Наципнальная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

1993 года в нашей стране появилась новая модель здравоохранения, которая со слов исполнительного директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования А.М. Таранова «предполагает целевой характер накопления и расходования финансовых средств на охрану здоровья и медицинского обслуживания населения, придает финансированию здравоохранения смешанный бюджетно-соцстраховский характер». Таким образом, появилась страховая система здравоохранения, при которой средства на здравоохранение формируются за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей, взносов субъектов федерации за неработающее население.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Здравоохранение как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура 5
1.2 Факторы и условия функционирования и развития здравоохранения в стране 9
1.3 Показатели оценки состояния здравоохранения в стране 13
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СТРАНЕ 24
2.1 Общая характеристика современного состояния здравоохранения в России 24
2.2 Тенденции и факторы развития здравоохранения в России 43
2.3 Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов здравоохранения в стране 45
3. Перспективы развития здравоохранения в РФ 49
3.1 Стратегические направления развития здравоохранения в стране 49
3.2 Основные направления государственной политики в сфере здравоохранения 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ВВЕДЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

кусовая здравоохр.doc

— 348.00 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО  Уральский  государственный

 экономический  университет 

Современное состояние  и перспективы развития здравоохранения

 в Российской  Федерации. 

Курсовая работа по дисциплине «Национальная экономика» 

г. Екатеринбург

2009. 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

  1.1 Здравоохранение  как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура 5

  1.2 Факторы  и условия функционирования и  развития здравоохранения в стране 9

  1.3 Показатели  оценки состояния здравоохранения  в стране 13

2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ  ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ  В СТРАНЕ 24

  2.1 Общая  характеристика современного состояния  здравоохранения в России 24

  2.2 Тенденции  и факторы развития здравоохранения в России 43

  2.3 Нормативно-правовые  акты, регламентирующие функционирование  субъектов здравоохранения в  стране 45

3. Перспективы  развития здравоохранения в РФ 49

  3.1 Стратегические  направления развития здравоохранения  в стране 49

  3.2 Основные  направления государственной политики в сфере здравоохранения 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82 

ВВЕДЕНИЕ 

      Как известно, право на охрану  здоровья  граждан  Российской  Федерации  определено Конституцией  РФ (статья 39).  Это  право   имеют  все граждане нашей страны (работающие и неработающие). При этом граждане  всегда были уверены,  что,  чтобы с их  здоровьем не  случилось,  Государство    позаботится о них через систему государственного здравоохранения.

      С 1993 года в нашей стране  появилась  новая  модель  здравоохранения, которая со слов исполнительного директора Федерального  фонда  обязательного медицинского  страхования  А.М. Таранова  «предполагает   целевой   характер накопления  и  расходования  финансовых  средств  на   охрану   здоровья   и медицинского обслуживания населения, придает финансированию  здравоохранения смешанный бюджетно-соцстраховский характер».  Таким  образом,  появилась страховая система здравоохранения, при которой средства  на  здравоохранение формируются за счет отчислений  предприятий,  учреждений,  организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей, взносов субъектов федерации за неработающее население.

      Реформа  в  области  здравоохранения   является  одной   из важнейших  составляющих проводимых в России преобразований.  При  этом  среди  проблем, решение  которых  позволит  повысить  уровень  здравоохранения,   выделяется проблема поиска новых внебюджетных источников возмещения необходимых  затрат на охрану здоровья граждан.

      Долгое время единственным источником финансирования здравоохранения в нашей стране был государственный бюджет.  Бюджетный метод финансирования ориентирован  на  возможности   бюджета,   а   не   на   реальные   расходы, складывающиеся в этой сфере. Не случайно расходы на здравоохранение в  1995г составляли  всего  2,4%  от  валового национального   продукта.   Привлечь дополнительные источники стало возможным  изменив сам принцип  финансирования данной отрасли, в частности организовав страховую медицину.

      Переход к страховой медицине  обусловлен спецификой рыночных  отношений в здравоохранении.  Медицинское страхование  позволяет   человеку  сопоставить необходимые  затраты на охрану здоровья  с состоянием  собственного  здоровья. Соизмерить потребности в  медицинской  помощи  и  возможность  ее  получения необходимо вне зависимости  от  того,  кем  производятся  затраты:  предприятием, государством или самими гражданами.

      В настоящий момент здравоохранение  России переживает сложный период  своего развития, который обусловлен главным образом ограниченностью ресурсной поддержки отрасли на федеральном и региональном уровнях. Кризисные процессы в экономике и социальной сфере не могли не сказаться на состоянии здоровья населения России. Сложившаяся медико-демографическая ситуация в целом отражает состояние государственных приоритетов в социальной сфере. Нельзя считать нормальным положение, при котором нарушены причинно-следственные связи в государственной политике охраны здоровья нации.

      Причины неблагоприятной медико-демографической ситуации обусловлены происходящими социально-экономическими процессами, система здравоохранения может влиять только на следствие этих процессов - лечение и восстановление утраченного здоровья. В нормальных условиях система здравоохранения не более чем на 10-15% влияет на показатели общественного здоровья. Драматизм ситуации состоит в том, что система здравоохранения оказалась один на один со всей комплексной социальной проблемой сохранения и восстановления здоровья россиян. Коротко говоря, решение многих социальных вопросов (пенсионное, социальное и т.д.) находится вне правового поля Минздрава РФ. Здравоохранение России оказалось экономически и психологически не готовым к решению многих не свойственных медикам проблем на фоне острой необходимости реформирования и самой системы организации медицинской помощи населению.

      Цель данной курсовой работы  – проанализировать современные  аспекты здравоохранения в РФ  и выявить направления развития.

      Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

       - дана оценка реформ системы  здравоохранения на современном  этапе;

       - дана характеристика современного  состояния здравоохранения;

       - исследованы прогнозные оценки  изменения здравоохранения в  РФ и выявлены перспективные направления совершенствования здравоохранения.

      При написании курсовой работы  исследованы научные и учебные  материалы по здравоохранению,  а также статистические данные, отражающие уровень здравоохранения  в РФ. 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

1.1 Здравоохранение  как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура 

      В структуре отраслей народного  хозяйства здравоохранение продолжает  занимать одно из непрестижных мест среди основных потребителей бюджетных финансовых ресурсов с одной стороны, а с другой система здравоохранения продолжает нести на себе груз, взваленный на нее в прошлом, огромных по своим масштабам социальных функций.

      Причем, в течение последних лет, социальная структура общества значительно изменилась. Стала последовательно выстраиваться система социальной защиты населения, но при этом не произошло существенных изменений в структуре социальных функций здравоохранения. В то же время финансирование этих программ продолжает осуществляться по остаточному принципу.

      Приходят в упадок основные  фонды лечебно-профилактических  учреждений, не поддерживается в  рабочем состоянии и не обновляется  медицинским оборудованием. Решение  этих вопросов выходит на первый план как у органов управления здравоохранением, так и у страховщиков.

      Реформы и преобразования здравоохранения  не оставляют безучастными ни  потребителей, ни конкретных производителей  и поставщиков, которые, учитывая  меняющуюся обстановку, вынуждены пересматривать свои функции, задачи в области предоставления и оплаты медицинских услуг[1].

      Система здравоохранения, являясь  важнейшим элементом общественной  жизни, должна быть нацелена  на решение крупных стратегических  задач развития страны, прежде всего, на укрепление физического и социального благополучия граждан и удовлетворение растущих потребностей в медицинской помощи. Одновременно здравоохранение призвано внести более заметный вклад в формирование производственного потенциала общества, обеспечивая необходимые характеристики трудовых ресурсов[2]. 

      Увеличивается значение здравоохранения  как фактора обеспечения безопасности  граждан и государства. 

      Реформирование систем здравоохранения  и обязательного медицинского  страхования в Российской Федерации неосуществимо без прогрессивных экономических методов управления, включая анализ эффективности использования имеющихся ресурсов. 

      Размеры государственного финансирования  здравоохранения, сократившиеся  более чем на треть в 90-е годы, стали увеличиваться с 2000 года, но не достигли уровня пятнадцатилетней давности (рис. 1). 

      [pic] 

      Рисунок 1 - Динамика финансирования  системы здравоохранения (2002 - 2006 годы).

       

      Произошел разрыв между декларируемыми и реальными экономическими условиями получения медицинской помощи. Финансирование оказания медицинской помощи в значительной мере переносится на самих граждан и работодателей. Расходы населения на лекарственные средства и медицинские услуги устойчиво растут высокими темпами. Нарастание платности медицинской помощи усиливается, несмотря на рост государственного финансирования в последние годы. 

      Происходит нерегулируемое замещение  государственных расходов частными, снижение качества бесплатной  медицинской помощи. В наибольшей мере от этого страдают малообеспеченные слои населения. Увеличивается неравенство возможностей различных социальных групп в получении качественной медицинской помощи[3]. 

      Проблема усугубляется тем, что  подходы к финансированию государственных гарантий оказания медицинской помощи населению не позволяют четко определить зависимость оплаты и качества помощи, которая должна бесплатно предоставляться гражданам. Ссылки на недостаточность государственного финансирования здравоохранения и на неисполнимость декларативных правил бесплатного медицинского обеспечения используются медицинскими работниками и руководителями здравоохранения в качестве оправдания снижения качества медицинских услуг и предоставление за плату услуг, которые реально должны быть оказаны для граждан бесплатно. Поэтому без конкретизации государственных гарантий медицинской помощи, разграничения медицинской помощи на бесплатные и платные медицинские услуги уже нельзя рассчитывать на то, что проблему разрыва между гарантиями и их финансовым обеспечением можно решить лишь путем увеличения размеров государственного финансирования здравоохранения. 

      Существующая система обязательного  медицинского страхования (ОМС)  имеет целый ряд серьезных  изъянов, преодоление которых требует изменений самой модели ее существования. 

      Главным изъяном является несбалансированность  программ ОМС с размерами страховых  платежей. Система ОМС аккумулирует  лишь 41,9% совокупного объема государственного  финансирования здравоохранения. 

      Эта проблема порождена, прежде всего, невыполнением субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления обязательств по уплате страховых взносов на неработающее население в полном объеме. Правда, в последние годы обозначилась тенденция увеличения размеров взносов за неработающее население, но это кардинально не меняет ситуации. 

      Сложившаяся модель ОМС не  оказала существенного влияния  на эффективность использования  ресурсов здравоохранения. Не  оправдались первоначальные ожидания  появления конкуренции между страховщиками, стимулирующей их активность в защите прав застрахованных и оптимизации размещения заказов среди медицинских организаций. Население практически не может выбрать страховщика, а сами страховщики не несут финансовых рисков в отношении оплаты медицинской помощи и поэтому не заинтересованы в выборе более эффективных вариантов организации предоставления медицинской помощи застрахованным[4]. 

      Эти проблемы во многом обусловлены  низкой управляемостью системы  ОМС. По существу эта система распалась на множество фрагментов с построением каждым субъектом Российской Федерации собственной модели ОМС. 

      В сложных условиях проведения  реформы в здравоохранении первостепенное  значение приобретают принципы  программно-целевого планирования и финансирования отрасли: 

      соответствие выполняемых полномочий (функций) их финансовому наполнению  на каждом уровне управления;

      обеспечение непрерывности и  преемственности властных полномочий;

      оптимизация бюджетных расходов;

      бюджетирование, ориентированное на результат;

      реструктуризация подведомственных  учреждений в целях эффективного  использования имеющихся ресурсов. 

1.2 Факторы и  условия функционирования и развития  здравоохранения в стране 

Информация о работе Наципнальная экономика