Микроэкономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:04, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 45 вопросов.

Работа содержит 1 файл

1 Предмет и метод микроэкономики.doc

— 766.50 Кб (Скачать)

№1 Предмет и метод  микроэкономики. Применение и границы микроэкономики. Микроэкономическая теория и практика

Микроэкономика- составная часть эконимич. Науки, котораят изучает экономические взаимоотношения между людьми и определяет общие закономерности хоз. Деятельности. Микроэкономика рассматривает принципы принятия решений хоз-ными субъектами, при этом отмечается, что каждый экономич. Субъект действует в условиях рыночной экономики, принимает решения и обладает свободой и суверенитетом.  Микроэкономика изучает поведение субъектов хоз. деятельности, когда они выступают в различных ролях (продавец-покупатель) и разных рыночных ситуациях. Она формулирует те принципы, которыми руководствуются субъекты хоз. дея-ти при принятии решений.

Изучение поведения  субъектов хоз. дея-ти основано на концепции экономического рационализма ( суть: каждый субъект стремится получить наибольшую пользу от тех ресурсов, кот. он располагает)

Микроэкономика  изучает как субъекты хоз. дея-ти делают оптимальный выбор при  использовании различных ресурсов и использовании различных товаров.

В курсе Микроэкономика изучаются процессы ценообразования на различных рынках. Рассматривается как формируются цены в различных рыночных ситуациях или на разных рынках, различающихся типом конкуренции.

Микроэкономика изучает:..как можно минимизировать издержки и максимизировать прибыль.

…как экономическая  политика гос-ва влияет на поведение субъектов хоз. дея-ти, а также на функционирование отдельных отраслей и рынков

Используются  те же методы, что и в курсе «Экономическая теория». Широко используются

- функциональный  анализ- аналитические таблицы

- моделирование  - графики- схемы

Полученные  выводы помогают ориентироваться при  принятии тех или иных решений хоз. дея-ти.

Предмет микр-ки :

- экономические  отношения, связанные с ограниченным использованием ресурсов

-принятие  решений отдельными субъектами  экономики в условиях выбора.

Методы  микр-ки:

- позитивная  микроэкономика- нормативная

- предельный  анализ-равновесный- моделирование

-факторный  анализ-анализ в статике и динамике

 

№ 2:”Аксиомы ординалистского  подхода в анализе  оценки потребителем полезности потребительских благ. Функция полезности и кривые безразличия потребителя. Аксиома о полной упорядоченности утверждает, что потребитель способен сравнивать и упорядочивать наборы благ. Результатом сравнения может быть предпочтение одного набора благ другому или признание их равноценными.Суть аксиомы о транзитивности выбора в следующем: если набор С предпочтительнее набора В, а набор В – набора А, то набор С будет предпочтительнее набора А. Данная аксиома позволяет однозначно упорядочивать различные наборы благ независимо от очередности их попарного сравнения.Аксиома о ненасыщаемости содержит утверждение, что при прочих равных условиях потребитель всегда  предпочтет большее количество благ меньшему.Согласно аксиоме о рефлексивности любой из двух одинаковых наборов благ является для потребителя не хуже другого набора.В соответствии с аксиомой о независимости удовлетворение потребителя обусловлено количеством потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими потребителями.Ординалистский анализ потребительского поведения основывается на использовании кривых безразличия и бюджетных линий.Кривые безразличия являются графическим изображением функции полезности. Они позволяют описать потребительские предпочтения и вкусы путем ранжирования благ. Множество точек на кривой безразличия характеризуют наборы двух благ, которые обеспечивают потребителю одинаковую суммарную полезность, т.е. ни один из этих наборов не является более предпочтительным, чем другой.

1.Кривые безразличия  (для нормальных товаров) имеют отрицательный наклон. 2.Тангенс угла наклона кривой безразличия – отрицательная величина.3.Кривые безразличия выпуклы к началу координат. 4.Ранжирование потребительских наборов иллюстрируется множеством кривых безразличия – картой кривых безразличия. Кривые безразличия, которые находятся правее и выше, характеризуют наборы благ, приносящие потребителю большую суммарную полезность.5.Кривые безразличия не пересекаются.

График кривой безразличия.

Карта кривых безразличия:   

 

№3:  Бюджетные ограничения. Бюджетная линия  потребителя и ее св-ва. Наклон бюджетной линии. Предположим, потребитель имеет доход, равный 10 ден. ед., получаемые в течение рассматриваемого времени. Этот доход может быть потрачен на приобретение товаров А и В. Допустим, что цена товара А равна 1 ден. ед., а цена товара В – 2 ден. ед. Если весь доход направить на покупку товара А, то его хватит на приобретение 10 ед. товара, а если ограничиться покупкой товара В, то его можно будет купить только в количестве 5 ед. Возможны и промежуточные варианты с одновременным приобретением определенных количеств товаров А и В. Все наборы товаров, которые сможет позволить себе покупатель с использованием всего своего бюджета, будут лежать на одной кривой бюджетного ограничения. В случае, когда цены товаров неизменны, мы имеем дело с бюджетной линией.Все пространство между кривой бюджетного ограничения и осями координат (площадь треугольника) представляет собой множество вариантов потребительского выбора (т.е. наборов товаров, которые потребитель может купить), называемое бюджетным множеством.Уравнение бюджетного ограничения в общем виде имеет вид I = QAPA + QBPB (1)

Бюджетная линия имеет отрицательный наклон. Это означает, что при выделении потребителем большего количества бюджетных средств на приобретение товара В можно купить меньшее количество товара А, и наоборот.

Угол  наклона бюджетной линии определяется соотношением цен двух товаров (-PB / PA), которое показывает, от какого количества товара А должен отказаться потребитель ради дополнительной единицы товара В при заданных ценах на эти товары.На расположение бюджетной линии влияют изменения доходов потребителей и цен товаров. При росте денежного дохода или снижении цен обоих товаров на одну и ту же величину бюджетная линия сдвигается параллельно вправо, при снижении дохода или пропорциональном росте цен товаров – параллельно влево.

Если  изменится цена какого-то одного товара при неизменной цене другого, то сдвигается верхний или нижний конец бюджетной линии – в зависимости от того, цена какого товара меняется.

 

   

 

№4 Графическая интерпретация  равновесия потребителей

Потребитель появляется на рынке, имея в голове упорядоченную последовательность потребительских наборов. Помимо этого, он в состоянии изменить кол-во входящих в набор благ, без какого- либо ущерба для своего благополучия. При этом потребитель находится в равновесии, когда делает оптимальный выбор набора благ.

Для определения  равновесия, совместим карту кривых безразличий и бюджетную линию. Можно утверждать, что бюджетная линия А коснется одной из кривых безразличия, например кривой 2. одновременно бюджетная линия будет пересекать кривую безразличия 1 в точках Z и Т , однако полезность наборов товаров для этих точек ниже полезности Xe  и Ye. Точка касания бюджетной линии и кривой безразличия 2 будет соответствовать равновесию в потреблении. Условием равновесия в потреблении явл. Равенство предельной нормы замещения благ отношению их цен. Другими словами, равновесие в потреблении достигается, если отношение предельных полезностей на единицу их цен равны. 
 

 

MRSBA= -- правило оптимального выбора набора благ потребителем

MRSBA показывает наклон кривой безразличия

-- наклон бюджетной линии

 

5. Изменения  цены  товара  и сдвиги  бюджетной  линии.  Кривая  «цена - потребление».  Построение  кривой   индивидуального  спроса.

Спрос на товары зависит от параметров, определяющих положение точки равновесия потребителя, кот задаются функцией полезности, определяющей форму и расположение кривой безразличия, и положением бюджетной линии, зависящим от цен товаров и дохода потребителя. Предположим, что цена блага В снижается, стимулируя покупателя к приобретению большего кол-ва товара. Бюджетная линия изменит угол наклона, переместится равновесие потребителя. При соединении точек равновесия образуется кривая «цена-потребление» (PC), показывающая варианты потребительского выбора с максимизацией полезности при разл уровнях цены тов В. Кривая спроса, построенная на основе кривой «цена-потр-е», показывает вел-ну спроса отдельного потр-ля при разл ценах тов В.  Её св-ва: 1) по мере движения вдоль кривой спроса при изменении цены данного товара изменяется уровень полезности; 2)в каждой точке кривой спроса потребитель максимизирует получаемую им полезность.  Для товаров Гиффена кривая «цена-потребление» имеет отриц наклон, а кривая индив спроса – положительный. Для взаимозаменяемых товаров кривая «цена-потребление» имеет отриц наклон, для взаимодополняющих – положительный, для независимых кривая становится горизонтальной. 
 

 

6. Изменения  дохода  потребителя  и  сдвиги  бюджетной  линии.  Кривая  «доход-потребление».  Кривые  Энгеля.

Увеличение  дохода делает возможным для потребителя покупку наборов, которые раньше были ему недоступны. При этом бюджетная линия сдвигается вправо-вверх,а точка равновесия перемещается на более высокую кривую безразличия.Потребитель выбирает самый полезный набор благ. Если соединить все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие различным величинам дохода, то получится кривая «доход- потребление».На основании линии «доход-потребление» модно построить кривую Энгеля, напрямую выражающую зависимость между денежным доходом потребителя и кол-вом приобретаемого товара. Для нормальных товаров крив.дох-потребл. и кривая Энгеля имеют полож. Наклон 

 

 

7. Эффект дохода  и эффект замещения.  Совокупный эффект цены.

При снижен. цены товара В спрос на него при проч. равных усл. растёт,т.к. потреб склонен замещ им оказавшийся более дорогим товар А.Это явл получ назв эфф. замещения.(ЭЗ) Снижение цены тов В даёт возм покупателю приобрести то же кол-во данного тов за меньш сумму,сэкономив деньги для доп покупок – эффект дохода.(ЭД) Согласно подходу Е.Слуцкого,реальный доход потребителя измер кол-вом благ,кот он может приобрести на свой ден. доход. Согласно подходу Дж. Хикса, реальн доход измер полезностью благ,приобрет потреб за свой ден доход.

Эффект измен цены: эффект замещ+ эффект дохода

Когда ЭЗ и ЭД действуют в одном направлении, мы имеем дело с обычным (нормальным ) товаром (НТ) НТ- товары, спрос на кот находится в обратной зависимости от цены.Но есть товары ЭЗ и ЭД, на кот действуют в противоположном направлении, - эффект Гиффена (ЭГ):с увеличением цены на некоторые товары спрос на них не уменьшается, а увеличивается (картофель)

 

8. Рыночный спрос  и построение кривой  РС.

  РС – спрос всех покупателей данного товара на опр. рынке за опр. период времени. .

На него влияют количество потребителей на рынке, доход  потребителей, фцены на другие блага, вкусы потребителей.  Но поскольку при изменении цен и доходов индивидуальный спрос со стороны отдельных потребителей изменяется по-разному, то рыночный спрос нельзя вывести, просто умножив кол-во потребителей на индивидуальный спрос среднего потребителя. Q                                                 

Необходимо арифметически  сложить величины спроса, который предъявляют потребители по каждой из возможных цен.Есть несколько вариантов построения кривой РС:

1.Пусть на  рынке какого-либо товара имеется  несколько потребителей, каждый из которых по-своему оценивает данный товар и получает от него неодинаковую полезность. Соответственно индивидуальные кривые спроса выглядят по-разному. Всегда найдется потребитель, готовый заплатить за ед-цу товара больше других, и человек, который ценит товар менее прочих потребителей.  Представим, что производитель решил устроить «голландский аукцион», т.е. стал продавать товар по одное ед-це, начиная с самой высокой цены и постепенно ее снижая. Первую ед-цу товара Q1 купит по цене Р1. Как только цена снизится, то найдется покупатель, который заплатит Р2 за вторую ед-цу товара. Продавец не будет снижать цену бесконечно, его возможности ограничены величиной издержек производства. Если изобразить множество точек, соответствующих вариантам соотношения цен и величин продаж, и соединить их, то получится кривая РС. Кривая спроса таким образом  состоит из точек, отражающих резервные цены потребителей на рынке товара.

2.Кривую РС  можно вывести геометрически,  изобразив все кривые индивидуального  спроса потребителей и сложив их по горизонтали.  
 
 
 
 

 

9.Совершенная   конкуренция,  ее  основные  признаки.  Спрос  на  продукт   и   предельный  доход  совершенного  конкурента.

Информация о работе Микроэкономика