Монополистическая конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Исследование и использование модели монополистической конкуренции начались относительно недавно в 1930-хх годах. Но эта модель имела мгновенный успех и чрезвычайно быстро вошла в основное течение микроэкономической науки.
Данная работа посвящена рассмотрению модели именно этого промежуточного типа рыночной структуры. Цель работы – это понять, какое место занимает монополистическая конкуренция среди других рыночных структур, в чем ее сходство и различия с другими структурами. Какие существуют особенности рыночных отношений, форм конкуренции и также какие вытекают последствия в рамках рассмотрения данной модели конкуренции.

Содержание

Введение 3
Глава 1 «Конкуренция и ее виды»
Глава 2. Несовершенная конкуренция 11
Глава 3. Определение и условия монополистической конкуренции 19
Глава 4.Практический пример 36
Заключение 41
Литература 42

Работа содержит 1 файл

курсовик2.doc

— 496.00 Кб (Скачать)

     Американские  антитрестовские органы 60% рынка  считают границей, за которой уже следует монополизация. По мнению К.Кейнса и Д. Тюрнера, монополизация начинается, если 5 лет и более на одну фирму приходится 50% и более ежегодных продаж или 4 или менее компаний в совокупности приходится 80% и более продаж.

     К несовершенной конкуренции также  относятся олигополии ( несколько крупных продавцов), олигопсонии (несколько крупных покупателей), монополистическая конкуренция ( множество продавцов дифференцированной продукции).

     §2.1. Чистая монополия

     Монополия – наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые  условия и т.д.

     К примеру, если в небольшом городке  единственное «серьезное» предприятие, скажем, маслосырзавод, то оно может  оказаться монополистом на местном рынке молочных продуктов и монопсонистом на рынке труда как самый крупный покупатель рабочей силы.

     Подобный  феномен несовершенной конкуренции, почти не встречающийся в действительности, означает полное отсутствие конкуренции и вправе рассматриваться как еще одна чисто абстрактная модель рынка.

     Таким образом, основными признаками монополизма  считаются:

  1. высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм;
  2. установление монопольных цен, как следствие - получение сверхприбылей;

     Кроме того, монополистом может стать предприятие, выпускающее или производящее незаменимые и уникальные блага. Подобное положение позволяет монополисту диктовать свои условия с позиции силы. Может ли обыкновенный житель Москвы или любого другого города отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии, чем-то заменив ее в домашнем хозяйстве? Способны ли угольные предприятия Кузбасса перевозить свою продукцию без помощи железной дороги? Отрицательный ответ на подобные вопросы очевиден.

     Власть  монополиста над рынком также укрепляет и полнота имеющейся у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и, уж конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и установил.

   Суть конкретных действий монополиста сводится к тому, что намеренно сокращая количество своих продаж и создавая тем самым искусственный дефицит на рынке, он добивается повышения цены. Монопсонист же, напротив, уменьшает закупки у своих поставщиков, создает для них искусственные трудности сбыта продукции, вынуждая тем самым снижать цены.

   Эти методы обстоятельно описаны в работах  Дж. А. Гобсона «Империализм», Р. Гильфердинга «Финансовый капитал», Н.И. Бухарина «Мировое хозяйство и империализм». В настоящее время такие методы законодательно запрещены, однако они все же встречаются.

   Учитывая  те обстоятельства, в силу которых  одна фирма может стать единственным продавцом экономического блага  на рынке, в экономической теории выделяют такие виды монополии:

    1. закрытая
    2. открытая
    3. естественная
    4. организационная
    5. простая

      Закрытая  монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений (патенты, государственные лицензии, разрешение института авторских прав и т.п.). Так, в большинстве стран государство обладает исключительным правом на  производство медицинских препаратов, продажу оружия и т.д.

       Открытая  или случайная  монополия .В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо экономического блага, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В такой ситуации часто оказываются фирмы, впервые появившиеся на рынке с новой продукцией.

       Естественная  монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает полностью весь рынок. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок (или даже превосходит) то количество, на которое рынок предъявляет спрос любой цене, достаточный для покрытия издержек производства. В таком случае разукрепнение фирмы приведет к потере эффективности и экономии от эффекта масштаба. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.

       Простая монополия – монополия, которая продает в каждый конкретный момент времени свою продукцию по одной и той же цене всем покупателям.

      Организационная монополия представляет собой крупные межотраслевые объединения, создаваемые с целью поддержания какого-либо уровня цен или дележа совместно полученной прибыли. Такие объединения создаются намеренно путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственно-управленческой деятельности. При этом для получения сверхприбылей и усиления рыночной власти сильные либо подавляют своих конкурентов; либо осуществляют так называемое враждебное поглощение соперников ( скупая их акции);либо добровольно объединяются друг с другом( чаще путем взаимного обмена акциями) в различные союзы, чтобы не конкурировать, а упорядоченно и выгодно вместе завладеть рынком; либо создают так называемые аффилированные компании, свои филиалы.

      Такая классификация видов монополии весьма условна. Ведь некоторые фирмы могут принадлежать одновременно нескольким видам монополий. К их числу, например, можно отнести фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (поскольку присутствует эффект экономии на масштабах), так и закрытой (поскольку существуют барьеры для конкуренции). Классификация монополий может быть проведена и с учетом временных интервалов. К примеру, патентное свидетельство делает фирму закрытой монополией в краткосрочном временном интервале, но такая монополия может оказаться открытой на долгосрочном интервале из-за ограниченности срока действия патента, а также из-за того, что конкуренты могут изобрести новые экономические блага. По сути, все монополии могут считаться открытыми. Легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом. преимущества в издержках естественных монополий могут быть сведены на нет изменениями в технологии, а «рукотворных»- разукрупнением компаний.

     § 2.2.Олигополия.

     Понятие олигополия (от греч. Oligos-несколько, poleo- продаю) означает тип рынка  несовершенной конкуренции, для которого характерен контроль со стороны нескольких крупных фирм-продавцов над основным выпуском в отрасли. Близкими понятиями, являются олигопсония, для которой характерен контроль со стороны нескольких крупных потребителей над основным объемом рыночного спроса, а также дуополия, для которой характерен контроль только двух крупных продавцов над объемом выпуска отрасли.

     В качестве определяющих особенностей олигополистического  рынка признаков следует указать такие, как:

  1. ограниченное количество крупных взаимозависимых продавцов и множество мелких покупателей в отрасли, в результате чего покупатели не влияют на цену товара;
  2. значительная концентрация производства у отдельных фирм,
  3. ограниченный доступ в отрасль,
  4. стратегическое поведение фирм.

      Ввиду многообразия предположений олигополистов  в отношении реакции соперников на свое поведение, выделяют различные  модели стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии.

     По  степени дифференциации продукции различают:

      - однородную( классическую) олигополию – отрасль, производящую стандартизированную продукцию( сырье, материалы и т.д.)

        - дифференцированную (неоднородную) олигополию –отрасль, производящую товары-субституты, дифференцированную продукцию( автомобили, техника и др.)

     По  совокупной рыночной доле четырех ведущих фирм выделяют:

       - плотную ( компактную) олигополию, четыре едущих фирмы которых которой покрывают 60% рынка и более, в результате чего их сговор возможен и легко осуществим;

       - неплотную (просторную) олигополию, четыре ведущих фирмы которой покрывают до 40% рынка, в результате чего сговор невозможен.

     По  характеру взаимодействия и его повторяемости  различают:

       - последовательная игры олигополистов, в которой фирмы принимают решения поочередно, учитывая уже совершенные предыдущие действия соперника;

       - одновременную игру олигополистов, в которой фирмы принимают решения одновременно (однократно), учитывая ожидаемые действия конкурентов.

     По  виду стратегической переменной, относительно которой делаются предположения о реакции конкурентов:

       - ценовая олигополия, в которой предположения делаются относительно цены;

        - количественная олигополия, в которой предположения делаются относительно величины выпуска;

     По  степени взаимосвязанности олигополистов различают:

       - некооперативную олигополию, в которой участники не зависят друг от друга и вступают в стратегическую игру;

       - кооперативную олигополию, в которой участники зависят друг от друга и вступают в явный и неявный сговор1.2

     Если  обратиться к статистике, то в России отчетливо олигополистический характер носят сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия, т.е. почти все отрасли, которым удалось выстоять в нынешнем кризисе и на которые пока опирается отечественная экономика. Бесспорно олигополизированы и основные подотрасли химии и машиностроения (производство удобрений, автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность  и др.) 

Глава 3. Монополистическая  конкуренция. 

     § 3.1 Определение и условия монополистической конкуренции

     Если  представить различные рыночные структуры в виде точек на оси координат, то крайние позиции будут занимать совершенная конкуренция и чистая монополия (рассмотренные выше), модели, которых лучше всего разработаны в экономической теории. На промежуточном интервале расположатся так называемые несовершенные конкуренты, относящиеся к таким специфическим типам рыночных структур, такие как монополистическая конкуренция и олигополия (рисунок 1.) 

Рисунок 2.6 Положение монополистической  конкуренции 

     Экономисты  стали рассматривать несовершенные формы конкурентного рынка сравнительно недавно, лишь с 30-х г. ХХ в. 2

     Монополистическая конкуренция с дифференциацией  продукта – это тип рынка несовершенной  конкуренции. В отличие от олигополии этот тип рынка характеризуется множественностью конкурентов. Но все же их несколько меньше, чем в модели совершенной конкуренции. Поэтому в шкале степени власти над ценой монополистическая конкуренция расположена между совершенной конкуренцией и олигополией. 

1 Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Под ред. А.В. Сидоровича; с.200

    Курс по экономической теории, Москва, ИНФРА-М, 1997г. с. 208

 

     В чем же сущность монополистической  конкуренции? Очевидно, что наличие большого числа конкурентов в отрасли не дает возможности использования эффекта масштаба, на котором основана олигополия, а также взаимозависимого поведения фирм в отрасли. Это ослабляет барьеры вступления в отрасль и усиливает конкуренцию, существенно ослабляя монополистическую власть над ценой. Но пусть и слабая, но власть существует.

Информация о работе Монополистическая конкуренция