Наципнальная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

1993 года в нашей стране появилась новая модель здравоохранения, которая со слов исполнительного директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования А.М. Таранова «предполагает целевой характер накопления и расходования финансовых средств на охрану здоровья и медицинского обслуживания населения, придает финансированию здравоохранения смешанный бюджетно-соцстраховский характер». Таким образом, появилась страховая система здравоохранения, при которой средства на здравоохранение формируются за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей, взносов субъектов федерации за неработающее население.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Здравоохранение как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура 5
1.2 Факторы и условия функционирования и развития здравоохранения в стране 9
1.3 Показатели оценки состояния здравоохранения в стране 13
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СТРАНЕ 24
2.1 Общая характеристика современного состояния здравоохранения в России 24
2.2 Тенденции и факторы развития здравоохранения в России 43
2.3 Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов здравоохранения в стране 45
3. Перспективы развития здравоохранения в РФ 49
3.1 Стратегические направления развития здравоохранения в стране 49
3.2 Основные направления государственной политики в сфере здравоохранения 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ВВЕДЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

кусовая здравоохр.doc

— 348.00 Кб (Скачать)

    Основными  проблемами системы здравоохранения  в настоящее время являются:

    - конституционные  гарантии бесплатной медицинской  помощи носят декларативный характер  и не сбалансированы с финансовыми ресурсами, а права граждан на ее получение четко не определены;

    - страховые  принципы финансирования здравоохранения  продекларированы, но не получили  должной реализации на практике;

    - ресурсы  системы здравоохранения используются  неэффективно, используемая бюджетно-сметная модель финансирования лишь консервирует устаревшую и избыточную сеть медицинских учреждений. Направление дополнительных средств в здравоохранение в связи с неэффективностью ее организационно-финансовых механизмов не изменит ситуацию. Имеются диспропорции между видами и уровнями медицинской помощи - приоритет отдается дорогостоящим стационарным методам лечения. Работники здравоохранения относятся к одной из самых малооплачиваемых категорий. Система и уровень оплаты труда не мотивируют их к качественной и результативной работе;

    - увеличение  стоимости новых медицинских  технологий и рост затрат на  здравоохранение обостряют проблему  экономической эффективности использования  ресурсов;

    - усиление  импортозависимости по лекарственным средствам и медицинской технике и оборудованию;

    - отсутствие  системообразующих законов, регулирующих  сферу здравоохранения, не позволило  сформировать единство этого  социального института, а переход  к частноправовому регулированию  данных отношений привел к ослаблению управляющей функции государства, не сформированы и рыночные отношения между субъектами системы здравоохранения;

    - многоканальность  финансирования и различный правовой  режим расходования финансовых  средств бюджетов всех уровней, обязательного медицинского страхования, добровольного медицинского страхования, платных услуг является одной из причин их неэффективного расходования.

    Все  вышесказанное предопределило необходимость  в кратчайшие сроки начать  полномасштабное реформирование системы здравоохранения, первым этапом реализации которой можно считать приоритетный Национальный проект "Здоровье", впервые озвученный Президентом РФ В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию. 

2.3 Нормативно-правовые  акты, регламентирующие функционирование субъектов здравоохранения в стране 

      С организационно — правовой точки зрения охрана здоровья представляет собой неоднородную систему: Основы законодательства об охране здоровья граждан предусматривают, что в РФ существуют государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения.

      К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения РФ и соответствующие органы на уровне субъектов Федерации, Российская академия медицинских наук (РАМН), которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики РФ, по выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки. В нее также входят находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно — профилактические учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные учреждения, санитарно — профилактические учреждения, учреждения судебно — медицинской экспертизы, предприятия по производству медицинских препаратов и медтехники и др. Кроме того, сюда же относятся соответствующие предприятия, учреждения и организации, создаваемые министерствами и ведомствами помимо Министерства здравоохранения. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки, одобренная постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1997 г., предусматривает необходимость исключить дублирование работы лечебных учреждений государственного сектора, особенно ведомственных учреждений. Их следует вовлечь в реализацию программы государственных гарантий, что позволит эффективно использовать финансовые и материальные ресурсы, реализовать принцип равного отношения ко всем гражданам независимо от места работы, уменьшить финансовую нагрузку на бюджеты ведомств. Отдельные ведомственные. учреждения здравоохранения должны быть переданы в муниципальную собственность[6].

      Муниципальная система здравоохранения  объединяет муниципальные органы  управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно — профилактические, аптечные и другие учреждения и предприятия.

      К частной системе здравоохранения относятся лечебно — профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

      Концепция развития здравоохранения  предусматривает необходимость  развития частного сектора здравоохранения,  предоставление частным медицинским  учреждениям равных с государственными и муниципальными учреждениями прав на участие в системе обязательного медицинского страхования, в реализации государственных и муниципальных целевых программ — возможно, на конкурсной основе[7].

      Финансирование здравоохранения  осуществляется за счет средств бюджетов различных уровней, средств медицинского страхования (прежде всего — обязательного), средств целевых фондов развития здравоохранения. Это основные источники финансового обеспечения здравоохранения. Существуют еще и дополнительные источники: доходы по ценным бумагам, кредиты банков, благотворительная деятельность и т. д. Очень важным в мировой практике организации здравоохранения является вопрос о том, какова доля валового внутреннего продукта, направляемая на эти цели.

      Для учреждений здравоохранения  установлены некоторые льготы в области налогообложения. Так, реализация медицинских услуг, предусмотренных перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2001 г., не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. В этот перечень включены услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно — поликлинической, стационарной медицинской помощи, а также услуги, оказываемые в санаторно — курортных учреждениях, и т. д.

      В Российской Федерации в качестве гарантии права на свободное развитие в сфере охраны здоровья предусмотрен такой конституционный институт, как частная система здравоохранения. Однако сегодня эту нишу активно занимают коммерциализирующиеся государственные и муниципальные учреждения здравоохранения. Ряд авторов предполагает в качестве частной системы здравоохранения рассматривать уже не систему субъектов — организаций, основанных на частной форме собственности, а систему отношений по оказанию платных услуг, возникающих с целью реализации конституционного права граждан на свободное развитие в сфере охраны здоровья.

      Такая точка зрения не всегда  сочетается с традиционной трактовкой  роли и функций государства,  не говоря о механизмах реализации  объемов и условий оказания бесплатной и платной медицинской помощи, нормативном регулировании оснований для возмездного оказания услуг в государственном секторе здравоохранения.

      Федеральным законом от 12.01.96 №  7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлен статус субъекта правоотношений — некоммерческих организаций (НКО), к которым относится и распространенная в государственном секторе здравоохранения организационная форма — бюджетное учреждение. В нормативных актах, регулирующих деятельность НКО, в том числе и в бухгалтерских, не указывается четко на то, что возможно самостоятельное распоряжение НКО доходом от основной и разрешенной предпринимательской деятельности (в отличие от коммерческих организаций, у которых доход при реализации товаров, работ или услуг появляется в результате только предпринимательской деятельности и попадает в самостоятельное распоряжение организации). 

3. Перспективы  развития здравоохранения в РФ 

3.1 Стратегические  направления развития здравоохранения  в стране 

    Главное,  что следует учитывать при реформе управления объектами здравоохранения или медицинского обслуживания, - это то, что медицина является сферой социальной и стратегически значимой. При современном имущественном положении большинства населения глобальная коммерциализация здравоохранения недопустима. Основополагающим источником материальных, финансовых и людских ресурсов в здравоохранении был и остается бюджет.

    В  сфере здравоохранения необходимо  прежде всего наладить эффективное  управление материальными, финансовыми  и людскими ресурсами и обеспечить и довести имеющиеся в распоряжении государства и государственных учреждении здравоохранения ресурсы до конечного потребителя.

    Одно  из наиболее важных качеств  системы здравоохранения - это  ее полная прозрачность для  контролирующего органа, направляющего бюджетные средства в сферу медицинского обслуживания, и для общественности, наполняющей средствами фонды ОМС.

    Добиться  этого можно при условии усовершенствования  отчетности учреждений здравоохранения,  ее упрощения и унификации, повышения квалификации и увеличения состава проверяющих финансы служб, а также путем усиления гражданско-правовой и имущественной ответственности руководителей медицинских учреждений за грамотное финансовое управление ресурсами, предоставляемыми в их распоряжение.

    Правовые  формы, на основе которых предполагается  сегодня реформировать медицинские  учреждения, в том числе учреждения  первичного звена, - это:

    - приватизация;

    - концессионное  соглашение;

    - аренда;

    - доверительное  управление;

    - создание автономных некоммерческих организаций;

    - сохранение  учреждений, основанных на праве  оперативного управления.

    Учреждения  здравоохранения, основанные на  праве оперативного управления  как остаточное явление советской  медицины, имеют право на существование, хотя нуждаются в дополнительном законодательном регулировании. Их публичный статус обязывает ставить общественность в известность об их правовом статусе, имущественных ресурсах и направлениях их использования. Необходимо принятие закона о медицинских учреждениях, полностью освещающего для публики правовые основы их деятельности, взаимоотношение с гражданами, с бюджетом, системой ОМС и контролирующими органами. Система учреждений здравоохранения должна стать прозрачной. Конструкция учреждений при ее надлежащем законодательном регулировании гарантирует сохранение стратегического статуса здравоохранения, стратегическую принадлежность медицинских учреждений к государству как в имущественном плане (право собственности), так и в плане людских ресурсов (сохранение персонального состава НИИ, содержащих ценные для страны кадры).

    Проблемой  управления учреждениями является  их недостаточное законодательное  регулирование, не позволяющее  общественности, потребляющей медицинские  услуги, знать правовое регулирование реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

    Учреждения  находятся в режиме административно-правового  регулирования, что в современном  российском обществе уже недопустимо.

      Действующая бюджетно - страховая система финансирования здравоохранения должна быть преобразована в систему финансирования,

основанную на страховом принципе, то есть двухканальная  система поступления финансовых средств в медицинскую организацию  уступает место одноканальной системе. Это позволит более эффективно планировать и контролировать имеющиеся средства, оплачивать реальные результаты деятельности медицинских организаций, а не их содержание. Данной цели служит конкретизация программ государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации, которые будут практически совпадать с программами обязательного медицинского страхования. Программы будут охватывать большую часть видов медицинской помощи, предоставляемых населению. Соответственно система ОМС должна аккумулировать не менее двух третей государственного финансирования здравоохранения. Напрямую из бюджетов должны будут —финансироваться высокотехнологичные виды медицинской помощи, лечение заболеваний, имеющих особую социальную значимость (туберкулез, ВИЧ-СПИД, психические заболевания и пр.), санитарно - эпидемиологический надзор и контроль и др[8].

      Необходимо законодательно установить  требования и механизмы обеспечения  сбалансированности программ ОМС с финансовыми ресурсами.

Страховые взносы субъекта Российской Федерации на ОМС  неработающего населения должны устанавливаться в размере не меньшем, чем размер, обеспечивающий сбалансированность суммы средств  из всех источников, предназначенных для финансирования базовой программы ОМС, и ее стоимости[9].

      Стоимость базовой программы  ОМС в субъекте Российской  Федерации должна определяться  после утверждения тарифов на  оплату медицинских услуг, которые  не должны быть меньше величин, рассчитанных в соответствии с методикой определения минимальных тарифов на гарантированную медицинскую помощь, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление здравоохранением, что должно поднять планку требований к ресурсному обеспечению оказания медицинской помощи и на этой основе -преодолеть стремление регионов искусственно занижать размер взносов на ОМС неработающего населения.

Информация о работе Наципнальная экономика