Микроэкономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:04, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 45 вопросов.

Работа содержит 1 файл

1 Предмет и метод микроэкономики.doc

— 766.50 Кб (Скачать)

 

24. Проблема устойчивости  цен в условиях олигополии. Модель с ломаной кривой спроса..Модель лом кр спроса Холл,Хитч,Суизи. Некооперативн.:Каждая фирма стремится максимизировать прибыль,но на этом рынке ей приходится вырабатывать стратегию,основанную на представлении о поведении конкурента.В рез-те взаимод-ия м/у разъединенными олигопол-ми,цена на этом р.мож.принимать различн.значения в промежутке м/у монопол-им уровнем цены и уровнем цены на р.ЧК.На этом р.,если ф-мы не договариваются, они могут попасть в сит.ценовой борьбы.Способ вытеснения конкурентов с р.-снижение цен.

 Кривая спроса предст.на ломаной  Д2Д1 с точкой перегиба Е. Т.Е  соотв.оптимальн.отраслевой цене P0,она опред.оптимальный Vвыпуска прод-ии Q0.Спрос на отр.ЕД2 очень эластичен по цене.Отрезок пологий и показ.,что при незначит.увелич.цены,резко уменьш.оптим.Vвыпуска.При увелич.цены выше P0 покупатели перестанут покуп.прод-ию данной фирмы,а приобретут у конкурента.На отр. ЕД1 кривая крутая,т.е.спрос на прод-ию уменьш.в меньш.степени,чем уменьш-ая цена.Это приведет к снижению цены и у фирм-конкурентов Кривая MR(предельн.дохода)с разрывом и кривая предельн.изд.-ек/MC на рис.Разрыв MР(пред.дохода)соотв.излому кривой спроса.При  Vвыпуска меньше Q0 MR близок к оптимальной цене, в след.того,что при фиксир-ых ценах конкурентов для увелич. V спроса фирмы-олигополиста требуется небольш.снижение цены.При  V, превыш-их Q0 и MR гораздо меньше оптимальной цены,поск.для увелич. V спроса в сит.,когда соперники идут по пути снижения цены, требуется значит.сокращение цены для данной ф-олигополиста.В усл.,когда сущ.перегиб кривой спроса,кривая предельных изд-ек MC будет проходить ч/з разрыв кривой MR,даже при изменении величины изд-ек,оптимальной ценой будет оставаться Q0,а Vвыпуска-Q0. 

 

25. Модель олигополии, основанная на  кооперативной стратегии (модель картеля).

    Взаимодействие  в олигоп. Отрасли приводит к конкуренции не только м/у но и к соглашению. Если согл-е открытое(оформленное) и вовлекает большую часть произв-й на рынке, то его результат – образование картеля.

   КАРТЕЛЬ  – группа произв-й, которая  совместно макс-т прибыль путем фиксации цен и огранич-ии V выпуска(оформл согл м/у фирмами о разделе рынка и поддерж соглас-х цен)    Соглашение м/у фирмами может предусматривать:- V выпуска для всех участников

- цены на прод  товар- раздел рынков сбыта

- цены на покупные  рес-сы.  Если фирмы объединяются  с целью регулирования цен и раздела рынка рес-ов, то их поведение сходно поведению фирмы-монополиста

  Взаимодействие  фирм  в модели картель проявляется в том, что фирмы в перв очередь опр-т V выпуска, который макс-т прибыль, а затем делят прибыль м/у собой.

  Предположим,  что 2 фирмы выпускают одну  продукцию и имеют одинаковые  издержки.  Равновесие цены и  V выпуска зависят от того, как организовали рынок.

  Если это  рынок сов-ой конкуренции, то  равновесие наступит при цене, которая уст-ся на уровне P1=LMC=LAC, а V выпуска- Q1.  В условиях моноп. рынка доходы выпуска максимальны при таком выпуске, когда MC=MR поэтому фирмы снижают V выпуска до Q2. Цена повысится с Р1 до Р2.  Полученный прямоуг-к Р2Р1LK, площадь которого равна разнице м/у ценой и средними долгоср. издержками, умноженной на V, показывает величину эк.прибыли, которую будут получать фирмы-участницы картеля.  Таким образом, фирмы, которые объединяются в картель, получают преимущество чистой монополии, несмотря на свой размер и число фирм в отрасли.  Фирмы-участницы сталкиваются с проблемами  устан-ти картельного соглашения:

- контроль за  выходом на рынок.- установления  квот выпуска продукции, поэтому антимонопольное законодательство препятствует монополизации рынка.

 

26. Модели олигополии, основанные на  некооперативной стратегии: модели с последовательным принятием решений (модель лидерства по ценам, модель лидерства по объему выпуска).

  В модели  лидерства по V продаж(модель Штекельберга) одна из фирм(лидер) устанавливает V пр-ва, а др фирма(ведомый) реагирует на действия лидера, который должен учитывать предполагаемую реакцию ведомого.

1) фирма-лидер  решает. Сколько продукции производить и продавать, чтобы макс-ть прибыль.2) фирма-ведомый тоже желает макс-ть прибыль, но его выбор задан выбором лидера.  Общее правило макс-ции прибыли: МС=МR

  Чем больше  V продаж, тем ниже рыночные цены. Чем больше лидер выпустит товара на рынок, тем меньше возможности продать товар ведомому.  Если лидер принимает решение ничего не производить, то ведомый получит макс прибыль. Таким образом, чем больше решит произвести и продать лидер, тем меньше будет доля ведомого, поскольку выбор V пр-ва ведомой фирмы зависит от пр-ва фирмы-лидера.  Анализ ведется с помощью изопрофитных кривых, которые показывают всевозможные комбинации V продаж, обеспечивающие одинаковый уровень прибыли для одной из фирм. Лидер понимает, что ведомый будет реагировать на ее действия.  Задача лидера – выбрать такой V пр-ва, чтобы макс-ть собств прибыль, учитывая реакцию ведомого.

Равновесие по Штекельбергу. Лидер выбирает такой V пр-ва. Кривая реакции ведомого коснулась макс низкой (т.е.отражающей макс высокую прибыль) изопрофитной кривой фирмы-лидера(точка Х).  В модели лидерства в ценообр. Фирма-лидер устанавливает цену, а фирма-ведомый выбирает V продаж, выгодный при данной цене. Лидер понимает, что при установлении цены Р ведомый поставит на рынок кол-во товара Q2= f(P). В этом случае V пр-ва лидера составит: Q1=Q-Q2.  Т.о., спрос на товар лидера равен разнице м/у общим рын спросом и предложением ведомого.  Лидер, чтобы макс-ть прибыль, выберет такое сочетание цены и  V пр-ва, при котором пред. издержки  будут равны пред. доходу.  На графике3 D -кривая рын спроса, S2- кривая предл товаров ведомым, D1- график спроса на товар лидера как разница м/у D и S2. Лидер установит цену Р0, при которой предельный  доход МR1 данной фирмы сравняется с ее пред издержками МС1. Лидер будет продавать на рынке кол-во товара Q1, ведомый - Q2, всего на рынке товара окажется товара Q= Q1+Q2.При цене стремящейся к 0, ведомый вообще перестанет производить, и весь отраслевой спрос будет покрыт за счет пр-ва лидера.

 

27. Модели олигополии, основанные на  некооперативной стратегии: модели с одновременным принятием решений. (Модель Курно, Модель «ценовых войн»).

Модель с одновр установлением V выпуска (равновесие Курно).

Особенностью  этой модели явл. то, что 1) каждой из двух фирм сост-т прогноз в отношении V выпуска конкурента. При наличии такого прогноза каждая фирма выбирает собств. V  выпуска, который макс-т прибыль.2) идет поиск ситуаций, в которых прогноз обеих фирм в отн. предполагаемого поведения конкурента подтверждается. В условиях равновесия каждая фирма макс прибыль при данных ожиданиях отн-но выбора V выпуска конкурента. Если эти предположения сбываются, то каждая фирма решает производить именно тот V выпуска, пр-во которого ожидает от нее др фирма.

Вывод: в равновесии по Курно ни одно фирма не сочтет для себя выгодным изменить свой V выпуска как только обнаружит, какой выбор практически сделал конкурент.

  Представим графически:

Q10 – V продаж фирмы1.Q20 – V продаж фирмы2

  Функции  реакции двух фирм:Q1= f(Q20).Q2= f(Q10)

  Если фирма1  выпустит Q1, то она ожидает, что ф2 выпустит Q2 и наоборот.

  Модель с одновр. установлением цен(равновесие Бертрана)( ценовые войны).

В моделе одновременного установления цен(модель Бертрана) каждая из цен устанавливает цену на свой товар призаданных ожиданиях в отн цены, которую выберет др фирма. Равновесная цена будет близка к конкурентной.

  Любая из  изопрофитных кривых показывает все комбинации цен обеих фирм, позволяющие фирме1 получать одинаковый V прибыли. Переход на более высокую кривую означает получение фирмой1 большего V прибыли. Макс прибыли для фирмы будет соотв-ть точке нижнего экстремума изопрофитной кривой(точкам 1,2,3,4). Если соединить все точки мин, можно получить кривую ф-ии реакции цен фирмы1 на ожидаемое установление цен фирмой2: Р1= f(P10).  На графике ниже показаны карта изопрофитных прямых и график ф-ии реакции фирмы2 на изм цен фирмой1.

  К графику  ниже: равновесие дуополистов наступит в точке пересечения кривых ф-й реакции.

 ЦЕНОВАЯ ВОЙНА – это цикл последовательных уменьшений цен конкурирующими фирмами Война цен продолжается до тех пор, пока цены не упадут до уровня средних или предельных издержек.  Ситуация жесткой ценовой конкуренции м/у олигополистами выгодна потребителям, но обычно недолговечна.  

 

28. Олигополия  и  эффективность

  При исследовании  эффективности рыночных структур  имеют в виду прежде всего  макс-цию общественного благосостояния, а не прибыльность функционирования самой фирмы.  Эффективность олигополии следует рассматривать прежде всего с точки зрения складывающихся уровня цен и V пр-ва в отрасли. В различных моделях олигополии параметры равновесия  устанавливаются по-разному. Известно, что чем более низкая цена на товар устанавливается олиполистами и чем больший V выпуска товаров наблюдается, тем выше эффект-ть данной рын структуры с общественной точки зрения. Самая низкая эффект-ть олигополии бывает при кооперативной игре, т.е. при сговоре фирм, когда они действуют практически как единая монополия. Самая высокая эффект-ть достигается при поведении олигополистов соответствующим модели Бертрана, т.е. при некооперативной игре с одновр. установлением цен.  Важной составл-й эффект-ти явл. наличие положительных внешних эффектов в отрасли важнейшим из которых признается НаучноТехническийПрогресс. Фирмы финансируют научные изыскания, чем содействуют развитию общества(это явл признаком эффект-ти.).

  С одной  стороны олиполистические фирмы,  как и монополисты, могут сдерживать НТП, т.к. с появлением инноваций приход-ся отказываться от морально устар. оорудования, что затрудняет прибыльное исп-е вложенного каитала. С др. стороны олигополии имеют знач. эк. Прибыль и им по силам финанс-ть науч.исследования, что способствует НТП(могут получать патенты и лицензии, тем самым укреплять барьеры для вступл. в трасль новых фирм).

  Т.о., взаимосвязь  структуры рынка и темпов НТП  неоднозначно. В одних монополиз-ых отраслях имеется отставание НТП в др- ускорение

 

29. Монопольная  власть,  ее  источники  и  показатели. Проблема монополизма в РБ.

Рыночная власть – способность влиять на цену. Факторы, влияющие на рыночную власть: 1) доля фирмы  в отраслевом предложении; 2) эластичность спроса; 3) взаимозаменяемость пр-та; 4) взаимодействия фирм (возм-ть тайных сговоров)

Источники:

1.если конкуренция  впринципе неосуществима

2.в ряде отраслей  набл продолж-й полож. Эффект  масштаба пр-ва, в рез-те которого  мин ср изд домтигаются при при оч знач V выпуска. Т.о. эфф-но функц-ть здесь могут лишь невколько крупных предприятий.

3.фирмы могут  обладать монопольным правом  на источники специф-го сырья или на рес-сы, предл-е которого ограничено.

4. сущест-т масса  юр ограничений(патенты , лицензии)

5. фирмы могут  захватить знач долю рынка, исп-я методы нечестной конкуренции(подкуп гос-венных служ-х, например).

Показатель  рыночной власти

-индекс концентрации (процентное соотношение долей участников рынка). CR=∑qi, где qi – объём выпуска, выраженный в деньгах.

Недостаток: характеризует не всю совокупность фирм в отрасли, а только несколько крупнейших фирм.

индекс  – Херфиндаля-Херимана (сумма квадратов долей фирм): HН I=∑ni=1Si2, где

S- доля фирмы в общем V выпуска отрасли, n- кол-во фирм в отрасли.

На индекс влияют два параметра: кол-во фирм в отрасли(чем больше, тем индекс меньше) и их размеры(чем больше доля, тем выше индекс).

Индекс  Лернера(отношение разницы м/у ценой реализации продукции и пред издержками ее пр-ва к цене продукции)(от 0 до 1)

L=(P-MC): Р , где Р-цена продукции, МС- пред издержки.

Информация о работе Микроэкономика