаваемые министерствами и ведомствами помимо Министерства здравоохранения. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки, одобренная постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1997 г., предусматривает необходимость исключить дублирование работы лечебных учреждений государственного сектора, особенно ведомственных учреждений. Их следует вовлечь в реализацию программы государственных гарантий, что позволит эффективно использовать финансовые и материальные ресурсы, реализовать принцип равного отношения ко всем гражданам независимо от места работы, уменьшить финансовую нагрузку на бюджеты ведомств. Отдельные ведомственные. учреждения здравоохранения должны быть переданы в муниципальную собственность[6].
Муниципальная система
К частной системе здравоохранения относятся лечебно — профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.
Концепция развития
Финансирование
Для учреждений
В Российской Федерации в качестве гарантии права на свободное развитие в сфере охраны здоровья предусмотрен такой конституционный институт, как частная система здравоохранения. Однако сегодня эту нишу активно занимают коммерциализирующиеся государственные и муниципальные учреждения здравоохранения. Ряд авторов предполагает в качестве частной системы здравоохранения рассматривать уже не систему субъектов — организаций, основанных на частной форме собственности, а систему отношений по оказанию платных услуг, возникающих с целью реализации конституционного права граждан на свободное развитие в сфере охраны здоровья.
Такая точка зрения не всегда
сочетается с традиционной
Федеральным законом от 12.01.96 №
7-ФЗ "О некоммерческих
3. Перспективы
развития здравоохранения в РФ
3.1 Стратегические
направления развития
Главное, что следует учитывать при реформе управления объектами здравоохранения или медицинского обслуживания, - это то, что медицина является сферой социальной и стратегически значимой. При современном имущественном положении большинства населения глобальная коммерциализация здравоохранения недопустима. Основополагающим источником материальных, финансовых и людских ресурсов в здравоохранении был и остается бюджет.
В
сфере здравоохранения
Одно из наиболее важных качеств системы здравоохранения - это ее полная прозрачность для контролирующего органа, направляющего бюджетные средства в сферу медицинского обслуживания, и для общественности, наполняющей средствами фонды ОМС.
Добиться
этого можно при условии
Правовые
формы, на основе которых
- приватизация;
- концессионное соглашение;
- аренда;
- доверительное управление;
- создание автономных некоммерческих организаций;
- сохранение учреждений, основанных на праве оперативного управления.
Учреждения
здравоохранения, основанные
Проблемой
управления учреждениями
Учреждения
находятся в режиме
Действующая бюджетно - страховая система финансирования здравоохранения должна быть преобразована в систему финансирования,
основанную на
страховом принципе, то есть двухканальная
система поступления финансовых
средств в медицинскую
Необходимо законодательно
Страховые взносы субъекта Российской Федерации на ОМС неработающего населения должны устанавливаться в размере не меньшем, чем размер, обеспечивающий сбалансированность суммы средств из всех источников, предназначенных для финансирования базовой программы ОМС, и ее стоимости[9].
Стоимость базовой программы
ОМС в субъекте Российской
Федерации должна определяться
после утверждения тарифов на
оплату медицинских услуг,