Наципнальная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

1993 года в нашей стране появилась новая модель здравоохранения, которая со слов исполнительного директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования А.М. Таранова «предполагает целевой характер накопления и расходования финансовых средств на охрану здоровья и медицинского обслуживания населения, придает финансированию здравоохранения смешанный бюджетно-соцстраховский характер». Таким образом, появилась страховая система здравоохранения, при которой средства на здравоохранение формируются за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей, взносов субъектов федерации за неработающее население.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Здравоохранение как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура 5
1.2 Факторы и условия функционирования и развития здравоохранения в стране 9
1.3 Показатели оценки состояния здравоохранения в стране 13
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СТРАНЕ 24
2.1 Общая характеристика современного состояния здравоохранения в России 24
2.2 Тенденции и факторы развития здравоохранения в России 43
2.3 Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов здравоохранения в стране 45
3. Перспективы развития здравоохранения в РФ 49
3.1 Стратегические направления развития здравоохранения в стране 49
3.2 Основные направления государственной политики в сфере здравоохранения 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ВВЕДЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

кусовая здравоохр.doc

— 348.00 Кб (Скачать)

      Повышение ответственности россиян за своё здоровье, и связанное с этим увеличение продолжительности жизни.

      Формирование у молодого поколения  потребности заботы о своем  здоровье и сохранении репродуктивного  потенциала.

      Сохранение трудового потенциала  России.

      Оценивая современное состояние здравоохранения в Российской Федерации, следует констатировать, что здравоохранение переживает системные изменения. Можно выделить основные признаки таких изменений. Так, разделение полномочий между органами власти по организации и оказанию медицинской помощи, что изменяет субъект деятельности системы здравоохранения – медицинские организации. Изменились формы собственности медицинских организаций (часть муниципальных стали государственными, а часть государственных – муниципальными), изменились их организационно-правовые формы. Изменились и органы управления здравоохранением (их функции), изменились принципы финансирования (часть функций муниципального уровня выполняются федеральным уровнем власти, в частности финансирование доплат за оказание дополнительной медицинской помощи, приобретение аппаратуры и оборудования, приобретение автотранспорта, вакцин и др.), изменились организационные, финансовые, нормативно-правовые отношения между элементами системы (элементы приобрели большую самостоятельность), используются новые финансовые и информационные ресурсы. Наряду с этим, наблюдается становление отдельных секторов организации и оказания различных по сложности видов медицинской помощи государственного, муниципального и частного. Государственный уровень четко разделен на два подуровня – федеральный и уровень субъекта Российской Федерации. Кроме того, сфера здравоохранения практически утратила признаки административной отрасли за счет того, что разделение полномочий между органами власти предопределяет регулирование деятельности каждой из множества отдельных медицинских организаций, независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы.

      Сфера здравоохранение переходит  в иную стадию своего развития, объединяя политические, правовые, экономические и организационные механизмы, обеспечивающие медицинскую деятельность как одного из видов деятельности в социальной сфере. Очевидно, что сфера здравоохранения нуждается в существенном реформировании, основой которого должны стать два принципа: разработка стратегии приоритетов и оптимальное использовании ресурсов. При этом представляется возможным сформулировать направления реформирования здравоохранения:

      - повышение качества предоставляемых  медицинских услуг; развитие медицинской науки и научно-медицинского потенциала, развитие потенциала здравоохранения как инвестиционной отрасли;

      - внедрение в практику новых  форм и методов обеспечения  государственного санитарно-эпидемиологического  надзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, мониторинга здоровья людей, медико-санитарного образования; обеспечение сбалансированности объемов государственных гарантий в части предоставления населению бесплатной медицинской помощи и лекарственного обеспечения с финансовыми возможностями государства;

      - формирование институтов защиты  прав пациентов и медицинских  работников;

      - обеспечение хозяйственной самостоятельности  медицинских учреждений и расширение  спектра организационно-правовых  форм медицинских организаций;

      - развитие негосударственного сектора здравоохранения;

      - обеспечение координации деятельности  федеральных органов и органов  исполнительной власти субъектов  РФ, местного самоуправления и  субъектов медицинского страхования.

      Существует комплекс проблем, связанных с развитием российского здравоохранения (например, надолго ли разделились полномочия органов власти в сфере здравоохранения и что будет после окончания срока реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»). При решении всего комплекса проблем необходимо учитывать ряд обстоятельств, а именно:

      - произошедшее разделение полномочий  между органами власти требует  перехода от отраслевого к  деятельностному подходу в организации  и управлении здравоохранением;

      - национальный проект «Здоровье» должен стать этапом, предшествующим системному реформированию здравоохранения, а финансовые ресурсы, выделяемые для его реализации, должны и далее привлекаться в здравоохранение в виде средств государственного медицинского страхования. Существует высокая потребность в разработке национального проекта «Государственное медицинское страхование»;

      - проблемы реформирования здравоохранения  могут быть успешно решены  только совместными усилиями  государства и врачебного сообщества  в рамках государственно-общественного управления медицинской деятельностью на основе совместно выработанной и реализуемой стратегии развития здравоохранения. Без адекватного восприятия врачебным сообществом, понимания и поддержки им предлагаемых преобразований в отрасли, столь необходимые инновации не смогут быть реализованы. При этом необходимо обозначить наиболее важные направления, приоритеты и задачи в реформировании здравоохранения Российской Федерации разработка гарантий (стандартов) бесплатной медицинской помощи и их законодательное утверждение; обеспечение разнообразия организационно-правового статуса медицинских организаций; реформирование медицинского страхования.

      Меры, предусмотренные приоритетным  национальным проектом «Здоровье», должны стать стимулом и катализатором системных преобразований во всех отраслях, связанных со здравоохранением. В этом случае необходимо считать приоритетный национальный проект «Здоровье» как подготовительный этап системных изменений здравоохранения, его модернизации и следует оценивать его положительно и принимать участие в его реализации, уточняя для понимания существующие позиции и предлагая варианты решения стоящих проблем.

      Необходимо не только техническое  участие врачей в реализации  национального проекта, но также  изучение и анализ их мнений и оценок о сути преобразований. Эти оценки должны рассматриваться властью как элементы общественного контроля за ходом исполнения положений приоритетного национального проекта «Здоровье».

      Необходима более целенаправленная, законодательно регулируемая работа не только медицинского сообщества, но и всего общества в целом, средств массовой информации, органов власти по обязательному привлечению населения к профилактическим мероприятиям. Именно поэтому этапы и процесс дальнейшего развития приоритетного национального проекта «Здоровье» должны быть одним из предметов обсуждения в обществе.

      Необходимо разработать и реализовать  ряд проектов, направленных на  повышение качества услуг в  сфере здравоохранения с обязательным  учетом:

      - ориентации на конечный результат с поэтапным переходом учреждений здравоохранения, участвующих в реализации пилотного проекта, преимущественно на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования (преимущества одноканального финансирования через систему обязательного медицинского страхования, при котором все источники финансирования объединяются в один финансовый поток, заключаются в возможности оперативного управления ресурсами и объемами медицинских услуг с помощью экономических инструментов);

      - реформирования оплаты труда  медицинских работников в зависимости  от конечных результатов труда  (внедрение отраслевой системы  оплаты труда медицинских работников  требует разработки системы оценки  качества медицинской помощи населению и критериев оценки результативности деятельности медицинских работников, что приведет к повышение ответственности медицинских работников в конечных результатах своего труда и, следовательно, повышению качества оказываемых медицинских услуг);

      - обеспечения учета объема оказанных медицинских услуг и оценки их качества (реализация этого направления заключается во внедрении системы персонифицированного учета на основе внедрения единых программных продуктов, включающих отраслевые сети передачи данных, выработке подходов к созданию единого информационного пространства в сфере здравоохранения).

      Эффективное развитие сферы здравоохранения  является сложным многоэтапным  процессом. Управление развитием  сферы здравоохранения может  быть представлено как системная, конкретная, практическая работа по сознательной организации всей социально-экономической деятельности, осуществляемой учреждениями сферы здравоохранения, структурами управления сферой здравоохранения на всех стадиях социально-экономического развития, как на федеральном, так и региональном уровнях.

      Процесс управления развитием  сферы услуг здравоохранения  в настоящее время характеризуется  широким многообразием понятий.  При этом управление развитием  сферы услуг здравоохранения  обладает способностью адаптироваться к изменяющейся внешней среде и с учетом внутренних количественных и качественных изменений самоорганизуется и саморазвивается, функционирует даже в условиях неполноты информационного и материального обеспечения, имеет разнообразные внешние, внутренние цели и задачи, использует экономические, социальные, правовые, психологические, естественные, инженерные и другие науки. Кроме того, управление развитием сферы услуг здравоохранения следует рассматривать как единое целое содержания, формы и процесса, направленных, в свою очередь, на достижение целей и задач развития сферы услуг здравоохранения. Процесс управления развитием сферы услуг здравоохранения находится в состоянии перманентного обновления, из-за изменений в социальной системе и влияния факторов внешней среды. Однако сфера услуг здравоохранения несет в себе тенденции к совершенствованию услуг, методов организации, эффективному использованию медико-информационных технологий, к разработке и внедрению новых методов и технологий необходимых для удовлетворения запросов рынка услуг здравоохранения.

      По проблеме управления развитием  сферы здравоохранения в экономической  литературе, как отечественной, так  и зарубежной, имеется значительное  количество научных исследований, раскрывающих различные аспекты теоретико-методологического подхода к анализу условий развития сферы услуг здравоохранения. Однако в них недостаточно четко представлены конкретные механизмы повышения эффективности управления сферой услуг здравоохранения в условиях рыночной экономики. Кроме того, сложность исследуемой проблемы, наличие большого числа дискуссионных вопросов, необходимость их объективного научного анализа свидетельствуют о необходимости активизации научных изысканий по данному актуальному для России направлению исследований, так как системным исследованиям в области управления процессом оказания услуг российским здравоохранением на этапе его реформирования должного внимания не уделено. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Охрана здоровья населения России  является комплексной задачей, в решении которой принимают участие различные государственные и общественные структуры, поскольку здоровье человека зависит от целого ряда факторов: типа и характера труда, жилищных условий, качества работы, сферы быта, от уровня образования и культуры итак далее. Главной отраслью, отвечающей за здоровье людей, является здравоохранение, которое предоставляет населению лечебную, санитарно-профилактическую, медико-реабилитационную и фармацевтическую помощь.

      Для развитых стран характерна  тенденция постоянного увеличения инвестиций в сферу здравоохранения. Так, в последние годы их удельный вес составляет около 10-14% от валового национального продукта, иногда как в России не более 3%. Реальная возможность оздоровления нации определяется в конечном итоге теми финансовыми ресурсами, которые выделяются на ее содержание и развитие.

      Здравоохранение является специфической  отраслью, особенности которой объективно  ограничивают действие рыночных  законов в этой социальной  сфере. Например: неопределенность связи между затратами труда, производителей услуг и конечными результатами труда (заболеваемость, продолжительность жизни и т.п.), трудность количественной оценки труда и его эффективного стимулирования.

      В зависимости от того, чему  отдается предпочтение - экономическому эффекту или социальной справедливости - метод хозяйствования и финансирования здравоохранения. В мировой практике известны 3 основные модели организации и финансирования здравоохранения: платная медицина, действующая на рыночных отношениях; государственная медицинская помощь с бюджетной системой финансирования;

      - организация здравоохранения на  принципах социального страхования  и многоканальной системы финансирования  отрасли.

      В России осуществляется переход  к третьей модели, совмещающей в себе возможности рынка и государственного регулирования с широким использованием медицинского страхования (добровольного и обязательного). При этом государство играет роль гаранта в удовлетворении общественно необходимых потребностей граждан в медицинском обслуживании вне зависимости от уровня их доходов. В настоящее время в качестве источников финансирования используются бюджетные ассигнования и разнообразные внебюджетные средства (целевые фонды, ФОМС, банковские кредиты и т.д.). Важнейшими являются бюджетные ассигнования и средства фонда ОМС. Проблема состоит в правильном и четком разграничении объектов, финансируемых за счет этих источников, выработка критериев, позволяющих определить целесообразность использования того или иного источника, эффективность использования финансовых средств всеми участниками системы ОМС.

Информация о работе Наципнальная экономика