Наципнальная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

1993 года в нашей стране появилась новая модель здравоохранения, которая со слов исполнительного директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования А.М. Таранова «предполагает целевой характер накопления и расходования финансовых средств на охрану здоровья и медицинского обслуживания населения, придает финансированию здравоохранения смешанный бюджетно-соцстраховский характер». Таким образом, появилась страховая система здравоохранения, при которой средства на здравоохранение формируются за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей, взносов субъектов федерации за неработающее население.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Здравоохранение как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура 5
1.2 Факторы и условия функционирования и развития здравоохранения в стране 9
1.3 Показатели оценки состояния здравоохранения в стране 13
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СТРАНЕ 24
2.1 Общая характеристика современного состояния здравоохранения в России 24
2.2 Тенденции и факторы развития здравоохранения в России 43
2.3 Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов здравоохранения в стране 45
3. Перспективы развития здравоохранения в РФ 49
3.1 Стратегические направления развития здравоохранения в стране 49
3.2 Основные направления государственной политики в сфере здравоохранения 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ВВЕДЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

кусовая здравоохр.doc

— 348.00 Кб (Скачать)

    Реформирование  системы здравоохранения осуществляется  в условиях, когда:

    1) проводится  реформирование системы государственного  управления Российской Федерации;

    2) принятые законодательные акты серьезно изменили нормативную базу здравоохранения, разграничили полномочия в вопросах оказания медицинской помощи между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

    3) работает  система обязательного медицинского  страхования;

    4) система  финансирования является многоканальной (бюджеты всех уровней, средства  обязательного медицинского и  социального страхования, средства  от внебюджетной деятельности);

    5) дополнительные  поступления по обязательному  медицинскому страхованию повлекли  за собой снижение доли бюджетных  ассигнований в структуре консолидированных  финансовых средств здравоохранения;

    6) снижение  доли бюджетных ассигнований в муниципальных образованиях привело к вынужденному сокращению материально-технической базы и потере кадровых ресурсов;

    7) большая  часть бюджетов здравоохранения  расходуется на выплату заработной  платы персоналу; возросли расходы  учреждений на немедицинские цели (коммунальные платежи, текущий и капитальный ремонты), не остается средств на развитие здравоохранения;

    8) усиливается  коммерциализация системы охраны  здоровья, растет стоимость медицинских  услуг, увеличивается объем платных  услуг в здравоохранении. Это способствует при расширении возможностей получения медицинской помощи снижению ее доступности, особенно для социально незащищенных слоев населения;

    9) при  высоком уровне квалификационных  требований и ответственности  медицинского персонала уровень заработной платы остается недостаточным;

    10) проводимая  реформа системы лекарственного  обеспечения населения и учреждений  здравоохранения не решила в  полной мере проблемы производства  отечественных лекарственных препаратов  и доступности импортных фармацевтических средств;

    11) формируются  рынок услуг и конкурентная  среда как внутри медицинских  учреждений, так и между ними, особенно в городах; возросли  требования к качеству медицинской  помощи; активизировалась деятельность  страховых медицинских организаций по защите прав застрахованных на досудебном и судебном уровне;

    12) возросла  вероятность террористических актов  с большим числом пострадавших.

    Основные  результаты национального проекта  в здравоохранении, которые будут  достигнуты при его реализации в Свердловской области:

    В  результате реализации Концепции  прогнозируется улучшение ряда  показателей, представленных в  приложении А.

    В  целом реализация концепции национального  проекта «Здоровье»  в Свердловской  области позволит:

    1) укрепление  здоровья населения Свердловской  области, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;

    2) повышение  доступности и качества медицинской  помощи;

    3) укрепление  первичного звена здравоохранения,  создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе; оснащение поликлиник, ОВП, скорой помощи оборудованием в соответствии со стандартом;

    4) повышение  потенциала службы родовспоможения;

    5) развитие  профилактической направленности  здравоохранения; восстановление диспансерной работы, оценка состояния здоровья населения по результатам дополнительной диспансеризации;

    6) удовлетворение  потребности населения в высокотехнологичных  видах медицинской помощи.

    В  результате реализации Концепции прогнозируется преодоление структурных диспропорций в отрасли, повышение эффективности использования ресурсов, обеспечение государственных гарантий бесплатной медицинской и лекарственной помощи населению, создание системы управления качеством в здравоохранении и, как следствие, улучшение демографических показателей и показателей здоровья населения Свердловской области.

    Концепция  послужит основой для разработки  и реализации областных программ  здравоохранения, программ развития  здравоохранения муниципальных образований.

      В последние годы отмечается  относительная стабилизация показателей  здоровья населения, о чем свидетельствует  тенденция снижения общей, младенческой  и материнской смертности, увеличения  продолжительности жизни[5]. С момента  начала реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» проводилась работа по повышению эффективности функционирования системы здравоохранения, приближению квалифицированной медицинской помощи к населению, обеспечению ее доступности и качества путем укрепления первичного звена здравоохранения, повышения доступности высокотехнологичной медицинской помощи, совершенствование профилактического направления.

      Рассмотрим основные характеристики  состояния здоровья населения,  связанные с реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье».

      Так, по предварительным данным  в 2008 г. родилось 1 717,5 тыс. детей,  что на 107,4 тыс. детей (на 6,7 %) больше, чем в 2007 г.

      Коэффициент рождаемости (на 1 000 населения) составил за 2008 г. 12,1 (в 2007 г. – 11,3).

      Коэффициент смертности (на 1 000 населения) в 2008 г. снизился и составил 14,7 (в 2007 г. – 14,6).

      Естественная убыль населения  за 2008 г. составила 363,5 тыс. человек,  или на 22,7 % меньше, чем год назад.  Коэффициент естественной убыли (на 1 000 населения) в 2008 г. снизился и составил 2,6, в то время как в 2007 г. он составлял 3,3.

      В 2008 г. достигнуто улучшение  показателя младенческой смертности. За январь-декабрь 2008 г. умерли 14 493 ребенка в возрасте до 1 г. Это на 364 детей (на 2,6 %) меньше, чем в 2007 г.

      Коэффициент младенческой смертности  составил в 2008 г. – 8,5 (на 1 000 родившихся), в то время как в 2007 г. он составлял 9,4 (на 1 000 родившихся).

      В 2008 г. улучшилась демографическая  ситуация в субъектах Российской Федерации.

      Наибольший прирост родившихся  зарегистрирован в Уральском  федеральном округе – 7,8% . Далее  идут Сибирский федеральный округ  – 7,7 %, Южный федеральный округ  – 7,3%, Центральный федеральный  округ – 6,9%, Приволжский федеральный округ – 6,3%, Северо-Западный федеральный округ – 5,1%, Дальневосточный федеральный округ – 2,3%.

      Среди субъектов РФ наилучшие  показатели роста рождаемости  зарегистрированы в следующих  регионах:

      Республика Ингушетия 11,2% (+ 931);

      Чеченская республика 10,7 % (+ 3486);

      Московская область 10,3 % (+ 6600);

      Новосибирская область 10,1% (+3036);

      Ульяновская область 9,9% (+1210);

      Санкт-Петербург 9,7% (+4200);

      Челябинская область 9,2% (+3802).

      Среди регионов европейской части России (за исключением республик Северного Кавказа со стабильно высокой рождаемостью) наилучшие показатели роста рождаемости в следующих субъектах РФ:

      Республика Татарстан 8,5% (+3458);

      Воронежская область 8,5% (+1752) и  Белгородская область 8,4% (+ 858).

      Приоритетный национальный проект  в сфере здравоохранения продолжал  интенсивно развиваться в 2008 г., как за счет продолжения начатых  ранее преобразований, так и за  счет расширения программных  направлений. В частности в  2008 г. развитие приоритетного национального проекта «Здоровье» осуществлялось по пяти направлениям: развитие первичной медико-санитарной помощи; развитие профилактического направления медицинской помощи; обеспечение доступности высокотехнологичной медицинской помощи; совершенствование медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и больным сердечно-сосудистыми заболеваниями; развитие службы крови, реализация пилотного проекта в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, мероприятия по демографической политике.

      В 2008 г. было продолжено осуществление  повышения квалификации и профессиональной  переподготовки 11 016 специалистов (из  них 9098 врачей–терапевтов участковых  и врачей–педиатров участковых, а также 1 918 врачей общей практики), что соответствует 100 % выполнению планового значения. На реализацию данного мероприятия были направлены средства федерального бюджета в размере 282 277,7 тыс. руб.

      Размер средней заработной платы в 2008 г. в учреждениях здравоохранения составил 11,2 тыс. руб. (в 2007 г. – 8,9 тыс. руб., в 2006 г. – 6,7 тыс. руб.). Врачи, находящиеся на наиболее проблемных участках: первичное звено здравоохранения, родовспоможение, скорая помощь – получили существенное материальное поощрение.

      Численность врачей и среднего  медицинского персонала, оказывающих  первичную медико-санитарную помощь, в период 2006 – 2008 годов увеличилась  на 10 % и 9,6 % соответственно, что позволило  укомплектовать врачебные участки и подразделения скорой медицинской помощи медицинскими работниками. В 2008 г. удалось снизить коэффициент совместительства до 1,1 (в 2007 г. – 1,32).

      Обследовано 23,942 млн. человек  на ВИЧ-инфекцию и вирусы гепатитов  В и С, проведено лечение  от этих заболеваний. На эти цели израсходовано 7 968 490, тыс. руб. На снижение заболеваемости по инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики в результате иммунизации населения в рамках национального календаря профилактических прививок израсходовано 4 972 826,7 тыс. руб.

      Снижение темпов роста заболеваемости  ВИЧ-инфекцией – важнейшая задача  Проекта. На 31.12.2008 г. в Российской  Федерации зарегистрировано 461 754 ВИЧ – инфицированных, из них – 3 683 ребенка. Обследовано на ВИЧ инфекцию – 23 942 326 человек (плановое значение – 22,0 млн. человек); зарегистрировано 45 409 новых случаев; охвачено диспансерным наблюдением – 318 340 человек. По оперативным данным, полный курс химиопрофилактики (во время беременности, родов и ребенку) прошли 85,3% от числа ВИЧ-инфицированных беременных женщин (плановое значение - не менее 85%), завершивших беременность родами или 7138 пар мать и ребенок. Вместе с тем 93 % от числа ВИЧ-инфицированных беременных женщин получили экстренную профилактику. В настоящее время заканчивается сбор и анализ информации по итогам 2008 г., в связи с чем фактическое значение исполнения показателя может быть изменено.

      Иммунизация населения в рамках  в рамках Национального календаря  прививок позволила добиться  снижения и стабилизации уровня заболеваемости по инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики. В 2008 г. регистрировалась спорадическая заболеваемость дифтерией, коклюшем и эпидемическим паротитом. В частности показатель заболеваемости дифтерией составил 0,04 на 100 тыс. населения, против 0,07 на 100 тыс. населения в 2007 г., коклюшем – 2,51 на 100 тыс. населения, против 5,66 на 100 тыс. населения в 2007 г., эпидемическим паротитом – 1,08 на 100 тыс. населения, против 1,31 на 100 тыс. населения в 2007 г. Продолжилось дальнейшее снижение заболеваемости корью (в 5,9 раз), краснухой (в 3,2 раза) и вирусным гепатитом (на 33,2 %).

      В 2008 г. для обследования новорожденных  детей на галактоземию, адреногенитальный  синдром, муковисцидоз и проведение  аудиологического скрининга было предусмотрено 434,0 млн. руб., фактически израсходовано 431,0 млн. руб., из них на неонатальный скриниг 347,3 млн. руб., на аудиологический скрининг – 83,7 млн. руб.

      Обследовано новорожденных детей  1,420 млн., из них на адреногенитальный синдром 1,405 млн. детей, на галактоземию – 1,410 млн. детей и на муковисцидоз 1,420 млн. детей (плановое значение 1,600 млн. детей).

       Число обследованных детей на  аудиологический скрининг 247 тыс. (плановое  значение 250 тыс. детей).

     По оперативным данным мониторинга реализации Проекта в 2008 г., в рамках неонатального скрининга выявлено случаев: адреногенитального синдрома – 137, муковисцидоза – 141 и галактоземии – 39.

      В 2008 г. было закуплено и  поставлено в медико-генетические консультации (центры) 68 единиц оборудования и 4989 единиц расходных материалов для обеспечения обследования новорожденных на адреногенитальный синдром, муковисцидоз и галактоземию. Поставка оборудования и расходных материалов осуществлялась в два этапа: первая, составляющая 60% от общего количества закупленного расходного материала, была осуществлена в июне, вторая - в объеме по 663 набора на каждое заболевание осуществлена в конце сентября.

      Впервые в 2008 г. для обеспечения  второго этапа неонатального скрининга на муковисцидоз были закуплены приборы для подтверждающей диагностики данного заболевания у новорожденных детей, которые были поставлены в медико-генетические консультации (центры) 49 субъектов Российской Федерации.

      С 2008 г. в программу массового обследования новорожденных детей в Российской Федерации включено проведение аудиологического скрининга детей первого г. жизни, в рамках которого закуплено 500 комплектов оборудования, поставленного в 30 субъектов Российской Федерации; по предварительным данным, было обследовано 247 тыс. детей (плановое значение – 250 тыс. детей). Окончательные данные будут представлены в марте 2009 г.

Информация о работе Наципнальная экономика