Монополистическая конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Исследование и использование модели монополистической конкуренции начались относительно недавно в 1930-хх годах. Но эта модель имела мгновенный успех и чрезвычайно быстро вошла в основное течение микроэкономической науки.
Данная работа посвящена рассмотрению модели именно этого промежуточного типа рыночной структуры. Цель работы – это понять, какое место занимает монополистическая конкуренция среди других рыночных структур, в чем ее сходство и различия с другими структурами. Какие существуют особенности рыночных отношений, форм конкуренции и также какие вытекают последствия в рамках рассмотрения данной модели конкуренции.

Содержание

Введение 3
Глава 1 «Конкуренция и ее виды»
Глава 2. Несовершенная конкуренция 11
Глава 3. Определение и условия монополистической конкуренции 19
Глава 4.Практический пример 36
Заключение 41
Литература 42

Работа содержит 1 файл

курсовик2.doc

— 496.00 Кб (Скачать)

     Среди локальных игроков сильные позиции  у компании "Байкалвестком", на которую в регионе приходится около 10,6% рынка, в Поволжском регионе  более 15% рынка принадлежит "СМАРТС", а в Уральском регионе около 22% у компании "Уралсвязьинформ".

     
Оператор Абоненты  в РФ, 30.09.2005 Доля  в чистом приросте Общая доля
1 МТС 38 871 790 36% 35,5%
2 ВымпелКом 38 400 700 29% 35,1%
3 МегаФон 20 930 176 20% 19,1%
4 Уралсвязьинформ 3 246 000 12% 3,0%
5 СМАРТС 2 573 439 2,4%
6 TELE2 2 220 000 2,0%

     Продолжение таблицы.

      7 НСС 961 374 0,9%
      8 Енисейтелеком 807 410 0,7%
      9 Сотовая Связь  МОТИВ 758 505 0,7%
      10 Байкалвестком 574 678 0,5%
 

     Таблица 1. Рейтинг операторов по данным iKSConsulting

     Так, в таблице 1 приведены данные о соотношении наиболее известных операторов по России. В таблице 2 дан рейтинг производителей. И как видно из приведенных данных изменений в «турнирной таблице» не произошло. Однако изменились доли продаж.1

Производитель % на 2005 % на 2006
Nokia 19,1 26,5
Samsung 18,5 19,8
Motorola 18,4 17,3
Siemens 17,6 14,2
Sony Ericsson 11,8 8,8
LG 6,1 5,7
Pantech 3,5 2,1
Philips 2,4 1,6
Другие 2,6 4

Таблица 2 Доли розничных продаж по производителям

     Выше  приведенные данные относятся к  России в целом. Что же касается Республики Татарстан, то уровень проникновения сотовой подвижной связи по итогам 2006 года планируется довести с 78.4% до 100%. Об этом сообщил министр информатизации и связи республики Фарит Фазылзянов. Общая телефонная плотность на местных телефонных сетях за год вырастет с 28.4 до 30 телефонов на 100 человек. Планируется ввести в эксплуатацию не менее 700.3 тыс. номеров проводной и сотовой связи. (Дата опубликования новости: 27.02.2006)2 На данном рынке, как это характерно для монополистической конкуренции, большое значение в конкурентной гонке имеет дополнительное обслуживание - прием платежей и продажа аксессуаров. У многих получается неплохо. К примеру, несмотря на то, что аксессуары к сотовым телефонам, как правило, не особенно маржинальны, их продажи сетью в 10-12 салонов становятся уже «достаточно выгодными», как говорят сами владельцы сетей. А прием разного рода платежей практически во всех компаниях занимает второе место по размеру выручки. Это особенно важно, поскольку оптимизация сетей крупнейших сотовых ритейлеров, работающих в республике, в текущем году, похоже, пройдет не так, как того хотели менеджеры компаний.

   На рынке продаж сотовых телефонов потребительские предпочтения в сегменте телефонов средний и ниже среднего ясны, а в сегменте телефонов класса премиум аналитические компании усмотрели склонности потребителей в сторону более функциональных моделей.

      «В  настоящее время на казанском  рынке наблюдается тенденция  к замедлению роста по объемам  продаж, - сообщила PR-директор «Диксис» Татьяна Москалева. - Но при этом рынок реплейсмента активно набирает обороты, что приводит к росту продаж в денежном выражении». Но до него еще далеко. Аналитики прогнозировали, что в 2006 году суммарный объем проданных трубок будет меньше, чем в 2005 году. Причиной тому, по словам аналитика J'son&Partners Сергея Савина, должно быть существенно увеличивающееся количество «взрослых» пользователей, которые с возрастом привыкают к своим терминалам и не желают менять их на новые, за исключением случаев поломки.

      Что касается структуры выручки, то у  игроков появился еще один канал  доходов, который настолько прочно вошел в структуру выручки компаний, что занимает по этому показателю второе место. По словам Сергея Савина, даже портативная электроника в общей выручке компании доходит только до 6%. «Я не припомню, чтобы у кого-то этот показатель доходил бы до 8%», - сообщил он. Зато доля в выручке разного рода платежей, в том числе коммунальных, за услуги связи, продажа полисов ОСАГО и прочих, принимаемых сейчас во многих салонах связи, доходит до 20%. Именно эта статья дает неплохую прибыль в крупных сетях. Вознаграждение за дилерские услуги может составлять, по словам Сергея Савина, до 3% от платежа (иногда до 6%). Правда, компании эту цифру не раскрывают. Татьяна Москалева рассказала, что «оплата услуг связи занимает 20%, аксессуары к сотовым телефонам – 1,6%, к цифровой технике – 1,8% оборота компании в РТ», - рассказала она. Вообще, норма прибыли по аксессуарам может доходить до 300%, считают в J'son&Partners. Однако из-за низкой стоимости данной продукции, для того чтобы получить хорошую прибыль необходимо продавать много – через сеть размером не менее чем несколько десятков торговых точек. Важно отметить, что эксперты отрасли прогнозировали увеличение динамики роста числа салонов связи. Исходя из данных компаний, присутствующих в опросе газеты«Деньги», в текущем году можно ожидать открытие минимум 150 торговых точек по всему Татарстану. Однако, до такого количества новых салонов дело не дошло. Аналитики, опрошенные корреспондентами газеты «Деньги», связывают это с необходимостью оптимизировать сеть, то есть исправить ошибки менеджеров, допущенные во время начала экспансии. Напомним, что в 2005 году на рынок Татарстана вышли аж 7 компаний: «Диксис», «Телефон.ру», «Эльдорадо-связь», «Дивизион», «Ультра», «АльТелеком», «Цифроград». Все они сопровождали открытие салонов маркетинговыми акциями по стимулированию сбыта и, по словам аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, «подогревали» казанский рынок мобильных телефонов и аксессуаров. Соответственно, потребительская активность была высокой.

      Еще одной тенденцией, которая будет  «корректировать» бизнес «сотовиков», в этом году станет санация сети. Только «Евросеть» за текущий год закрыла 9 салонов связи в Казани. Как сообщил «Деньги» Евгений Чичваркин, вопрос санации торговых точек является очень актуальным для Казани. «В столице Татарстана в самом начале нашей там работы мы открывались не вполне разумно», - рассказал он. - Поэтому порядка 15% общего количества салонов пришлось закрыть». Местный оператор «Мобус» закрыл 3 точки. Как сообщил «гДеньги» директор сети Александр Бажин, в этом году компания открыла в Казани 8 магазинов. «Связной», согласно данным на 1 января 2006 года, имел по республике 45 салонов. По словам г-на Прохорова, в этом году ритейлер открыл здесь 10 магазинов, а общее количество салонов достигло 50 (из низ 30 в Казани). Получается, что 5 торговых точек «оптимизировали».

      Вопрос  повышения рентабельности для небольших  сетей решается с помощью аксессуаров: мороки с платежами выходит, по мнению специалистов отрасли, слишком много. Леонид Зацепин из «Телесейл» считает, что заниматься приемом платежей сотовых операторов – «бестолковое занятие». «По сути, это просто услуга, которая привлекает потребителей и делает торговую точку полноценной в наборе предоставляемых услуг, но особых денег для небольших сетей это не приносит, - рассказал он «Деньги». – Та сумма, которую платежная система выплачивает сети, конечно, интересна, но практически вся она уходит на оплату возросшего интернет-трафика, установку дополнительных автоматов и прочее». Конечно, вознаграждение сотовых операторов дилерам за подключение спасает положение. Однако, все же основной после продажи телефонов статьей доходов для небольших сетей (как, например, крупнейшая на юго-востоке республики сеть салонов связи «Первый Сотовый» - 23 магазина) является продажа аксессуаров. По словам аналитика, показатель аксессуаров в общей структуре оборота компании, который является для сети оптимальным, должен быть на уровне не менее 5%, а наилучший показатель держится на уровне 10% и выше.1

     Аналитики компании "Беталинк" провели ранжирование регионов Татарстана по привлекательности  для развития своего бизнеса. Исследуя рынок сотовой связи Татарстана, они выяснили, что в среднем татарстанцы тратят на сотовую связь порядка $ 10 в месяц. Объем татарстанского рынка продаж телефонов и сопутствующих товаров составляет, по различным оценкам, $ 170-200 млн. Десятка лидеров татарстанского рынка по количеству собственных салонов связи выглядит на сегодняшний день так: "Евросеть" – около 45 салонов, "Связной" – 37, "Мобус" – около 30 салонов, "Анарион" – 11, "Скайрон" – 10, "Сотовый мир" – 10, "Облик" – 10, "Мобильные Системы Связи" – 9, "Коннект" – 8, "Альт Телеком" – 7, "Беталинк" – 7.2

 

1 Ритейлер.РУ (Новости сайта), 10, Октябрь, 2006. Статья «На чем зарабатывают сотовые ритейлеры?» Ильдара Валеева, Деловой еженедельник "где Деньги"  
gazeta.etatar.ru

Заключение

 

     Являясь промежуточным типом таких рыночных структур, таких как совершенная (чистая) конкуренция и чистая монополия, монополистическая конкуренция впитала в себя черты их обеих. Эти черты отражаются как в определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Но все же, являясь самостоятельной структурой, монополистическая конкуренция приобрела и свои собственные свойства, например, использование, в качестве основных, неценовые методы конкуренции.

      Примером  монополистической конкуренции  является рынок сотовых телефонов. Здесь можно отметить, что главными является факторы неценовой конкуренции, такие как дополнительные и послепродажные  услуги. Это прием платежей, различные аксессуары к мобильным телефонам, загрузка мультимедии. Особое внимание уделяется обслуживанию покупателей. Товар, безусловно, дифференцирован. Он не является незаменимым, и при этом модели телефонов имеют отличительные особенности.  Большое количество фирм (как производителей, так и операторов мобильной связи) обуславливается тем, что входные барьеры на данный рынок низкие. Однако на этом рынке могут конкурировать лишь достаточно крупные фирмы. Так как необходимо постоянно идти в ногу с технологическим прогрессом, предлагать покупателям что-то новое и по более низким ценам.

      На  мой взгляд, такой тип рыночной структуры приносит выгоду обществу. Компании постоянно пытаются предложить потребителю что-то лучшее. С развитием технологии спектр предлагаемых услуг расширяется, а цены снижаются.  Это возможно лишь для фирм, которые имеют относительно большую долю рынка, что невозможно для совершенной конкуренции. При этом наличие множества фирм сдерживают монополизацию рынка,  т.е. не позволяют повышать цены или предлагать некачественную продукцию.  Важно отметь, что невысокие барьеры входа на рынок  всегда дают возможность  вступления новых фирм, которые могут предложить качественно новую продукцию.

 

Приложения.

Тип рыночной структуры Количество  и размеры фирм Характер  продукции Условия входа и выхода Доступность информации Контроль  над ценой
1.Совершенная  конкуренция Множество мелких фирм однородная (стандартизированная продукция) Очень легкие, препятствия отсутствуют Равный доступ ко всем видам информации Отсутствует
2.Несовершенная  конкуренция          
а) Монополистическая  конкуренция Много небольших фирм разнородная( дифференцированный продукт) сравнительно легкие Некоторые ограничения некоторый, но в довольно узких пределах
b)Олигополия Число фирм невелико, есть крупные фирмы стандартизированный или дифференцированный Наличие существенных препятствий Некоторые ограничения ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре
c)Чистая монополия Одна фирма уникальный, нет близких заменителей практические непреодолимые барьеры при входе Некоторые ограничения значительный

Информация о работе Монополистическая конкуренция