Парадоксы микроэкономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:32, контрольная работа

Описание работы

Цели в контрольной работе я сформулировал следущим образом:
Рассмотреть вопрос о поверхности спроса.
Изучить «парадокс» Гиффена.
Изучить другие взгляды на эффект Гифффена.
Сделать выводы.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………2
Эффект Гиффена……………………………………………………………..3
Поверхности спроса…………………………………………………………3
Несколько слов о «парадоксе» Гиффена………………………………9
Другой взгляд на эффект Гиффена……………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………….18
Список используемойлитературы……………………………………19

Работа содержит 1 файл

основа.docx

— 66.43 Кб (Скачать)

Cодержание

 Введение  ……………………………………………………………………2

Эффект  Гиффена……………………………………………………………..3

Поверхности спроса…………………………………………………………3

Несколько слов о «парадоксе»  Гиффена………………………………9

Другой  взгляд на эффект Гиффена……………………………………..14

Заключение…………………………………………………………………….18

Список  используемойлитературы……………………………………19 
Введение

  Как известно, в общем случае эластичность cпроса и потребления конкретного  блага по отношению к его собственной  цене отрицательна. Когда цена на благо  повышается; то, как правило, спрос  на это благо понижается. Исключение бывает при известных обстоятельствах  лишь для благ низшего порядка (в  смысле насущности), о чем будет  сказано ниже.

  Это исключение и заинтересовало меня, и я решил разобраться в, так  называемых, «пародосках» спроса на примере  эфекта Гиффена.

  Цели  в контрольной работе я сформулировал следущим образом:

  1. Рассмотреть вопрос о поверхности спроса.
  2. Изучить «парадокс» Гиффена.
  3. Изучить другие взгляды на эффект Гифффена.
  4. Сделать выводы.

 

Эффект  Гиффена

  В этой главе я рассмотрел две различные  точки зрения на эффект Гиффена. И  для более полного раскрытия  темы реферата я считаю необходимым  рассмотреть вопрос о поверхностях спроса.

Поверхности спроса

  Для рассмотрения любой поверхности  спроса в пространстве следует вначале  определить, как будут расположены  в этом пространстве его оси. C учетом того, что, как уже было показано выше, объем спроса Q зависит от заданной цены P и того или иного значения дохода потребителей С, вполне естественно и математически корректным будет следующее расположение осей - по вертикальной оси будет отложена ось зависимой переменной, то есть объема Q, а на горизонтальной плоскости будут лежать оси факторов, то есть цены товара P и дохода потребителей С.

  

  Рисунок 1.1.1. Предварительный  вид поверхности  спроса в пространстве объем-цена-доход

  Для удобства дальнейших построений следует  расположить справа от нулевой точки  ось дохода C, а снизу от нулевой точки - ось цены товара P.

  Рассмотрим  вначале наиболее простой случай - случай построения поверхности спроса для товаров повседневного спроса. Нанесем вначале на плоскость  объем-цена трехмерного пространства кривую зависимости граничного объема потребления Q от величины дохода С, которая характеризует линию пересечения поверхности спроса с данной поверхностью (след поверхности). Теперь нанесем на плоскость цена-доход соответствующую зависимость. Эти две линии и являются "следами" поверхности спроса на соответствующих плоскостях, и поэтому, нанеся их, можно получить необходимые граничные характеристики формы поверхности спроса. При этом необходимо учесть то обстоятельство, что сама поверхность имеет очень сложный нелинейный характер.

  

  Рисунок 1.1.2. Поверхность  спроса в пространстве объем-цена-доход

  Для того, чтобы получить окончательный вид поверхности спроса, следует ее след на плоскости доход-объем передвигать параллельно самой себе, но не перпендикулярно оси цены, а вдоль изображенной на плоскости цена-доход линии (рисунок 1.1.2). В результате указанных построений будет получена поверхность спроса, напоминающая в пространстве форму, подобную неровному сечению куска шифера. Следует более подробно остановиться на свойствах и отличительных особенностях поверхности спроса.

  Во-первых, необходимо выяснить: как взаимосвязаны  приведенные мною поверхность спроса и давно известные в классической экономике кривые спроса? Не является ли поверхность спроса альтернативой  кривым спроса?

  Для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, надо вспомнить, что кривая спроса характеризует зависимость  того количества товара, которое готов  приобрести потребитель, от его цены при неизменности прочих условий. В  числе этих прочих условий важнейшая  роль принадлежит доходу. Следовательно, кривые спроса можно получить достаточно просто, если зафиксировать величину дохода на графике рисунка 1.1.2 и рассматривать  поведение точек на поверхности  спроса при этой фиксированной величине дохода.

  Плоскость постоянных доходов, располагаясь в  трехмерном пространстве, очевидно, пересечет  поверхность спроса этого пространства. Пересечение этой плоскости и  поверхности спроса будет представлять собой некоторую кривую, каждая точка  которой имеет одну и ту же координату дохода и координаты цены и объема, характеризующие поведение спроса, то есть - множество точек, лежащих  на пересечении поверхности спроса с плоскостью постоянных доходов, является кривой спроса при данном доходе.

  Полученное  таким образом изображение кривой спроса позволяет иначе взглянуть  и на саму поверхность спроса. Действительно, ее теперь можно представить как  взаимосвязанную совокупность кривых спроса, расположенных в трехмерном пространстве цена-доход-объем и  следующих одна за другой в порядке  увеличения дохода покупателя.

  Следует еще раз подчеркнуть, что последний  способ изображения поверхности  спроса, однако, является следствием из предыдущих построений, но отнюдь не способом построения поверхности спроса. Иначе  определить характер поверхности спроса будет невозможно. В этом легко можно будет убедиться из следующих ниже построений.

  

  Рисунок 1.1.3. Сечение поверхности  спроса плоскостью с  постоянным доходом  С1

  При небольшой величине дохода С1 плоскость постоянных доходов, обозначенная на рисунке 1.1.3 цифрами 1 с краями, изображенными пунктирными линиями, пересекает поверхность спроса перпендикулярно оси доходов и параллельно плоскости цена-объем. В результате пересечения плоскости и поверхности спроса получается кривая спроса, имеющая классический вид. Можно с уверенностью сказать, что при доходах, меньших данного, кривые спроса будут иметь аналогичную форму.

  Однако  при дальнейшем увеличении дохода, кривая спроса, получаемая как пересечение  поверхности спроса с плоскостями  постоянного дохода, начинает несколько  менять свою форму. Это вызвано тем  обстоятельством, что точки поверхности  спроса, лежащие на плоскости объем-доход  постепенно достигают своего максимального  значения по координате объема (в точке  с доходом, равным Сtr), а затем объемы начинают уменьшаться. В том случае, когда доход превышает величину Сtr, кривая спроса меняет свой характер принципиально.

  На  рисунке 1.1.4. показано, каким образом  при фиксированной величине дохода С2 > Сtr плоскость пересекает поверхность спроса, причем получаемая в результате пересечения кривая имеет сложный нелинейный характер. Для более тщательного изучения характера этой кривой следует рассмотреть ее на плоскости. Это изображение на плоскости постоянного дохода приведено на рисунке 1.1.5.

  

  Рисунок 1.1.4. Сечение поверхности  спроса плоскостью с  постоянным доходом  С2> Сtr

  Полученная  кривая необычного характера является кривой спроса, так как характеризует  именно зависимость спроса потребителя  при постоянном его доходе. Из рисунка  легко можно убедиться в том, что кривая получена отнюдь не случайно, а очень даже закономерно. Практически  все кривые, построенные подобным образом и лежащие правее полученной на рисунке, будут иметь аналогичный  характер.

  

  Рисунок 1.1.5. Кривая спроса при  доходе, превышающем  С2> Сtr

  В подавляющем большинстве случаев  на практике приходится иметь дело с классической формой кривой спроса вот по каким причинам. Реальная цена за единицу товара, которую предлагает его производитель, не может быть ниже ее себестоимости Р0. Значит, из изображенной на рисунке 1.1.5 кривой будет "работать" не вся кривая спроса, а только та ее часть, которая лежит правее точки Р0. Но, как следует из графика рисунка 1.1.5, участок кривой спроса при ценах выше себестоимости ведет себя классическим образом. Именно поэтому на практике поведение потребителя, подобно первому участку кривой спроса рисунка 1.1.5, лежащего в области цен от нуля до Р0, встречается очень редко.

 

  Несколько слов о “парадоксе”  Гиффена.

  Приведенные в предыдущем параграфе кривые спроса противоречат канонам классической теоретической экономики. Можно  сказать что эти кривые спроса вообще противоречат смыслу. На самом деле это не так. Приведенные мною построения вовсе не являются чем-то удивительным, парадоксальным и выходящим из ряда вон. Как раз именно они позволяют свести известные в экономике явления, которые до сих пор представлялись некоторым парадоксом, в единую и целостную систему, не оставляя в ней никаких исключений.

  Самым лучшим доказательством этому утверждению  будут служить явления, кажущиеся  парадоксальными с позиций классической теории, рассматривающей рыночное равновесие на плоскости.

  Самый известный парадокс в экономической  теории - "парадокс Гиффена". Английский экономист прошлого века Р. Гиффен обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX века объем спроса на картофель существенно увеличился при росте цен на него, что полностью противоречит классической постановке закона спроса - при росте цены на товар объем приобретаемого товара должен уменьшаться.

  Это явление и получило название "парадокса  Гиффена". В экономической теории, которая рассматривает множество различных товаров, даже выделяют особо нормальные товары и "товары Гиффена"

  Парадокс  Гиффена экономистами объясняется следующим образом: "Дело в том, что картофель представлял основной продукт питания ирландских бедняков. Повышение его цены вынудило их сократить потребление других, более дорогих и качественных продуктов. Поскольку все же картофель оставался сравнительно наиболее дешевым продуктом, объем спроса на него вырос... подобная ситуация представляет единственно возможное исключение из общего закона спроса"1.

  Впрочем, в других отечественных научных  источниках я встречал ту же самую  историю, только не с картофелем, а  с хлебом. И не с ирландскими  бедняками, а с английскими. Но это  не меняет сути изученного явления.

  Таким образом "парадокс Гиффена" рассматривается как исключение из закона. Есть несколько очень логичных интерпретаций этого явления в более сложной постановке, в том числе и с помощью инструментария математического моделирования, когда рассматривается общая система взаимосвязей товаров, цен, объемов и доходов. При этом приходится делать ряд допущений о замкнутости системы, о характере доходов и т.п.

  К тому же известно, что открытое Гиффеном явление вовсе не является исключением из совокупности всех экономических наблюдений, именно поэтому теоретики и говорят о "товарах Гиффена", а не об одном товаре.

  

  Рисунок 1.2.1. Классические кривые спроса и "парадокс Гиффена"

  Если  рассматривать кривую спроса в классической постановке (рисунок1.2.1), то легко убедиться в том, что действительно по закону спроса такое поведение потребителей в принципе невозможно - с увеличением цен на товар объемы его приобретения должны уменьшаться, но не увеличиваться. Увеличение объемов спроса при одновременном увеличении цен по сути классической теории означает переход от старой кривой спроса при доходе C1 к новой кривой спроса при новых, более высоких доходах C2, что показано стрелкой на рисунке 1.2.1.

  Рассмотрю данный парадокс в полученной выше интерпретации. Для этого воспользуюсь графиком рисунка 1.1.5 и изображу его  на новом рисунке 1.2.2.

Информация о работе Парадоксы микроэкономики