Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:04, шпаргалка
Ответы на 45 вопросов.
Чем выше, тем выше степень монопольной власти.
Монополизм – совокупность эк. отношений, при которых хоз. субъект обладает рыночной властью и стремится её удержать, использовать в своих целях для получения благ. 2 тенденции: 1) формирование потенциала рыночной власти; 2) её реализация. Минусы монополизма:
Особенности в РБ
Уровеь монополизации бел экономики, определяеый кол-м предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, довольно высок. НО предприятия эти, в больш-ве своем не обладают характер-ми монополиста.ПОТОМУ ЧТО, во-первых, монополизм многих предпр-й таких не явл-ся естественным, это лишь следствие того, что в советские времена они были крупными предприятиями, а в условиях рынка скорее всего они не стали бы монополистами.Во-вторых, знач кол-во крупных предприятий не имеют высокой эфф-ти хоз деят-ти. Устаревшие технологии, высокая степень износа, отсутсвие фин.средств для развития не дает возможности этим предприятиям занимать доминир-ее положение на рынке без гос.помощи.
Эк.ситуация в РБ хар-ся высокой степенью влияния на рын процессы гос-ва, которое владеет знач долей собственности в стране, что прежде всего касается крупных предприятий. Кроме того гос-во инициирует монополизацию экономики путем интеграции(слияния) в рамках различных концернов, подченении их отраслевым министерствам, создания разл хоз групп. Эти процессы улучшают управляемость экономики, но снижают уровень конкуренции.
30. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь.
В РБ с целью обеспечения условий для развития добросовестной конкуренции, создания эффективно функционирующих товарных рынков, а также защиты прав потребителей реализуется политика направленная на предупреждение и пресечение монополистической деятельности.
Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь состоит из:
Конституции Республики Беларусь;
норм Гражданского кодекса Республики Беларусь,
Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»
Закона «О естественных монополиях» и других актов законодательства, а также международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь.
Конституция Республики Беларусь ориентирует законодателя, что законом может быть запрещена социально опасная деятельность, в том числе экономическая деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Но этот общий конституционный принцип здесь не конкретизирован.В РБ запрещается деятельность хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, если эта деятельность имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей.В РБ запрещаются любая монополизация производства или реализации товаров, осуществление полномочий, которые имеют либо могут непосредственно иметь своим результатом незаконное ограничение конкуренции, а так же создание объединений хозяйствующих субъектов, имеющее целью или результатом монополизацию производства или реализации товаров либо иное ограничение конкуренции.Министерство экономики РБ в целях предотвращения возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарном рынке осуществляет контроль за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами или долями в уставных фондах данных хозяйствующих субъектов.Законодательство Республики Беларусь также запрещает государственным органам принимать акты, заключать соглашения, либо совершать иные действия, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции или причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан. Государственным органам запрещается также заключать соглашения с другими государственными органами или хозяйствующими субъектами, которые направлены на ограничение конкуренции, раздел товарного рынка, исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов, незаконное повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах, либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан.В мире действует государственная система антимонопольного регулирования в основных направлениях развития рынков с контролем последствий мероприятий по монополизации рынков для государства и потребителей: слияния; разделения; сговора;фальсификации конкурсов; деятельности естественных монополий.
Действует система
жестких санкций за нарушение
антимонопольного законодательства –
возмещение нанесенного ущерба в трехкратном
размере.Нарушения антимонопольного законодательства
в капиталистических странах есть. Но
громкие нарушения расследуются обязательно.
В мировой практике существует уголовная
ответственность за невыполнение подписок
о выполнении антимонопольного законодательства
при участии в конкурсах на получение
государственного заказа.
31. Рынки ресурсов. Спрос на ресурсы: общий подход. Кривая спроса фирмы на ресурс.
На рынке ресурсов
объектами купли-продажи
- труд, - земля, - капитал
Субъекты рынка ресурсов:
- продавцы (домашние хозяйства, фирмы), - покупатели (фирмы/предприятия)Спрос на ресурсы имеет производный/вторичный характер. Спрос зависит от спроса на товар, в пр-ве кот используется данный ресурс. Концепция предельной доходности ресурса помогает понять, как формируется спрос на ресурс.MRP (предельная доходность ресурса) – это прирост объема выпуска в денежном выражении в результате использования дополнительной единицы ресурса.MRPL (предельная доходность труда)
Если товар
продается на рынке совершенной конкуренции,
то MRP рассчитывается по формуле: MRP=MP*P,
где МР – предельный продукт ресурса,
Р – цена произведенного товараMRPL
= MPL*Р, где MPL – предельный
продукт труда, Р – цена произведенного
товара.В условиях несовершенной конкуренции
MRP=МР* MR, где МР – предельный продукт ресурса,
MR – предельная доходность товара; MRPL=
MPL* MR
32 Отраслевой и рыночный спрос на ресурсы. Эластичность спроса на ресурсы. Неценовые факторы спроса на ресурсы.
Отраслевой и рыночный спрос на ресурс представляет собой совокупность индивидуальных спросов на него, т.е. это сумма объемов спроса на ресурс со стороны отдельных фирм в отрасли при каждой возможной цене на него.
Рыночный спрос на общенациональном и региональном уровнях сущ-ет только на ресурсы, которые имеют универсальный хар-р, т.е. могут использоваться практически во всех отраслях, присутствующих в нац. Или региональной экономике. Рыночный спрос на ресурс можно определить как сумму объемов спроса на ресурс со стороны всех отраслей при любой данной цене на него.
При анализе следует различать изменение спроса и величины спроса. Изменение цены приводит лишь к изменению величины спрса, что отражается в движении вдоль кривой спроса, угол наклона которой определяется эластичностью спроса.
33 Функционирование конкурентного рынка труда и его эффективность. Особенности рынка труда в РБ.
Рынок труда можно определить как систему соц-эконом отношений между собственниками рабочей силы, нуждающимися в работе по найму, и владельцами средств производства, предъявляющими спрос на рабочую силу по поводу вовлечения рабочей силы в общественное производство, ее функционирования и воспроизводства, а также распределения и перераспределения. Наряду с законодательством о труде, действующим в условиях рыночных отношений при регулировании рынка труда используется система саморегуляции трудовых процессов, перемещение трудовых ресурсов и занятости. На конкурентном рынке труда цена и количество труда, проданного за определенное количество времени, в основном определяется взаимодействием спроса и предложения.
В связи с существование большого количества профессий можно выделить множество конкурентных рынков труда. Различие в квалификации, способностях, опыте обуславливают различия в заработной плате между работниками. На дифференциацию ставок заработной платы оказывают влияние и условия труда. Если работники в целом отрицательно относятся к опасным или вредным условиям труда, то предложение данного вида труда будет ниже спроса. Для приведения соответствия спроса и предложения ставки заработной платы будут повышены на величину компенсационной разницы, учитывающей непривлекательность труда.Особенности рынка труда в Бел-си:
-гос-во определяет минимальный уровень зарплат
- неэффективная занятость на рынке труда
- контрактная система оплаты труда
- превышение
предложения в экономической,
правовой сферах и недостаток
в технических.
34 Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции. Модель монопсонии. Модели с участием профсоюзов. Двусторонняя монополия.
Чаще всего один или несколько нанимателей доминируют на рынке конкретной профессии, специальности. Предприниматель не может нанять на постоянную работу неограниченное число работников. Соответствующая кривая предложения труда в этом случае уже не горизонтальная, а имеет определенный положительный наклон. Наниматель сам выбирает оду из комбинаций «количество- цена», находящихся на кривой предложения труда. Этот рынок можно охарактеризовать как монопсонический. Так ситуация может сложится, например, в в небольшом городе, где единственным работодателем выступает одно предприятие.
Рынок труда - совокупность эк. отношений между работодателями и наемными работниками по поводу условий, продолжительности и оплаты труда.
Типичная ситуация на рынке труда- несовершенная конкуренция → монополия и монопсония работодателя. В кач-ве монопсониста часто выступает гос-во.
Рынок труда в условиях монопсонии:
Кривые предложения
на монопсон. рынке опред. предельными
издержками труда фирмы-монопсониста(MRCL).MRCLл
Основн.задача проф.союза – увелич. зар.платы работников в случае, если увелич .прибыли предприятий или увелич.цены на рынке на потреб .блага.Они воздействуют на спрос на прод-ию данной отрасли, добиваются изменений в законод-ве, чтобы уменьш. предлож. труда.
Рез-тат тактики проф.союзов по ограничению предлож-я труда.
Методы проф.союзов:
-снижение пенсионного возраста;
-ограниченик имиграции рабочей силы;
-запрет иммиграции раб.силы;
-увеличение отпусков.
Когда на рынке труда сталкиваются фирма-монополист и сильный проф.союз=>ситуация двухсторонней монополии.
Рынок труда в усл.двустор-ей моноп-ии .
Проф.союз добивается ставки зар.платы на уровне Wb и увелич.найма>Qc.Когда обе силы равны=>ставка зар.платы и кол-во работников может быть = на конкур.рынке.
m-монопсонист(до Wm)
u-профсоюз(до Wb)
35. Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата. Формы и системы заработной платы. Дифференциация заработной платы.
Заработная плата (ЗП) – это цена использования услуг труда. Её размер определяется предельной доходностью труда последнего нанятого фирмой работника данной специальности, а также стоимостью средств существования работника и его семьи, необходимых для восстановления способности к труду и содержания семьи.Размер ЗП служит важным показателем уровня жизни населения, однако по её величине нельзя судить об экономическом и социальном благополучии народа. В связи с этим используются понятия номинальной и реальной ЗП.Номинальная ЗП – сумма денег, которую получает работник за услуги труда.Реальная ЗП – покупательная способность номинальной ЗП (количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную ЗП).Уровень реальной ЗП находится в прямой зависимости от номинальной ЗП и в обратной зависимости от налогов и платежей, которые выплачивает покупатель, цен на потребительские блага.Формы: