Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:28, контрольная работа
1993 года в нашей стране появилась новая модель здравоохранения, которая со слов исполнительного директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования А.М. Таранова «предполагает целевой характер накопления и расходования финансовых средств на охрану здоровья и медицинского обслуживания населения, придает финансированию здравоохранения смешанный бюджетно-соцстраховский характер». Таким образом, появилась страховая система здравоохранения, при которой средства на здравоохранение формируются за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей, взносов субъектов федерации за неработающее население.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Здравоохранение как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура 5
1.2 Факторы и условия функционирования и развития здравоохранения в стране 9
1.3 Показатели оценки состояния здравоохранения в стране 13
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СТРАНЕ 24
2.1 Общая характеристика современного состояния здравоохранения в России 24
2.2 Тенденции и факторы развития здравоохранения в России 43
2.3 Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов здравоохранения в стране 45
3. Перспективы развития здравоохранения в РФ 49
3.1 Стратегические направления развития здравоохранения в стране 49
3.2 Основные направления государственной политики в сфере здравоохранения 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ВВЕДЕНИЕ
За счет средств Федерального
фонда ОМС, в том числе
Изменение роли
страховых медицинских
Участие страховых медицинских
организаций в системе ОМС
необходимо в качестве
Необходимо ввести
систему разделения финансовых рисков
между территориальными фондами
ОМС и страховщиками: последние
будут брать на себя часть рисков,
связанных с отклонениями фактических
расходов на оказание медицинской помощи
застрахованным от плановых.
Крайне важно
обеспечить реальные возможности участия
страховщиков в планировании и проведении
организационных мероприятий, направленных
на повышение эффективности
Изменение правил участия
Чтобы сделать договорные отношения между страховщиками и медицинскими организациями реальным фактором стимулирования структурных сдвигов, необходимо обеспечить включение в тариф оплаты медицинских услуг всех видов затрат, связанных с их оказанием, включая нормативные расходы на коммунальные услуги и амортизацию оборудования.
Экономическая заинтересованность в оптимизации издержек на оказание медицинской помощи, обусловленная системой разделения рисков между территориальным фондом ОМС и страховщиками, должна дополняться мерами, обеспечивающими реальную возможность страховщиков участвовать в организации и планировании медицинской помощи застрахованным.
Необходимо исключить сметное
финансирование медицинских
Финансирование работы медицинских учреждений должно происходить на основе договоров, заключаемых ими со страховщиками.
Следует отказаться от действующих валовых методов оплаты за фактически оказанные услуги участковых врачей и врачей общей практики, особенно от оплаты фактического числа посещений. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, они слабо ориентируют на повышение ответственности за здоровье населения (больше больных людей, выше доход) и способствуют усилению затратных механизмов в здравоохранении.
Для повышения вклада звена первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) целесообразно сделать акцент на использовании следующих методов оплаты.
Метод частичного
Консультации и исследования
в амбулаторных условиях могут
оплачиваться за фактические
объемы оказанных услуг с
Оплату стационарной помощи целесообразно производить за законченные случаи лечения в пределах заранее согласованных со страховщиками и врачами ПМСП объемов стационарной помощи. Сверхплановые объемы оплачивать лишь в размере переменных затрат (лекарства и питание). Уже имеющийся экспериментальный опыт использования таких методов свидетельствует об их существенном вкладе в перемещение объемов стационарной помощи на амбулаторный этап.
Для учреждений здравоохранения, прежде всего, учреждений федерального подчинения, оказывающих специализированную высокотехнологичную помощь, необходимо формировать государственный заказ на согласованные объемы медицинской помощи. Использование нового принципа финансирования позволит привести в соответствие планового размера государственных средств с фактическим объемом медицинских услуг, с учетом показателей ее качества.
В качестве способа ослабления разрыва между обязательствами и финансовыми возможностями государства необходимо опираться на развитие форм добровольного медицинского страхования (ДМС).
В существующей системе
Развитие форм ДМС будет
Основной формой
Организационно-правовая форма
Этой задаче отвечает принятие
законов о введении форм
Преобразование лечебно-
Как было выявлено в ходе исследования, реформа здравоохранения в России и становление медицинского страхования остро обозначили многочисленные проблемы отрасли, требующие последовательного осмысления и принятия решений. Нет необходимости подчеркивать все сложности перехода отрасли к рыночной экономике. Обострение проблем финансирования медицинских учреждений в связи с нарастающим дефицитом бюджета и удорожанием содержания основных фондов здравоохранения, сложности материально-технического снабжения, ухудшение качества медицинской помощи из-за чрезмерной дороговизны медицинского оборудования, лекарств, продуктов питания - это те условия, на фоне которых проходит реформа здравоохранения.
В результате сформировавшихся тенденций в здравоохранении наметился ряд проблем:
1. Стала давать сбои система
этапности в оказании
2. Продолжает формироваться
3. Резко снизились возможности по стратегическому и текущему планированию сети медицинских учреждений, управлению объемами медицинской помощи.
Наши исследования последних двух лет также говорят о том, что в основе нашего недовольства медициной лежит не только недостаток финансовых и иных ресурсов, а насколько эффективно мы эти ресурсы используем. И выяснили, что используем их крайне неэффективно. По имеющимся оценкам только на производство невостребованных врачами анализов ежегодно в поликлиниках тратится до 7 процентов финансовых средств. Еще больше непроизводительные расходы мы производим в больницах при проведении неконтролируемой терапии, повторных дорогостоящих обследованиях. Даже надбавку к зарплате мы умудряемся платить специалистам с категориями, не задумываясь о разнице результатов работы между врачом или медсестрой с категорией и без категории.
Все это вместе взятое
Используя эту доктрину, первоначально казавшуюся простой, мы два года тому назад пришли к выводу, что перестроить процесс можно только исходя от общепринятых (или общероссийских) стандартов или условий прежде всего безопасности для здоровья оказываемой медицинской помощи, отсюда сразу же мы сможем рассчитать стоимость затрат на эту безопасную помощь. Тогда на первые два вопроса - сколько нужно средств на здравоохранение и какую помощь можно получить за ресурсы, даваемые обществом. Это позволит нам сформировать более или менее реальную, как федеральную, так и на ее основе региональные программы (ежегодно) оказания медицинской помощи населению. При этом можно четко указать виды помощи, оказываемые населению за счет средств страховых взносов, за счет бюджетов всех уровней, а также - за какие услуги платить из собственного кармана.