Микроэкономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:04, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 45 вопросов.

Работа содержит 1 файл

1 Предмет и метод микроэкономики.doc

— 766.50 Кб (Скачать)

Совершенная конкуренция- вид организации рынка, при которой степень рыночной власти отдельных субъектов стремится к нулю. Другими словами, это ситуация на рынке, при которой множество продавцов и покупателей торгуют однородными товарами, при этом доля каждого из них в общем объеме продаж чрезвычайно мала. Новый производитель может беспрепятственно вступать на данный рынок.Конкуренция является совершенной при наличии следующих условий:

Большое число  фирм, производящих однородную продукцию.-Однородность продукции разных предприятий в составе сектора.- Равный доступ ко всем видам информации.- Свободный прилив капиталов из отрасли в отрасль.

Ситуация на рынке, когда конкуренция совершенная, сейчас довольно редка.Основой конкурентного рынка явл большое число не зависящих друг от друга предприятий производителей (продавцов) ( рынок с/х продукции, рынок наличной валюты – чисто конкурентные рынки)Фирма производят незначительную часть от общего производимого объема продукции и не может в значительной степени повлиять на цены (на общий объем продукции и на общий объем предложения).  Когда на рынке реализуется идентичная продукция, то покупателю не важно, у какой фирмы он покупает продукцию. Кривая спроса на рынке с совершенной конкуренцией совершено эластична по ценеПредельный доход фирмы чистого конкурента равен рыночной цене (MR=P)

 Основой рынка  является большое число независимых продавцов.Пример: рынок с/х продукции, рынок наличной иностранной валюты 

 

 

10. Равновесие  фирмы  - совершенного  конкурента    в  краткосрочном   периоде  (принцип  сопоставления  общего  дохода  с  общими  издержками, принцип  сопоставления  предельного дохода  с   предельными  издержкамиВажнейшей целью функционировния любой фирмы явл. Получение прибыли. Каждая фирма стремится максимизировать прибыль или минимизировать убытки.

 Самым простым  и очевидным методом определения точки максимальной прибыли явл. Метод сравнения общего дохода и общих издержек.  Прибыль представляет собой разницу между общим доходом и общими издержками

T=TR-TC .Общий доход есть произведение цены и объема продаж. Поскольку цена не находится в зоне влияния фирмы, то изменение общего дохода возможно только путем изменения объема продаж. Общая прибыль будет максимальной при объеме пр-ва, обеспечивающем превышение общего дохода над общими издержками на максимальную величину.Точку, максимизирующую  прибыль фирмы, можно найти сравнивая издержки на пр-во каждой дополнительной ед-цы продукции с доходом от ее продажи.

Разница между  предельным доходом и предельными издержками- дополнительная прибыль, которая добавляется в копилку общей экономической прибыли. Увеличение объема пр-ва следует остановить, когда MR-MC=0 или MR=MC.

 

11. Предельные издержки  и кривая предложения фирмы совершенного конкурента в краткосрочном периоде. Отраслевое предложение в краткосрочном периоде.

                    Кривая предложения фирмы

Кривая показывает, какое кол-во продукции по определенной цене фирма готова предоставить на рынке. При различных уровнях цены фирме целесообразно производить различное количество продукции. Каждый раз чтобы определить равновесный обьем, следует находить точку, в котрый предельный доход равен пред. изд-м. и опускать из нее проекцию на ось Q. Ориентиром всегда является кривая предельных изд-к фирмы.  Если фирма сталкивается с рыночной ценой Р1, то она будет продавать Q1 продукции(чтобы макс-ть прибыль). Если рыночная цена опустится, фирма сократит оббьем производства  и будет работать в условиях самоокупаемости. Если цена снизится еще больше, фирма уменьшит обьем производства и будет стремится  миним-ть свои убытки. И наконец цена может достигнуть такого уровня, что фирме придется выбирать: остановить производство или нет.  Вывод: для фирмы, действующей в условиях совершенной крнкуренции, кривая предельных издержек выше точки ее пересечения с кривой средних переменных издержек совпадает с кривой предложения фирмы в краткосрочном периоде. Кривая отраслевого предложения может быть получена путем горизонтального суммирования соответствующих участков кривых предельных издержек всех фирм. Если увеличение потребления переменного ресурса сопровождается ростом цены на него, то кривая предложения будет более крутой. Если цены наоборот будут падать, то кривая предложения будет более пологой. Однако кривая отраслевого предложения совершенного конкурента отрасли в краткосрочном периоде имеет положительный наклон. Это значит, что для увеличения обьемов производства конкурентной отрасли необходимо, чтобы покупатели были готовы предлагать за большее количество товара более высокую цену.

 

12.  Равновесие  фирмы  - совершенного  конкурента  в долгосрочном  периоде.

В долгосрочном периоде фирмы обладают достаточным временем для изменения масштаба производства. Долгосрочное равновесие может быть достигнуто, когда: 1) фирма не имеет стимулов для изменения обьемов производства (MR=MC) 2) фирма удовлетворена масштабами пр-ва, так как любое изменение масштабов вызовет рост средних изд-к 3) не сущ-т мотивов, которые побуждают фирмы покинуть отрасль или вступить в нее. Исходя их этих условий мы получаем ур-ие долгосрочного равновесия конкур-й фирмы: P = MR = MC=minLATC  .  Если цена превысит мин-е средние изд-ки, то фирмы в отрасли будут получать большую прибыль, что привлечет на рынок конкурентов и наоборот. Фирма принимает решение о функционировании. При этом она будет производить такой оббьем пр-ва, при кот-м цена будет равна предельным долгосрочным изд-м. Долгосрочная кривая предложения фирмы сов. конк-та будет представлятьть собой часть кривой пред-х изд-к, которая будет расположена выше точки мин-х долгосрочных средних изд-к. Долгосрочная кривая предложения в отрасли отражает взаимосвязь между ценой и кол-м предложенного продукта в точках, где отрасль находится в равновесии. Должно выполнятся условие, когда P=LRMC=LATC . В долгосрочном периоде кривая предложения более пологая, чем в краткосрочном. Конфигурация кривой предложения зпвисит от того, как изменится цена на ресурсы: 1) если цена на ресурсы постоянна, отрасль может развиваться без существенного влияния на цену и кривая предложения будет иметь вид горизонтальной прямой 2) Если цена на ресурсы будет расти, то затраты будут возрастать(кривая будет иметь положительный наклон. 3) если затраты на ресурсы уменьшаются, то прямая имеет убывающий наклон. Таким образом долгосрочное предложение сов. конк-та зависит от изменения цены и может иметь вид эластичной, нисходящей или восходящей кривой.

 

13. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ  И ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Экономисты считают, что подверженная определенным ограничениям и исключениям, совершенно конкурентная экономика приводит к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества. То есть экономика конкурентных цен стремится распределить ограниченное количество ресурсов таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей.

Действительно, для эффективного использования  ограниченных ресурсов необходимо выполнение двух условий:

1.Производственная  эффективность требует, чтобы  каждый товар производился наименее  дорогостоящим способом, т.е. при равенстве цены минимальным средним общим издержкам. Это наиболее желательная ситуация для потребителя, когда используется наилучшая технология и мин. Количество ресурсов.

2.Эффективность  распределения ресурсов предполагает создание товаров, которые необходимы потребителям, т.е. ассортимент продукции должен наилучшим образом соответствовать предпочтениям потребителей. Это условие выполняется при равенстве цены предельным издержкам.

В условиях чистой конкуренции производство осуществляется до точки равенства цены предельным издержкам. Произвести меньше означает получение прибыли меньше максимально возможной для фирмы и недораспределение ресурсов для общества.

Если цена превышает  предельные издержки, то это будет  означать, что общество оценивает  дополнительные единицы товара более высоко, чем альтернативные продукты, которые могли бы быть произведены из рассматриваемых ресурсов. Производство товара, превышающее точку равенства цены и предельных издержек, означает получение прибыли меньше максимально возможной и излишнее распределение ресурсов с точки зрения общества. Производство в точке, где предельные издержки превышают цену, означает, что ресурсы для производства данного товара используются за счет альтернативных товаров, которые оцениваются обществом выше, чем данный товар.

Следовательно, в условиях чистой конкуренции предприниматели будут производить товар до того уровня, при котором цена и предельные издержки уравниваются, что и будет означать эффективность распределения ресурсов с точки зрения общества.

Дополнительным  свойством совершенно конкурентных рынков является их способность восстанавливать эффективность использования ресурсов в случае ее нарушения, что достигается путем перегрупповки ресурсов. Высокоэффективное распределение ресурсов в условиях чистой конкуренции достигается потому, что предприятия и поставщики ресурсов свободно стремятся к достижению личной выгоды. Конкурентная система цен организует частные интересы продавцов по направлениям, которые полностью соответствуют интересам общества в целом.

Недостатки рынка  совершенной конкуренции:

– в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП;

– способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;

– не может распространяться на производство общественных благ;

– вытесняется  монополиями и олигополистическими  структурами.

Экономическая эффективность- отношение фактического производства к тому объему производства, который возможен при существующих ресурсах, знаниях и способностях субъекта

 

№ 14 Основные черты чистой монополии. Факторы монополизации. Виды монополии. Монопсония.

Чистая монополия  – тип рынка, на котором некоторая фирма является единственным продавцом или производителем продукта, у которого нет субститута. Можно выделить следующие характерные черты чистой монополии:

- наличие одной  фирмы- уникальный характер продукции

- Жёсткие барьеры  для вступления новых фирм  в отрасль

- Значительные  ограничения доступа к информации о продукции фирмы.

Причиной и  условием возникновения чистой монополии  является наличие различных серьёзных преград на пути создания новых фирм отрасли.

Различают экономические  и юридические факторы монополизации рынка. Экономические факторы монополизации рынка, или экономические барьеры, связаны с экономией, обусловленной положительным эффектом масштаба производства: наиболее эффективны крупные фирмы, происходит процесс вытеснения мелких фирм крупными из отраслевого рынка (например, отрасль машиностроения, сталелитейное производство). Более того, чтобы начать своё дело в такой отрасли, фирме нужны большие капиталы. В некоторых ситуациях существование только одной фирмы в отрасли является экономически оправданным с позиции интересов общества. То есть в тех случаях, когда производство на более, чем одной фирме приводит к увеличению среднеотраслевых издержек, обществу выгодно, чтобы была только одна фирма. Компании, у которых положительный эффект масштаба производства велик настолько, что обществу выгодно иметь лишь одну фирму ( отрасли связи, водоснабжения и так далее), получили название естественных монополии.Юридические барьером для вступления новых фирм в отрасль может служить избирательный подход государственных органов к выдаче лицензий на занятие тем или иным видом деятельности. Такие монополии, которые возникли в результате ограничения государством притока новых фирм в отрасль, получили название государственных монополий.Может также иметь место ситуация, когда монополистом является покупатель. Такое явление называется монопсония. Примером монопсонических рынков являются рынки труда и редких ресурсов.

 

15. Спрос на продукт   и предельный  доход  монополиста.  Определение цены  и объемам производства в условиях чистой  монополии.

Монополист удовлетворяет  весь отраслевой спрос. Это значит, что цена не явл. Дле него заранее  заданным параметром. Он сам должен определить цену, исходя из цен спроса.Он свободен в выборе одного параметра, определяющего доход: либо цены, либо объема, но никак не того и другого вместе. Рост продаж монополист в соответствии с законом спроса сопровождается снижением цены, поэтому общий доход находится под влиянием двух противоположно действующих переменных: если одна повышает доход, то вторая-понижает.  Средний доход монополиста не явл. постоянным: он уменьшается при наращивании выпуска, т.к. цена при этом падает.Предельный доход монополиста можно определить как MR= d  TR/ d Q.

 

16. Чистая  монополия   и эффективность.  Экономические  последствия  монополии. Регулируемая монополия.Чистая монополия возникает, когда одна фирма выступает на рынке единственным  производителем продукта, не имеющего близких заменителей. Известно, что в условиях чистой конкуренции фирма не оказывает влияния на цену продукта, она просто приспосабливается к ней. Происходит это потому, что отдельно взятая фирма поставляет на рынок незначительное число продукции. В противовес этому чистая монополия диктует на рынке цену, ибо является основным поставщиком этого вида продукции.

  Существование чистой монополии во многом предопределено наличием барьеров для вступления в отрасль. Подобные барьеры имеют отношение не только к чистой монополии но также и к «частичным монополиям»- довольно распространенному в экономике явлению.  На пути проникновения фирмы в отрасль прежде всего становятся относительно низкие издержки пр-ва. Уровень технической и технологической оснащенности современных пр-в настолько высок, что эффективное малозатратное пр-во может быть достигнуто только при весьма крупных его размерах. Такое положение характерно, например, для автомобильной, нефтехимической отраслей экономики. Каждая из них контролирует до 1/3 рынка своих товаров . естественно, что конкурентам чрезвычайно трудно войти в эти отрасли. В итоге получается, что контролируют пр-ва ряд базовых отраслей, традиционно и исторически заполняющие ее.

   

Негативные  последствия монполии:

- завышение цены.-занижение  объема выпуска

- неэффективное  использование привлеченных ресурсов

Информация о работе Микроэкономика