Монополистическая конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Исследование и использование модели монополистической конкуренции начались относительно недавно в 1930-хх годах. Но эта модель имела мгновенный успех и чрезвычайно быстро вошла в основное течение микроэкономической науки.
Данная работа посвящена рассмотрению модели именно этого промежуточного типа рыночной структуры. Цель работы – это понять, какое место занимает монополистическая конкуренция среди других рыночных структур, в чем ее сходство и различия с другими структурами. Какие существуют особенности рыночных отношений, форм конкуренции и также какие вытекают последствия в рамках рассмотрения данной модели конкуренции.

Содержание

Введение 3
Глава 1 «Конкуренция и ее виды»
Глава 2. Несовершенная конкуренция 11
Глава 3. Определение и условия монополистической конкуренции 19
Глава 4.Практический пример 36
Заключение 41
Литература 42

Работа содержит 1 файл

курсовик2.doc

— 496.00 Кб (Скачать)

     В) Торговое соперничество. Эта форма соперничества основана на использовании цен. При этом цены формируются в результате трехстороннего соперничества: во-первых, между продавцами за сбыт по более высоким ценам; во-вторых между покупателями за приобретение товаров по более низким ценам; в-третьих между продавцами и покупателями за сбыт по более высоким и за приобретение товаров по более низким ценам. В связи с этим различают ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция происходит, как правило, путем искусственного сбивания ценна данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трех условиях:

  1. продавец должен быть монополистом или обладать степенью монополизации власти;
  2. продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, который имеют разную способность платить за продукт;
  3. первоначальный покупатель не может перепродать товар или услугу.

        Ценовая дискриминация  наиболее часто применяется при оказании услуг (услуги врачей, адвокатов, владельцев гостиниц), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).1

__________________________________________________________________

1 Экономическая теория /Под редакцией А.И. Добрышна, Л.С. Тарасевича, с. 120

§ 3.5.Неценовая конкуренция

 

      Конкуренция за объем продаж, действующие в  условиях несовершенной конкуренции фирмы имеют более сложную стратегию.

Поскольку в условии несовершенной конкуренции  снижение цен не является прибыльной стратегией, то фирмы концентрируют  внимание на увеличении объемов сбыта и расширении своей доли рынка. Фирмы стремятся не только поднять спрос на свою продукцию, но и сделать этот спрос как можно менее эластичным. Основная роль в этом отводиться факторам неценовой конкуренции.

      Стратегия неценовой конкуренции может  быть построена на базе одного или  сразу нескольких факторов и может быть реализована путем углубления дифференциации продукта путем придания ему новых свойств, которые могут повлечь за собой охват новых групп потребителей. Высокорезультативным способом расширения рыночной доли фирмы может стать политика долгосрочного послепродажного обслуживания и гарантий. Мощным фактором укрепления конкурентной позиции является предоставление льготных условий продажи (кредит, скидки).

      Распространенным  типом неценовой конкуренции  является дифференциация на основе специализации (дешевый товар, товары среднего качества, дорогой, стильный товар). Положение кривых спроса и издержек, а также положение долгосрочного равновесия для каждой группы будет разным. Поэтому на рынке фирмы, реализующие свои товары по высоким ценам, будут сосуществовать с фирмами, продающими сходную продукцию по низким ценам.

 

§ 3.6. Реклама

 

      Важнейшее место среди неценовых факторов конкуренции отводится рекламе.

Реклама призвана направлять внимание потребителя  на товар, а не отвлекать его внимание на не относящиеся к делу предметы. Приактически всем лучшим образцам мировой рекламы свойственна концентрация зрительского внимания даже не просто на рекламируемом товаре, а на тех его особенностях, которые следует подчеркнуть. В конце 1960-х годов, например, «Фольксваген» заполнил страницы мировой прессы лаконичной рекламой своего автомобиля, где изображался лишь силуэт знаменитого «жука», а рядом с ним контуры машин других фирм за разные годы – 30,40,50,60-е XX в. Время меняло облик всех машин…но только не «жука». Таким  способом рекламе удалось решить сложнейшую задачу – выразить абстрактное понятие (неподражаемый, «вечный» дизайн «жука») в живой и наглядной форме , прочно приковав зрительское внимание именно к нему.

К сожалению, современная российская реклама часто грешит нарушениями этого принципа. После просмотра многих роликов невольно возникает вопрос: « А что, собственно, в них рекламировалось?» Художественная сторона здесь явно затмевает коммерческую. Внимание зрителя отвлекается, от продукта, а не привлекается к нему. Реклама должна  обращаться  не любому досужему человеку, а к тому, кто реально может стать потребителем данного товара( к так называемой целевой группе).

     Получение фирмой дополнительной прибыли в  результате проведения рекламной компании объясняется не только увеличением  объема продаж, но и снижением средних издержек производства вследствие сокращения избыточных производственных мощностей. Причин неэффективной рекламной деятельности может быть много, так как она имеет и негативные последствия. Реклама может способствовать увеличению спроса на продукцию конкурентов, а при значительной экономической прибыли, и проникновению в отрасль новых фирм. Поэтому в долгосрочной перспективе спрос на продукцию данной фирмы может снизиться и прибыль, учитывая возросшие издержки, станет меньше, а может стать и нулевой.

     Неоднозначной является оценка последствий рекламы  для общества. С одной стороны, реклама способствует расширению информации о товарах и ценах, а также экономическому росту эффективно работающих фирм. Но с другой, - в ней усматривают угрозу подрыва суверенитета потребителя (формирует вкусы), причину жестких цен и источника долгосрочной ценовой инфляции. 1

_______________________________________________________________

1 Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие /Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; с. 211

§3.8. Отрицательные последствия

 

      Модель  рынка совершенной конкуренции  предполагает  наиболее рациональное использование всех ресурсов общества, минимизацию затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции по сути, предполагает отклонение от состояния равновесия, сложившегося в условиях совершенной конкуренции. Следовательно, общество несет определенные потери в связи с монополизацией (степень ее может быть большей или меньшей) хозяйственной жизни.

      В конечном счете, проблема монополизации сводиться к вопросу о степени власти над ценой, этим рыночным феноменом, независящим от воли и сознания отдельного экономического агента в условиях совершенной конкуренции (вспомним горизонтальность линии спроса на продукцию совершенного конкурента).

      Власть  над ценой (а она всегда относительна и никогда не бывает абсолютной) - очень тонкий инструмент в руках монополии, или совершенного конкурента. Если эта власть одновременно сопровождается уменьшением издержек производства продукции вследствие экономии на масштабе производства, развитием научно-технического процесса, насыщением рынка массовым выпуском стандартизированной продукции по доступным ценам, то, очевидно, несовершенная конкуренция несет обществу определенный выигрыш.

      Можно сравнить власть над ценой со стремлением человека установить свою власть над природой. Например, если мы удовлетворены бедной почвой, засушливым климатом, то, проводя мелиоративные мероприятия, сопровождаемые внесением искусственных удобрений, мы обратим себе во благо нашу власть над природой. Но если перейти известную грань мелиорации, то, скорее всего, наша власть над природой обернется разрушением окружающей среды.

      Так и монополизация: если переступить  некую грань контроля над ценой, это оборачивается разрушением  и уничтожением богатства общества, ведет к стагнации, застою и т.п. Тайные соглашения о ценах, создание искусственных дефицитов – все это опасные проявления монополизации. Помня, что всякие аналогии условны, можно сравнить известное изречение лорда Эктона: «Всякая власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно» - и следующий тезис: «Абсолютная власть над ценой развращает абсолютно». Таким образом, антимонопольное (антитрестовое)  законодательство и регулирование, широко применяемое в странах рыночной экономики, и пытается нащупать эту границу власти над ценой, преступать которую законодательным образом запрещается.

      Потери  от несовершенной конкуренции можно  проиллюстрировать и графически (рис. 5)

      Если  бы цена устанавливалась на уровне точки Е1 (точки пересечения кривой МС и кривой D), т.е. цена Р1 соответствовала бы условиям совершенной конкуренции МС=Р, то потребительский излишек был бы равен площади Р1Р0Е1.

                                     

Рисунок 5. Потери от несовершенной конкуренции

 

В условии  несовершенной конкуренции цена устанавливается на уровне точки Е2 (эта точка лежит на одной вертикали с точкой Е – пересечения МС и MR). При такой же цене – на уровне Р2 – объем предложения фирмы равен Q2, следовательно, он меньше того объема, который был бы при совершенной конкуренции: Q2<Q1. Потребительский излишек теперь уменьшился до площади треугольника Р2Е2Р0, монопольная прибыль соответствует площади затененного треугольника Р1СЕ2Р2. Но самое важное – отчетливо видны графически чистые потери, или «мертвый убыток», для общества: это треугольник ЕЕ1Е2. таким образом, монополия как бы «рвет на части» излишек потребителя и излишек производителя: часть достается (затененный прямоугольник) самой монополии, а другая часть этого излишка потребителя виде площади СЕ1Е2 вообще теряется обществом, не достается никому. Так же не достается никому часть излишка производителя (ЕСЕ1), это недополученное, а точнее, разрушенной богатство общества. По некоторым подсчетам, «мертвый убыток», возникающий в силу монополистического распределения ресурсов, составляет 0,5 – 2% валового национального продукта США. 1

      Несмотря  на схожесть механизмов совершенной  и монополистической конкуренции, последняя обладает существенными различиями. Во–первых, при монополистической конкуренции долгосрочное равновесие отрасли достигается при объеме выпуска, для которого средние долгосрочные издержки не являются минимальными, что указывает на наличие в отрасли излишних производственных мощностей. Во – вторых, хотя монополистически конкурирующие фирмы могут и не получать экономической прибыли в долгосрочном периоде, их цены (РМК) не равны предельным издержкам производства (рис. 5). Первое свидетельствует о том, что предложение осуществляется фирмами по ценам (РМК) выше минимальных долгосрочных средних издержек, что оборачивается потерями эффективности в форме уменьшения благосостояния из-за недоиспользования мощностей (QK – QMK). Второе указывает на потери эффективности в форме потери части излишка из-за рыночной власти  (PMK–PK).

Рис.6. Эффективность  монополистической конкуренции

 
1 Курс экономической теории: учебник – 4-е дополненное и переработанное издание – Киров, с. 144

 
 

      Избыточные  производственные мощности свидетельствуют  о том, что в отрасли действует больше фирм, чем необходимо. Меньшее их количество могло бы предложить то же количество продукции по более низким ценам. Однако в условиях монополистической конкуренции, где фирмы обладают рыночной властью, сокращение количества фирм приведет лишь к росту степени этой власти, что при отраслевом равновесии дает более высокие цены. Поскольку в данном случае рыночная власть обусловлена дифференциацией продукта, наличие излишних производственных мощностей является своеобразной платой общества за такую дифференциацию, размер которой будет зависеть от рыночной власти продавцов. Чем разнообразнее продукт, тем ниже эффективность, и наоборот. Поэтому суть проблемы заключается в том, сколько потребитель готов платить за ассортиментную дифференциацию. Учитывая, что рыночная власть фирм ограничена эластичностью спроса на продукцию, потери благосостояния при монополистической конкуренции будут невелики. К тому же неэффективность рынков с монополистической конкуренцией в какой – то степени компенсируется за счет роста благосостояния потребителя, вызванного расширением ассортимента.1

_______________________________________________________________________________________________________

1 Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие /Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; с. 199

Глава 4.Практический пример

 

     Одним из рынков монополистической конкуренции, несомненно, является рынок мобильной  связи. В настоящее время он в  России все еще находится на взлете. Предположительно за три квартала этого года было подключено около 12,3 млн. новых абонентов, соответственно по нашей стране сейчас обращается более 110 млн. sim-карт. И у сотового рынка все еще есть весьма большие перспективы для роста и развития.

     На  этом рынке существует множество различных компаний, которые находятся в постоянной и жесткой конкуренции между собой. Например, "ВымпелКом" и МТС практически сравнялись по численности абонентов. Причем противостояние двух операторов идет с переменным успехом в зависимости от региона. Так, по данным "J'son & Partners" в Поволжском, Сибирском и Центральном (без учета Московской лицензионной зоны) регионах лидером была компания "ВымпелКом", в Дальневосточном, Северо-Кавказском и Уральском регионах лидерство сохраняет МТС. На северо-западе больше всего абонентов у "МегаФона".

Информация о работе Монополистическая конкуренция